КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль партий в политической системе
Политическая Система Общества - профсоюзы и др. организации и движения, преследующие политические цели, а так же нормы, политические традиции и установки. Нередко говорят также и о политической системе в широком смысле слова (о политической организации общества), чтоб учесть наличие и действие в обществе институтов и сил, не только задействованных во властных структурах, но и находящихся в аппозиции к существующим на данный момент властям. В условиях современного капитализма механизму диктатуры монополий рабочий класс и др. трудящиеся противопоставляют свои политические организации, прежде всего коммунистические и рабочие партии. Политическая партия - политическая организация, выражающая интересы общественного класса или его слоя, объединяющая их наиболее активных представителей и руководящая ими в достижении определенных целей и идеалов. В классовом обществе борьба между враждебными классами неизбежно становится борьбой политической. " Самым цельным, полным и оформленным выражением политической борьбы классов является борьба партий " - В.И.Ленин. Наиболее реакционной и агрессивной из всех буржуазных партий являлась Гитлеровская фашистская партия (национал - социалистическая партия Германии). Эта партия является примером партий культа личности. В СССР аналогичной ей была КПСС. Хотя КПСС задумывалась, как партия для изменения страны в лучшую сторону. Если бы к власти не пришел И.В. Сталин то изменения задуманы В.И. Лениным возможно бы свершились. И сейчас Россия если бы не обгоняла, то шла бы на уровне развития стран Западной Европы и США. Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной политической борьбы между различными фракциями и течениями. Руководящие органы многих партий составляются на основе представительства от различных фракций. В программах партии обычно подчеркиваются их намерения служить интересам определенных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах. Организация избирательного процесса - важная но далеко не единственная функция партии. Еще одна важная функция партии - отбор и выдвижение политических лидеров. Политику необходима способность быстро ориентироваться в расстановке политических сил, предвидеть отдаленные последствия своих действий, находить союзников, нейтрализовать соперников и определить наиболее эффективные пути достижения поставленных целей. И, наконец, важнейшая функция партий в современном демократическом обществе - служить началом связи между гражданским обществом и государством. Политическое партнерство - это вид взаимоотношений между субъектами политической? жизни, заключающийся в выработке единой позиции по тем или иным вонросам, практике совместных политических действий, долгосрочных, основанных на совпадении по ряду важнейших моментов стратегии, тактики, политических программ, выражающих интересы этих субъектов. Политические партии, которые имеют реальные возможности участвовать в формировании государственных органов, воздействовать на внутреннюю и внешнюю политику страны, в совокупности составляют партийную систему общества. В настоящее время, основными типами партийных систем являются: двухпартийная и многопартийная системы. Политическая система - часть политической сферы, интегрированная совокупность государственных и негосударственных институтов, осуществляющих власть, управление делами общества, регулирование отношений между социальными группами, обеспечивающих стабильность и определенный социальный порядок. Политическая партия - это добровольный союз на идеологической основе, целью которого является завоевание власти либо участие власти на государственном уровне. Власть же в свою очередь служит необходимым условием претворения в жизнь партийных программ, выражающих интересы определенной группы людей или целого класса.Принципы и методы политического прогнозирования Живая система любого уровня организации испытывает потребность заглянуть в будущее. Больше того, оа обращена в будущее, и вся ее деятельность так или иначе имеет прогностический характер Практика управления социально-политическими процессами подтверждает, что чем выше уровень прогнозирования, тем эффективнее, результативнее планирование и управление. Для органов политического руководства иметь научно обоснованные прогнозы значит предвидеть ход развития политических событий. В самом общем виде прогнозирование - это опережающее отражение действительности. Способность прогнозирования является интеллектуальной деятельностью человека, одной из основных функций человеческого сознания. Естественно стремление человека снизить уровень этой неопределенности. Вопрос о будущем России - это, в сущности, основной вопрос сегодняшнего дня. Еще никогда будущее не выглядело, по-видимому, так неопределенно для наших людей; еще никогда они не стремились в большей мере эту неопределенность рассеять, так как она многих пугает, сковывает энергию и инициативу. Поэтому выдвигаются десятки партийных программ развития общества. Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках их осуществления. Процесс же разработки прогнозов называется прогнозированием. Прогнозирование - это специальные научные исследования конкретных процессов, явлений, событий, в итоге которых из одних, уже известных сведений о прошлом и настоящем, получают представление о возможных состояниях прогнозируемого объекта. Каждый прогноз разрабатывается с целью избежать нежелательных результатов вероятностного развития событий и ускорения вероятного развития в желательном направлении. Это не что иное как идеальный образ, модель. Прогноз - это описание вероятных процессов, событий. Выделяют два аспекта прогнозирования: предсказательный, подразумевающий описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений, и предуказательный, предусматривающий собственно решение этих проблем, использование информации о будущем в целенаправленной деятельности. Следовательно, в проблеме прогнозирования можно выделить две стороны: теоретико-познавательную и управленческую, связанную с возможностью принятия на основе прогностического знания решения. Целесообразно различать внутриполитическое и внешнеполитическое прогнозирование. Внутриполитическое прогнозирование - это сфера внутренней политики, а внутренняя политика. Для внутренней политики характерна прямая или косвенная связь с государственной властью. В сферу политики входят политические движения, политические отношения, политическое сознание и поведение, направление решений и действий социальных группировок и их лидеров внутри государства, выбор государством того или иного направления действий на международной арене и др. Содержанием внутренней политики является деятельность государства, партий, всех элементов политической организации общества. В свою очередь, структура политической деятельности состоит из следующих элементов: субъекты политической деятельности -государство, классы, социальные слои, партии, политические лидеры (формальные и неформальные); объекты политики внешние и внутренние, в том числе другие государства, экономика географическая среда, идеология, право, культурная среда, цели политики и средства достижения политических целей. Сложный характер политического развития делает особенно актуальной необходимость разработок с целью выявления, с одной стороны, перспективных политических проблем и оптимальных 'путей их решения в интересах оптимизации процессов управления политическими процессами, а, с другой - предвидения тех или иных политических событий, как желательных, так и нежелательных. Необходимо различать два аспекта в области прогнозирования внутренней политики. Один из них связан с прогнозными оценками конкретных политических событий. Этот аспект имеет прикладной характер и на практике обычно осуществляется в процессе самой политической деятельности. Субъектом прогноза при этом выступает, как правило, государственные и политические органы. Другой аспект прогноза охватывает деятельность политических институтов общества и политические процессы, происходящие в нем. Разработчиком прогноза здесь обычно выступает тот или иной научный коллектив, специализированный на изучении политической системы. На основе прогностических методов оценивается общая обстановка в мире, регионе, стране, изучаются тенденции, направления развития и факторы, которые определяют то или иное событие, делаются попытки оценить новые возможные факторы развития. На этой основе возникает возможность создавать различные прогнозы. Различают два типа прогнозов: поисковые и нормативные. Поисковый прогноз - определение возможных состояний того или иного политического явления, процесса, события в будущем путем экстраполяции наблюдаемых тенденций при условном абстрагировании от решений, способных видоизменить эти тенденции. Цель этого типа прогнозов - выявление и уточнение перспективных проблем, подлежащих решению средствами политического управления. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет в обществе при условии сохранения существующих социально-политических тенденций? Нормативный прогноз - определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта политического прогнозирования, принимаемых в качестве цели. Имеется в виду прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей. Такой прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого? По периоду упреждения - промежутку времени, на который рассчитан прогноз, различаются оперативные (текущие), краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и дальнесрочные прогнозы. Оперативный прогноз (до одного мес.). как правило, рассчитан на перспективу, когда не ожидается существенных изменений объекта исследования - ни количественных, ни качественных. Краткосрочный прогноз (до 1 года) рассчитан на перспективу преимущественно количественных изменений. Долгосрочный (свыше 5 лет - до 10-15 лет) прогноз предусматривает предсказание преимущественно качественных изменений. Среднесрочный охватывает перспективу между кратко- и долгосрочным преобладанием количественных изменений над качественными Сверхдолгосрочный прогноз рассчитан на перспективу, когда ожидаются столь значительные качественные изменения, что по существу можно говорить лишь о самых общих перспектива» развития в области политических отношений. (Время зависит от состояния политической системы). Объективные основы и условия политического прогнозирования состоят в том, что их будущее заключено в настоящем, но только в возможности; новое содержится в старом (прошлом), но также только в возможности. Важнейшим фактором прогнозирования является действие объективных законов. Это позволяет субъекту прогноза судить о том, что определяемая законом связь явлений непременно проявит себя и в будущем, если не изменятся условия действия закона. Отсюда вытекает, что будущие политические события можно предвидеть.Одним из самых общих законов действительности является закон причинности. Зная причины, мы можем предсказать и следствия этих причин. История развивается по объективным законам, но творят ее люди. Они либо ускоряют, либо замедляют развитие истории в зависимости от того, учитываются ими эти законы или нет. Можно хорошо знать законы, но не уметь их использовать. Например, политические отношения проявляются прежде всего как политические интересы. Поэтому в механизме действия системы социально-политических законов важную роль играет такой объективный фактор, как социально-политические интересы, потребности и стимулы не раз и навсегда данные в неизменном виде. В прогнозировании важнейшее значение имеет информация о всех интересах, потребностях и стимулах различных слоев населения. По мере познания законов и практического применения этих законов механизм использования законов постепенно становится механизмом их действия. Механизм действия и использования законов складывается из следующих основных звеньев: выработка политики, основанной на познанных законах; планирование и прогнозирование; выявление и разрешение противоречий; привлечение, активизация и организация людей для реализации требований законов и разрешения противоречий. Прогнозирование является обязательным условием в механизме действия законов, который предполагает целенаправленную деятельность людей. Для прогнозирования политических событий, процессов большое значение имеет знание политической обстановки, политической ситуации. Объективной основой прогнозирования является и системное строение исследуемого политического явления, процесса. Понятие "система" означает совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. В области развития политической жизни важен прогноз процесса взаимодействия всех элементов политической системы. Все элементы политической системы находятся в постоянном изменении, развитии. Поэтому речь может идти не только о прогнозировании политических событий, но и о прогнозировании политических процессов. Прогнозирование, как было отмечено, это не просто предвидение, а специальные научно-исследовательские разработки, сделанные на основе прогностических принципов и специфических методов. Существует так называемая прогнозирующая система, апробированы этапы разработки прогнозов и т.д. Прогнозирование основывается на принципах альтернативности, непрерывности и верификации (проверяемости). Методами политического прогнозирования являются: методы коллективной экспертной оценки, коллективная генерация идей ("мозговая атака); построение сценариев; методы прогнозной экстраполяции; методы моделирования. В каждой группе методов существуют десятки способов разработки прогнозов. Прогнозирование - это многоступенчатый процесс научного исследования, предусматривающий постановку цели, получение информации, ее обработку, оценку и анализ, определение перспектив и вероятности реализации прогноза. Эффективное политическое прогнозирование возможно только при условии постоянной корректировки прогнозов самой последней информации. Широкое использование возможностей, которые представляет политическое прогнозирование, позволит эффективнее решать возникающие политические проблемы.
Политические технологии Технология (греч. - искусство, умение, мастерство.) - совокупность приемов и способов получения, обработки информации о политических процессах, способы оптимизации политики, повышения эффективности политических решений. Термин широко используется в теории и практике политического управления, технологизация связана с методами политического действия, с теорией решения проблем, эвристическими методами, программированием и политическими исследованиями.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |