КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-психологические методы управления. Теории руководства и лидерства
Теории руководства и лидерства · Теория великих людей. Лидерами рождаются, а не становятся. Лучшие руководители, от рождения обладают определенным набором качеств. Наполеон, Сталин, Ленин, Македонский. · Теория- Поведенческий подход к лидерам. В основе условный рефлекс, лбое качество, можно воспитать. Эффективность управления определяется не качествами, а манерой и стилем общением и поведение руководителя. · Теория ситуационная. Люди становятся лидерами, и не только в силу личных способностей, но и в илу различных обстоятельств. Все остальные теории относятся к ситуационной теории. · Путь и цель. Нету оптимального стиля, лидер должен применять такой стиль, который в большей степени отвечал бы сложившейся ситуации (японский менеджмент) · Теория жизненного цикла. В определенном возрасте, человек уже может отвечать за свое поведение, прогнозировать последствии действий, формулировать точное желание и цели, соответственно управлять будет более эффективно. То есть такой руководитель может определить уровень зрелости исполнителя, к тем или иным задачам, допустить меньше ошибок. · Теория модели принятия решений руководителя. Эта теория определяет зависимость руководства от стиля управления. Переход к рыночной экономике, рост конкурентной борьбы выдвинули на первый план в качестве ключевого фактора успеха человеческий фактор. Основная цель предприятий, функционирующих в рыночной среде, - удовлетворение потребностей потребителей. Но сегодня потребитель рассматривается в двух аспектах: · внешний потребитель, для которого производятся продукция и услуги. Его удовлетворенность связана с теми выгодами, которые он получает в процессе приобретения и потребления продукции; · внутренний потребитель - это персонал организации, который также ищет выгоды от потребления "продукции", но в качестве продукции выступает процесс и результат труда. В соответствии с тем, как организован его труд и каков уровень достижения цели, зависит степень удовлетворенности персонала (внутреннего потребителя). Проблемы первого направления рассматриваются в маркетинге. Наша задача - рассмотреть роль социально-психологических методов управления в решении проблемы удовлетворенности персонала (внутреннего потребителя). Напомним, что в соответствии с теорией Портера - Лоулера, именно результативный труд (достижение поставленной цели) приводит к удовлетворенности трудом. Цель социально-психологических методов управления - познание и использование законов психической деятельности людей для оптимизации психологических явлений и процессов в интересах общества и личности. В этом состоит единство, тесная связь и взаимообусловленность социальных и психологических методов управления. Однако между ними существует и различие: при помощи социальных методов осуществляется управление отношениями в группах и между группами; при помощи психологических - управление поведением индивида и межличностными отношениями в группе. Цель социологических методов - управление формированием и развитием коллектива, создание в коллективе положительного социально-психологического климата, оптимальной сплоченности, достижения общей цели путем обеспечения единства интересов, развития инициативы и т. п. В основе социологических методов лежат потребности, интересы, мотивы, цели и т. п. 1. Методы управления отдельными групповыми явлениями и процессами включают: · методы повышения социальной активности, которые призваны повышать инициативу и творческое отношение членов коллектива к исполнению служебных и общественных обязанностей: · методы социального регулирования - для упорядочения общественных отношений в коллективах на основе выявления общих целей, интересов; · методы управления нормативным поведением - упорядочение социальных отношений путем нормирования поведения. 2. Методы управления индивидуально-личностным поведением призваны обеспечить необходимое производственное поведение персонала в соответствии с поставленными целями: · внушение - непосредственное воздействие на волю индивида в сложных, критических ситуациях; · методы личного примера рассчитаны на эффект подражания; · методы ориентирующих условий используются для изменения отношения персонала к труду. Для этого необходимо информировать о ходе выполнения заданий, о доходности и рентабельности, о заработной плате и других показателях деятельности предприятия и индивида. Цель психологических методов - создание морально-психологического климата, способствующего активизации деятельности индивида и повышения степени удовлетворенности процессом труда в коллективе, на предприятии. Объектом психологических методов на уровне предприятия является индивид, субъектом - руководитель. К психологическим методам относятся: 1. методы формирования и развития трудового коллектива с учетом психологической и социально-психологической совместимости; 2. методы гуманизации отношений между работниками и руководителями, соответствующие принципам социальной справедливости: стиль руководства, этика и культура управления; 3. методы психологического побуждения (мотивации), формирующие у работников инициативу, предприимчивость, стремление к высокопроизводительному труду; 4. методы профессионального отбора и обучения ориентированы на соответствие психологических характеристик человека выполняемой работе. Выбор методов во многом определяется компетентностью руководителя, организаторскими способностями, знаниями в области социальной психологии. Познание социально-психологических и индивидуальных особенностей исполнителей дает руководителю возможность сформировать и принять оптимальный стиль управления и тем самым обеспечить повышение эффективности деятельности предприятия за счет улучшения социально-психологического климата и повышения степени удовлетворенности трудом. 34 .Социально-психологические особенности рабочей группы (малые социальные группы) . Социально-психологические особенности рабочей группы. Человеческое общество состоит из различных социальных групп. Основная их часть — это малые группы. Под малой группой понимают небольшое, относительно устойчивое объединение людей, имеющее общую цель, установившиеся деловые и личные отношения (семья, группы детского сада, школьный класс, спортивная команда и т.п.). Малая группа отличается от других видов человеческих объединений тем, что она представляет собой официально или неофициально существующую ячейку общества, выполняющую в нем определенную социальную функцию и имеющую свою внутреннюю структуру. Разновидностью малой социальной группы является рабочая группа — команда — коллектив. Основные условия формирования рабочей группы: свобода и открытость информационного обмена; взаимная поддержка действий, убежденность в их оправданности; доверие, дружелюбие в отношениях сторон. Рабочая группа (коллектив) — социальная группа, общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи. Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать следующим требованиям: успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности); иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения; создавать для каждого своего члена возможность развития личности; быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности. Рабочая группа имеет сходные черты и отличия от других социальных групп:
Рабочие группы можно классифицировать по различным признакам, которые показывают все их многообразие. Классификация рабочих групп
Рабочая группа объединяет два компонента: 1) материальный — физические силы, индивиды; 2) духовный — идеология и психология. Идеология рабочей группы — система идей и взглядов, выражающих социально-политические представления, регулирующие конечные цели трудовой деятельности. Психология рабочей группы — совокупность социально-психологических процессов и явлений, возникающих в процессе формирования и функционирования рабочей группы на основе становления внутренних связей, форм и способов удовлетворения потребностей ее членов (социально-психологический климат, способы общения, общественное мнение, настроение, обычаи и традиции, проблема лидерства, природа внутригрупповых конфликтов).
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 863; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |