Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребность и мотив. Характеристика мотивационной сферы личности. Направленность личности




Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром. Современная психология считает источником активности личности ее потребности.

Потребность - это психическое состояние личности, выражающее ее зависимость от конкретных условий существования. Потребности можно классифицировать по разным основаниям:

1) по субъекту (чьими являются потребности): общественные - классовые - групповые - личные;

2) по объекту (на что направлены потребности): материальные (пища, одежда, жилье и т.п.) - духовные (познание, признание, авторитет, эстетические, этические и т.п.);

3) по происхождению: естественные (биологические) - культурные (социальные).

Примером естественных потребностей являются потребность в пище, движении, избегании угрозы, продолжении рода. Культурные потребности возникают в течение жизни человека в процессе его воспитания и обучения: потребность в принадлежности к определенной группе людей, в труде, познании. Естественные потребности человека также имеют культурно-исторический характер: если голодный дикарь рвал мясо зубами, то современный человек, утоляя голод, пользуется посудой и столовыми приборами.

Потребности характеризуются следующими признаками:

1. Любая потребность имеет свой предмет, т. е. она всегда есть осознание нужды в чем-то;

2. Всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется.

3. Потребность обладает способностью воспроизводиться.

Потребности тесно связаны с мотивами, которые представляют собой побуждения к деятельности, нацеленной на удовлетворение потребностей субъекта. Между потребностями и мотивами нет однозначной связи. Потребность школьника в самоутверждении может привести к внешне совершенно разным видам деятельности по ее удовлетворению, этим разным видам и соответствуют разные мотивы, например: заработать самостоятельно значительную сумму денег, преодолеть страх, возникающий в определенной ситуации, добиться расположения самой красивой одноклассницы, стать призером престижных соревнований и т.д.

А. Н. Леонтьев рассматривал мотивы как объекты, отвечающие той или иной потребности, и считал, что они выполняют двоякую функцию: 1) побуждают и направляют деятельность - это мотивы-стимулы; 2) придают деятельности субъективный характер, «личностный смысл» - это смыслообразующие мотивы.

Классификация мотивов:1) близкие – далекие; 2) осознаваемые – неосознаваемые; 3) осознаваемые – реально-действенные; 4) общественные – личные; 5) внутренние (совершение деятельности ради самой деятельности) – внешние (действия ради награды, зарплаты, поощрения) и др.

Совокупность мотивов – мотивация.

В процессе погружения в деятельность человек увлекается ее, происходит полное вхождение в деятельность и начинает действовать механизм: сдвиг мотива на цель.

В основе любой деятельности человека лежит мотив, побуждающий его к этой деятельности. Однако соотношение деятельности и мотива как личностного образования является сложным и многозначным. Мотив выступает в качестве компонента сложной системы - мотивационной сферы личности, под которой понимается вся совокупность мотивов личности, формирующихся и развивающихся в течение ее жизни. В целом эта сфера динамична и развивается в зависимости от обстоятельств. Некоторые мотивы могут проявляться лишь иногда, в определенных условиях - их называют ситуативными. Другие мотивы относительно устойчивы (устойчивые) и, доминируя, образуют стержень, ядро всей мотивационной сферы. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации, называется направленностью личности. Наиболее распространенной классификацией направленности является выделение трех основных видов направленности личности: на себя, на взаимодействие, на задачу.

Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознаваемыми и неосознаваемыми. Основную роль в направленности личности играют осознанные мотивы. Кратко охарактеризуем их: желание — осознанная потребность в влечение к чему-либо определенному; стремление - возникает при включении в структуру желания волевого компонента; интерес - познавательная форма направленности на предметы; склонность — при включении в интерес волевого компонента; идеал - конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности; убеждение - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Совокупность убеждений представляет собой мировоззрение личности.

Среди неосознаваемых побуждений личности лучше всего изучены установки. Под установкой в психологии понимается неосозноваемое личностью состояние готовности определенным образом воспринимать, оценивать и действовать с объектом в соответствии с прошлым опытом. В исследованиях ДН Узнадзе раскрыт процесс формирования установок, определяющих поведение личности. Чаще всего они являются результатом поспешных выводов из фактов личного опыта человека и некритического усвоения стереотипов мышления. К неосозноваемым мотивам относятся также влечения, которые определяются как неопредмеченное побуждение.

Концепции мотивации.

Известная концепция мотивации поведения человека, принадлежит А. Маслоу. Чаще всего, когда говорят о данной концепции, имеют в виду существование иерархии человеческих потребностей и их классификацию, предложенную Маслоу. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей физиологические (органические) потребности, потребности в безопас­ности, потребности в принадлежности и любви, потребности уважения (почита­ния), познавательные потребности, эстетические потребности, потребности в са­моактуализации. Причем, по мнению автора, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину.

Теории инстинктов З. Фрейда и У. Макдугалла, предложенные в конце XIX в. и получившие наибольшую попу­лярность в начале XX в. Пытаясь объяснить социальное поведение человека по аналогии с поведением животных, Фрейд и Макдугалл свели все формы челове­ческого поведения к врожденным инстинктам. Так, в теории Фрейда таких ин­стинктов было три: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессивности. Макдугалл предложил набор из десяти инстинктов: инстинкт изобретательства, инстинкт строительства, инстинкт любопытства, инстинкт бегства, инстинкт стад­ности, инстинкт драчливости, репродуктивный (родительский) инстинкт, ин­стинкт отвращения, инстинкт самоунижения, инстинкт самоутверждения. В бо­лее поздних работах Макдугалл добавил к перечисленным еще восемь инстинк­тов, в основном относящихся к органическим потребностям.

Ос­новной научной разработкой отечественных психологов в области проблем моти­вации является теория деятелъностного происхождения мотивационной сферы человека, созданная А. Н. Леонтьевым. Соглас­но его концепции, мотивационная сфера человека, как и другие его психологиче­ские особенности, имеет свои источники в практической деятельности. В частно­сти, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т. е. взаимного соответствия, а в основе ди­намических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит подчиняющееся объективным социальным законам развитие системы деятельностей. Таким образом, данная концепция объясняет происхождение и динамику мотивационной сферы человека. Она показывает, как может изменяться система деятельностей, как преобразуется ее иерархизированность, каким образом возни­кают и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие модификации происходят с действиями. В соответствии с закономерностями развития деятельностей можно вывести законы, описывающие изменения в мотивационной сфере человека, приобретение им новых потребностей, мотивов и целей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.