Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)




Общение как условие развития личности. Функции и основные психологические закономерности общения.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение может подразделяться на многообразные виды в зависимости от содержания, целей и средств.

По содержанию:

материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;

когнитивное - обмен знаниями;

кондиционное- обмен психическими или физиологическими состояниями;

мотивационное - обмен побуждениями, целями, мотивами;

деятельностное - обмен действиями, операциями, навыками.

По целям:

1. биологическое - ради поддержания, сохранения и развития организма;

2. социальное - для укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

По средствам:

3. непосредственное - процесс общения происходит напрямую, без посредников.

4. опосредствованное - с использованием специальных средств и орудий;

5. прямое - через личные контакты;

6. косвенное - через посредников.

Важнейшими средствами общения людей являются:

7. невербальное - без использования естественного языка, то есть при по мощи мимики, жестов, пантомимики и пр.;

8. вербальное - с помощью языковых средств.

Функции общения по классификации, предложенной Л. Карпенко:

• контактная - взаимная готовность партнеров по общению к передаче и приёму информации;

• информационная - получение новой информации и обмен замыслами, мнениями;

• побудительная - стимуляция активности партнера по общению, направленная на побуждение го к тем или иным действиям;

• координационная - взаимное ориентирование и согласование действий по организации совместной деятельности;

9. достижение взаимопонимания - и смысловое, и эмоциональное;

10. амотивная - обмен эмоциями;

11. установление отношений - осознание своего места в системе отноше ний, статуса, роли;

12. оказание влияния - изменение состояния, поведения, замыслов личности.

Выделяют три стороны общения - коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией (представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками).

Средства общения. Различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (используются неречевые знаковые системы) коммуникации. Существуют исследования, которые утверждают, что до 90% информации передается на невербальном уровне (А. Пиз).

Невербальные средства общения подразделяются:

1. на визуальные:

· кинесика- движения рук, головы, туловища, походка;

· выражение лица, выражение глаз;

· позы - осанка, посадка головы;

· направление взгляда, визуальные контакты;

· кожные реакции: покраснение, побледнение;

· проксемика (пространственная и временная организация общения)

· вспомогательные средства общения (признаки пола, возраста, одеж да, прическа, косметика и т. д.);

2. акустические:

· паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность);

· экстралингвистические (речевые паузы, смех, плач, вздохи, г тель _ \ га

ит.д.);

3. тактильные (прикосновение, пожатие руки)

4. ольфакторные:

· приятные и неприятные запахи окружающей среды;

· естественный и искусственный запахи человека.

Невербальное поведение человека, несмотря на свою подчиненность языку, обладает относительной самостоятельностью, формируется в конкретной культуре и несет ее отпечатки и не всегда осознается человеком. Это может приводить к возникновению коммуникативного диссонанса, когда наблюдается расхождение между вербальным и невербальным уровнями сообщения информации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.