КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
Общение как условие развития личности. Функции и основные психологические закономерности общения. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Общение может подразделяться на многообразные виды в зависимости от содержания, целей и средств. По содержанию: • материальное - обмен предметами и продуктами деятельности; • когнитивное - обмен знаниями; • кондиционное- обмен психическими или физиологическими состояниями; • мотивационное - обмен побуждениями, целями, мотивами; • деятельностное - обмен действиями, операциями, навыками. По целям: 1. биологическое - ради поддержания, сохранения и развития организма; 2. социальное - для укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. По средствам: 3. непосредственное - процесс общения происходит напрямую, без посредников. 4. опосредствованное - с использованием специальных средств и орудий; 5. прямое - через личные контакты; 6. косвенное - через посредников. Важнейшими средствами общения людей являются: 7. невербальное - без использования естественного языка, то есть при по мощи мимики, жестов, пантомимики и пр.; 8. вербальное - с помощью языковых средств. Функции общения по классификации, предложенной Л. Карпенко: • контактная - взаимная готовность партнеров по общению к передаче и приёму информации; • информационная - получение новой информации и обмен замыслами, мнениями; • побудительная - стимуляция активности партнера по общению, направленная на побуждение го к тем или иным действиям; • координационная - взаимное ориентирование и согласование действий по организации совместной деятельности; 9. достижение взаимопонимания - и смысловое, и эмоциональное; 10. амотивная - обмен эмоциями; 11. установление отношений - осознание своего места в системе отноше ний, статуса, роли; 12. оказание влияния - изменение состояния, поведения, замыслов личности. Выделяют три стороны общения - коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией (представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками). Средства общения. Различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (используются неречевые знаковые системы) коммуникации. Существуют исследования, которые утверждают, что до 90% информации передается на невербальном уровне (А. Пиз). Невербальные средства общения подразделяются: 1. на визуальные: · кинесика- движения рук, головы, туловища, походка; · выражение лица, выражение глаз; · позы - осанка, посадка головы; · направление взгляда, визуальные контакты; · кожные реакции: покраснение, побледнение; · проксемика (пространственная и временная организация общения) · вспомогательные средства общения (признаки пола, возраста, одеж да, прическа, косметика и т. д.); 2. акустические: · паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность); · экстралингвистические (речевые паузы, смех, плач, вздохи, г тель _ \ га ит.д.); 3. тактильные (прикосновение, пожатие руки) 4. ольфакторные: · приятные и неприятные запахи окружающей среды; · естественный и искусственный запахи человека. Невербальное поведение человека, несмотря на свою подчиненность языку, обладает относительной самостоятельностью, формируется в конкретной культуре и несет ее отпечатки и не всегда осознается человеком. Это может приводить к возникновению коммуникативного диссонанса, когда наблюдается расхождение между вербальным и невербальным уровнями сообщения информации.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |