КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вводно-мотивационный компонент учебной деятельности
Психологическая сущность и структура учебной деятельности, ее компоненты. Приступая к рассмотрению вопроса об основных характеристиках учебной деятельности, вспомнить отличия таких понятий: обучение, учение, учебная деятельность. Обучение - это система педагогических воздействий, направленных на присвоение ребенком нормативных образцов познания, поведения, созданных обществом. Учение - это сложный процесс переработки (переосмысления) собственного опыта, его изменения под воздействием обучения. Иными словами: учение - это принятие норматива, но обязательно «пропущенного через субъективный опыт». В России разработаны психологической теории учебной деятельности - Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и другие. Они опирались на теоретические разработка JI.C. Выготского, C.J1. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. Понятие учебная деятельность, введенное Д.Б. Элькониным, обозначает особую деятельность ученика, сознательно направленную им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в качестве своих личных целей. Можно говорить о пяти характеристиках учебной деятельности в сопоставлении с учением: 1. она специально направлена на овладение материалом и решение учебных задач; 2. в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия; 3. общие способы действия предваряют решение задач 4. учебная деятельность ведет к изменению в самом субъекте. 5. происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося Выделяют три компонента учебной деятельности: 1) вводно-мотивационный компонент (учебная мотивация); 2) операционально-познавательный компонент (учебные задачи и учебные действия, образующие учебную ситуацию); 3) рефлексивно-оценочный компонент (учебные действия контроля и оценки). Первым условием эффективности учебного процесса является формирование мотивации учения. Под термином «мотивация» понимается сложная, многоуровневая система побудителей, включающая в себя потребности, мотивы, ценности. Для понимания мотивации людей необходимо отталкиваться от понятия «потребности». Известный американский психолог А.Маслоу выделил пять базовых потребностей: 1) Физиологические потребности (потребность в пище, воде, сне и т.д.). По мнению автора, это самые насущные из всех потребностей, пока они не будут удовлетворены, потребности более высокого уровня не будут актуализироваться. 2) Потребности в безопасности (свобода от страха, тревоги, потребность в стабильности и защите). 3) Потребность в принадлежности и любви (желание иметь дружеские отношения, быть полноправным членом организации, преодолеть чувство одиночества). 4) Потребность в признании (завоевание статуса, признания, престижа). 5) Потребность в самоактуализации (стремление к актуализации заложенных в человеке возможностей). В более поздних работах А. Маслоу представил еще две потребности: потребность в познании и понимании, эстетические потребности.___ Потребность — это негативное состояние, состояние недостатка, порождающее поисковое поведение. Мотив, по А.Н. Леонтьеву, это опредмеченная потребность. Например, познавательная потребность ученика вызывает поисковую активность (чтение книг, посещение лекций и т.п.). Эта деятельность приводит к осознанию интереса к математике. Т.е. познавательная потребность опредметилась в математических знаниях. Мотивом дальнейшего поведения ученика является получение знаний по математике. Осознание мотива позволяет поставить цель, например, поступление на математический факультет, или - самостоятельное изучение математики. Значит, мотив - это побуждение к определенной деятельности. При классификации мотивов учения выделяют две основные группы, которые, в свою очередь, содержат мотивы разных уровней. I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности (познавательные). 1. мотивы, связанные с содержанием учения: стремление ученика узнать новые факты, понять закономерности, проникнуть в суть явления; 2. мотивы, связанные с процессом учения: стремление проявить интеллектуальную активность, преодолевать препятствия в процессе решения задач; II. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности (социальные мотивы). 1. широкие социальные мотивы: долг и ответственности, понимание социальной значимости учения; 2. узкие социальные мотивы: стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение; 3. мотивы социального сотрудничества: ориентация на разные способы сотрудничества с другим человеком (М.В. Матюхина, А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов). К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения, действия вместе с другими и для других, познание нового. Внутренние мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью. Мотивы, побуждающие данную деятельность, но непосредственно не связанные с ней, называются внешними по отношению к этой деятельности. Учителю в работе необходимо обращать внимание, что в процессе обучения у школьников складывается иерархия мотивов учения, где доминирующими могут быть или познавательные мотивы, или широкие социальные мотивы. Но именно развитие внутренней мотивации учения -это движение вверх. Гораздо проще двигаться вниз, поэтому в реальной педагогической практике родителей и учителей часто используются такие «педагогические подкрепления, которые приводят к регрессу мотивации учения у школьников. Ими могут быть: чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно завышенные оценки, материальное вознаграждение, а также жесткие наказания, принижающая критика, неоправданно заниженные оценки.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |