Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль обучения в развитии теоретического мышления




Гипотеза Л.С. Выготcкого о соотношении обучения и развития. Теория развивающего обучения.

Обучение — это процесс целенаправленной, последовательной передачи общественно- исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества.

Вопрос об отношении обучения и развития школьников, согласно Л.С. Выготскому, является центральным и основным вопросом.

В 1935 г. вышел сборник статей Л.С. Выготского под общим названием «Умственное развитие детей в процессе обучения». В него вошла статья «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте», посвященная теориям, исследовавшим соотношение обучения и развития.

Первая теория имеет своим основным положением идею о независимости детского развития от процессов обучения. О - Р

В этом случае обучение понимается как чисто внешний процесс, который должен быть так или иначе согласован с ходом детского развития, но сам по себе не участвует активно в детском развитии.

Согласно этой теории, обучение плетется в хвосте у развития, развитие всегда идет впереди обучения.

Этой теории придерживались такие психологи, как А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др. Этой психологической теории соответствует знаменитый дидактический принцип — принцип доступности (согласно ему ребенка можно и нужно учить лишь тому, что он «может понять», для чего у него уже созрели определенные познавательные способности). Естественно, сторонники этой теории не признают развивающего обучения.

Согласно второй теории обучение и есть развитие. О = Р

При этом обучение полностью сливается с детским развитием, причем под развитием понимается накопление всевозможных привычек. Сторонником этой теории являлся, например, такой крупный американский психолог, как В. Джемс, в России направление данной теории разрабатывали такие крупные отечественные психологи, как Г.С. Костюк, Н. А. Менчинская и др.

Таким образом, любое обучение развивающее, поскольку обучение детей, например, каким- либо математическим знаниям может приводить к развитию у них ценных интеллектуальных привычек.

В третьей теории сделаны попытки преодолеть крайности двух первых теорий путем простого их совмещения. С одной стороны, развитие мыслится как процесс, независимый от обучения. С другой стороны, само обучение, в котором ребенок приобретает новые формы поведения, рассматривается как тождественное развитию. О ↔ Р

По этой теории развитие подготавливает и делает возможным обучение, а последнее как бы стимулирует и продвигает вперед развитие.(немецкий психолог К. Коффка).

Сам Л.С. Выготский не соглашался с решением этого вопроса ни в одной из теорий, даже в третьей, которой он, по-видимому, симпатизировал.

1. Обучение, по Л.С.Выготскому, является движущей силой психического развития. Без обучения эффективное психическое развитие ребенка невозможно.

2. Развитие идет вслед за обучением. Обучение не тождественно развитию, она предполагает переход одного в другое.

3. Л.С. Выготский сформулировал очень важное для педагогической психологии положение о двух уровнях умственного развития ребёнка:

уровень актуального развития - наличный уровень подготовленности, определяемый с помощью задач, которые ученик может выполнить самостоятельно.

 
 

зона ближайшего развития - это расстояние между уровнем актуального развития ребёнка и уровнем возможного развития. Этот уровень определяется с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как пишет Л.С. Выготский: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития... Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день» (Л.C. Выготский, 1991).

 

Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо, - писал Выготский,- когда оно идёт впереди развития» (Л.С. Выготский, 1991;С.388).

Применительно к школе это означает, что обучение должно ориентироваться не столько на уже созревшие функции, пройденные циклы развития, сколько на созревающие функции. Ребёнок в школе осуществляет деятельность, которая постоянно даёт ему возможность роста. Это помогает ему подняться как бы выше самого себя.

Понятие зоны ближайшего развития имеет большое практическое значение для решения вопроса об оптимальных сроках обучения. Зона ближайшего развития гораздо существеннее определяет возможности ребёнка, чем уровень его актуального развития. Два ребёнка по результатам тестов показывают одинаковый уровень актуального развития. Зоны ближайшего развития у этих детей различны. Один ребёнок с помощью наводящих вопросов, примеров, показа решает задачи с опережением в 2 года; а второй ребёнок - только на полгода вперёд. Динамика умственного развития в ходе обучения у этих детей будет различной и соответственно одного и того же более высокого уровня актуального развития они достигнут в разное время и с разной скоростью.

4. Л.С. Выготский изложил содержание основного генетического закона развития психических функций человека: Всякая высшая психическая функция в психическом развитии ребёнка, по мнению Л.С. Выготского, появляется на сцене дважды: в первый раз как деятельность коллективная, социальная, второй раз - как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка.

В 60—70-е гг. в нашей стране развернулись психолого-педагогические исследования различных проблем развивающего обучения в области начального образования (работы коллективов Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, Ш.А. Амонашвили и др.), среднего образования, а также применительно к образованию детей с задержками психического развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.