КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие идей JI.C. Выготского в концепции развивающего обучения
Наиболее полно проблема «соотношения обучения и развития» разработана в концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Развивающее обучение родилось из теории, а не из эксперимента или анализа практического опыта обучения, т.е. сначала была теория об обучении, идущем впереди развития, а потом уже само развивающее обучение стало фактом практики. Именно в пределах начального обучения проводились группой Эльконина - Давыдова теоретические и экспериментальные исследования проблем развивающего обучения в течение 20 лет на базе 91-й московской школы. Система развивающего обучения, по В.В. Давыдову, противопоставлена им существующей системе обучения. Традиционное обучение - догматическое, пассивное, учитель излагает знания в готовом виде, ученики воспринимают и воспроизводят. Традиционное обучение характерно тем, что учитель излагает знания в обработанном, готовом виде; ученики воспринимают и воспроизводят его. Этапы деятельности преподавателя и учащихся в этом дидактическом процессе выглядят так:
Достоинства сообщающего обучения: систематичность, относительно малые затраты времени. Недостатки: слабо реализуется развивающая функция обучения, деятельность ученика репродуктивна. Тем не менее так происходит обучение в большинстве случаев. В.В. Давыдов разработал новую систему обучения с направлением обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному. В этой системе многие понятия усваиваются сначала на основе содержательной абстракции (термин В.В.Давыдова) и лишь затем раскрываются и применяются к отдельным областям действительности. Развивающееся в процессе такого обучения мышление ребенка названо В.В. Давыдовым теоретическим. Целью учения, по этой концепции, является не столько усвоение знаний и умений, сколько развитие познавательных способностей. При этом: вырабатывается знание и понимание самого себя, умение контролировать процесс усвоения новых знаний, способность критически оценивать собственные и чужие действия, независимость в оценках и самооценках, привычка искать доказательства, склонность к дискуссионным способам поиска ответов на любые вопросы, способность аргументировать свое мнение. Такое обучение осуществляется в совместной учебной деятельности учителя и ученика, при которой учитель старается меньше объяснять сам, а больше направлять мыслительную поисковую активность учеников в нужное русло. Так в первом классе, еще до изучения конкретных типов орфограмм, дети открывают само существование орфограммы как проблемы выбора буквы и приучаются спрашивать (взрослого, словарь, справочник) о каждой неизвестной им орфограмме. Содержанием обучения является какое-либо теоретическое понятие (например, длина, площадь, числительное и т.д.). Изучение темы начинается с решения мыслительных задач, а не как обычно - с частных примеров. Учебный предмет не просто излагает знания, а организует познание ребенком свойств отношений, условий происхождения объектов. Методы обучения по развивающей системе достаточно сильно отличаются от традиционных. Занятия в основном проходят в виде дискуссии (диалога): ученики не со слов учителя, а самостоятельно ищут и находят ответы на теоретические вопросы. Учитель при этом ставит вопросы, побуждающие к размышлению. Вопросы задаются таким образом, чтобы ученики максимально опирались на ранее усвоенную теорию и тем самым учились практически ее применять Следует отметить, что вопросы обращены не только к отвечающему («Почему ты так считаешь?), но и к остальным («Кто-то не согласен?»), что способствует общей активности. В.В. Давыдов сформулировал основные положения: «1. Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству I учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и I абстрактного. 2. Знания, конституирующие данный учебный предмет или его основные разделы, учащиеся ' усваивают, анализируя условия их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми. 3. При выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь прежде всего обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний. 4. Это отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде. 5. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно» (В.В. Давыдов, 1986, С. 130). Таким образом, в теории развивающего обучения имеются три тесно связанные между собой концентра: 1. - целенаправленная учебная деятельность, включающая учебно-познавательные мотивы, цель в виде учебной задачи, учебные действия; 2. - теоретические мышление; 3. - учебная рефлексия. Только при наличии всех трех можно говорить о развивающем обучении именно в смысле системы Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Поэтому за эталон развития при данном типе обучения принимают показатели, характеризующие теоретическое мышление: рефлексивность (способность субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией свои собственные способы деятельности); целеполагание; планирование; умение действовать во внутреннем плане, обмениваться продуктами познания. Обучение такого типа способствует развитию самостоятельности мышления и действий ученика, основанной на твердом знании того, что он усвоил и что. ему предстоит усвоить, т. е происходит рефлексивное развитие школьников. В то же время развивающее обучение не развивает те способности, которые изначальш являются нерефлексивными - доверчивость, подражательность, терпимость. При этом обучении го обращается особого внимания на каллиграфию. В настоящее время 10% школ в России работают по данной образовательной системе.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |