Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие идей JI.C. Выготского в концепции развивающего обучения




Наиболее полно проблема «соотношения обучения и развития» разработана в концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Развивающее обучение родилось из теории, а не из эксперимента или анализа практического опыта обучения, т.е. сначала была теория об обучении, идущем впереди развития, а потом уже само развивающее обучение стало фактом практики.

Именно в пределах начального обучения проводились группой Эльконина - Давыдова теоретические и экспериментальные исследования проблем развивающего обучения в течение 20 лет на базе 91-й московской школы.

Система развивающего обучения, по В.В. Давыдову, противопоставлена им существующей системе обучения. Традиционное обучение - догматическое, пассивное, учитель излагает знания в готовом виде, ученики воспринимают и воспроизводят. Традиционное обучение характерно тем, что учитель излагает знания в обработанном, готовом виде; ученики воспринимают и воспроизводят его. Этапы деятельности преподавателя и учащихся в этом дидактическом процессе выглядят так:

Действия учителя Действия ученика
1. Информирует о новых знаниях. 1. Воспринимает информацию, обнаруживает первичное понимание.
2. Организует осмысление учебной информации. 2. Осмысливает понимание учебного материала.
3. Организует обобщение знаний 3. Обобщает усвоенный материал.
4. Организует закрепление учебного материала 4. Закрепляет изученное путем повторения
5. Организует применение знаний и оценивает степень усвоения 5. Применяет изученное в упражнениях, заданиях и пр.

 

Достоинства сообщающего обучения: систематичность, относительно малые затраты времени. Недостатки: слабо реализуется развивающая функция обучения, деятельность ученика репродуктивна. Тем не менее так происходит обучение в большинстве случаев.

В.В. Давыдов разработал новую систему обучения с направлением обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному. В этой системе многие понятия усваиваются сначала на основе содержательной абстракции (термин В.В.Давыдова) и лишь затем раскрываются и применяются к отдельным областям действительности. Развивающееся в процессе такого обучения мышление ребенка названо В.В. Давыдовым теоретическим.

Целью учения, по этой концепции, является не столько усвоение знаний и умений, сколько развитие познавательных способностей.

При этом: вырабатывается знание и понимание самого себя,

умение контролировать процесс усвоения новых знаний,

способность критически оценивать собственные и чужие действия,

независимость в оценках и самооценках, привычка искать доказательства,

склонность к дискуссионным способам поиска ответов на любые вопросы, способность аргументировать свое мнение.

Такое обучение осуществляется в совместной учебной деятельности учителя и ученика, при которой учитель старается меньше объяснять сам, а больше направлять мыслительную поисковую активность учеников в нужное русло. Так в первом классе, еще до изучения конкретных типов орфограмм, дети открывают само существование орфограммы как проблемы выбора буквы и приучаются спрашивать (взрослого, словарь, справочник) о каждой неизвестной им орфограмме.

Содержанием обучения является какое-либо теоретическое понятие (например, длина, площадь, числительное и т.д.). Изучение темы начинается с решения мыслительных задач, а не как обычно - с частных примеров. Учебный предмет не просто излагает знания, а организует познание ребенком свойств отношений, условий происхождения объектов.

Методы обучения по развивающей системе достаточно сильно отличаются от традиционных. Занятия в основном проходят в виде дискуссии (диалога): ученики не со слов учителя, а самостоятельно ищут и находят ответы на теоретические вопросы. Учитель при этом ставит вопросы, побуждающие к размышлению. Вопросы задаются таким образом, чтобы ученики максимально опирались на ранее усвоенную теорию и тем самым учились практически ее применять Следует отметить, что вопросы обращены не только к отвечающему («Почему ты так считаешь?), но и к остальным («Кто-то не согласен?»), что способствует общей активности.

В.В. Давыдов сформулировал основные положения:

«1. Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству I учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и I абстрактного.

2. Знания, конституирующие данный учебный предмет или его основные разделы, учащиеся ' усваивают, анализируя условия их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми.

3. При выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь прежде всего обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний.

4. Это отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде.

5. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно» (В.В. Давыдов, 1986, С. 130).

Таким образом, в теории развивающего обучения имеются три тесно связанные между собой концентра:

1. - целенаправленная учебная деятельность, включающая учебно-познавательные мотивы, цель в виде учебной задачи, учебные действия;

2. - теоретические мышление;

3. - учебная рефлексия.

Только при наличии всех трех можно говорить о развивающем обучении именно в смысле системы Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Поэтому за эталон развития при данном типе обучения принимают показатели, характеризующие теоретическое мышление: рефлексивность (способность субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией свои собственные способы деятельности); целеполагание; планирование; умение действовать во внутреннем плане, обмениваться продуктами познания.

Обучение такого типа способствует развитию самостоятельности мышления и действий ученика, основанной на твердом знании того, что он усвоил и что. ему предстоит усвоить, т. е происходит рефлексивное развитие школьников.

В то же время развивающее обучение не развивает те способности, которые изначальш являются нерефлексивными - доверчивость, подражательность, терпимость. При этом обучении го обращается особого внимания на каллиграфию.

В настоящее время 10% школ в России работают по данной образовательной системе.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.