Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рефлексивно - оценочный компонент учебной деятельности (учебные действия контроля и оценки)




Контрольно-оценочный акт по своей структуре состоит из следующих элементов:

а) цель контрольно-оценочного акта;

б) объект контроля, оценки и коррекции;

в) эталон, с которым сравнивается, сличается объект;

г) результат контроля;

д) критерий оценки;

е) оценка в форме развернутой характеристики контроля с точки зрения выбранного критерия;

ж) отметка;

з) средства коррекции;

и) результат коррекции как новый объект контрольно-оценочной деятельности.

Виды контроля:

1) по этапам обучения (начальный или отборочный, учебный или промежуточный, итоговый или заключительный);

2) по временной направленности (ретроспективный, предупредительный, опережающий, текущий);

3)по частоте контроля (разовый, периодический, систематический);

4)по широте контролируемой области (локальный, выборочный, сплошной);

5)по организационным формам обучения (индивидуальный, групповой, фронтальный);

6)по формам социальной опосредованности (внешний, взаимоконтроль, самоконтроль);

7) по способам осуществления контроля (письменный, устный, стандартизованный, нестандартизованный и т.д.).

Многими исследователями подчеркивается, что для учителя является важнейшим в осуществлении контрольно-оценочной деятельности - умение вовремя (желательно уже в начальной школе) передать эту деятельность учащимся, а затем лишь изредка ее корректировать.

Результаты контроля выражаются в оценке. Выделяют:

1) Индивидуальный способ оценивания - успехи ученика сравнивают с его же прошлыми успехами.

2) Сопоставительный способ оценивания - результаты, действия ученика сравнивают с аналогичными результатами, действиями других учеников.

3) Нормативный способ оценивания - результаты ученика сравнивают с установленными нормами, образцами.

Существует ряд случаев, когда применение общепринятых эталонов в профессиональной педагогической практике неоправданно:

1. Неоправданно применение эталонов в начальной школе, так как дети приходят в первый класс с разным уровнем подготовки, с разной возможностью пользоваться помощью родителей.

2. Также неоправданно применять нормативный подход в тех случаях, когда ученик в силу разных причин отстал в учебе и старается догнать класс. Например, ученик допускал в работе по 10-20 ошибок. После напряженного труда по освоению пропущенного материала количество ошибок сокращается наполовину, и это свидетельство серьезных успехов ребенка, но вместе с тем по существующим нормам ему нельзя ставить положительную отметку.- В этом случае логичнее вообще отказаться от баллов и перейти к текстовым индивидуальным оценкам.

3. Нецелесообразно применять общепринятые эталоны при переходе в режим развивающего обучения, когда учитель изменяет привычную структуру урока.

Согласно Б.Г. Ананьеву педагогическая оценка выполняет две функции: ориентирующую и стимулирующую. В своей первой функции оценка выступает как определенный показатель результатов и уровня достижений ученика в учебной работе.

Стимулирующая функция педагогической оценки связана с побудительными воздействиями на аффективно-волевую сферу ученика.

Выделяютразные виды оценок.

1. По уровню обобщенности педагогическая оценка подразделяется на; 1) парциальную, 2) фиксированную и 3) интегральную.

Парциальная оценка имеет отношение к частному знанию, умению, отдельному акту поведения, выражается в словесной форме, например: «Молодец, Саша, ты хорошо рассказал!».

Фиксированная оценка отражает успехи школьника на уроке, носит более обобщенный характер, обычно выражается в баллах. Фиксированную в баллах оценку часто называют отметкой.

Парциальные и фиксированные оценки служат основой для педагогической характеристики, определяющей в целом личность и поведение школьника, составляют интегральную оценку.

2. По способам предъявления делится на: 1) прямую 2) опосредованную.

Прямая оценка непосредственно обращена к оцениваемому ученику. При опосредованной форме оценка одного из учеников производится через оценку другого учащегося, или через оценку его кем-то из одноклассников.

3. По способу оценочной стимуляции вьщеляют: отсутствие оценки, неопределенная оценка, прямые положительные и отрицательные оценки. Отсутствие оценки, а также неопределенные оценки считаются многими исследователями наиболее худшими по своим психологическим последствиям. Такой способ воздействия не ориентирует человека в результатах его деятельности, дезорганизует поведение, вызывает состояние неуверенности.

Ш.А. Амонашвилли обращал внимание именно на содержательно-оценочную деятельность учителя во время урока. Эта деятельность приучает ребенка оценивать свою учебную работу по различным критериям. Тем самым изменяется сама учебная ситуация на уроке: ученик знает и что от него требуется и как достичь желаемого результата.

От правильности педагогической оценки зависит формирование адекватной самооценки учащегося. При занижении учителем оценок за работу учащегося у ребенка может возникнуть стойкая неуверенность в себе, завышение оценок может привести к возникновению у учащегося аффекта неадекватности. Аффект неадекватности - это устойчивое отрицательное эмоциональное состояние, которое возникает в связи с наступившим неуспехом в деятельности. При этом сам факт неуспеха игнорируется, или субъект не признает свою ответственность за неуспех. Этот психологический феномен возникает в условиях, когда ученик желает сохранить завышенную самооценку и завышенный уровень притязаний ценой нарушения адекватного отношения к реальности.

Требования к контролю и оценке:

1) применять различные виды контроля,

2) контролируются все важнейшие в учебном процессе действия каждого ученика;

3) контроль учителя должен постепенно заменяться взаимоконтролем и самоконтролем, для чего при изучении каждого действия следует указывать способ его контроля;

4) учет результатов оценивания желательно проводить гласно;

5) педагогическая оценка должна способствовать развитию личности учащегося;


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.