Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)




Интерактивная сторона общения включает в себя те компоненты общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Более подробно интерактивную сторону общения рассмотрим на примере одной из наиболее продуктивных структурных теорий - оригинальной концепции Э. Берна. Анализ взаимодействия, разработанный Э.Берном, называют трансактным анализом.

Согласно Э. Берну, каждый участник взаимодействия в любой момент времени может находиться в одном из трех эго-состояний (т. е. занимать одну из трех позиций): Дитя, Родитель, Взрослый. Эти три состояния автор описывает следующим образом.

Родитель. У каждого человека были родители, и он хранит в себе набор состояний Я, повторяющих состояния Я его родителей (как он их воспринимал). При некоторых обстоятельствах эти родительские состояния начинают активизироваться. Упрощая это понятие, можно сказать: «Каждый носит в себе Родителя».

Взрослый. Все люди способны на объективную переработку информации при условии, что активизированы соответствующие состояния их Я. На обыденном языке это звучит так: «В каждом человеке есть Взрослый».

Дитя. Любой человек был раньше моложе, чем сейчас, поэтому он несет в себе впечатления прошлых лет, которые при определенных условиях могут активизироваться. Можно сказать, что «каждый таит в себе маленького мальчика или девочку».

Таким образом, личность каждого из участников взаимодействия будет представлена следующей схемой.

Общение как взаимодействие (перцептивная сторона)

Вступая в общение друг с другом, люди воспринимают внешние, физические признаки партнера по общению и соотносят их с личностными характеристиками воспринимаемого, интерпретируют и прогнозируют на этой основе поступки другого, т. е. осуществляют межличностную перцепцию.

Выделяют четыре основные функции социальной перцепции:

• познание себя;

• познание партнера по общению;

• организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;

• установление эмоциональных отношении.

К механизмам межличностной перцепции относят следующие:

1. Механизмы познания и понимания людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция).

2. Механизмы познания самого себя в общении (рефлексия).

3. Механизмы прогнозирования поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Идентификация - это способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на его место. При этом познаются нормы, ценности, поведение, вкусы, привычки партера.

Эмпатия - это эмоциональное сочувствование или сопереживание другому. Она основана на умении представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает и чувствует.

Аттракция - представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему (привязанности, дружеского отношения и т. д.).

Рефлексия - механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению.

Каузальная атрибуция- механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (определение причин поведения партнера).

Теория атрибуции анализирует, почему люди выбирают определенную схему причинности (способ объяснения своего или чужого поведения). При изучении каузальной атрибуции выявлено, что причину успеха люди чаще всего приписывают себе, т. е. используют внутреннюю атрибуцию, а причину своей неудачи - обстоятельствам, т.е. используют внешнюю атрибуцию. Успех окружающих людей чаще всего объясняется нами обстоятельствами (внешняя атрибуция), а их неудачи - их же личными качествами (внутренняя атрибуция).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.