Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные процессы и механизмы памяти




 

I. Запоминание это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации.

Каждый процесс, происходящий в коре мозга вследствие воздействия внешнего раздражителя, оставляет после себя следы, хотя степень их прочности бывает различна. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности.

II. Воспроизведение, узнавание. Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов — воспроизведения и узнавания. Воспроизведение — это процесс воссоздания образа предмета, воспринятого человеком ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений.

Помимо воспроизведения существует процесс узнавания. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).

III. Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей. Чаще всего это так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.

В настоящее время известны факторы, влияющие на скорость протекания процессов забывания. Так, забывание протекает быстрее, если материал недостаточно понят человеком. Кроме того, забывание происходит быстрее, если материал неинтересен человеку, не связан непосредственно с его практическими потребностями. Этим объясняется тот факт, что взрослые люди лучше помнят то, что относится к их профессии, что связано с их жизненными интересами, а школьники хорошо помнят материал, который их увлекает, и быстро забывают то, что их не интересует.

Скорость забывания также зависит от объема материала и степени трудности его усвоения: чем больше объем материала или чем он труднее для восприятия, тем быстрее происходит забывание. Другим фактором, ускоряющим процесс забывания, является отрицательное влияние деятельности, следующей сразу после заучивания. Это явление называют ретроактивным торможением.

Указанную закономерность необходимо иметь в виду при организации учебной работы. Особенно важно соблюдать перерывы в занятиях, чередовать учебные предметы так, чтобы между ними были значительные отличия, — предметы, трудные для усвоения, ставить раньше, чем легкие.

Другим существенным фактором, влияющим на скорость забывания, является возраст. С возрастом отмечается ухудшение многих функций памяти. Запоминать материал становится труднее, а процессы забывания, наоборот, ускоряются.

В конце XIX в. Т.Рибо сформулировал закономерность (закон Рибо), согласно которой разрушения памяти при прогрессирующей амнезии, например в случаях заболеваний или в пожилом возрасте, имеют определенную последовательность. Сначала становятся недоступными воспоминания о недавних событиях, затем начинает нарушаться умственная деятельность личности. Происходит утрата памяти на чувства и привычки. Наконец, распадается инстинктивная память. В случаях восстановления памяти прохождение этих же этапов происходит в обратном порядке.

Основными существенными причинами забывания, выходящего за рамки среднестатистических значений, являются различные болезни нервной системы, а также сильные психические и физические травмы (ушибы, связанные с потерей сознания, эмоциональные травмы). Забывание также наступает быстрее при умственном или физическом утомлении. Причиной забывания может быть и действие посторонних раздражителей, мешающих сосредоточиться на нужном материале, например раздражающих звуков или находящихся в поле нашего зрения предметов.

Для уменьшения забывания необходимо:

1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но не понятая до конца информация забывается быстро и почти полностью);

2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 мин после заучивания). Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, поскольку в эти дни максимальны потери от забывания.

Например: в первый день – 2-3 повторения, во второй день – 1-2 повторения, в третий-седьмой день по одному повторению, затем одно повторение с интервалом в 7-10 дней. Помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.

Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения.

Объем памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Объем памяти — количество информации, которое человек способен запомнить за определенное время. Объем кратковременной памяти человека в среднем составляет 7±2 блока информации. Объем блока может быть различным, например, человек может запомнить и повторить 5-9 цифр, 6-7 бессмысленных слогов, 5-9 слов.

Скорость запоминания – время, в течение которого человек способен запомнить определенный объем информации.

Другая характеристика памяти — точность воспроизведения. Эта характеристика отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти.


6. Психологическая характеристика мышления: специфика, виды, формы, операции.

Мышление – это социально обусловленный психологический процесс обобщенного и опосредованного (знаковыми системами, речью) отражения действительности с помощью анализа и синтеза полученной (в чувственном познании) информации.

Мышление развивается от операций и действий во внешнем мире, к образам, понятиям и операциям во внутреннем плане. Условия побуждающие мышление, могут быть следующими:

1. Непосредственное познание невозможного из-за несовершенства наших анализаторов (не ощущаем магнитного поля, не слышим ультразвук).

2. Непосредственное познание исключено (не можем вернуться в прошлое, изучая историю).

3. Непосредственное познание нерационально.

Особенность мышления – неразрывная связь с речью. Однако речь не тождественна мышлению, мыслим мы не только словами, но и действиями, и образами.

Мышление – это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды:

I. по форме: наглядно-действенное; наглядно-образное; абстрактно-логическое.

II. по характеру решаемых задач: теоретическое; практическое.

III. по степени развернутости: дискурсивное; интуитивное.

IV. по степени новизны и оригинальности: репродуктивное (воспроизводящее); продуктивное (творческое).

Аристотелем описана логическая структура мышления – силлогизм (большая посылка, малая посылка, вывод), и сформулированы следующие термины:

Понятие – мысль, отражающая общие существенные и отличительны признаки предмета, явления.

Суждение – мыслительное действие, отражающее связи между предметами и их свойствами.

Суждение содержит: субъект суждения (подлежащее) – предмет о котором говорится в суждении; предмет суждения 9сказуемое) – что говорится в суждении; положительную или отрицательную связку (является, есть, не является…).

Умозаключение – совокупность мыслительных действий, путём которых из одних суждений выводятся новые.

Умозаключения делятся на индуктивные (рассуждения от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному).

Мышление связано с потребностями и мотивами. Различают 2 вида мотивов:

1) Специфические познавательные – необходимость понять явление, построить целостную картину окружающего мира; стремление решить познавательные противоречия, интересы, любознательность.

2) Общие неспецифические – все известные материальные и культурные потребности, прямо не связанные с познанием..

Для того чтобы возникла потребность мышления, необходимо возникновение проблемной ситуации. Перед человеком стоит задача: сделать так, чтобы состояние внешней среды пришло в соответствие с желаемым, т.е. с потребностью. Это цель мыслительного действия. Для решения задачи используются разнообразные мыслительные операции:

Анализ – мысленное расчленение предмета, ситуации, выделение их частей, признаков и существенных свойств.

Синтез – операция, образующая аналитическое мысленное воссоединение частей, признаков, свойств в некоторое целое, в мысленный объект.

Абстрагирование – мысленное выделение основных существенных признаков, свойств, отделение их от несущественных, закрепление их в слове.

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в классы, категории на основе установленных у них общих свойств.

Конкретизация (операция обратная обобщению) установление конкретных предметов, ситуаций, входящих в общий класс.

Сравнение – выделение общих и отличительных свойств предметов и явлений при их сопоставлении.

Операции анализа и синтеза являются основными.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.