Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внимание. характеристика видов и и свойств внимания.Причины невнимательности.Способы и приемы воспитания внимания




Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Избирательность внимания проявляется в выделении определенного объекта из массы других объектов. Одновременно внимание к одному предмету подразумевает невнимание к другому. Также внимание определяют как психический процесс, который является не самостоятельной формой отражения, а организаций различных форм отражения.

Первоначальной формой внимания явл ориентировочный рефлекс, который явл реакцией на все новое, неизвестное, неожиданное. Внимание можно отнести к особой форме психической активности человека, оно явл необходимым условием любой деятельности.

В зависимости от характера объекта, на кот направл внимание чал-ка, выдел вним внешнее (направлено на окружающие чел-ка предметы и явления) и внутренние (направлено на собственные мысли, чувства переживания чел-ка). Во многих случаях чел-к сосредоточенно мыслит именно в связи с восприятием определенного предмета или явления, стараясь понять его и проникнуть в его сущность.

Внимание часто имеет внешнее выражение, кот проявл в ряде активных движений. Приспособительные движения помогают лучше воспринимать объект (специфические позы, чел-к всматривается, вслушивается).

Физиологической основой внимания явл совместная деятельность коры головного мозга и подкорковых образования. Подкорковые образования выполняют роль генераторов активности (регулятивная формация), изменяющих возбудимость корковых клеток. Также они играют роль фильтров, кот облегчают проведение значимых раздражителей и одновременно блокируют проведение незначимых воздействий.

Явление оптимального очага возбуждения, кот было открыто И.П.Павловым, и явление господствующего очага возбуждения, или доминанты, кот было открыто А.А.Ухтомским, играют важную роль в динамике внимания. Оптимальный очаг возбуждения обладает средней интенсивностью, а также наиболее благоприятен в данных условиях жизнедеятельности организма. В соответствии с законом отрицательной взаимной индукции оптимальный очаг возбуждения тормозит деятельность других участков коры головного мозга. Опт оч возб динамичен, изменение природы раздражителя, длительное его воздействие на опред участки кор гол мозга приводят к перемещению очага возбудителя в другие участки. Этот процесс лежит в основе закона последовательной индукции. Доминанта обладает повышенной устойчивостью.

Сеченов: «Внимание имеет рефлекторный характер.»

Виды:

1) Произвольное (волевое) – возникает в следствии сознательной поставленной человеком цели, требует определенных волевых усилий, участок с оптимал возбудит поддерживается сигналами, кот идут от второй сигнальной системы. Указания со стороны и собственное намерение в виде внутренней речи обеспеч возможн произв вним.

2) Непроизвольное (неволевое) – возник без всякого намерения чел-ка, без заранее поставлен цели, возник в результате внешних причин, к кот тотнос особенности раздражителей, действующих на чел-ка.

3) Послепроизвольное – возник на основе и после произвольногот внимания.

Свойства внимания:

1. Сконцентрированность – сила, напряженность на объекте.

2. Сосредоточенность - умение чел-ка отрешаться от посторонних раздражителей. Удержание внимания на одном объекте при отвлечения от всего остального.

3. Устойчивость – умение поддерживать внимание к определенному объекту. Длительное удержание внимания на предмете или деят-ти. Зависит от изменчивости, подвижности объекта и активной или пассивной роли чел-ка в данный момент. Сохраняется при активной и разнообразной практической деятельности. Обратное – неустойчивость, отвлечение.

4. Объем и распределение – насколько широко оно охватывает предметы и явления. Завит от кол-ва воспринимаемых объектов.

5. Гибкость – насколько быстро и эффективно переключается с одного объекта на другой.

Переключение – перемещение внимания с одного объекта на другой.

Невнимательность - рассеяность, неумение концентрировать внимание на выполняемом деле. Невнимательные люди часто допускают мелкие ошибки: где-то запятой нет, где-то опечатка и так далее.

Развить внимательность можно следующими способами:

1. Тщательно проверять написанное или сделанное и учиться искать свои ошибки.

2. Убрать все отвлекалки: мигающие Аськи, отвлекающие картинки и пр., когда занимаетесь делом.

3. Работать по плану, регулярно делать перерывы в работе

4. Высыпаться и бодро начинать утро

5. Играть в десткие игры на внимательность - найти отличия, разглядеть персонажей и др.

Причины невнимательности:

1. Техногенная перегрузка

Простейший выход — вести ежедневник, записывая туда всё, что вам нужно сделать за сегодня. А ещё попробуйте устраивать себе дни отдыха от Интернета и мобильника.

2. Недостаток сна

3. Плохая работа, не нравится работа

4. Стресс

5. Малоподвижный образ жизни





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.