Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дайте сравнительный анализ социального воспитания в античной Греции и древнем Риме




 

Уважаемые члены комиссии! Проводя сравнительный анализ соц воспитания в античной Греции и древнем Риме, я, с вашего позволения, в начале расскажу о содержании и особенностях соц воспитания в Афинах и Спарте, городах, давших два различных образца воспитания в древнегреческом мире, и Древнем Риме, а потом сравню эти системы воспитания.

 

По словам Аристотеля, воспитание спартиатов передавало по преимуществу цель подготовить члена военной общины. В Спарте сложился идеал сильного духом, физически развитого воина, но по сути своей невежественного человека. Спартиаты чувствовали себя уверенно лишь в ходе военных действий, а досугом своим пользоваться не умели, т.к. обладали ограниченным кругозором. До 7 лет спартиаты воспитывались у опытных кормилиц. Затем полис брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Сроки такого воспитания были весьма продолжительны: 7 - 30 лет. Таким образом, в Спарте воспитание полноправного гражданина было полностью в ведении государства – первый из известных опытов огосударствления личности. Целенаправленному воспитанию придавали решающую роль в деле формирования личности. Воспитание девочек и девушек мало отличалось от мужского. Это были по преимуществу физические и военные упражнения с диском, копьем, дротиком, мечом. В столь же малом объеме давалась общеобразовательная подготовка.

Иначе, чем в Спарте, строилось воспитание и обучение в Афинах. Идеал афинского воспитания сводился к многозначному понятию – «совокупности добродетелей». По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитыми интеллектом и культурой тела. Считалось, что стремиться к достижению подобного идеала был вправе лишь свободный и имущий гражданин Афин. Все афиняне получали домашнее воспитание до 7 лет. После 7 лет мальчики - дети свободных граждан получали возможность учиться в частных и общественных учебных заведениях. Учебные учреждения были частными. З вида учебных заведений – мусические и гимнастические школ и гимнасии – позволяли афинянам развивать умственные способности (музыка, поэзия, грамматика) и укреплять тело. Менее скромными были содержание и задачи женского воспитания. Афинская традиция предусматривала для девочек и девушек вплоть до замужества исключительно домашнее воспитание. В семье они получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку. По суждениям афинян, женщина не могла претендовать на обладание упомянутой "совокупностью добродетелей".

Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. В Риме сложились крепкие традиции семьи-дома как ячейки общества и воспитания. На протяжении всей римской истории семейное воспитание играло большую или меньшую роль, но семья всегда была ответственна за нравственное, гражданское становление юных римлян. Направленность воспитания и образования заключалась в подготовке сильных, волевых, дисциплинированных граждан. Девиз "польза" можно назвать альфой и омегой римского воспитания и обучения, главной целью которых было обеспечить определенную карьеру. С 7ми летнего возраста дети учились в тривиальных школах. Грамматические школы были учебными заведениями повышенного типа. Для молодежи аристократического происхождения существовали риторские школы.

 

Подводя итог сравнительному анализу систем соц воспитания в античной Греции и древнем Риме, отметим следующее:

  1. Афинская система соц воспитания формировала: а) гармоничного и всесторонне развитого человека, б) самостоятельно мыслящего и творческого человека.
  2. Спартанская система соц воспитания формировала: а) стойкого и мужественного воина, б) человека послушного традициям, старшим, лидерам. В заслугу Спарты мы можем поставить то, что в Спарте уделялось большее внимание по сравнению с Афинами, соц воспитанию женщин.
  3. Римская система соц воспитания представляла собой определенный синтез Афинской и Спартанской систем воспитания, и формировала: а) государственного деятеля и интеллектуально развитого война ля того, чтобы управлять и покорять другие народы, б) человека, верного долгу, традициям, своему роду и народу Рима.

 

№ 4. Дайте сравнительный анализ социально-педагогических учреждений И. Г. Песталоцци и Р. Оуэна.

Уважаемы члены экзаменационной комиссии! Проводя сравнительный анализ социально-педагогических учреждений Иоганна Генриха Песталоцци и Роберта Оуэна, я в начале расскажу об их взглядах и убеждениях, а затем сравню их.

Иоганна Генриха Песталоцци (швейцарец) – один из первых педагогов конца 18-нач. 19 века (1746-1827), направление в педагогике - песталоццианство. Был увлечён просветительскими и революционными идеями (пришедшими из Франции – Ж.-Ж. Руссо), озабочен судьбами простого народа, жившего в нищете и невежестве. Главное средство – в изменении характера воспитания детей, которое должно обеспечивать им единство нравственного, умственного и физического развития, а также подготовку к производительному труду через активное участие в нём.

Школа для детей бедняков - открыл в своём маленьком имении Нейгоф (1774-1780) – здесь дети «естественным путём» готовились к своему будущему социальному положению (закрыт из-за нехватки средств), затем возглавил приют для детей-сирот в городке Станце (1798-1799) – закрыт из-за военных действий, руководил воспитательными учреждениями в Бургдофе (1800-1825) и в г. Ивердоне (1805-1825). Последние два – школы-интернаты, где одновременно готовились и учителя народных школ).

1) На ряду с обучением чтению, письму, арифметике и пению дети получали трудовую подготовку: занимались сельским хозяйством, работали в прядильной и ткацкой мастерских под руководством опытных ремесленников. Первостепенное значение имеет воспитательное воздействие личности педагога, а не выполняемый детьми труд. «Педагогические опыты по воспитанию детей крестьян могут помочь решению общих задач воспитания, поскольку развитие всех сторон личности ребёнка составляет общую цель воспитания независимо от сословной принадлежности учеников».

2) Стремление детей к деятельности и развитие их природных сил требуют максимальное упрощение приёмов и методов обучения в начальной школе (идея об элементарном первоначальном обучении как инструменте развития личности воспитанника – далее концепция под названием «метод Песталоцци» - система обучения детей, ориентированного на их всестороннее развитие, формирование «ума, сердца и руки»).

3) Новая трактовка идеи природосообразности воспитания, понимаемого как необходимость строить его в соответствии с внутренней природой ребёнка и установкой на развитие всех заложенных в нём духовных и физических сил. 4) Выделены силы человеческой природы троякого рода: силы знания, состоящие в предрасположенности к внешнему и внутреннему созерцанию; силы умения, вырастающие из задатков к всестороннему развитию тела; силы души, вырастающие из задатков к тому, чтобы какая-либо одна из сторон личности не получила усиленного развития за счёт остальных. Цель воспитания: выработать у воспитанника некую «совокупную силу», благодаря которой может устанавливаться известное равновесие между умственными. Физическими и нравственными силами отдельной личности.

5) Основа саморазвития – взаимодействие механизмов познания и умений. Главная задача рационально поставленного обучения: состоит в педагогически продуманной организации наблюдений ребёнка, обучение должно опираться на собственный опыт наблюдений как основу знаний и необходимое условие возбуждения активной познавательной деятельности. 3 правила обучения: учить смотреть на каждый предмет как на целое, знакомить с формой каждого предмета, его мерой и пропорциями, знакомить с наименованием наблюдаемых явлений (азбука наблюдений – ряды упражнений). Песталоцци – основоположник развивающего образования, – новые пед. задачи: выработка у воспитанников ясных понятий с целью возбуждения и активизации их познавательных сил.

6) Учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, пристальное изучение его. Школьное воспитание должно действовать в полном согласии с семейным.

РОБЕРТ ОУЭН (1771-1858), английский социалист-утопист. 1-е десятилетия 19 века – возрождение идей раннего утопического социализма. Идеи: - Признание несправедливости существовавшего общественного устройства, мечта о создании общества, в котором свободный труд и все достижения науки и их практическое использование будут поставлены на службу всем людям. - Особое внимание уделялось вопросам просвещения в целом, проблемам воспитания и образования подрастающего поколения в частности. - Оуэн отмечал, что настало время, когда британское правительство может ввести национальную систему образования для всего народа, что приведёт к очень важным и благотворным переменам. «Освобожденные могучие силы откроют простор удовлетворению потребностей человека. Планомерное приложение науки к производству позволит покончить с прежним разделением труда, с превращением людей в «живые машины». - Против эксплуатации детского труда (т.к. не позволяет осуществлять должное образование и воспитание детей). – Новое общество, основанное на рациональной организации хозяйства, должно было преодолеть безработицу, кризисы перепроизводства, обеспечить расцвет промышленности и сельского хозяйства и в своей совокупности содействовать благосостоянию всех слоёв населения. – Необходимость распространения всеобщего образования и его связь с организацией общественного труда, рациональное чередование физических и умственных занятий, связь обучения с трудом, науки с производством – всё это средство воспитания здорового поколения, непременное условие преодоления старого разделения труда.

Оуэн полагал, что основанный на объединении людей и их коллективном труде общественный порядок должен был привести к «совпадению частного и общественного интереса». Изучался вопрос рациональной организации воспитания, осуществлялись оригинальные педагогические опыты.

Оуэн был начальником и директором-распорядителем шотландской текстильной фабрики (1800-1829)- Нью-Лэнарк. Был запрещён труд детей до 10 лет, рабочий день сокращён до 10 часов 45 минут, деятельность по улучшению жизни и труда рабочих. Но занятые на производстве подростки так и не могли учиться в школах. Мысль о необходимости непрерывного воспитательного воздействия на человека для выработки у него положительных качеств личности – открытие в 1816 г. «Нового института для формирования характера»: дошкольные учреждения для детей от 1 до 5 лет, начальная школа-до 10 лет, вечерние классы для работавших на фабрике подростков, вечерний очаг культуры, где обучали неграмотных рабочих, функционировал лекторий, родители получали консультации по воспитанию детей, проводились музыкальные вечера, танцы, игры и т.д. Это соц.-пед. опыт освещён в книге «Новый взгляд на общество, или Опыты об образовании человеческого характера».

После 1817 г.: убеждение о бесперспективности любых социальных и педагогических начинаниях, проводимых лишь в рамках филантропической деятельности. Необходимость коренных социальных реформ, начало попыткам создания ячеек нового общества в виде коммунистических колоний – общин (сочетание разностороннего образования воспитанников с их участием в сельскохозяйственном труде на полях и фермах, а также в школьных мастерских, а затем и на промышленных предприятиях).

Ведущие факторы, способствующие проявлению всех способностей человека – всестороннее развитие умственных и физических сил каждого ребёнка и формирование у детей наибольшей способности к труду (великая общечеловеческая цель и педагогическая функция воспитания, а также средство социальной реконструкции, гармонизации общественных отношений).

 

Подводя итоги сравнению социально-педагогических учреждений и взглядов И. Г. Песталоцци и Р. Оуэна, отметим:

1) Оуэн приезжал к Песталоцци в город Ивердон (там находилось воспитательное учреждение Песталоцци, которое являлось синтезом школы и приюта), наблюдал его педагогическую деятельность и высоко оценил, а также во многом взял на вооружение его педагогический опыт.

2) Оба учёных придавали большое значение трудовому воспитанию детей, но при этом, в целом, были сторонниками гармоничного и всестороннего развития личности учащихся их всех социальных слоёв.

3) В трудовом воспитании Песталоцци делал упор на сельский труд, Оуэен – на промышленный (может быть это происходило в силу социальных особенностей).

4) Оуэн придавал большое значение совместному труду и одновременному обучению детей и взрослых (что представляло его специфику социально-педагогических учреждений, сравнительно с Песталоцци).

Спасибо за внимание!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 7671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.