Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дайте определение социализации и ее сущности, охарактеризуйте составляющие ее процессы и основные отличия воспитания от стихийной социализации




Социальная педагогика

Об экологической экспертизе

Об охране окружающей среды

О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ

Федеральный закон от 26.1.1996 N 15-ФЗ

 

 

Социальная педагогика как отрасль знания изучает соц воспитание в контексте С. Поэтому рассмотрим социализацию как социально-педагогическое явление.

Изначально термин С. пришел из политэкономии, где означал обобществление земли. С. применительно к человеку – впервые у Ф.Г. Гиддинса (1887) – подготовка человеческого материала к соц жизни.

Существует 2 подхода к пониманию роли человека в процессе С.:

1. S-O – пассивная позиция человека, С. – процесс адаптации к об-ву, в соответствии с присущей ему культурой (Дюркгейм, Парсонс)

2. S-S – человек активно участвует в процессе, не только адаптируется к об-ву, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого (Кули, Мид)

Исходя из S-S подхода, социализацияразвитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Сущность С. (S-S подход) состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного об-ва. Приспособление (соц адаптация) – процесс и результат встречной активности S и соц среды; процесс и результат становления индивида социальным существом. Обособление – процесс автономизации человека в об-ве. Результат – ценностная автономия (потребность иметь собственные взгляды и наличие таковых), эмоциональная автономия (иметь собственные привязанности), поведенческая автономия (самостоятельно решать личные вопросы, противостоять жизненным ситуациям, кот мешают самоизменению, самореализации, самоутверждению). Обособление – процесс и результат становления человеческой индивидуальности. В процессе С. заложен конфликт м/д мерой адаптации человека в об-ве и степенью обособления его в об-ве (необходим баланс).

S-O подход: сущность – адаптация человека в об-ве, процесс и результат становления индивида социальным существом.

 

Процесс С. можно представить как совокупность 4х составляющих:

1. стихийная С. человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни об-ва, содержание результаты и характер кот определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;

2. относительно направляемая С., когда гос-во принимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, кот влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь соц-профессиональных, этнокультуных и возрастных групп;

3. относительно социально контролируемая С. (воспитания) – планомерное создание об-вом и гос-вом правовых, организационных материальных и духовных условий для развития человека;

4. более или менее сознательное самоизменение человека, имеющее просоц, асоц или антисоц вектор, в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни.

 

Воспитание – относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется.

Как относительно социально контролируемая С., воспитание отличается от стихийной и относительно направляемой С. тем, что в его основе лежит соц действие (Вебер) – действие, направленное на разрешение проблем, специально ориентированное на ответное поведение партнеров, предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с кот человек вступает во вз/действие. Кроме того, С. в целом – процесс непрерывный, воспитание – дискретный, т.к. осуществляется в определенных организациях и ограничен местом и временем.

Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). Одно из самых существенных различий, имеющих место во всех периодах возрастного развития личности - это то, что воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации. (Педагогика – Сластенин)

 

(Андреева Г.М.) С. – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом соц опыта путем вхождения в соц среду, систему соц связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы соц связей за счет его активной деятельности, активного включения в соц среду. Человек не просто усваивает соц опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования соц опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта.

(БСЭ) С. – процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. С. включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование.

(Энциклопедия социологии) С. - совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта и фило-онтогенетического формирования и развития соответствующих свойств и качеств индивида, его становления как конкретно-исторического типа личности и субъекта социокультурных практик данного общества.

(Новейший философский словарь) С. - процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.