Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Охарактеризуйте человека как объекта, субъекта и жертву социализации




 

Социализация – это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

(сущность соц-ции состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества)

 

Концепции социализации можно разделить на два подхода:

  1. Чел – субъект соц-ции: активное участие в процессе соц-ции
  2. Человек – объект соц-ции: соц-ция как процесс адаптации человека к обществу

 

Человек как объект социализации:

(Международный словарь педагогических терминов) социализация – это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развития удовлетворительных связей с другими людьми.

Каждый чел является объектом социализации – общество заинтересовано в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины и женщины (полоролевая соц), создал прочную семью (семейная соц), мог бы компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (профессиональная соц) – т.е. мы говорим о содержании процесса социализации.

Требования к человеку в том или ином аспекте социализации предъявляют помимо общества конкретные группы и организации. Содержание требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются.

Талкотт Парсонс: человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». В результате чего следование общепринятым нормативным стандартам становится частью мотивационной структуры человека, его потребностью.

Эмиль Дюркгейм: активная роль в социализации принадлежит обществу, именно оно является субъектом социализации. А человек является объектом социализирующего воздействия общества. Общество стремиться сформировать человека «по своему образцу», таким образом общество утверждает свой приоритет в процессе социализации.

Человек как субъект социализации:

человек усваивает социальные нормы и культурные ценности, проявляя активность, саморазвиваясь и самореализуясь в обществе.

Субъектом социализации человек становится объективно, т.к. на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свои субъектность (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие).

(задачи: 1-естественно-культурные, достижение определенного уровня физического и сексуального развития; 2-социально-культурные, познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые; 3-социально-психологические, становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение)

Кули Ч.Х.: (теория «зеркального Я» и теория малых групп) индивидуальное Я приобретает социальное качество в коммуникациях, в межличностном общении внутри первичной группы (семья, гр. сверстников, соседи), т.е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов.

Томас У.И. и Знанецкий Ф.: социальные явления и процессы следует рассматривать как результат социальной деятельности людей, индивиды – субъекты социальной жизни.

Мид Д.Г.: (символический интеракционизм) Совокупность процессов взаимодействия формирует общество и социального индивида. С одной стороны, богатство и своеобразие имеющихся у того или иного индивидуального Я реакций и способов действий зависят от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых Я участвует. А с другой – социальный индивид является источником движения и развития общества.

Человек как жертва процесса социализации:

Жертва: реальная, потенциальная, латентная

Становление человека жертвой соц-ции связано с тем, что процесс и результат соц-ции заключает в себе внутреннее противоречие. Конфликт между степенью адаптации и степенью обособления.

Конформист – полностью адаптированный в обществе чел, не способный в какой-то мере противостоять ему.

Диссидент (инакомыслящий) – не адаптированный в обществе чел (отклоняющийся от принятого в этом обществе образа жизни).

Величина и острота проявление конфликта м\у А и О связана с типом общества, в котором развивается и живет человек, со стилем воспитания, характерным для общества, социокультурных слоев, конкретных семей и воспитательных организаций, а также с индивидуальными особенностями самого человека.

Опасности, оказывающие влияние на развитие человека (неблагоприятные условия, способствующие становлению индивида как жертвы неблагоприятных условий социализации):

- период внутриутробного развития плода – нездоровье родителей, пьянство, плохое питание матери, медицинские ошибки, плохая экология, отрицательное эмоционально-психологическое состояние родителей;

- дошкольный возраст – болезнь, физические травмы, аморальность родителей, заброшенность ребенка родителями, отвержение сверстниками, антисоциальное окружение, видеосмотрение;

- младший школьный возраст – аморальность или пьянство родителей, нищета семьи, гипо- или гиперопека, неготовность к обучению, негативное отношение учителя или сверстников, отрицательное влияние окружения (привлечение к курению…), потеря родителей, изнасилование;

- подростковый возраст – пьянство, алкоголизм, аморальность родителей, --//--, ошибки педагогов и родителей, вовлечение в антисоциальные и преступные группы, опережение или отставание в психосексуальном развитии, развод родителей;

- ранняя юность – антисоциальная семья, нищета, наркомания, пьянство, ранняя беременность, вовлечение в преступные или тоталитарные группы, непонимание окружающими, одиночество, неудачи в отношениях с противоположным полом, суицидальные устремления, противоречия м\у идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью, потеря жизненной перспективы;

- юношеский возраст - --//--, безработица, стрессы, сексуальные неудачи, изнасилование, вовлечение в противоправную деятельность, одиночество, разрыв м\у уровнем притязаний и социальным статусом, служба в армии, невозможность продолжить образование.

Столкновение человека с теми или иными опасностями зависит в том числе и от индивидуальных особенностей человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.