Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С.Т. Шацкого и В.Н. Сорока-Росинского




Дайте сравнительный анализ социально-педагогических взглядов

 

Проводя сравнительный анализ соц-пед взглядов Шацкого и Сорока-Росинского, вначале рассмотрим идеи авторов, а потом проведем сравнительный анализ.

Шацкий (1879-1934) концепция свободного воспитания, разработал принцип самоценности детства. Принцип самоценности (детства) личности – направленность воспитания на сохранение и развитие «Я» ребенка, которое особенно нуждается в поддержке, на выработку механизма защиты «Я» от разрушительной возможности манипулирования детьми, их чувствами, волей, сознанием.

Ребенок – самоцель – а не средство достижения цели.

Развивал дореволюционные идеи относительно проблем организации жизни детей. Говорил о необходимости учета личного опыта детей в воспитательно-образовательном процессе. Исследовал влияние микросоциума среды на социализацию ребенка. Рассматривал вопросы самоуправления школьников, воспитания как организации жизнедеятельности детей, лидерство в детском сообществе. Задача школы: приобщение ребенка к культурным достижениям человечества. Образование должно быть направлено на формирование человека, способного самосовершенствоваться и совершенствовать свое окружение, рационально заниматься трудовой, умственной и эстетической деятельностью, сосредотачивать свои усилия на достижение поставленной цели.

Детское сообщество как воспитывающая сила: объединение свободных детей и разумных взрослых – условия – 1) самостоятельность детей; 2) организация разумной жизни (труд); 3) дружная семья; 4) педагоги – старшие товарищи.

Принципы Шацкого:

1. самоценность детства (специальный подход к каждому отдельному возрастному периоду)

2. принцип природосообразности (развитие сообразно с внутренней сущностью), включение в творческую деятельность: познавательную, художественно-творческую, игровую, трудовую, общение.

3. естественное развитие природных сил и дарований ребенка.

4. принцип свободы – отказ от факторов давления на ребенка: без отметок, экзаменов, доброжелательность, вера в силы ребенка, опора на естественные мотивы в обучении. Важность социальной среды в процессе развития личности: несет факторы становления, накладывает жесткие рамки на этот процесс, ограничивает.

5. принцип учета социальной среды (решать проблемы социализации ребенка, ориентация не на приспособление ребенка к социальным рамкам, а на всестороннее развитие)

Сорока-Росинский () практик, авторская воспитательная система ШКИД (школа индивилуально-социального воспитания им. Достоевского)

Основной контингент учащихся – беспризорники либо дети родителей, отказавшихся от родительских прав (проблемный контингент)

Главная системообразующая деятельность авт. восп. сист. ШКИД – овладение интеллектуальной культурой.Цель интенсивной учебы – догнать сверстников по образовательному уровню, создав тем самым себе такие же возможности для социальной самореализации

С-Р донес до учащихся такую мысль: вам не повезло – вы очень отстали по образовательному уровню от других детей – вы можете догнать сверстников, следовательно вам удастся подняться до желаемого уровня или же можете довольствоваться тем, что имеете.

Особенности авт. восп. системы С-Р: 1 – интересные и незаурядные учителя; 2 – «суворовская педагогика»: определение основного направления воспитания в данный момент; идея: одновременно все стороны человека воспитать невозможно, надо выявить наиболее актуальные проблемы и сначала работать с этими вопросами; 3 – игра в учебе; 4 – система коллективного самоуправления с отчетами старост коллективов.

В целом, мы можем говорить, что главной социальной целью авт. восп. системы являлась подготовка учащихся к успешной жизни в обществе.

 

Их деятельность осуществлялась в разное время при разных социальных условиях

 

 

Шацкий С.Т. «Сетлемент»(детский клуб) «Бодрая жизнь» (колония) Сорока-Росинский В.Н. руководитель «Респ. ШКИД» «Всякое знание превращать в деяние»
Сторонник всестороннего свободного воспитания (развитие сущностных сил способностей ребенка) Педагогизация среды (приспосабливать ребенка, но безнасильно, следовательно, погружение в жизнь, реальную среду) Окультурация среды / создание просоциальной среды. Культуру во многом создает ребенок в труде. Воспитание детей и одновременное воздействие на взрослое население Общество имеет гораздо большее значение (по складу и духу) чем отдельный человек Готовить ребенка, чтобы занял хорошее место в обществе Овладение интеллектуальной культурой / учение / опыт Цель: догнать по уровню образования обычных детей-ровесников (с этой целью дети учились 10 часов в сутки) Равные возможности для соц. реализации Система самоуправления – научить отвечать за свои действия
дети из проблемных семей дети, подобранные с улицы
гармония между личностью и обществом Л = О Сов. общество значительнее (более справедливое) чем отдельная личность, следовательно, научение интересам общества
S-S подход S-O подход

 

Итог:

1) Говоря о Шацком, нельзя воспринимать его научно-педагогические взгляды как неизменные в течение всего его педагогического и жизненного пути. Вначале он был убежденным сторонником концепции свободного воспитания, верил в изначальную, независимую от социальной среды уникальность ребенка. Но потом он пришел к пониманию значительности роли соц. среды в развитии ребенка.

2) Для С-Р же социальная среда изначально выступала тем фактором, к которому ребенок вынужден приспосабливаться. Его отличал больший социальный детерминизм во взглядах на развитие ребенка при признании его уникальности и своеобразия.

3) Возможно, это различие во взглядах изначально коренится в разных социальных категориях детей, с которыми работали Ш. и С-Р. Шацкий – дети из нормальных непроблемных семей, С-Р – беспризорники и несовершеннолетние преступники.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.