КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Покажите роль воспитательных организаций в процессе социализации подрастающих поколений
С точки зрения культурологического подхода отечественные и западные модели развития семьи отличаются: отечественные модели направлены на интеграцию семьи (феномен группового давления на нового члена семьи, переход межличностных конфликтов в межгрупповые и т.д.), Западные – на самостоятельность детей и родителей (явление сегрегации).
Семейное воспитание − более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.(по Мудрику).
Типы семей (по Мудрику): 1) патриархальные (отец- глава); 2) матриархальные (мать- глава); 3) детоцентристские (все вокруг детей); 4) супружеская (ребенок как партнер со своими правами и обязанностями).
Объективные характеристики семьи (по Мудрику): 1)состав: нуклеарная, многопоколенная; 2)уровень образования членов семьи; 3)социальный статус семьи; 4)материальные условия; 5) ценностные установки; 6)стиль жизни членов семьи и взаимоотношения.
Воспитательные организации – специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определённых возрастных групп населения. Воспитательные организации делятся на: По принципу вхождения человека в воспитательную организацию: - обязательные (школы); - добровольные (клубы, детские и юношеские объединения); - принудительные (спец. учреждения для детей с антисоциальным поведением, психическими и иными отклонениями). По юридическому статусу: - государственные; - общественные; - коммерческие; - конфессиональные; - частные. По ведомственной принадлежности: - организации Министерства образования; - организации других министерств (здравоохранения, обороны, труда и социальной защиты и т.д.); - организации профсоюзов; - организации спортивных союзов. По уровню подчинённости: - федеральные; - региональные; - муниципальные. По степени открытости-закрытости: - открытые (школы); - интернатные; - закрытые. По длительности функционирования: - постоянные; - временные (например, функционирующие во время каникул). По половозрастному составу: - однополые; - одновозрастные; - разнополые; - разновозрастные. Функции воспитательных организаций: 1) приобщение человека к культуре общества; 2) создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации; 3) автономизация подрастающих поколений от взрослых; 4) дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества. Социальное воспитание – взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленных позитивных развития и духовно-ценностной ориентации. Социальное воспитание происходит благодаря трём процессам: 1) организации социального опыта; 2) образованию; 3) индивидуальной помощи человеку. Организация социального опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп (коллективов); организацию взаимодействия членов организации, а также обучение ему; стимулирование самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы. Социальный опыт – в широком смысле – единство различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, норм, стереотипов поведения, интериоризированных ценностных установок, запечатлённых ощущений и переживаний, опыт взаимодействия с людьми, опыт адаптации и обособления, а также самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения. Образование включает в себя: систематическое обучение (формальное образование, как основное, так и дополнительное); просвещение, т.е. пропаганду и распространение культуры (неформальное образование); стимулирование самообразования. Индивидуальная помощь реализуется в процессе: содействия человеку в решении проблем; создание специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения и т.д.; стимулирования саморазвития. Мера систематичности, интенсивности, характер, содержание, формы и способы организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи непосредственно зависят от возраста и пола воспитуемых, а также в определённой мере от из этноконфессиональной и социально-культурной принадлежности. В различных типах воспитательных организации объём и соотношение этих трёх составляющих социального воспитания существенно различны. Различия зависят от типа организации, от ценностных устремлений, установок и имплицитных концепций воспитания, которые реализуют в своей деятельности работающие в них педагоги. Организационно социальное воспитание осуществляется в воспитательной организации через коллективы. Коллектив – формализованная контактная группа людей, функционирующая в рамках той или иной организации. Коллектив как автономная система обладает комплексом норм и ценностей, которые условно можно разделить на три слоя. Первый – нормы и ценности, одобряемые и культивируемые обществом, которые целенаправленно вносятся в коллектив его руководителями. Второй – нормы и ценности, специфические для общества, социальных, профессиональных, возрастных групп, не совпадающие с первыми. Третий – нормы и ценности, носителями которых являются дети, подростки, юноши, входящие в коллектив. В любом коллективе складываются две структуры отношений – формализованная и неформализованная. Формализованная структура коллектива создаётся его руководителями для того, чтобы организационно оформить коллектив и сделать его способным решать стоящие перед ним задачи. Она отражает деловые отношения между всеми членами коллектива и отношения управления, которые складываются между руководителями, функционерами органов самоуправления и остальными членами коллектива. Неформализованная структура коллектива отражает неофициальные отношения его членов и имеет два слоя: межличностные отношения всех членов коллектива и сетку избирательных отношений приятельства и дружбы. Жизнедеятельность коллектива можно рассматривать как процесс проигрывания его членами определённой социальной роли. При этом надо различать два аспекта в проигрывании роли: социальный – те ролевые ожидания и предписания, которые диктуются содержанием и формами организации жизнедеятельности коллектива и несоблюдение которых ведёт к социальным последствиям (негативным санкциям); психологический – субъективная трактовка членом коллектива своей роли, которая может не совпадать с социальными ожиданиями и предписаниями (если это несовпадение проявляется в жизнедеятельности, оно может вызвать негативные санкции, если не проявляется – привести к внутреннему напряжению, фрустрации. Жиизнедеятельность коллектива, будучи процессом проигрывания социальной роли его членами, становится базой накопления ими социального опыта, ареной самореализации и самоутверждения, т.е. создаёт возможности для становления человека.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |