Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее понятие о патристике




Понятие о патристике. Грекоязычная и латиноязычная апологетика. Темы и задачи. Основные представители. Два отношения к языческой мудрости. Риторический принцип и роль риторики в переходный период. Тертуллиан: ученый спор с философией.

 

Патристика – первая крупная форма средневековой философии, включающая учения отцов церкви, апологетов и церковных писателей до папы Григория Великого на Западе (ок. 540-604) и Иоанна Дамаскина на Востоке (ок. 675-753), т. е. охватывающая конец I – середину VIII в. История патристики в фил. смысле – это история перетолкования основных понятий традиционной метафизики. Прежде всего речь идёт об изменении смысла аристотелевских категорий, когда они применяются к сущему, распавшемуся на тварное и нетварное.

(Меняется смысл обращения, которое сосуществует с языческой «заботой о себе», постепенно ее вытесняя. Поначалу это обращение чаще всего означает мученическую смерть, во всяком случае, готовность к ней.

(Меняется и получает новый смысл архаическая символика мирового древа; символ мирового древа используется в качестве уже новозаветного символа и с его помощью устанавливается система соответствий основных эпизодов Ветхого и Нового заветов.)

Патристика (лат. patres — отцы) – 2-8 вв., раннехристианские авторы-От­цы Церкви. Источники оформления П. — античная философия (общерацио­нальный метод и конкретное содержание платонизма, неоплатонизма, стои­цизма и др.), с одной стороны, и христианская телеологи­ческая доктрина (прежде всего идея откровения, а также теизм, креационизм, телеологизм и др.) — с другой.

В эволюции три этапа: (1) — ранняя П., или апологетика (2—3 вв.): Юстин (ум. ок. 165, "Апология" к Антонину Пию и "Апология" к Марку Аврелию, "Бесе­ды с Трифоном-иудеем"); его ученик Татиан (ок. 120 — ок. 175, "Обращение к грекам", свод четырех Евангелий "Диатессарон"); Афинагор (ум. ок. 177, трактат "О воскрешении мертвых" и "Посла­ние" к Марку Аврелию); Тертуллиан; Климент Алексан­дрийский, Тит Флавий (ум. до 215, трактаты "Увещевание к эллинам", "Педагог", сборник эссе "Строматы" ("Лоскутный ковер"), беседа "Какой Бога­тый спасется?"; Ориген.

Центральная тема — соотношение христ-ва с антич. насле­дием,

1 – на­правление, ориентированное на гармонический синтез христианской идеи откровения с философской традици­ей античного рационализма (Юстин, Афинагор, Кли­мент Александрийский и др.).

2 – направление, заявляющее их несовместимость и резко дистанци­рующее христианство как "мудрость варваров" эллинской книжной учености (Татиан, Тертуллиан и др.). Идея остро актуализировалась в христианской мис­тике, ценностно акцентировавшей "искреннее молчание безграмотного простолюдина" по сравнению с изощрен­но-спекулятивным мудрствованием ученого теолога с его "сладострастием слов" (Иероним) и рассудочностью вместо сердечной веры.

(2) — зрелая П. (3—5 вв.), греч. Восток — деятельность каппадокийского кружка: Василий Великий Кесарийский (ок. 330—379, "О святом Духе", " Шестоднев "), его брат Григорий Нисский (ок. 335 — ок. 394), Григорий Богослов Назианзин (ок. 330 — ок. 390, " О моей жизни", "О моей судьбе", "О страданиях моей ду­ши "), Амфилохий Иконийский и др., синтез христ-ва и фил. методов антич­ности; на латинском Западе — Авгус­тин (против манихейства, к кот. сначала принадлежал). Трактат в 12 книгах " О Кни­ге Бытия дословно " – признанным шедевр экзегетической литературы; каноническим сч. трактат " О христианском учении " как руководство истолкования Библии.

Центральная задача — борьба с ересями (арианство, монтанизм, докетизм, монофизитство, гностицизм и др.), что связано с обретением христианством статуса гос. ре­лигии и офиц. формулировкой Символа веры на Никейском вселенском Соборе (325), сформулир. основные догматы вероучения. Тексты Псевдо-Диони­сия Ареопагита ("Ареопагитики"), заложившие основы апофатической теологии и христианской мистики.

(3) — поздняя П. (5—8 вв.): систематизация христ. вероучения. Ключевая фигура — Иоанн Дамаскин (ок. 675—753) — византийский Богослов и поэт, завершивший системати­ческое оформление основ христианской теологии. Леонтий (ок. 475—543) на Востоке и Боэций (Анций Манилий Торкват Северин, ок. 480—525, "Утешение философией") на Западе. Систематизаторская деятельность Иоанна Дамаскина и ориентация Бо­эция на антич. фил. традицию (комментарии к Аристотелю и Порфирию) заложили основы средневековой схоластики.

Несмотря на то, что многие тезисы П. (особенно в раннем ее варианте) были осуждены после принятия Никейского Символа веры (идеи Оригена о множественности миров, всеобщем спасении, предсуществовании душ, приоритетности второй ипостаси — Бога-Отца — в структуре Троицы; отрицание Татианом двойственной природы Христа (в "Диатессороне" была опущена земная биография Хрис­та и сведения о его происхождении из рода Давидова) и его докетизм — учение об иллюзорности телесности Иисуса), П. сыграла заметную роль в развитии хри­ст. культуры.

В рамках П. были заложены осно­вы систематической христианской теологии как в катафатическом (от Климента Александрийского и Оригена до Иоанна Дамаскина), так и в апофатическом (от Авгу­стина до Псевдо-Дионисия Ареопагита) ее вариантах, сформ. фундамент экзегетики (от Ори­гена до Григория Нисского), оформлены первые христи­анские катехизисы (Тертуллиан),введены основоп. понятийные структуры христиан­ской теологии (например, Тертуллианомструктуры Троицы).

Повлияла на развитие глу­бинного психологизма христианства с его культурой рефлексивной интроспекции (от Григо­рия Богослова до Августина), фундамент. для христ-ва идеи приоритета индивида по отношению к абстрактному чело­вечеству (антропология Григория Нисского). Многие идеи П. актуализир. в рамках историко-философской традиции, как, например, просветитель­ская интерпретация христианства Климентом Александ­рийским в контексте гуманизма Ренессанса (Эразм Рот­тердамский, Мор и др.).

(Говоря о патристике – учениях отцов церкви – следует помнить о «практической» доминанте в их мышлении, выразившейся в том, что всякая онтология начинается для них со свободного поступка, «произвольного» творения мира Богом и с обусловленного благодатью, но все равно свободного, обращения человека к Богу. Как уже было сказано, этот онтологический переворот не мог быть адекватно осмыслен в традиционной философской терминологии, отсюда неизбежные смысловые сдвиги привычных понятий, таких как «сущее», «сущность» и др., в контексте тринитарных и христологических споров.)

По сложившейся на западе традиции отцами Церкви в строгом смысле могли считаться лишь христианские богословы, жившие не позднее III в., отличавшиеся исключительной святостью и бесспорными вероучительными взглядами. К богословам, жившим позднее, но получившим общее признание Церкви, как на Востоке, так и на Западе, применяется титул вселенских учителей: это Афанасий Александрийский (293-373), Василий Великий (ок. 330-379), Григорий Назианин (ок. 329-390), Григорий Нисский (ок. 335-394), Иоанн Златоуст (ок. 344-407), Иларий Пиктавийский (ум 367), Иероним Стридонский (ок. 340-420), Амвросий Медиоланский (ок. 340-397), Августин Аврелий (354-430), а также папа Григорий и Иоанн Дамаскин.

В число отцов Церкви и вселенских учителей не попали вполне отвечающие критерию древности Климент Александрийский (ок. 150ок. 215), Ориген, Тертуллиан (ок.150/165 – ок. 240), историк ранней Церкви Евсевий Кесарийский (ок. 260-340). Их учения, в силу неортодоксальности некоторых идей, не получили полного одобрения Церкви, поэтому сами они отмечаются иначе – как церковные писатели. К церковным писателям Римско-католической церкви относятся также богословы XI-XII вв., такие как Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Бернард Клервоский (1090-1153), мыслители XIII в. – Альберт Великий (1193-1280) и Фома Аквинский (1225/26-1274) и даже богословы и церковные деятели XVI – начала XVII в. В числе последних. Например, Тереса де Хесус (1515-1582) и Роберто Беллармино (1542-1621).

В истории философии не принято столь скрупулезное деление, поэтому термин «патристика» объединяет богословско-философские учения как западных, латинских, так и восточных, грекоязычных, раннехристианских авторов, исходя из установленных хронологических рамок (конец I – середина VIII в.) и несмотря на их различия в их статусе с точки зрения церковных традиций.

Апологетику, важной заслугой которой стало начало разработки языка средневековой философии, следует рассматривать как ранний (II-IV вв.) этап патристики, непосредственно следующий за учениями апостольских отцов.

Среди представителей восточной – грекоязычной – апологетики следует выделить: Ю стина Философа; Мелитона Сардийского, автора апологии, написанной Марку Аврелию около 170 г.; ученика Татиана; Афинагора, направившего тому же императору «Прошение о христианах»; Феофила Антиохийского, чья апология (ок. 180) интересна тем, что была адресована не римским властям, а частному лицу – язычнику Автолику. Крупными фигурами были александрийцы Климент и Ориген (ок. 185-253/54), в культурно-языковом и географическом планах также принадлежавшие греческой традиции.

К наиболее заметным западным (латинским) апологетам относятся: Минуций Феликс, римский адвокат, автор апологетического диалога о поиске истины, который заканчивается описанием принятия христианской веры; Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан; ученик последнего Киприан (ок. 200-258), учивший о Церкви как о духовном единстве христиан; автор трактата против языческой мифологии Лактанций (ок 250-330); Арнобий (начало IV в.), который продолжил заданную Татианом и Тертуллианом линию критики языческого рационализма за его «необоснованную веру» в возможности разума.

Два отношения к языческой мудрости (повтор, но это важно):

Диапазон собеседования христианских авторов с языческой философией широк – от полного неприятия до утверждения, что языческие философы постигли ту же божественную мудрость, только явленную не напрямую (в Откровении), а в природе. Список непримиримых – Татиан, Тертуллиан, Арнобий. Миролюбиво настроенные – Иустин Мученик, Климент, Ориген, Лактанций, Боэций.

«Что Афины Иерусалиму? Что Академия Церкви? Что еретики христианам? – риторически возглашает Тертуллиан, резюмируя: Наше учение – с портика Соломонова…». Однако многим христианство обязано античности, в частности, риторикой, используемой апологетами и бывшей профессиональным занятием большинства ранних христианских авторов. «Портик [храм] Соломонов» риторически отсылает к другому портику, к Стое, и стоическая практика «заботы о себе» оказалась столь полезной христианам во II-III вв., когда они столкнулись с «лжеимённым знанием», гностическими сектами.

Хотя у Афин и Иерусалима различен характер мироощущения. И «Академия», и «Церковь», каждая по своему, фиксируют некую программу, норму «должной жизни». Тертуллиан свидетельствует, что для «Афин» и «Иерусалима» эти нормы принципиально различные. В библейской традиции «нормодатель» – Бог, творец мира. Нормы – это заповеди, божественные слова, «реченные через пророков». Заповеди суть предписания, повеления, императивы. Должное ощущение себя в этой традиции – страх Божий. Во главу угла здесь поставлено делание, поступок, который одновременно – установление и слово, «изречение вещей» (rerum locutio). По логике авторитета, его онто-логии, не творец творит сообразно идеям истины, блага и красоты, но сотворённое истинно, хорошо и красиво, потому что оно – творение Божие. Христианство возвращает изощрённую дифференцированную античную культуру к элементарным архаическим комплексам, поэтому оно и побеждает.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1012; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.