Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы правового статуса




Правовое положение – единство системы исполнительной власти РФ и субъектов, ограниченное пределами ведения РФ и субъектов (обеспечивается НПА, регулирующими отношения).

Единая система – разграничение компетенции между ОИВ РФ и субъектов. Исключено наделение одинаковыми полномочиями по одним вопросам.

ОИВ РФ оказывают влияние на ОИВ субъектов – определение общих направлений, совершенных методов работы.

 

ОИВ пользуются относительной юридической самостоятельностью – одна из ветвей единой власти (отношения с законодательной и судебной властями);

8) формируются с решающим участием Президента РФ (большинство случаев), его уполномоченных;

9) не являются объектом руководства со стороны органов законодательной власти.

 

Основа административно-правового положения – административная правосубъектность.

Помимо 1) правоспособности и 2) дееспособности включает 3) компетенцию.

 

Правосубъектность ОИВ – допускаемая нормами АП возможность органа иметь права и обязанности в сфере осуществления задач и функций исполнительной власти.

 

Содержание: права и обязанности, которые он может иметь в соответствии с законом, иным НПА, устанавливающем его положение.

 

Правосубъектность:

16) общая – возможность участия в осуществлении государственно-управленческой деятельности;

17) конкретных видов/отдельных органов исполнительной власти, обусловленная их местом в системе государственного управления, целями, задачами, функциями.

 

Правоспособность – специальная.

Осуществление деятельности ОИВ – в пределах правоспособности, каждый ОИВ действует в пределах установленной ему правоспособности, в установленном порядке и в определённых формах.

Правоспособностьограничитель административного усмотрения.

Органы по своему усмотрению – варианты решений и методы управленческой деятельности (главное, чтобы они не нарушали законов).

 

Административная дееспособность ОИВ – способность самостоятельно осуществлять установленную ему административную правоспособность, компетенцию, приобретать и осуществлять права и, участвуя в государственно-управленческой деятельности, также предполагается возможность несения ответственности за свои действия.

Реализуется (от имени ОИВ) – коллегиальный орган, уполномоченными должностными лицами.

 

Компетенция – система полномочий ОИВ, включающих конкретные права и обязанности, предоставленные ему для решения возложенных на него задач и функций.

Содержание – полномочия, позволяющие ОИВ принимать правовые акты, совершать юридически властные действия.

 

Компетенция – не совпадает с административной правоспособностью и не может её поглощать – важный для Демина тезис.

 

Возникновение/прекращение правосубъектности – момент издания НПА о создании/ликвидации ОИВ. В последующее время – формируется и изменяется.

 

Административно-правовое положение – многие НПА.

Конституирующий правовой акт – на его основе официально действует ОИВ (закон, положение).

В НПА – открытый перечень полномочий ОИВ, прямо говорится об осуществлении других полномочий.

В НПА – важное место занимают:

9) Типовой регламент взаимодействия ФОИВ (федеральный орган исполнительной власти) – общие правила организации и взаимодействия, предусматривает разработку каждым органов своего регламента, его структура;

10) Типовой регламент внутренней организации ФОИВ – общие правила внутренней организации;

11) Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг – общие требования к регламентам.

Подзаконность деятельности – должны строго следовать требованиям Конституции, законов, выполнять и в пределах компетенции способствовать их исполнению другими субъектами.

30. Виды органов исполнительной власти

Федеративное государственное устройство · Федеральные органы исполнительной власти; · Органы исполнительной власти субъектов.
Правовые основания создания (общая норма о создании органа, НПА о создании конкретного органа) · Предусмотренные Конституцией, уставами и Конституциями субъектов; · Предусмотренные законами; · Предусмотренные подзаконными правовыми актами.
Положение в иерархической системе · Высшие: 1) на уровне РФ – Правительство; 2) на уровне субъекта – ОИВ общей компетенции; · Иные.
Организационно-правовая форма[1] · Организационные формы не всегда определяют место, назначение и характер компетенции ОИВ – эти параметры в НПА, устанавливающих правовой статус. · Указ Президента «О системе и структуре ФОИВ» - формы ФОИВ: 1) федеральные министерства – ФОИВ, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности; 2) федеральные службы – ФОИВ, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности; 3) федеральные агентства – ФОИВ, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.   +комитеты, службы, главные управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, отделы и др.  
Подведомственность (Президент, Правительство) · Федеральные министерства: · имеющие в ведении агентства и службы; · не имеющие. · ОИВ, управлениекоторыми осуществляет: 1) Президент, федеральные министерства, службы, агентства, подчиняющиеся этим органам (МВД, ФСБ) 2) Правительство РФ (ФАС, ФТС)
Соотношение с исполнительной властью · ОИВ (перечень закреплён НПА); · иные государственные органы, (главные управления Минюста по фед округам) – выполняют некот функции органов исп власти
Участие в осуществлении полномочий РФ · ФОИВ; · территориальные органы, образованные ФОИВ и осуществляющие некоторые федеральные функции.
Характер компетенции · общий – руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления, обеспечивая развитие; · отраслевой – функции отраслевого профиля; · межотраслевой: · федеральные министерства, имеющие подведомственные службы и агенства, деятельность которых координируют и контролируют; · органы, выполняющие общие для всех отраслей функции; · органы, ведающие специализированным видом деятельности, значимой для общественной безопасности; · внутриведомственной – руководят в ведомственных и межведомственных границах порученными участками работ.
Характер функций и полномочий 1) ведающие отраслями или однородными комплексами; 2) осуществляющиемежотраслевое регулирование и координацию; 3) контроля и надзора, осуществляющие в своей компетенции специализированные функции вневедомственного значения; 4) по определённым общегосударственным социально-экономическим и иным проблемам; 5) выполняющие специфические функции.
Сфера функционирования 1. экономика (Мин-ва: с/х, промышленности и т.д.; службы: по экологическому надзору, по управлению имуществом и т.д.) 2. социально-культурная деятельность (Мин-ва: образования, здравоохранения; службы: по надзору в сфере защиты прав потребителя; агенства: по образованию, по соц развитию) 3. административно-политическая деятельность (Мин-ва: обороны, внутр дел, ин дел; службы: внешней разведки, безопасности)
Порядок разрешения подведомственных вопросов[2] · коллегиальные (с персональной ответственностью за порученные участки работы): 1) объединение лиц, основанное на членстве; 2) создаётся в случае и составе, определённом НПА; 3) самостоятельная компетенция; 4) состоит из членов с правом решающего голоса; 5) принимает решения, имеющие приоритет над решениями руководителя органа; 6)решения принимаются на заседаниях; · единоначальные – решающая власть у руководителя.

 


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.