Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъекты административного права

Читайте также:
  1. Cтатья 2. Основные трудовые права работников
  2. Cтатья 353. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  3. E) Нарушение или неправильное применение норм процессуального права.
  4. G) Пользуются всеми правами и несут все обязанности истца.
  5. I. Аргументы из области частного права
  6. II. Акты федеральных органов государственной власти, как источники муниципального права.
  7. II. Аргументы из области публичного права
  8. II. Ко второму виду относятся субъекты муниципально-пра­вовых отношении, которые наделены правом принимать реше­ния (участвовать в принятии решении) по вопросам местного значения.
  9. II. Ко второму виду относятся субъекты муниципально-пра­вовых отношений, которые наделены правом принимать реше­ния (участвовать в принятии решений) по вопросам местного значения.
  10. II. Метод муниципального права.
  11. II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКТОРОВ РЫБООХРАНЫ
  12. II. Права і обов’язки членів Колективу (бригади) та Власника



Традиционно в доктрине административного права ведущие значение занимают исследования таких институтов, как государственное управление, государственная служба, органы административной власти, административный процесс и т.д. Вопросам, связанным с административно-правовым статусом граждан уделяется мало внимания. Вместе с тем все вышеназванные институты по своей юридической природе производны от правового статуса граждан в сфере государственного управления.

В настоящий момент множество авторов, наряду с гражданами, выделяют такой субъект административного права, как организации.

Граждане и организации;

Физические и юридические лица.

Административно-правовой статус гражданина теснейшим образом связан с понятием государство. В то же время можно сказать о том, что административно-правовой статус гражданина представляет собой совокупность прав и обязанностей личности, складывающихся в процессе не только во взаимодействии с государственным управлением, но и с организациями, не являющимися государственными. В центре этого подхода лежит соотношение понятия личность и гражданин. Человеком рождаются, а личностью становятся, поэтому субъектом правовых, в том числе и административных отношений (субъектом права), может признаваться только человек, обладающий качеством личности, имеющий сознание и волю, способный совершать активные действия и нести за них ответственность. Следует отметить недостаточность проработки соотношения понятий субъект права и субъект правоотношений. Субъект права – это правовая категория, в общем виде определяющая круг лиц, на которых распространяется действие тех или иных норм с различной степенью детализации. Субъект правоотношений – это персонально определённое лицо, участвующее в соответствующем конкретном правоотношении.

Административно-правовой статус гражданина является частью его общего правового статуса, в который можно включить следующие элементы:

1. правосубъектность (предполагает наличие у гражданина правоспособности, дееспособности, деликтоспособности);

2. права и обязанности;

3. ответственность;

4. гарантии.

Основу административно-правового статуса гражданина составляет административная правосубъектность, однако из указанных выше элементов правовое регулирование получило лишь деликтоспособность; правоспособность и дееспособность являются, скорее, научными категориями и в законодательстве закреплены фрагментарно. Поэтому административно-правовой статус граждан в значительной мере зависит от состояния законодательства, закрепляющего их права и обязанности в конкретных сферах государственного управления. Зачастую административно-правовые нормы связывают права и обязанности граждан с особенностями их положения в качестве студентов, военных, собственников автотранспортных средств и т.д., что не способствует систематизации и единообразному регулированию административно-правового статуса граждан в РБ, и свидетельствует о необходимости совершенствования законодательства.



Под административной правоспособностью понимается способность гражданина обладать правами и нести обязанности административно-правового характера. Её основные черты:

1. регулируется нормами административного права

2. может быть временно ограничена (лишение на определённое время правоуправления транспортным средством)

3. для разных лиц она не одинакова по объёму, т.е. объём административной правоспособности у граждан может быть различен (государственные служащие)

4. административная правоспособность является необходимым условием административно дееспособности.

Административная дееспособность – это способность лица своими действиями осуществлять, приобретать права и нести обязанности административно правового характера. В полном объёме она возникает по достижению гражданином 18 летнего возраста.

Административная деликтоспособность – это способность нести правовую ответственность за совершённое нарушение административно-правовых норм. Она связывается с определённым возрастом, установленным КОАП, таким образом деликтоспособность тесно связана с дееспособностью.

Административная правосубъектность бывает общая и специальная, соответственно можно вести речь об общем и специальном административно-правовом статусе гражданина. Любое лицо обладает общим равным для всех статусом; при этом может быть носителем одного или нескольких специальных статусов, например, студент.

В целом административно-правовой статус граждан может быть временно ограничен при:

· чрезвычайных ситуациях (техногенные аварии, массовые беспорядки, стихийные бедствия и т.д.)

· невозможности обеспечить государственную безопасность (пограничный режим)

· совершении неправомерных действий (лишение правонарушителя права управления транспортным средством)

· принадлежности лица к иностранному государству

· болезни, имеющей постоянный или временный характер

· и др.

Административные права граждан – это закреплённое НПА право на совершение определённых действий, выражающихся в характере поведения в рамках разрешённых границ; требования от других граждан и государственных органов, чтобы они не препятствовали осуществлению этих прав и способствовали их реализации. Существует множество классификаций административных прав граждан (смотри семинар). Традиционно в сфере государственного управления граждане наделяются следующими правами:

· право граждан на участие в государственном управлении

· право на свободу объединений

· право на свободу собраний, митингов, уличных шествий, пикетирования

· право граждан на свободу и личную неприкосновенность

· право на неприкосновенность жилища и иных законных владений

· право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства

· и тд.

Обязанности граждан в сфере государственного управления представляют собой предусмотренную законодательством и охраняемую государством необходимость их должного поведения в сфере государственного управления. Составляющими обязанностей являются:

1. необходимость совершать активные положительные действия

2. необходимость воздерживаться от действий, запрещённых нормами права

Классическим примером обязанности гражданина в сфере государственного управления является обязанность защиты РБ (ч.1 ст.57 Конституции РБ). При этом в административно-правовой статус граждан включаются также права прямо не поименованные в конституции, но вытекающие из неё, например, обязанность соблюдать ПДД.

Поскольку несоблюдение гражданами обязанностей, в том числе в сфере государственного управления, строго наказуемо, такие обязанности могут устанавливаться исключительно НПА, а не усмотрением органов государственного управления и их должностных лиц.

Невыполнение или ненадлежащее исполнение гражданами своих обязанностей влечёт за собой, как правило, административную ответственность. Составы конкретных правонарушений сформулированы в КОАП.

Важным элементом административно-правового статуса гражданина являются административно-правовые гарантии, под которыми понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию прав и интересов граждан в сфере государственного управления. Гарантии бывают политические, экономические, организационные, социальные, культурные, юридические. В сфере государственного управления административно-правовые гарантии, в большинстве своём, реализуются через органы исполнительной власти, которые:

· выполняют обязанности по обеспечению конституционных прав и свобод граждан

· создают необходимые организационно-правовые условия для их реализации

· осуществляют постоянное наблюдение и контроль за их реализацией

· применяют меры административного принуждения в случае нарушения указанных прав и свобод граждан

Правовое положение иностранцев в административном законодательстве РБ

Термин иностранец может пониматься в широком и узком смысле. В широком смысле под иностранцами понимаются иностранные граждане и лица без гражданства, а в узком иностранные граждане.

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется конституцией, Законом РБ «о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РБ», Законом РБ «о предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса «беженца» дополнительной и временной защиты в РБ», иным законодательством, а также международными договорами. В соответствии со ст.1 Закона об иностранцах, иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами РБ и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства. Лицами без гражданства признаются лица, которые не являются гражданами РБ и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.

В основе правового статуса иностранцев лежит принцип национального режима, который закреплён в ст.11 конституции: иностранцы на территории РБ пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами РБ, если иное не определено конституцией, законами и международными договорами. Что касается административно-правового статуса иностранцев можно сказать, что по своему содержанию он совпадает с административно правовым статусом граждан РБ. Вместе с тем анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что административная правоспособность иностранцев по своему объёму меньше правоспособности граждан РБ.

Иностранцы не могут быть членами политических партий РБ и иных общественных объединений РБ, преследующих политические цели; избирать и быть избранными в государственные органы РБ (выборные); принимать участие в референдумах. В данном случае исключения составляют граждане РФ, постоянно проживающие в РБ, которые, в соответствии со ст.58 Избирательного кодекса РБ, имеют право участвовать в выборе депутатов Местных советов депутатов, в соответствии с международным договором РБ и РФ. При этом иностранцы могут вступать в профессиональные союзы и иные общественные объединения РБ, если это предусмотрено их уставами, а также обладают правом на обращение в государственные органы РБ.

Законом «об иностранцах» установлен обязательный внесудебный порядок обжалования иностранцами решений и действий (бездействий) государственных органов и должностных лиц Республики Беларусь, связанных с исполнением закона «об иностранцах», до их обжалования в суд. В соответствии закона «об иностранцах» иностранцы могут быть подвергнуты депортации в случаях определённых законодательными актами РБ и порядке, установленным правительством.

Кроме того, согласно закону «об иностранцах», иностранец может быть выслан из РБ в интересах национальной безопасности общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан РБ и других лиц, если он не может быть подвергнут депортации. Высылка может быть осуществлена путём добровольного выезда иностранца из РБ, или в принудительном порядке.

Особую категорию лиц, не имеющих белорусского гражданства, и проживающих на территории РБ составляют беженцы, т.е. лица, правовой статус которых урегулирован законом «о беженцах» (смотри начало подтемы). Кроме того данные вопросы урегулированы указом президента РБ от 5 апреля 2006 года №204, в котором утверждено положение о предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища в РБ, его утрате и лишении. В целом можно говорить о том, что административно-правовой статус беженца схож с административно-правовым статусом иностранцев.

Предприятия, учреждения, организации

Для того, чтобы изучить административно-правовой статус «предприятий, учреждений, организаций» следует рассмотреть существующие подходы к пониманию коллективного субъекта административного права, как организации, либо, как юридического лица. Термин организация может пониматься как: деятельность, направленная на приведения в систему чего-либо, как объединение людей, социальных групп, созданных для достижения поставленных целей, для этого люди вступают в правоотношения не от своего имени, а от имени организации, т.е. от коллектива людей. Органам управления организациями является администрация (директор, начальник, совет директоров, совет правления и т.д.).

Вопросы деятельности организаций являются предметом изучения административного, финансового, трудового права.

Юридическое лицо – это субъект, прежде всего гражданско-правовых отношений, при этом, как и понятие организации, понятие юридического лица можно рассматривать, как объединение людей, т.е. коллектив. Если юридическое лицо – это коллектив трудящихся, то действия участников этого коллектива совершённые в связи с выполнения ими трудовых функций являются действиями самого юридического лица.

В соответствии со ст. 44 гражданского кодекса РБ, юридическое лицо – это:

· организация

· имеющая в собственности либо на ином вещном праве обособленное имущество

· несущая самостоятельную ответственность по своим обязательствам

· имеющая возможность от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде

· прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица.

Любое юридическое лицо является организацией, но не любая организация является юридическим лицом, т.е. субъектом административной ответственности может быть организация, не являющаяся юридическим лицом (департамент с правами юридического лица).

Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и распределяющие полученную прибыль между участниками (коммерческие организации), либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий, христианских (фермерских) хозяйств, и иных формах предусмотренных гражданским кодексом. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательными актами. Как видно из изложенного, предприятия – это форма коммерческой организации, учреждения – это форма некоммерческой организации.

В административном праве государственное регулирование административно-правового статуса предприятий, учреждений и других организаций осуществляется посредствам:

· осуществления государственной регистрации и ликвидации

· выдачи различных разрешений (лицензий, сертификатов и т.д.)

· контроля и надзора за соблюдения ими законодательства

Таким образом предприятии и учреждения следует рассматривать так: разновидности организаций; виды юридического лица. Основанием возникновения административной правосубъектности предприятий, учреждений и других организаций является их государственная организация. Общий порядок установлен гражданским кодексом РБ, декретом президента РБ от 16 января 2009 года №1, постановлением совмина от 23 июля 2004 года №913.

Традиционно нормы, регулирующие административно-правовой статус учреждений делятся на:

1. нормы, регулирующие административно-правовой статус юридических лиц и государственной и негосударственной формы собственности

2. адресуемые государственным и физическим лицам

3. адресуемые негосударственным юридическим лицам.

Основное различие между государственными и негосударственными лицами в административном праве в том, что государство является собственником имущества государственных юридических лиц, а потому имеет право на:

· определение цели деятельности данного юридического лица

· назначение на должность руководителя

· осуществление контроля за использование таким юридическим лицом имущества

· и т.д.

Примером государственного юридического лица является республиканское унитарное предприятие, коммунальное унитарное предприятие, казённое унитарное предприятие.

Что касается деятельности негосударственных юридических лиц, то в данном случае влияние государства на их деятельность является намного более ограниченным, поскольку важнейшие вопросы деятельности таких юридических лиц решаются учредителями этого юридического лица, либо уполномоченными ими органами.

Разновидностью некоммерческой организации являются общественные объединения. Административно-правовой статус различных видов общественных объединений имеет свои особенности, общим для них является то, что все они создаются гражданами и действуют на основе принципов добровольности и гласности. Согласно ст.1 Закона РБ «об общественных объединениях» общественное объединение – это добровольное объединение граждан в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности, интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав.

Принципы образования регистрации и деятельности общественных объединений, наряду с указанным законом определены декретом от 26 января 1999 года №2. Политической партией является добровольное общественное объединение преследующее политические цели, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах (ст. 1 закона РБ «о политических партиях»).

Членами политических партий могут быть только совершеннолетние граждане РБ. Государственная регистрация политических партий осуществляется Министерством юстиции.

Закон РБ «о профессиональных союзах»

Закон РБ «о свободе совести и религиозных организациях»





Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 951; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. Cтатья 2. Основные трудовые права работников
  2. Cтатья 353. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  3. E) Нарушение или неправильное применение норм процессуального права.
  4. G) Пользуются всеми правами и несут все обязанности истца.
  5. I. Аргументы из области частного права
  6. II. Акты федеральных органов государственной власти, как источники муниципального права.
  7. II. Аргументы из области публичного права
  8. II. Ко второму виду относятся субъекты муниципально-пра­вовых отношении, которые наделены правом принимать реше­ния (участвовать в принятии решении) по вопросам местного значения.
  9. II. Ко второму виду относятся субъекты муниципально-пра­вовых отношений, которые наделены правом принимать реше­ния (участвовать в принятии решений) по вопросам местного значения.
  10. II. Метод муниципального права.
  11. II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКТОРОВ РЫБООХРАНЫ
  12. II. Права і обов’язки членів Колективу (бригади) та Власника




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.161.73.123
Генерация страницы за: 0.02 сек.