Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы исполнительной власти. Обращение граждан и юридических лиц




Обращение граждан и юридических лиц

Важнейшей гарантией в государственном управлении является «право на обращение». В законодательстве в настоящий момент данный вопрос регулируется следующими законодательными актами:

1. Конституция

2. Закон РБ «об обращениях граждан и юридических лиц» (вступил в силу 22 января 2012 года)

3. Директива президента РБ от 27 декабря 2006 года №2

4. Указ президента РБ от 15 октября 2007 №498

5. И др.

Исходя из того, что было пройдено на предыдущих лекциях, можно сделать вывод о том, что понятия государственный орган и орган государственного управления являются синонимами; при этом понятие орган исполнительной власти соотносится с данными понятиями как частное и общее. Таким образом, орган исполнительной власти всегда является государственным органом, в то время как не всякий государственный орган, является органом исполнительной власти.

Единственный законодательный акт, в котором раскрывается понятие государственного органа – это Закон РБ «о государственной службе в РБ». Согласно данному закону государственный орган – это образованная, в соответствии с конституцией и иными законодательными актами, организация, осуществляющая государственно властные полномочия в соответствующей сфере государственной деятельности. В некоторых указах президента (от 12 ноября 2002г. №508, от 2 февраля 2007г. №7) перечислены субъекты, которые относятся к государственным органам. Важнейшим признаком государственного органа, среди иных субъектах административного права, является наделение его государственно властными полномочиями, содержание которых составляет:

1. Издание от имени государства правовых актов, обязательных для исполнения тем, кому они адресованы.

2. Наблюдение (надзор) за надлежащим исполнением данных актов.

3. Обеспечение исполнения требований данных актов и защита их от нарушений, при помощи различных способов (воспитание, убеждение, поощрение, принуждение).

Полномочия являются составляющей понятия «компетенция», под которой понимается совокупность юридически установленных полномочий, прав, обязанностей, задач, функций, основных направлений деятельности конкретного государственного органа или должностного лица. В компетенции определяется место государственного органа в системе государственных органов.

Основные признаки государственного органа:

· Является частью государственного аппарата

· Обладает государственно властными полномочиями

· Осуществляет, от имени государства, его задачи и функции

· Имеет определённую компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности

· Несёт ответственность перед государством за свою деятельность

Органы исполнительной власти обладают рядом признаков, отличающих их от иных государственных органов:

· Образуются, упраздняются и реорганизуются президентом РБ (за исключением правительства и местных органов управления)

· Осуществляют специфический вид деятельности – государственное управление в сфере исполнительной власти

· Выступая субъектом публичного права, одновременно являются субъектами частного права (юридическими лицами)

· Осуществляют свою деятельность на основе и во исполнение законов, использую при этом средства норматворческого и юрисдикционного характера

· Осуществляют общее, повседневное, непрерывное руководство в экономической, социально-культурной, административно-политической и межотраслевой сферах жизни общества.

Исходя из ст.106 Конституции РБ, центральным органом государственного управления, осуществляющим исполнительную власть в РБ, является правительство – Совет министров РБ.

Классификация органов исполнительной власти зависит от того, какая сторона их деятельности берётся за основной критерий:

1. В зависимости от территориальных пределов деятельности различают: республиканские органы государственного управления или исполнительной власти и местные органы исполнительной власти.

2. В зависимости от организационно-правовой формы в органах исполнительной власти различают: Совет министров, министерства, государственные комитеты и т.д.

3. В зависимости от занимаемого положения и места в системе, органы исполнительной власти делятся на: вышестоящие и нижестоящие.

4. В зависимости от объёма компетенции органы исполнительной власти делятся на: органы общей, отраслевой и специальной (межотраслевой) компетенции.

Все органы исполнительной власти образуют систему. Правовой основой построения данной системы являются:

· Конституция

· Законы РБ «о Совете министров РБ», «о местном управлении и самоуправлении в РБ»

· Указ президента РБ от 5 мая 2006г. №289 «о структуре правительства РБ»

Основой построения системы органов исполнительной власти являются принцип законности и сочетание принципов централизации и децентрализации.

Законодательство РБ не раскрывает понятие «система».

В доктрине административного права система органов исполнительной власти понимается как совокупность взаимосвязанных звеньев аппарата государственного управления, каждая из которых обладает относительной самостоятельностью и выполняет строго определённые функции.

Из указанных выше законодательных актов можно выделить следующие звенья в системе органов исполнительной власти:

· Совет министров

· Республиканские органы государственного управления (министерства, государственные комитеты)

· Объединения юридических лиц и иные государственные организации, подчинённые правительству

· Местные исполнительные и распорядительные органы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.