Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы бюджетной системы




В основе построения бюджетной системы, взаимоотношений бюджетов разных уровней, лежит совокупность принципов, которые установлены бюджетным законодательством.

Цель принципов – отражение федеративного государственного устройства в сочетании с самостоятельностью местного самоуправления.

Основные начала существования функционирования бюджетной системы и осуществление взаимосвязей уровней бюджетной системы называют принципами бюджетной системы. Всего 11 принципов.

1) Принцип единства. Предусматривает общие, единые основы построения бюджетной системы, опирается на конституционный принцип единства территории и единства экономического пространства России. Единство БС основано на взаимодействии всех уровней, которое достигается и гарантируется единой экономической, финансовой, бюджетной политикой и путем использования регулирующих доходов. Принцип единства предусматривает:

a) Единство бюджетного законодательства.

b) Единство принципов организации и функционирования БС.

c) Единство бюджетной классификации доходов и расходов.

d) Единый порядок установления и исполнения расходных обязательств.

e) Единый порядок формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы.

f) Единство бюджетного учета и бюджетной отчетности.

g) Единство санкций за нарушение бюджетного законодательства и порядка обращения взыскания на средство бюджетов.

Принцип вертикали, он пронизывает все уровни бюджетной системы, указывает на верховенство федерального уровня.

 

2) Принцип самостоятельности бюджета. Его относят к горизонтальным принципам, он устанавливает основы функционирования каждого бюджета бюджетной системы. Принцип означает и устанавливает:

a) Право органов государственной власти и ОМС устанавливать в соответствии с законодательством и сборов налоги и сборы, которые подлежат зачислению в соответствующий бюджет. Такое право установлено БК РФ и конкретизировано в НК РФ, где установлены полномочия и их предел в вопросе установления налогов и сборов.

b) Право государственных органов и ОМС самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджета. Любое направление расходования средств ограничивается полномочиями, установленными конституционным законодательством.

Исключения: расходы бюджетов, финансирование которых осуществляется за счет средств межбюджетного финансирования, а именно – субсидии и субвенции. Этим формам свойственно целевое направление, и оно устанавливается вышестоящим бюджетом.

c) Право и обязанность ОГВ и ОМС самостоятельно обеспечивать сбалансированность своего бюджета и эффективность использования бюджетных средств.

d) Право и обязанность соответствующих органов на своем уровне осуществлять бюджетный процесс (процесс составления, рассмотрения, утверждения закона о бюджете).

 

Принцип самостоятельности устанавливает ограничения:

a) Запрет устанавливать расходные обязательства, которые финансируются (исполняются) за счет средств других бюджетов, за счет средств двух или более бюджетов, за счет средств консолидированных бюджетов либо вообще без определения бюджета.

b) Запрещается принимать в течение финансового года какие-либо решения или изменения бюджетного и налогового законодательства, которые приводят к увеличению расходов или к снижению доходов без указания источников, которые компенсируют снижение доходов или увеличение расходов. Все компенсирующие источники должны быть установлены в законе о бюджете соответствующего уровня.

c) Недопустимость изъятия в течение финансового года либо по окончании финансового года дополнительных расходов, экономии по расходам, полученных в результате эффективного исполнения бюджета.

3) Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований. Принцип означает наделение равными бюджетными правами органов государственной власти субъектов и ОМС по установлению и исполнению расходных обязательств, по формированию налоговых и неналоговых доходов, по определению объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов нижестоящим бюджетам в соответствии с едиными принципами и требованиями. Все права единые, никаких преференций предоставлено быть не может.

 

4) Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней. Принцип предусматривает закрепление за каждым уровнем бюджетной системы установленных законодательством доходов бюджетов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета каждого бюджетного уровня. Закрепление доходов предусмотрено бюджетным и налоговым законодательством. Так, НК РФ прямо названы налоги и сборы, зачисляемые в бюджет определенного уровня. Расходы бюджетов определяются полномочиями и компетенцией, которая установлена Конституцией и иным законодательством. Кроме этого расходы бюджетов устанавливаются бюджетной классификацией, которая устанавливается каждым ОГВ или ОМС. Перечень источников финансирования дефицита бюджета установлено бюджетным кодексом, для каждого уровня бюджетного устройства установлены собственные источники финансирования бюджета. На федеральном уровне, в отличии от МО, имеются внутренние и внешние источники, у МО внешних не может быть (внешние номинированы в иностранной валюте).

 

5) Принцип полноты. Принцип предусматривает два правила:

a) Расходы государственные и муниципальные подлежат финансированию только за счет средств, которые аккумулированы в бюджетной системе (в соответствующем уровне бюджета или с бюджете государственного внебюджетного фонда). Других источников финансирования государственных и муниципальных расходов быть не может.

b) Обязательное отражение в бюджете всех доходов и расходов, иных обязательных поступлений, которые предусмотрены бюджетным и налоговым законодательством. Эти виды доходов и расходов должны быть указаны в законе о бюджете.

 

6) Принцип сбалансированности бюджетов. ОГВ и ОМС, которые осуществляют бюджетный процесс при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета должны исходить из необходимости минимизировать дефицит бюджета. Общий объем расходов каждого бюджета должен соответствовать суммарному объему доходов и поступлений из источника финансирования дефицита бюджета. Дефицит бюджета устанавливается при составлении и утверждении закона о бюджете.

7) Принцип подведомственности расходов. Принцип означает: главные распорядители бюджетных средств распределяют бюджетные средства только тем получателям, которые находятся в введении главного распорядителя. Главным распорядителям запрещается выделять средства получателю, которые ему не подведомственны. Распорядитель и получатель бюджетных средств включаются в подведомственность только одного главного распорядителя средств бюджета. Перечень главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств устанавливаются бюджетной классификацией и законом о бюджете на соответствующий финансовый год. К главным распорядителем и распорядителем относятся ОГВ или ОМС, которые осуществляют распределение бюджетных средств по подведомственным распорядителям и получателям.

8) Принцип достоверности бюджета.

9) Принцип гласности. Принцип прозрачности или открытости.

 

10) Принцип единства кассы. Зачисление всех поступлений и осуществление всех выплат из бюджетапроизводится с использованием единого счета.Орган, осуществляющий исполнение бюджета, обязан открыть такой единый счет, на него зачисляются все доходы бюджета (налоговые, неналоговые, благотворительные взносы), с этого счета осуществляется расходование средств бюджета.

11) Принцип адресности и целевого характера. Бюджетные средства всех бюджетов выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетов с обозначением конкретных целей. Средства бюджета не могут выделяться без определения целей или без установления получателя, а такте действия рассматриваются как нарушение бюджетного законодательства.

12) Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств. Принцип означает необходимость достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств либо достижением наилучшего результата и с пользованием средств, предусмотренных законом о бюджете.

13) Принцип общего совокупного покрытия расходов. В соответствии с этим принципом, запрещается увязывать в бюджете или привязывать определенные доходы бюджета и источники финансирования дефицита бюджета с определенными расходами.

Исключения:

a) Субвенции и субсидии, которые получены из бюджетов других уровней бюджетной системы. Вышестоящий бюджет выделяет эти субвенции и субсидии на строго определенные цели, цель устанавливает вышестоящий бюджет.

b) Средства целевых иностранных кредитов.

c) Расходы бюджетов федерального бюджета, которые осуществляется в соответствии с международными договорами и соглашениями РФ.

d) Расходы бюджета, которые производятся (осуществляются) за пределами РФ.

Бюджетная классификация. Понятие и виды.

БК – группировка доходов и расходов, а также источников финансирования дефицита бюджета, которые используются для составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и обеспечивается сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Основа регулирования отношений, связанных с установлением БК, производится Бюджетным Кодексом. Бюджетный кодекс устанавливает: основы классификации и общий порядок применения БК, разграничения полномочий (компетенции) по установлению БК, состав БК, виды доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов, группы и подгруппы доходов и источников финансирования дефицита бюджетов, а также разделы и подразделы расходов бюджетов. Глава 4 Кодекса и детализированы в Приказе Минфина (см. ниже).

Особыми полномочиями по регулированию отношений, связанных с использованием БК, обладает Министерство финансов РФ. Реализуя свои полномочия Минфин устанавливает единую методологию использования БК, определяет назначение и структуру кодов БК. Полномочия Минфина в этой части реализованы в Приказе Минфина от 21 декабря 2011 г. №180-М «Об утверждении указаний о порядке применения БК». Эти указания являются обязательными для всех участников бюджетного процесса и используются на всех уровнях бюджетной системы.

 

В состав БК включаются 4 вида классификаций: БК доходов, БК расходов, БК источников финансирования дефицита бюджета, БК операций сектора государственного управления.

 

БК доходов бюджетов РФ. Это группировка доходных источников бюджетов всех уровней, которая основана на законодательных актах РФ и определяет источники формирования доходов бюджетов. Классификация доходов состоит из перечня главных администраторов доходов, видов доходов, которые разделены на группы, подгруппы, статьи и подстатьи, элементы и подвиды доходов. Также в классификацию включается код операций сектора государственного управления. Каждому элементу классификации дохода присваивается цифровой код, в конечном счете образуется 20ти значный код вида дохода.

Администратор доходов – первая составляющая КД – орган государственной власти, ОМС, орган управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, а также бюджетные учреждения, которые в соответствии с законодательством наделены полномочиями осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налогов, неналоговых платежей, пени и штрафов, которые относятся к доходам бюджета.

Группа и подгруппа доходов – вторая составляющая классификации доходов. Группы и подгруппы являются едиными для всех бюджетов бюджетной системы. Бюджетная классификация доходов содержит две группы: налоговое и неналоговые доходы, безвозмездные перечисления (поступления). Первая группа состоит из подгрупп, и каждая подгруппа образует отдельный налоговый или неналоговый вид дохода. Налоговые доходы: Налог на прибыль – подгруппа, а также налог на совокупный доход, налог на товары, ввозимые на территорию РФ. Неналоговые доходы: подгруппы – доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Безвозмездные поступления: к подгруппам этой группы относятся безвозмездные поступления от нерезидентов, безвозмездные поступления от других субъектов бюджетной системы, безвозмездные поступления от негосударственных организаций.

Элемент дохода – третья составляющая. Элемент дохода указывает на субъекта, который полномочен устанавливать и регулировать налоговые и неналоговые доходы, а также осуществлять истребования этих доходов их плательщиков. Элемент дохода – субъект. В зависимости от полномочий по установлению и регулированию налоговых и неналоговых платежей: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований для городов федерального значения, бюджеты городских и сельских поселений, бюджет федеральных внебюджетных фондов.

 

00010802020010000110 – цифровой код. За этим кодом закреплена государственная пошлина по делам, которые рассматриваются Конституционными судами субъектов РФ.

000 – код главного администратора дохода. Этот код устанавливается законом о бюджете соответствующего субъекта РФ.

1 – группа. Налоговый или неналоговый доход.

08 – подгруппа в группе. 08 – подгруппа государственная пошлина значится.

02020 – статья в подгруппе. За этим кодом закреплена государственная пошлина по делам, которые рассматриваются Конституционным судом соответствующего субъекта.

01 – элемент. Федеральный налог – государственная пошлина. Установление и регулирование государственной пошлины осуществляется федеральным законом. 01 указывает на федеральный бюджет. Ставку по бюджету устанавливает РФ.

0000 – подвид доходов. Этот код устанавливается тем уровнем бюджетной системы, куда этот вид дохода зачисляется. Его определит финансовый орган субъекта РФ.

110 – указывает (содержит) ссылку на БК операции сектора государственного управления (самая маленькая БК, в ней числятся налоговые доходы).

 

Классификация расходов бюджета. Это группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, которая отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций публично-правового образования и решение социально-экономических задач. Классификация расходов состоит из перечня главных распорядителей бюджетных средств, разделов и подразделов целевой статьи видов расходов, код классификации операции сектора государственного управления, который относится к расходам. К каждому из этих элементов присваивается соответствующий цифровой код.

 

Главный распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти или ОМС, орган управления государственных внебюджетных фондов или наиболее значимые бюджетные учреждения, которые имеют право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Перечень главных распорядителей бюджетных средств по федеральному бюджету устанавливается указаниями Минфина о порядке применения БК. Печень главных распорядителей бюджетов субъектов и местных бюджетов определяется Законом о соответствующем бюджете.

Вторая составляющая – разделы и конкретизирующие подразделы. Классификация расходов содержит 11 разделов. Каждый раздел отражает направление бюджетных средств для выполнения основных функций государства. К разделам относятся: общегосударственные вопросы, национальная оборона, правоохранительная деятельность, образование, здравоохранение, физическая культура и спорт и т.д.

Разделы детализированы 95-ю подразделами. Раздел Национальная безопасность и ОД состоит из 14 разделов, в соответствии с ними учитываются расходы на обеспечение деятельности органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, пограничная служба и т.д. одним из подразделов является подраздел органов юстиции, в нем учитываются расходы по обеспечению деятельности Юстиции РФ и ее ТО.

Помимо этого выделяют целевые статьи. Целевые статьи обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности участников бюджетного процесса. Целевые статьи для федерального бюджета установлены указанием Минфина, перечень для субъектов и МО – в законе о бюджете, перечень целевых статей определяется в соответствии с расходными обязательствами соответствующего уровня бюджетной системы. Дальнейшая детализация определяется видами расходов. Они определяются законом о бюджете соответствующего уровня.

 

Классификация источников финансирования дефицита бюджета. Здесь выделяют три элемента этой БК: главный администратор, группы, подгруппы, статьи и вид источников финансирования, код классификации сектора государственного управления. Это группировка источников финансирования дефицита бюджета всех уровней, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Главный администратор – определенный законом или решением о бюджете ОГВ или ОМС, орган управления государственным внебюджетным фондом или иная организация. Перечень главных администраторов установлен законом о бюджете.

Группы или подгруппы установлены бюджетным законодательством РФ и являются едиными для всех бюджетов бюджетной системы. Выделяют две группы: внутренние и внешние. К внутренним относятся и образуют подгруппу: государственные и муниципальные ценные бумаги в валюте РФ, кредиты кредитных организаций в валюте РФ, бюджетные кредиты, кредиты международных финансовых организаций, но в валюте РФ и т.д. К внешним относятся все те же, только номинированные в иностранной валюте. Дальнейшая детализация – статьи и виды, они устанавливаются в законе о бюджете, если предусматривается дефицит в бюджете.

 

Классификация операций сектора государственного управления. Все операции, которые осуществляются в секторе государственного управления. эта группировка производится в зависимости от экономического содержания операции. Классификация состоит из группы, статьи и подстатьи. К группам относятся: доходы, расходы, отдельные группы поступления и убытия финансовых активов, группы увеличения или уменьшения обязательств.

Каждая группа детализируется подгруппой. Например код 100 указывает на группу дохода. А статьями в этой группе будут являться например 110 – налоговые доходы. Код 200 – код операции расходы. Среди расходов первый код – расходы на оплату труда (код 210) и т.д.

 

Код бюджетной классификации. По всем видам классификации указываются во всех платежных и расчетных документах. На основании этого кода БК Федеральное казначейство осуществляет учет поступивших доходов и произведенных расходов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.