Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доходы и расходы бюджетов




Доходы бюджетов, понятие и виды доходов.

Доходы бюджетов – денежные средства, которые поступают в бюджеты РФ, субъектов РФ и местные бюджеты за исключением денежных средств, которые являются источниками финансирования дефицита бюджета.

Доходы формируются в соответствии с бюджетным законодательством, законодательством о налогах и сборах, законодательством об иных обязательных платежах. К иным относятся страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. В настоящее время понятие доходов соответствует тем видам доходов, которые предусмотрены финансовым законодательством.

Все виды доходов в РФ определяются в соответствии с бюджетной классификацией (помимо законодательства).

 

Виды доходов. Первое основание для классификации – по юридической форме:

1) Налоговые доходы. К ним относятся доходы, которые предусмотрены законодательством о налогах и сборах (федеральные, региональные, местные), также доходы от специальных налоговых режимов и штрафы и пени за нарушение налогового законодательства. Имеют первостепенное значение. Ими обеспечиваются не только фискальные интересы государства, наибольший интерес налоги представляют как регулирующий источник, посредством которого осуществляется межбюджетное регулировании доходов, а также посредством налогов и сборов государство осуществляет регулирование потребления налогоплательщиками совокупного валового дохода (регулирующая функция налогов). Функция проявляется в том и ином аспекте. Современные налоговые доходы в РФ можно подразделить на два вида:

a) Налоговые доходы, которые относятся к собственным доходам бюджета. Они закреплены за каждым бюджетным уровнем. Перечень этих налогов содержится в 1 части НК РФ. К федеральным налогам относятся, например, НДС, акциза, НДФЛ, налог на прибыль организаций, государственная пошлина и другие. К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. К местным налогам относят: земельный налог и налог на имущество физических лиц. Доходы от этих видов налогов зачисляются в соответствующие бюджеты в соответствии с установленными ставками по нормативу 100%, то есть полностью. Например, НДС является собственным доходом федерального бюджета. Транспортный налог – его ставки устанавливаются субъектами РФ, доход от налога зачисляется в региональный бюджет. По некоторым видам налога ставка налога делится на две части: одна зачисляется в федеральный бюджет, другая – в бюджет РФ, одним из таких налогов является налог на прибыль организаций. Общая ставка этого налога: 20%, при этом по ставке 2% зачисляется доход в федеральный бюджет, сумма 18% в доход бюджета субъектов РФ.

b) Налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, региональных налогов, которые зачисляются в нижестоящий бюджет по нормативам, установленным бюджетным законодательством или ОГВ субъектов РФ. Как доходный источник этот вид налоговых доходов относят только к региональным и местным, он является реализацией регулирующей функции налогов для бюджетов разных уровней. В бюджет субъекта РФ зачисляются доходы от федеральных налогов и сборов по тем видам налогов и в том размере, который установлен бюджетным законодательством. Например, к таким налогам относят налог на доходы с физических лиц. Этот налог является федеральным налогом. В БК установлено, что в бюджет субъекта РФ от этого налога зачисляются доходы по нормативу 80%. В бюджет поселений от этого налога зачисляются доходы по нормативу 10%. В бюджет городского округа по нормативу 20%. 80% в бюджет субъекта, а уже из него – в МО. Оба эти вида дохода – налоговые. Но в первом случае это является собственными доходами бюджета и зачисление в бюджеты производится в соответствии со ставкой (самим налогоплательщиком). Второй вид образуется за счет отчислений налогов и сборов, который относится к вышестоящим бюджетам.

 

При формировании налоговых доходов все публичные образования должны исходить из следующего:

Установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможно только в соответствии с налоговым законодательством для субъектов РФ и МО. Они вправе устанавливать по региональным и местным налогам конкретные налоговые ставки в пределах или не ниже, установленных НК, устанавливать порядок и сроки уплаты своих налогов и предоставлять налоговые льготы по этим налогам, вводить на своей территории соответствующей региональный и местный налог, установление налоговых льгот. Законы федеральные и субъектов, правовые акты представительных органов местного самоуправления, которые вносят изменения в налоговое законодательство или бюджетное законодательство и приводят к изменению доходов бюджетов, вступающие в силу с очередного финансового года, должны быть приняты до внесение проекта закона о бюджете в законодательный орган. Внесение изменений в налоговое законодательство, которое предполагает вступление в силу в течение финансового года и приводит к изменению доходов бюджетов, допускается только в случае внесения изменений в соответствующий закон о бюджете на текущий финансовый год. Вперед закон о бюджете, а не налоговое законодательство.

 

Определить основные элементы налога – установить налог. Без определения этих элементов налог не может быть введен. К элементам относятся: налогоплательщики, объект налогообложения, ставка, налоговая база, налоговый период и посмотри другие. Чтобы уплатить налог, этого не достаточно. Чтобы появилась обязанность его уплачивать, налог необходимо ввести. Введение налогов – это целый комплекс нормативных актов. В первую очередь налог должен быть установлен в Бюджетной классификации, потом в НК, а также должен быть актом соответствующего органа власти установлен на соответствующей территории. После этого и появляется обязанность уплатить налог. Это и есть введение налога.

 

2) Неналоговые доходы. К неналоговым доходам относят следующие виды доходов:

a) доходы от использования имущества, которые находятся в собственности государства или МО. К таким доходят относятся следующие: доходы, которые получают от сдачи этого имущества в аренду либо в иное возмездное пользование; следствия в виде % по остаткам бюджетных средств; средства, получаемые от передачи имущества в залог; плата за пользование бюджетными кредитами; часть прибыли, которая приходится на доли в уставных капиталах хозяйственных обществ или товариществ, принадлежащих государству или МО; дивиденды по акциям; часть прибыли государственных муниципальных унитарных предприятий, которая остается после уплаты налогов и сборов. Размер этой части устанавливается для федеральных унитарных предприятий Правительством РФ, для местных – законами соответствующего уровня. Эти доходы полностью зачисляются в соответствующий бюджет по подчиненности соответствующего предприятия.

b) Доходы от продажи государственного и муниципального имущества. Такие зачисляются в бюджет по нормативу 100% в зависимости от собственника этого имущества.

c) Доходы от платных услуг от деятельности учреждений. Эти доходы зачисляются в бюджеты в зависимости от подчиненности этого бюджета.

d) Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискация, а также средства, полученные в возмещении вреда, причинного РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию.

В части неналоговых доходов современное бюджетное законодательство самое детализованное.

Общий принцип распределения этих видов доходов: доходы зачисляются в зависимости от составов (административных, уголовных), в зависимости - в полномочиях какого бюджета состоит право устанавливать размеры ответственности за то или иное преступление. Например, доходы от штрафов за нарушение законодательства об основах конституционного строя, а также от преступлений, которые против основ конституционного строя, государственной службы зачисляются в федеральный бюджет. За нарушение законодательства о государственных внебюджетных фондов: вопросы, установления норм о государственных внебюджетных фондов находятся в совместной компетенция РФ и субъектов РФ. Доходы за такие правонарушения зачисляются во внебюджетные фонды в равных долях.

Предусмотрено разграничение доходов от правонарушений, которые связаны с нарушением лесного, водного и земельного законодательства. Здесь штрафы зачисляются в доходы того бюджета, кто является собственником соответствующего объекта.

e) Иные неналоговые доходы. Эти виды доходов могут быть предусмотрены соответствующей группой доходов бюджетной классификацией доходов, они в БК РФ не названы.

f) Доходы от самообложения граждан.

 

3) Безвозмездные перечисления (поступления). К ним относятся:

a) Дотации и субсидии из бюджетов других уровней бюджетной системы.

b) Субвенции из федерального бюджета и бюджета субъектов РФ в нижестоящие бюджеты.

c) Другие межбюджетные трансферты. К ним относят например бюджетные ссуды.

d) Безвозмездные поступления от ФЛ, ЮЛ, международных организаций и правительств иностранных государств.

 

Доходы бюджетов можно классифицировать по порядку и условия зачисления в бюджет:

1) Собственные доходы. Это доходы бюджетов, которые закреплены бюджетным законодательством за соответствующим бюджетом на постоянной основе полностью или частично. К ним относят:

a) Налоговые доходы, которые установлены бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах, но только те, которые классифицированы по территориальному признаку.

b) Неналоговые доходы. Которые зачисляются в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, субъектов РФ и актами МО (представительных органов).

c) Безвозмездные поступления за исключением субвенций. Так как субвенция предоставляется для финансирования переданных полномочий из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету.

2) Регулирующие доходы. Это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов РФ или в местные бюджеты. Такие нормативы могут устанавливаться на долговременной основе либо такие нормативы устанавливаются на очередной финансовый год.

3) Заемные доходы. Эти доходы обладают рядом особенностей:

a) Онииспользуются исполнительными органами власти.

b) Такие доходы используются на условиях возвратности и платности.

c) Такие доходы используются только в случаях, прямо установленных бюджетным законодательством. Обычно заемные доходы используются для финансирования дефицита бюджета.

Перечень всех видов доходов установлен в бюджетной классификацией.

Доходы, которые являются источником форсирования доходной части бюджета, зачисляются а счета Федерального казначейства. Органы Федерального казначейства осуществляют учет поступивших доходов и производят распределение доходов между бюджетов разных уровней по нормативам, которые установлены законодательством. Учет доходов и распределение доходов между бюджетами разных уровней производится в соответствии с кодами бюджетной классификации, которые устанавливаются во всех расчетных документах. Не позднее, чем на следующий день после поступления доходного платежа, органы Федерального казначейства должны произвести учет этого платежи и осуществить перечисление этих поступлений на единый расчетный счет соответствующего бюджета. Доходы считаются поступившими в бюджет с момента их зачисления на единый счет бюджета. Это – казначейская система исполнения бюджета. До образования казначейства была кассовая система.

 

Расходы бюджетов. Понятие, виды, формы расходов. Расходные обязательства.

Расходы бюджета – это выплачиваемые их бюджета денежные средства, за исключением средств, которые являются источниками финансирования дефицита бюджета.

Формирования расходов производится в соответствии с расходными обязательствами, которые подлежат исполнению и финансированию в очередном финансовом году. Расходные обязательства устанавливаются публично-правовыми образованиями на основании норм законодательства, которое разграничивает компетенцию между бюджетами разных уровней.

Понятие расходного обязательства содержится в БК РФ. Это предусмотренные законом, иным НПА, договором обязанность публично-правового образования или действующего от именно образования бюджетного учреждения предоставить ФЛ, Ю лицам, иному публично-правовому образованию или субъекту международного права средства соответствующего бюджета.

 

Расходные обязательства возникают:

1) На основании принятых законов, иных НПА, муниципальных правовых актов, заключенных публично-правовым образованием договорах по предметам ведения РФ, субъектов РФ или по вопросам местного значения для МО.

2) На основании принятых законов или иных НПА по вопросам, отнесенным к предмету совместного ведения РФ и субъекта РФ в соответствии с Законом №84-ФЗ. Расходным обязательством для РФ будет являться предмет совместного ведения, который в соответствии с этим законом не отнесен к полномочиям субъекта РФ. Расходным обязательством субъекта будет являться предмет совместного ведения, который прямо закреплен или отнесен к полномочиям органов государственной власти субъекта.

3) При передаче отдельных государственных полномочий субъекту РФ или муниципальному образованию. Расходными обязательствами РФ будут являться предусмотренные ФЗ или НПА Президента РФ и Правительства РФ обязанность РФ представить из федерального бюджета межбюджетные трансферты с виде субвенций. Передал полномочия – профинансируй. Расходное обязательство – предоставить субвенцию нижестоящему бюджету.

4) Заключение договоров, соглашений с бюджетными учреждениями, которые действуют от имени публично-правового образования. Пример: ФЗ О прокуратуре РФ. В статье 52 этого ФЗ указано, что финансовое обеспечение деятельности органов прокуратуры является расходным обязательством РФ. ФЗ О мировых судьях: ст. 10 предусматривается, что обеспечение заработной платы мировым судьям является расходным обязательством РФ; материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти субъекта, а расходы эти относятся к расходным обязательствам субъекта. Областной закон СО О мировых судьях: материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется за счет средств областного бюджета. ФЗ Об адвокатской деятельности и адвокатуре – статья 29: к расходным обязательствам РФ относит оплату труда адвоката, который участвует в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда. Материально-техническое и финансовое обеспечение юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях является расходным обязательством субъекта РФ. При передаче государственных полномочий, на примере Областного закона О надели ОМС МО, расположенных на территории СО, государственными полномочиями по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. СО передала свои полномочия по предоставлению таких субсидий М Образованиям. Расходное обязательство – выделить МО субсидии на выполнения этих переданных полномочий. Размер субсидий для МО определяется законом о бюджете. Еще передала СО МО полномочия по воинскому учету.

 

Расходные обязательства устанавливаются ОГВ РФ и ОГВ субъекта и исполняются за счет собственных доходов и за счет источника финансирования дефицита бюджета. Часть расходных обязательств исполняются за счет средств государственных внебюджетных фондов в случаях, установленных законом, это обязательства РФ и субъектов РФ.

Расходные обязательства РФ и МО. При осуществлении ими переданных полномочий РФ исполняются за счет и в пределах субвенций, поступаемых из федерального бюджета (для субъекта) или бюджета РФ (для МО). ОГВ субъекта и ОМС не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства РФ и расходные обязательства субъектов РФ. Но, при наличии собственных средств у субъекта РФ и ОМС, они могут устанавливать и исполнять расходные обязательства, которые не отнесены к компетенции РФ или к компетенции субъектов или не исключены из компетенции субъекта РФ.

ОГВ и ОМС обязаны вести реестры расходных обязательств. Это перечень законов, иных нормативных актов, муниципальных актов, которые устанавливают обязательства и правовые основания для расходных обязательств. В реестре расходных обязательств указываются статьи, пункты, части, подпункты таких актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, которые необходимы для исполнения этого расходного обязательства. Реестры расходных обязательств ведутся в порядке, установленном исполнительными органами власти либо в порядке, установленным местной администрацией. Реестры расходных обязательств субъектов и свод реестров таких обязательств ОМС, которые находятся на территории субъекта, предоставляются таким субъектам Минфином. А реестры расходных обязательств МО предоставляются в соответствующий финансовый орган субъекта РФ.

Расходование бюджетных средств осуществляется в форме бюджетных ассигнований и в иных формах, которые установлены бюджетным законодательством.

Бюджетные ассигнования – предельный объем бюджетных средств, необходимых для финансирования расходных обязательств, которые подлежат исполнению в соответствующем финансовом году. Расходные обязательства, которые подлежат исполнению в финансовом году, называются бюджетным обязательством.

К бюджетным ассигнованиям относятся следующие виды расходов:

1. ассигнования на оказание государственных и муниципальных услуг.

2. расходы на социальное обеспечение населения.

3. бюджетные инвестиции.

4. субсидии ЮЛ и Ф Лицам, производителям товаров, работ или услуг.

5. межбюджетные трансферты.

6. ассигнования субъектам международного права.

7. расходы на обслуживание государственного и муниципального долга.

8. расходы по исполнению судебных актов по искам к РФ, субъектам и М Образованиям.

9. резервные фонды исполнительных органов власти и резервный фонд Президента РФ.

 

Помимо бюджетных ассигнований к формам расходования бюджетных средств относятся бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Каждая форма расходования бюджетных средств предусматривает собственный порядок учета и предоставления бюджетных средств из соответствующего бюджета.

 

 

ЦБ провел проверку коммерческого банка «Городской банк». Выявил нарушения с его стороны:

1. задержка представления годового отчета на 8 дней

2. задержка банком исполнения обязательства перед клиентом на 15 дней

3. задержка банком дважды в течение трех месяцев исполнения требований исполнительного листа арбитражного суда по списанию средств со счета клиента банка при наличии на счете денег.

Помимо этого, банк объявил о приеме коммунальных платежей только от жителей того района, где он располагался.

Какие меры может применить ЦБ к банку в связи с выявленными нарушениями? Можно ли отозвать лицензию у данного банка?

1. Указание Банка России от 16.07.2012 N 2851-У «О правилах составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.09.2012 N 25382):

9. В случае непредставления отчетности, нарушения сроков представления, а также представления неполных или недостоверных значений показателей Банк России вправе применять к кредитным организациям меры, предусмотренные статьей 74 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Статья 74. В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

(Указание – нормативный акт. В силу ст.7 Закона «О ЦБ РФ» Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц).

 

3. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 29.06.2012) «О банках и банковской деятельности»

Статья 20. Основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций


Банк России может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в случаях:

3) установления фактов существенной недостоверности отчетных данных;

4) задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации);

7) неоднократного в течение одного года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (с вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц.

Статья 43. Отчетность кредитной организации, отчетность банковских групп и отчетность банковских холдингов

Кредитная организация представляет в Банк России годовой отчет (включая бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) после подтверждения его достоверности аудиторской организацией. Если кредитная организация имеет возможность оказывать существенное (прямое или косвенное) влияние на деятельность иных юридических лиц (за исключением кредитных организаций), она составляет и представляет указанный отчет на консолидированной основе в порядке, определяемом Банком России.

 

 

В связи с дефицитом федерального бюджета, незапланированным в законе О бюджете на текущий год, ЦБ единолично принял решение о выпуске в оборот денежных знаков в объеме, покрывающим возникший дефицит. Кроме того, ЦБ принял решение о замене денег старого образца на новые, ограничив срок обмена банкнот 10-ю месяцами.

Оценить правомерность действий ЦБ. Необходимо ли согласование указанных действий банка с какими-либо органами государственной власти?

Статья 31. Банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету Банка России нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена.

При обмене банкнот и монеты Банка России старого образца на банкноты и монету Банка России нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать пять лет.

Семинар 08.10. В РФ на сегодняшний день есть два фискальных платежа – налоги и сборы (фискальная – пополнение бюджета). Налог – рассматривается в юр аспектах, экономических аспектах, политический фактор – общественно-политическое явление. Базовое понятие – статья 8 НК РФ (можно понятие из кодекса, можно научное. Главное – чтобы раскрывало данную конструкцию). Признаки налога:

1. Налог всегда устанавливается законно избранными представителями власти (представительными органами). Право собственно – базовое, неотъемлемое право любого субъекта. Неприкосновенность собственности, ее защита. Наиболее важное право. Ограничение права собственности – снимать средства, трансформация частной собственности в публичную собственность. Конфликтное право – гарантия права собственности и потребности государства (столкновение частных и публичных интересов). Налогоплательщик хочет заплатить меньше, а государство хочет получить больше. Необходимо избрание такой формы установления налогов, чтобы минимально ограничивать право собственности граждан. Исполнительная власть такого дать не может – она больше всего заинтересована в пополнении казны, она изменчива, они назначаются на должность. Концепция согласия народа на налог: налоговый платеж тогда законен, когда он установлен налоговым органом. Механизм представительной власти представляют наивысшую гарантию, они являются представителями власти. Статья 55 Конституции. Если орган выбран нелегитимно, то его налоги тоже будут нелегитимными.

2. Обязательность (два аспекта) – никто не может уклониться от уплаты налогов (если уклонение – это незаконно, преступление) и невозможность для любого из налогоплательщиков или участников налогового оборота влиять на налоговые конструкции.

3. Безвозмездность – государство в ответ на внесение налоговых платежей не обязано совершать встречных действий в пользу налогоплательщика. В этом проявляется основное отличие налога от сбора.

4. Безвозвратность – законно внесенные в казну налогу обратно ни при каких условиях не могут быть возвращены (кроме излишне уплаченных – тогда либо зачет в счет других долгов либо возврат).

5. Социальная обусловленность налога – в целях финансового обеспечения …. Налоговые платежи взимаются, чтобы позволить существовать государству. Всего есть 0,5 стран, где нет налогов.

6. Уплата всегда происходит в денежной форме. Деньги – универсальный платежный эквивалент. Нужно сопоставлять равную стоимость. Если есть натуральный продукт, то возникает проблема с его хранением, дальнейшей его реализации. Личный фактор – факт расставания с личными вещами, это трудно.

7. Всеобщность, равенство, соразмерность. Всеобщность – государство распространяет налоги на наибольшую часть населения. Некоторым могут предоставляться льготы, когда налогом определенные суммы не облагаются (стипендия не облагается НДФЛ), то есть лица, которые прямо освобождены законом от налогом. Равное – когда по одинаковым правилам одинаково применяемым производится взимания по пропорционально разным базам. Разность обусловлена разностью экономических баз (кто-то заработал меньше, кто-то заработал больше). Соразмерность связана с равностью – соразмерность требует взимать налог пропорционально базе, которая субъектом получена.

Налог не является мерой ответственности, налог как таковой не рассматривается никем. Это фискальная конструкция. Нейтральность налогообложение – введение налога не должно искажать традиционное поведение налогоплательщика, чтобы не стали уводить «в тень».

 

Сбор – статья 8 НК РФ. Отличия от налога:

1. Сбор сопровождается совершением встречных юридических действий (получение паспорта и т.д.). Самый многочисленный – это пошлина.

2. Сбор частично призван не просто наполнять казну, но и компенсирует государству затрату за совершение определенных действий. Сбор позволяет отсечь случаи излишних обращений, это фильтр для лиц, которые загружают судебную систему.

Денежная форма, обязателен только для тех субъектов, которые претендуют на совершение определенных действий. Разделение сбора и пошлины – из советской эпохи. На самом деле пошлина – это сбор. В точки зрения режима например разницы нет.

 

Парафискальные платежи – конструкция распространена за рубежом, в РФ явно не отражена. В большинстве стран мира ситуация, когда наряду с налоговым законодательством ряд платежей могут устанавливаться нормами иной отраслевой принадлежности. Платежи в основном экологической направленности. Вопрос правовой природы этих платежей. А налоговое законодательство их не указывает. Сложность правового регулирования: они обязательны, но налоговое законодательство их не упоминает, они выведены за рамки налогового (фискального) законодательства.

Постановление о проверке законности положений Закона О связи.

 

21.10. Семинар. Элемент налогообложения – юр конструкция, которая используется для единообразного применения. Позволяет универсально описать явления в нормах, но при этом придать особенности определенному налогу. Путем единого подхода описать разные налоги в законе. Описание элементов обязательно для того, чтобы налог функционировал. Элемент относится к числу системообразующих конструкций, на которой основывается весь материал отрасли.

КС РФ: каждый налогоплательщик должен знать, какие налоги куда и в какие сроки оплачивать. Принцип определенности. Налоговые нормы, которые допускают неясность, пробелы, двоякое толкование, не могут применяться.

Объект – несмотря на отсутствие указания в законе, является основным элементов, объект определяет последующую характеристику налога. Объект – некий юр факт, определенные экономические категории, с возникновением которого НК связывает появление обязанности уплачивать налог. Объект и статус – наличие налоговой обязанности. Ст. 38 НК РФ. Вторичные элементы зависят от объекта.

Налоговая база – стоимостная, физическая, количества, иная характеристика объекта налогообложения. С какой стороны явление или процесс (объект) характеризовать. К чему применять ставку налога (мощность, масса, длина авто например, за что захотим. Ту, что определит законодатель). Перед нами может быть один и тот же объект налогообложения, но налоговая база будет разной. База нужна, чтобы разные объекты сопоставлять (грузовик и запорожец). Налог на доходы: база – некое денежное выражение. Объект – это вещь, которая порождает обязанность, а база – характеристика объекта.

Налоговый период – отрезок времени, в течение которого формируется объект налогообложения, его налоговая база формируется и корректируется. НДФЛ – база не является строгой субстанцией, доходы могут увеличиваться, уменьшаться, непостоянная величина. По итогам налогового периода появляется обязанность уплатить налог. Периодичность, то есть как часто налог нужно платить.

Налоговая ставка – величина налога на единицу налоговой базы. Твердая сумма – налог на игорный бизнес. Твердая ставка часто применяется в сборах. Процентная – НДФЛ. Смешанные ставки – сочетается твердая составляющая и проценты, например при расчете пошлины в зависимости от цены иска, то есть твердая составляющая плюс процент. Например: Статья 333.21.

от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 7 000 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 200 000 рублей. Ст. 53 НК РФ.

Порядок исчисления налога – в рамках этого элемента определяется субъект, кто будет исчислять налог. Когда исчисляет налоговый орган – транспортный налог, в отношении физических лиц. ИП - самостоятельное исчисление налога. Также примером здесь может быть НДФЛ – когда орган исчисляет налог. Лицу орган направляет готовый документ, где указана сумма, подлежащая оплате. Во всех случаях в отношении ФЛ налог исчисляет налоговый орган. Когда исчисляют налоговые агенты: налоговые агенты – п. 1 ст. 24 НК РФ. Налоговый агент – работодатель. Это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Глава 23 – лица, отношения с которыми или в результате отношений с которыми возникает обязанность. В состав начисленной суммы входит сумма, которая будет удерживаться. Налоговый агент не платит за налогоплательщика налог. Агент «посредник» своеобразный. Не путать с НДС, это другое! НДС там не агенты. Агент просто помогает государству взимать определенные платежи. Тогда государству придется ждать, когда все работники организации представят налоговую декларацию. Государство пытается упростить процедуру взимания налога. Всегда осуществляет исчисления только три субъекта. Вычет: статья 217 и статья 220 НК РФ.

Порядок и сроки уплаты налогов – НДФЛ: сроки уплаты если с участием налогового агента, то декларация не подается. Иногда требуется самостоятельная подача декларации, например при совершении сделок, другая сторона которой не является агентом, то есть не организация. Обе стороны являются ФЛ. Купили машину – то до 30 апреля внести декларацию, Налог внести до 15 июля года. Порядок – специфика с точки зрения зачисления.

Срок следует за налоговым периодом.

Налоговая льгота – статья 56 НК РФ. Преимущества, послабления – не платить налог либо платить его в меньшем размере. Примеры льгот: транспортный налог – лошадиных сил меньше ста -> налог не платится. Статья 217 НК РФ: пособия, стипендия. Льготные ставки: НДС сниженная ставка на продовольственные товары 10%.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.