Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

B. Понятие должностного лица




В примечании[49] к ст.285 сформулировано определение. А еще ст.318 примечание.[50]

Должностное лицо – лицо, которое постоянно или временно осуществляет функцию представителя власти, а также лицо, которое исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах государственной власти, государственных учреждениях, государственных корпораций и вооруженных силах (примечание к ст.285)

Речь идет о том, что данный вид должностного лица либо признается субъектом ответственности как представитель власти, либо как лицо, наделенное полномочиями (орг-распор. и адм-хоз).

Примечание к ст.318: должностное лицо как представитель власти – в правоохранительных органах или в контрольных органах.

Два признака должностного лица как представителя власти. Первый – распорядительные полномочия в отношении неопределенного круга лиц. Второй – в правоохранительных органах (ФСБ, МВД, СК и др.) или контролирующих органах.

Исходя из понимания должностного лица как представителя власти, следует, что к ним относятся должностные лица, которые постоянно или временно исполняют функции. То есть они занимают должность с соответствующей должностной компетенцией постоянно, либо временно занимают такую должность в силу распоряжения вышестоящего лица (например, на время отпуска исполняющий обязанности такого-то). А еще есть по специальному полномочию. По специальному полномочию можно наделить лицо как представителя власти, как для совершения одноразового действия, так и для совершения действий на определенный период. Например, лица в качестве присяжных заседателей, либо когда эти лица получают распорядительные полномочия, когда зачисляются в качестве стажеров в органы прокуратуры.

Понятие представителя власти охватывает большую категорию лиц. Например, в органах внутренних дел представитель власти – это обычный рядовой сотрудник.

Должностное лицо по признаку наличие орг-распор. или адм-хоз полномочий – тоже постоянно или временно может. Или даже когда он наделен такими полномочиями на 1 день (например, преподаватель в ГАК).

В примечании к ст.285 говорится, что орг-распор. И адм-хоз полномочия. На практике достаточно либо орг-распор., либо адм-хоз.

Орг-распор. полномочия - те, которые выражаются в управлении людьми в рамках организации определенного вида деятельности и принятии решений, имеющих юридическое значение в отношении подчиненных лиц (!). Тут отличие от представителя власти, где не подчиненные лица, а неопределенный круг лиц. Такие полномочия выражаются в управлении коллективом, расстановке кадров (прием на работу, увольнение с нее, повышение и понижение в должности). Такие полномочия, как правило, закрепляются за руководителем юридического лица. Административно-хозяйственные полномочия выражаются в управлении ими властном распоряжении имуществом и денежными средствами органа.

Место выполнения административных или организационных полномочий в примечании к ст.285 указано: органы государственные или муниципальные. Еще учреждения государственные или муниципальные. А еще ГУП и МУП – там директоры не признаются должностными лицами. А в учреждениях признаются.

Указ Президента от 11.01.1995 №32 – перечень государственных должностей.

Государственные должности субъектов РФ. Там должности, предусмотренные Конституцией или Уставом субъекта РФ. В СПб есть Закон от 15.06.2005, который утвердил реестр государственных должностей СПб и реестр должностей государственной гражданской службы СПб.

Четвертая категория – это иностранные должностные лица и должностные лица международных организаций.

Тут примечание к ст.290.

Есть еще одна категория специальных должностных лиц, которые приравниваются к высшим должностям РФ и субъекта РФ – это глава органа местного самоуправления. В ч.2 ст.285 и ч.2 ст.286 о них говорит.

В данном случае в самом УК не раскрываются признаки этого лица. В судебной практике о них говорится. Для признания в качестве данного субъекта главой органа местного самоуправления можно признать высшее должностное лицо МО – главу МО.[51]

В судебной практике часто вопрос стоит: относить или не относить лицо к должностному лицу. Нужно обратить внимание на следующее. Частные нотариусы в процессе осуществления своих функций по регистрации актов должностными лицами не признаются. Поэтому они отвечают по статье, расположенной в главе 23 (преступления против интересов коммерческих и иных организаций). Работники вневедомственной и ведомственной охраны – субъекты должностных преступлений. Учителя, преподаватели, воспитатели – не должностные лица ВРОДЕ.

 

C. Ст.285 - злоупотребление должностными полномочиями [52]

Такое должностное лицо может действовать с различными целями. Если эти цели приводят к совершению конкретных преступлений, то это необязательно общее должностное преступление по ст.285. Если хищение совершается (путем присвоения, например), то это хищение, а не злоупотребление должностными полномочиями. Просто там будет квалифицирующий признак: совершенное лицом с использованием должностных полномочий.

Таким образом, на 285-ю остаются только те злоупотребления, которые образуют специальный случай такого злоупотребления. Общая норма о злоупотреблении сформулирована в ст.285.

Злоупотребление - это совершение умышленных действий. Однако иногда (но редко) может быть и бездействие. При этом эти действия должны быть включены в круг служебных обязанностей данного лица, они вытекают из его должностного статуса.

В некоторых случаях должностное лицо может совершить действие (в т.ч. руководствуясь корыстными или личными побуждениями), но не прибегая к своим служебным обязанностям. Он просто использует свой авторитет как должностного лица, либо прибегает к использованию служебных связей. В обоих случаях речь идет о том, что лицо не злоупотребляет полномочиями, а просто исходит из чинопочитания. Вот такие действия не являются злоупотреблением должностными полномочиями, хотя бы там и есть те мотивы, которые указаны в ст.285.

А если лицо действует не по своим полномочиям, но создает видимость наличия таких полномочий, то это мошенничество (должностное лицо Роспотребнадзора говорит кому-то, что он может человека из тюрьмы вытащить).

Извлечение имущественной выгоды за счет имущества, которое находится в ведении организации, где он является должностным лицом, но без изымания и обращения в свое незаконное владение такого имущества (использование служебного автомобиля для поездок на дачу, например). Или извлекает выгоды за счет использования других сотрудников этой организации (когда должностное лицо предлагает своим подчиненным поработать у себя на даче).

Должностное лицо может осуществлять не предусмотренные соответствующими актами ревизии и проверки. Такое лицо может способствовать сокрытию правонарушения (не преступлений). Это все будет злоупотреблением. Если он скрывает факты преступных действий, то это будет специальным должностным преступлением. Умышленное нарушение финансовой дисциплины - это тоже злоупотребление полномочиями.

Итак, это разнообразные действия. Да, но поскольку мотивация в составе конкретизирована (из корыстных или из иной личной заинтересованности), то может быть так, что злоупотребление есть, а мотива нет (например, продвижение по службе своих родных???).

Злоупотребление - это такие действия, которые должностное лицо совершает в силу того, что оно имеет право на совершение таких действий. Но такие действия направлены вопреки интересам службы. Иногда можно столкнуться с ситуацией, когда должностное лицо совершает такое злоупотребление во благо или исходя из ложно понятых интересов службы. Тут нет статьи 285, ибо нет "вопреки интересам службы".

Что такое вопреки интересам службы? Они противоречат задачам органа, задачам такого должностного лица, которые они должны выполнять, а еще не вызваны объективной необходимостью.

Например, получаешь права, хотя и не сдал экзамен в ГИБДД. Выдача прав - это обязанность должностного лица, но выдача прав водителю, который не соответствует требованиями, означает, что такая выдача направлена вопреки интересам службы.

Если мы внимательно прочитаем диспозицию 285-ой, то мы увидим, что злоупотребление должностными полномочиями опасно не только потому, что оно вредно службе, но и потому, что оно причиняет существенный ущерб права граждан, организациям, обществам или государству. Тут речь идет о последствиях деяния.

Две разновидности последствия от должностного преступления: существенное нарушение прав граждан и существенное нарушение законных интересов. Признак существенности нарушения - это понятие оценочное.

· Под существенным нарушением прав нужно понимать такие действия, которые нарушают права и свободы физлица или юрлица, гарантированные Конституцией РФ или междунарождными актами, которые ратифицированы Россией. Существенным нарушением прав граждан будет причинение физического вреда гражданину (хотя бы легкого вреда), причинение имущественного ущерба (т.е. материальных убытков гражданину или организации), появление сбоев в работе органа власти, где должностное лицо работает, либо иной организации, в отношении которой существенно нарушаются ее законные интересы. При этом организации могут быть государственные и негосударственные, включающие и коммерческие.

· Под существенным нарушением законных интересов нужно понимать такие умышленные действия, которые направлены на создание препятствий на пути удовлетворения соответствующих потребностей, и которые противоречат нормам права и нравственности.

Очевидно, что такое преступление совершается путем умышленных действий. Содержание умысла: осознание соответствующим лицом, что он использует полномочия, данными по службе, осознает, что он использует их против интересов службы, предвидит, что в результате таких действий будет существенное нарушение, и желает либо сознательно допускает (т.е. косвенный умысел) наступления таких нарушений.

Есть два мотива - из корыстных побуждений и из иной личной заинтересованности.

· Корыстные побуждения - стремление должностного лица путем неправомерных действий получить выгоду материального характера для себя или для других лиц, но данная выгода не связана с безвозмездным изъятием и обращением чужого имущества в свою пользу или в пользу других лиц. Например, должностное лицо может получить льготный кредит в банке, может не платить налоги. Должностное лицо может отказаться от возвращения долга. Применительно к последним двум примерам возникает вопрос: а разве он не изымает имущество? Нет, ибо он не платит или не возвращает, а не изымает. Нечего изымать, у него уже все находится. ППВС 2009 года: корыстный мотив может предполагать и изъятие в свою пользу, но тогда должно быть изъятие на время или возмездное изъятие. То есть, нет признака хищения: безвозмездное хищение.

· Иная личная заинтересованность - стремление должностного лица получить выгоду неимущественного характера, обусловленное карьеризмом, семейственностью, желанием приукрасить существующий порядок вещей (такое желание должно быть умышленным, а не неосторожным). Еще такая заинтересованность будет тогда, когда "услуга за услугу", "я тебе услугу, а ты мне поддержку". Или, например, при халатности довел фронт работ до предела (дофига делать надо), а потом взял и что-нибудь сделал, чтобы освободить себя от работы (отдал сотрудникам, например).

Нужно отличать злоупотребление от хищения, совершенного должностным лицом. Главное отличие - при злоупотреблении нет изъятия чужого имущества безвозмездным путем. Изъятие может быть при злоупотреблении, но временное или возмездное.

Ч.2 ст.285 - речь идет о специальном субъекте (должностное лицо федерального органа власти, или органа власти субъекта).

Ч.3 ст.285 - один квалифицирующий признак: если злоупотребление повлекло за собой наступление тяжких последствий. К последствиям форма вины не указывается. Бурлаков говорит, что вина в части 3 выражается в умысле. Но, раз не говорится, то может быть и неосторожность.

К тяжким последствиям относятся: наступление крупных аварий, длительная приостановка производства, выведение из строя объектов жизнеобеспечения, причинение крупного материального ущерба (свыше 1 млн рублей, как правило), причинение физического вреда в виде тяжкого вреда здоровью или смерти. Но применительно к такому тяжкому последствию (тяжкий вред или смерть) вина будет неосторожной.

В том случае, если будет установлено, что по отношению к этим двум последствиям (смерть и тяжкий вред) должностное лицо действует умышленно, то, как сказано в ППВС по убийствам 1999 года, будет совокупность двух преступлений: злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее смерть или тяжкий вред (ч.3 ст.285) и ст.105 или ст.111. В литературе иногда говорят, что вина в этих двух случаях должна называться двойной формой вины.

 

D. Ст.286 - превышение должностных полномочий [53]

Иногда говорят, что превышение - это частный случай злоупотребления. Бурлаков: это не очень корректно. Превышение - это без полномочий, а злоупотребление - это в рамках компетенции.

Превышение - должностное лицо совершает действия, которые не должно совершать, ибо такие действия не входят в его круг служебных обязанностей. Речь идет о таких действиях, которые явно выходят за пределы его полномочий.

Явность - это и объективное, и субъективное понятие.

ВС в ППВС 2009 года воспроизводит 4-ре ситуации, которые являются примерами превышения.

1. Во-первых, когда должностное лицо совершает действия, которые может совершить другое должностное лицо, равное ему по должности, или занимающее более высокое положение.

2. Во-вторых, когда должностное лицо совершает действия, которые оно может совершить, но только при наличии особых обстоятельств. Например, полицейский может потребовать автомобиль для преследования преступника, либо может использовать оружие в определенных ситуациях. Бесконтрольное совершение таких действий образует превышение.

3. В-третьих, когда должностное лицо совершает единолично действия тогда, когда такие действия должны были быть совершены коллегиально или по согласованию с другим должностным лицом. Например, производство обыска без санкции суда.

4. В-четвертых, когда существует "чистое" превышение. Например, получение взятки за совершение незаконных действий. Получение взятки - это частный случай превышения. Тогда будет ст.290, а не ст.286. Например, совершает незаконные действия по освобождению от уголовной ответственности и получение за такие действия - тогда будет ст.290 и незаконное освобождение от уголовной ответственности.

Явность требует и субъективного критерия: лицо должно осознавать, что совершаемые действия явно выходят за пределы его полномочий. Короче говоря, нужен умысел на превышение.

Общественно опасное последствие такое же, как и в ст.285.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.