КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Заработная плата отличается от вознаграждения по гражданским договорам по следующим признакам. 4 страница
После принятия решения о разрешении коллективного трудового спора (конфликта) примирительная комиссия прекращает свою работу. Трудовой арбитраж - это орган, который состоит из привлеченных сторонами специалистов, экспертов и других лиц и принимает решение по существу трудового спора (конфликта). Трудовой арбитраж образуется по инициативе одной из сторон или независимого посредника в 3 -дневный срок в случае: Количественный и персональный состав трудового арбитража определяется по соглашению сторон. Если стороны не достигнут согласия, то трудовой арбитраж состоит из трех арбитров.
78 Право на страйк і його реалізація. Правові наслідки законного і незаконнго стайку В соответствии со ст. 44 КУ те, кто работают, имеют право на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов. Порядок осуществления права на забастовку устанавливается ЗУ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)". Согласно ст.17 Закона забастовка - это временное коллективное добровольное прекращение работы работниками (невыход на работу, невыполнение своих трудовых обязанностей) п/у/о (структурного подразделения) в целях разрешения коллективного трудового спора (конфликта). Забастовка применяется как крайнее средство разрешения коллективного трудового спора (конфликта) в связи с отказом собственника или уполномоченного им органа удовлетворить требования наемных работников или уполномоченного ими органа, профсоюза, объединения профсоюзов или уполномоченного им (ими) органа. Организация забастовки, признанной судом незаконной, или участие в нем является нарушением трудовой дисциплины. Время забастовки работникам, принимающим в нем участие, не оплачивается и не засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж. Лица, виновные в нарушении законодательства о коллективных трудовых спорах (конфликтах), а также работники, участвующие в забастовке, признанному судом незаконным, несут дисциплинарную, административную, гражданско -правовую или уголовную ответственность согласно законодательству. Лица, которые являются организаторами забастовки, признанной судом незаконной, или которые не выполняют решения о признании забастовки незаконной, а так же лица, которые препятствуют прекращению незаконной забастовки, привлекаются к дисциплинарной или административной ответственности.
79 Поняття колективного договору. Сторонн колл. договору і порядок його укладення Коллективный договор - это нормативно - правовой договор, заключаемый на локальном (производственном) уровне между работодателем и наемными работниками с целью регулирования производственных, трудовых и социально - экономических отношений и согласования интересов субъектов социального партнерства. Коллективный договор, соглашение вступают в силу со дня их подписания представителями сторон или со дня, указанного в коллективном договоре. После истечении срока действия коллективный договор продолжает действовать до тех пор, пока стороны не заключат новый или не пересмотрят действующий. Заключению коллективного договора предшествуют коллективные переговоры. Любая из сторон не ранее чем за три месяца до окончания срока действия коллективного договора или в сроки, определенные этими документами, письменно уведомляет другие стороны о начале переговоров. Другая сторона в течение семи дней должна начать переговоры. Рабочая комиссия готовит проект коллективного договора с учетом предложений, поступивших от работников, трудовых коллективов отраслей, регионов, общественных организаций, и принимает решение, которое оформляется соответствующим протоколом.
80 Зміст і структура колективного договору. Содержание и структура коллективного договора определяется сторонами в пределах их компетенции. В коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон по регулированию производственных, трудовых, социально - экономических отношений, в частности: В юридической литературе все условия, составляющие содержание коллективного договора, делятся на 3 группы: Стороны самостоятельно определяют структуру коллективного договора, учитывая особенности деятельности юридического лица. В коллективный договор могут включаться приложения, перечни, положения и т.п., которые являются его составной частью, уточняют и конкретизируют его положения и, как правило, имеют нормативный характер (например, перечень должностей работников, которым предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день). 81 Поняття та види колективних угод, сфера їх дії В широком смысле социальный диалог - это паритетное конструктивное сотрудничество между гражданским обществом (как отдельной сферой общественных отношений, в которой реализуются частные интересы граждан и их групп, которая существует параллельно с государством, однако прямо ей не подчинена) и государством (как выразителем общественных интересов). В узком - замыкается в рамках традиционной формы ведения консультаций, переговоров и других форм социально - политических контактов, происходящих между правительством, профсоюзами и объединениями работодателей. Субъектами социального диалога в сфере труда являются стороны и другие участники социального диалога. Ими выступают: - работники и их представители; - работодатели и их представители; - органы исполнительной власт; - органы местного самоуправления; трудовые коллективы, специализированные органы социального диалога; - органы по разрешению трудовых споров, другие субъекты (независимые посредники, трудовые арбитры и др.). Основными принципами социального диалога в сфере труда являются: равноправие и паритетности сторон социального диалога, открытость, добровольность и конструктивность социального диалога, соблюдение субъектами социального диалога законов и других нормативно - правовых актов; полномочное представительство сторон, свобода выбора при обсуждении вопросов в сфере труда; приоритетность примирительных процедур и компромиссных решений при согласовании различных интересов и разрешении трудовых споров (конфликтов); обязательность соблюдения достигнутых договоренностей и выполнения принятых решений; взаимная ответственность сторон, их представителей за невыполнение обязательств по коллективным договорам и соглашениям, содействие развитию социального диалога со стороны государства. 82 Поняття, функції, права та обов’язки профспілок Профессиональный союз (профсоюз) - добровольная неприбыльная общественная организация, объединяющая граждан, связанных общими интересами по роду их профессиональной (трудовой) деятельности (обучения). Профессиональные союзы создаются с целью представительства, осуществления и защиты трудовых, социально - экономических прав и интересов членов профсоюза. Права профсоюзов, их объединений следующие: Профессиональные союзы могут реализовать свои права (напр., при увольнении работника по п. 3 ст. 40 КЗоТ) и действовать от имени трудового коллектива (напр, при заключении коллективного договора). Профсоюзы как субъекты трудового права участвуют в создании локальных норм трудового законодательства Украины. Профсоюзы осуществляют общественный контроль за выплатой заработной платы, соблюдением законодательства о труде и об охране труда, созданием безопасных и безвредных условий труда, надлежащих производственных и санитарно - бытовых условий, обеспечением работников спецодеждой, спецобувь, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты. Профсоюзы, их объединения принимают участие в разработке государственной политики занятости населения, государственных и территориальных программ занятости, проводят совместные консультации по этим проблемам с работодателями, их объединениями, а также с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, предлагают мероприятия по социальной защиты членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о занятости. ЗАКОН УКРАИНЫ Об организациях работодателей, их объединениях, правах и гарантиях их деятельности 83 Поняття, предмет та метод права соціального забезпечення Право социального обеспечения - это система правовых норм, регулирующих общественные отношения по материальному обеспечению, предоставления социальных услуг за счет специально созданных финансовых источников лицам, подвергшимся социального риска. Под предметом права понимают совокупность общественных отношений, которые можно и нужно урегулировать правом. Метод правового регулирования - это совокупность приемов и средств, с помощью которых государство обеспечивает необходимое поведение участников правоотношений. диспозитивный императивный. Под диспозитивным понимают децентрализованный способ воздействия на общественные отношения, при котором правовое регулирование осуществляется на принципах автономии, координации юридического равенства субъектов, непидпорядкованости их между собой. Императивный метод - это централизованный способ воздействия на общественные отношения, основанный на отношениях субординации (подчинения) между участниками этих отношений. С помощью диспозитивного метода в большинстве случаев регламентируется поведение граждан, а императивного - компетенция органов социальной защиты.
84 Поняття, види та особливості джерел права соціального забезпечення Под источниками права соц. обесп. следует понимать внешние формы выражения правовых норм в виде Н.-п. актов и Н.-п. договоров, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет права соц. обес. Источниками права соц. обес. явл. многочисленные Н.-п. акты: законы, указы ПУ, постановления КМУ, Н.-п. акты министерств и ведомств, а также органов местн. самоуправления., и Н.-п. договора: междунар. договоры, Генеральные, отраслевые и региональные соглашения и коллективные договоры. Особенностями источников права соц. обес. является разделение на общие и специальные. 1 группа - Н.-п. акты, регулирующие отношения по предоставлению отдельных видов соц. обес. Они регулируют порядок предоставления различных видов соц. обес. для всех граждан, которые в этом нуждаются, или их отдельных категорий. 2 группа - Н.-п. акты, регулирующие соц. защиту отдельных категорий населения. Особенности источников права социального обеспечения: Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным критериям:
85 Загальна характеристика джерел права соціального забезпечення Общетеоретическая характеристика источников права. Понятие и признаки источников права социального обеспечения. Конституция Украины - как основной источник права социального обеспечения Украины. Источники права социального обеспечения. Источники права социального обеспечения в английской системе права. Источники права социального обеспечения в романо-германской системе права. Источники права социального обеспечения в Украине. Международно-правовые акты как источник права социального обеспечения Украины. Ведомственные акты как источник права социального обеспечения, соотношение национальных и международных источников права социального обеспечения, законы и подзаконные нормативно-правовые акты как источник права социального обеспечения. Акты принципы. Акты декларации. Акты-императивы. + см. вопрос 84 86 Конституція України – Джерело норм права соціального забезпечення Конституция Украины, принятая 28 июня 1996, провозгласила Украину социальным государством и среди других прав закрепила основные права человека и гражданина в социальной сфере. Теория права и правовая практика различают понятия «права человека» и «права гражданина». В первом случае речь идет о правах, связанных с самой человеческим существом, ее существованием и развитием. Человек (как субъект прав и свобод) здесь выступает преимущественно как физическое лицо. По Конституции Украины к этому виду прав относятся право на жизнь (ст.27), право на уважение достоинства человека (ст. 28), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 29), право на невмешательство в личную и семейную жизнь (ст. 32) и другие. В ст.46 Конституции Украины закреплены основные положения о праве граждан на социальную защиту. Оно базируется на общих принципах деятельности социального государства, в которой «человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Важным является провозглашение в Конституции Украины положения, «пенсии, другие виды социальных выплат и пособий, являющиеся основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом» (ст. 46). Эта норма содержится во многих международно - правовых актах, в которых участвует наша страна. В ст. 48 Конституции Украины указано, что каждый имеет право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, предусматривает достаточное питание, одежду, жилье. Право на охрану здоровья (ст. 49) органически связано с правом на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду (ст. 50). Как первое, так и второе направлены на защиту самого ценного, что есть для человека, - его здоровье и самой жизни. Таким образом, во второй главе Конституции Украины «Права, свободы и обязанности человека и гражданина» предусмотрено широкий круг прав в сфере социальной защиты, перечень которых не является исчерпывающим.
87 Закони України та підзаконні НПА а галузі соціального забезпечення На сегодня правовое пространство в этой сфере регулируется более двумястами нормативно - правовыми актами, среди которых Законы Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21 марта 1991 г., «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 9 июля 2003г., «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» от 19 декабря 1991 года, «О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел» от 9 апреля 1992г, «О государственной помощи семьи семьям с детьми» от 22 марта 2001 г,«О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты» от 22 октября 1993 г., «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях» от 5 октября 2000г., «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям»от 1 июня 2000 г. и т.д.. К констит. законам относятся акты, принятые прежде в соответствии с положениями ст. 46 Конституции Украины. Это законы «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине», «Основы законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании», «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям», «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы». Подзаконные нормативно - правовые акты принимаются компетентнимы органами на основании закона и направлены на его выполнение. В праве социального обеспечения к ним относятся указы Президента Украины; постановления Кабинета Министров Украины, инструкции, положения, распоряжения министерств и ведомств Украины; нормативно - правовые акты органов местного самоуправления. Удельный вес подзаконных актов в системе законодательства социального обеспечения Украины достаточно велика. Таковыми, в частности, являются утвержденные постановлениями Кабинета Министров Украины «Положение о порядке расследования и ведения учета несчастных случаев, профессийных заболеваний и аварий на производстве», а также «Порядок выдачи свидетельства об общеобязательном государственном социальном страховании».
88 Міжнародно-правові акти як джерела права соціального забезпечення Согласно ст.9 Конституции Украины, действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины.Если международным договором Украины предусмотрены иные правила, чем в законе, то применяются правила международного договора. Среди международных документов особое место занимает Всеобщая декларация прав человека, в ст.22 предусмотрела право человека на социальное обеспечение через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. В развитие норм Всеобщей декларации был принят Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Государства-участники Пакта взяли на себя юридические обязанности гарантировать каждому право на социальное обеспечение, в том числе право на социальное страхование, а также обеспечить право каждого на соответствующий жизненный уровень для себя и своей семьи, то есть достаточное питание, одежду и жилье. К этой группе источников следует отнести, принятую Советом Европы Европейской социальной хартии, которая была пересмотрена в 1996. в Страсбурге. Согласно ей в целях обеспечения эффективного осуществления права на социальное обеспечение государства обязуются поддерживать систему социального обеспечения на таком уровне, как это предусмотрено международной конвенцией Международной организации труда о минимальных нормах социального обеспечения. Хартия также предусматривает обязанность государств создать систему предоставления социальной помощи в случаях, когда граждане не имеют достаточных средств к существованию. Предусмотрено также право инвалидов на реабилитацию, а также на трудоустройство, право семьи на получение социальной помощи. Вторым по значению источником права социального обеспечения является Конвенция о правах ребенка. Эта конвенция охватывает весь комплекс прав ребенка: гражданских и социально-экономических. Ею предусмотрен также механизм контроля за соблюдением взятых государствами на себя обязательств. Государства-участники настоящей Конвенции признают за каждым ребенком право пользоваться социальным обеспечением и право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.По неполноценными детьми признается право на особое попечение со стороны государства с целью обеспечения им эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья и в результате - полного включения такого ребенка в социальную жизнь. Большую группу источников права социального обеспечения составляют конвенции и рекомендации МОТ. Среди них выделяется Конвенция № 102 "О минимальных нормах социального обеспечения", которая предусматривает выплату таких пособий: - В случае болезни; - По безработице; - Для граждан пенсионного возраста; - По беременности и родам; - По инвалидности; - В случае потери кормильца. Среди Конвенций необходимо также отметить Конвенцию "О равных возможностях лиц, которые обременены семейными обязанностями", "О профессиональной реабилитации инвалидов" и др.. Важное место среди источников также занимают межгосударственные двух - и многосторонние договоры, в которых участвует Украина. Особое значение принадлежит Соглашении "О гарантиях прав граждан государств-членов СНГ в области пенсионного обеспечения".
89 Суб’єкти, об’єкти та зміст правовідносин у сфері права соціального забезпечення Субъекты права социального обеспечения - это участники правоотношений по соцобеспечения, которые имеют социально-обеспечительную правосубъектность на данный вид обеспечения. Правоотношения в этой сфере являются двусторонними. Одним из субъектов всегда есть отдельный гражданин, а в некоторых случаях - семья (по поводу пенсии по случаю потери кормильца). В зависимости от вида социального обеспечения субъектом этих правоотношений может быть несовершеннолетний, ребенок-сирота, инвалид, безработный, нетрудоспособный, беженец, принудительный переселенец, человек преклонного возраста и т.п.. Иностранцы и аполиды, которые на законных основаниях находятся на территории Украины, по общему правилу, в сфере соцобеспечения имеют равные права с гражданами Украины. Вторым субъектом социально-обеспечительного право отношения является орган, который обязан назначить и предоставить тот или иной вид соцобеспечения. Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается целями и задачами ради которых он создан. Для разных видов соцобеспечения органами, осуществляют могут быть: государственные органы социальной защиты населения; органы службы занятости (по пособиям по безработице); Пенсионный фонд; Негосударственные пенсионные фонды, Фонды социальных страхований; органы образования, в ведении которых есть детские учреждения, пенсионные органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, СБУ и др.); работодатели т.п.. Объект правоотношения - это то, по поводу чего возникает тот или иной вид правоотношений: денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации), социальные услуги (соцобслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов; санаторно-курортное лечение протезирование и т.д.); натуральная помощь (вещи, продукты, лекарства, транспортные средства инвалидов и т.д.), разнообразные льготы.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |