КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ограничение прав человека как система
Понятие, признаки и классификация ограничений прав человека Наличие основных прав и свобод человека не означает, что их следует трактовать как набор дозволений и неограниченного волюнтаризма в поведении[283]. Напротив, каждое право и каждая свобода имеют четко регламентированные рамки; каждой из свобод соответствует обязанность, выраженная, например, в форме соблюдения «общего интереса», непосягательства на права других лиц, уважения нравов, недопущения произвольных, а тем более, насильственных действий, затрагивающих интересы других граждан, независимо от того, в каком качестве они выступают[284]. Право ограничений определено ст. 55, 56 Конституции РФ. Так, ч. 3 ст. 55 гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо...» Правомерное ограничение прав человека государством имеет целью поставить преграды на пути произвольного обращения с правами других субъектов. Институт ограничения прав является межотраслевым, включающим нормы конституционного, административного, уголовного, гражданского, трудового и других отраслей права. Он регулирует отношения власти и подчинения, а поэтому для него характерен субординационный или императивный метод правового регулирования[285]. Ограничение основных прав осуществляется как путем прямых запретов использования некоторых из них, так и посредством исключения того или иного правомочия из содержания конкретного права, а равно путем установления специального порядка реализации такого права. Понятие и признаки ограничений прав. Историками доказано, что уже при первобытнообщинном строе сложилась своеобразная система социального регулирования, ориентированная, прежде всего, на ограничения. Нормы поведения, в особенности нормы-табу, определялись необходимостью сдерживания биологических инстинктов[286]. Впоследствии, при возникновении права, в обществе (и особенно в его господствующей части) появилась потребность в том, «чтобы возвести существующее положение в закон и те его ограничения, которые даны обычаем и традицией, фиксировать как законные ограничения»[287]. Ограничения играют огромную роль в обретении человеком подлинной свободы. «Подлинная свобода, — пишет К. Ясперс, — осознает свои границы»[288]. «Ограничивая свободу каждого известными пределами, закон обеспечивает ему зато беспрепятственное и спокойное пользование своими правами, то есть гарантирует ему свободу внутри этих пределов. Свобода каждого человека простирается лишь до той границы, от которой начинается свобода других людей. Стремясь установить эти границы, закон содействует тому, чтобы в совместной жизни людей воцарился порядок, основанный на свободе»[289]. Это свойство свободы было учтено еще разработчиками французской Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г.[290] В ст. 4 Декларации записано: «Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми границами, которые обеспечивают другим членам общества пользование этими же правами». После Второй мировой войны право на ограничение прав было провозглашено Всеобщей декларацией прав человека (ст. 29)[291], а впервые было юридически закреплено в международно-правовом договорном документе регионального уровня. Это была Европейская конвенция защиты прав человека и основных свобод, подписанная 15 членами Комитета министров Совета Европы в Риме 4 ноября 1950 г. В документах же глобального масштаба ограничения прав человека были закреплены лишь 16 декабря 1966 г. в Международных пактах об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах. Статья 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что в отношении пользования теми правами, которые то или иное государство обеспечивает в соответствии с настоящим Пактом, это государство может устанавливать... ограничения прав, которые определяются законом...» Универсальным Международным пактам вполне соответствует ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, которая закрепляет положение о том, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом». Что же это за явление — ограничение прав? В литературе нет единого толкования понятия «ограничение прав»[292]. Наряду с ним употребляется термин «пределы прав»[293]. Нет его и в международно-правовых документах, отражающих это явление. Так, к примеру, во Всеобщей декларации (п. 2 ст. 29), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 4), Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (принят 29 июня 1990 г., ст. 24) используется термин «ограничения», в Пакте о гражданских и политических правах (ст. 4) — термин «отступление государств от своих обязательств»; в Американской конвенции о правах человека[294] (ст. 27) — термин «приостановление гарантий», а в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод[295] используются на равных два — «ограничения» (ст. 8–11, 18) и «отступление от своих обязательств» (ст. 15). Термин «ограничить» в словарях русского языка означает «стеснить определенными условиями, поставить в какие-то рамки, границы»[296]; лимитировать, свести к чему-то (возможности, сферу деятельности и т. п.), сузить (возможности, права и т. п.), ущемить, поставить в рамки, поставить предел чему-либо[297]. Термин «правовые ограничения» по отношению к общепринятому понятию ограничений является специальным и более конкретным. Правовые ограничения — это допускаемые Конституцией РФ и федеральными законами изъятия из статуса человека и гражданина, изъятия из круга их полномочий, составляющих нормативное содержание основных прав и свобод, уменьшения объема материальных и духовных благ, причитающихся их обладателю (Б. С. Эбзеев)[298]. «Ограничение основного права человека» надо отличать от категории «пределы основного права человека». Под пределами основных прав следует понимать границы признаваемой и защищаемой Конституцией и законами РФ свободы индивидов[299]. Признаками правовых ограничений являются: 1) неблагоприятные условия (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъектов, ибо направлены они на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите; 2) негативный характер, то есть использование преимущественно принудительных, силовых средств; 3) уменьшение объема возможностей, свободы, а значит, и прав человека, что осуществляется с помощью обязанностей, запретов, мер защиты, наказаний и тому подоного, сводящих разнообразие в поведении субъекта до определенного «предельного» состояния; 4) направленность на охрану общественных отношений, индивидуальной и коллективной свободы[300]. Классификация правовых ограничений прав человека. Правовые ограничения имеют сложную классификацию. В зависимости от характера, содержания и способа реализации они подразделяются на классы и формы. Класс ограничений прав человека — это надвидовая форма классификации, объединяющая явления, которые характеризуются каким-то одним главным признаком. В качестве родового признака ограничений основных прав человека автор избрал их связь с той или иной отраслью российской системы права. В связи с этим ограничения можно классифицировать по следующим классам (родам): конституционные, гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые, неправовые и др. Под видом ограничений прав нужно понимать основную структурную единицу класса (рода), которая характеризуется каким-то общим признаком. Виды конституционно-правовых ограничений прав человека классифицируются по следующим основаниям (признакам): а) по характеру — материальные и процессуальные; б) по способу формулирования в законе — прямые и косвенные; в) по содержанию ограничиваемых прав и свобод — личные (гражданские), экономические, политические, социальные и культурные; г) по юридической силе правового акта — законные и подзаконные; д) по срокам действия — постоянные и временные; е) по степени соответствия праву — правомерные и неправомерные (противоправные); ж) по объему — полные и частичные. В рамках каждого класса и вида в зависимости от способа реализации ограничения прав человека делятся на формы. Под формой ограничения прав понимается внешнее проявление его содержания или конкретный способ его реализации. Формами ограничений в зависимости от обстоятельств могут быть: обязанности[301], запреты[302], приостановления, меры защиты[303], наказание[304], ответственность[305], меры пресечения[306], ограничение дееспособности[307], необходимая оборона, крайняя необходимость[308] и др. Таким образом, во имя безопасности и других целей, предусмотренных Конституцией РФ, ограничения прав и свобод человека неизбежны. Вот почему крайне важно для законопослушных субъектов права знать систему ограничения прав человека как правового явления. Изучение международных и внутригосударственных правовых актов показало, что ограничение прав человека как правовая система включает семь взаимосвязанных структурных элементов: 1) основу ограничений; 2) цель ограничений; 3)обстоятельства, повлекшие ограничения прав человека; 4) основные права, которые могут быть ограничены (объект ограничения); 5) основные права, не подлежащие ограничениям; 6) субъекты ограничения прав человека; 7) информирование мирового сообщества о вводимых массовых ограничениях прав человека. Все названные элементы определены Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Основа ограничений прав. В качестве первого обязательного элемента ограничений основных прав человека — правовой основы ограничений — Конституция РФ определяет закон: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо...» (ч. 3 ст. 55). Более того, поскольку основные права человека определяет конституция, постольку и границы предоставляемых прав могут обосновываться только конституцией[309]. Закон как единственное основание ограничений закрепляют и глобальные универсальные правовые акты. Впервые это было сделано во Всеобщей декларации прав человека: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом...» (п. 2 ст. 29). Приведенное положение Декларации юридически закреплено в Пакте об экономических, социальных и культурных правах: «...Государство может устанавливать только такие ограничения...прав, которые определяются законом...» (ст. 4). Однако рост взаимопонимания между государствами и развитие международно-правовой защиты вызвали необходимость дальнейшего развития международно-правовой базы ограничений. Эта необходимость была реализована государствами-участниками СБСЕ в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 г.[310] Документ в качестве правовой основы ограничений кроме закона определяет еще и соответствующие международные стандарты (ст. 9.1–9.4). Цель ограничений. Ограничения основных относительных прав человека применяются не произвольно, а с определенной целью. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями ограничений могут быть: защита основ конституционного строя; обеспечение безопасности других лиц (защита нравственности, жизни, здоровья, прав и законных интересов); обеспечение обороны страны; обеспечение безопасности государства. Кроме того, в условиях чрезвычайного положения (ст. 56 Конституции РФ) — обеспечение безопасности граждан[311]. Цели ограничений основных прав также определены универсальными международными актами. Так, согласно Всеобщей декларации прав человека целями ограничений прав человека являются (п. 2 ст. 29): — обеспечение должного признания и уважения прав и свобод других людей; — удовлетворение справедливых требований морали, общественного порядка и общественного благосостояния в демократическом обществе. Указанные цели ограничений юридически закреплены в Международном пакте о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 12; п. 3 ст. 18; п. 3 ст. 19; ст. 21; п. 2 ст. 22). В соответствии с п. 3 ст. 22 Американской конвенции о правах человека целями ограничений также являются: предупреждение преступлений и защита национальной безопасности; здоровье других людей. По сравнению со Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом о гражданских и политических правах цели ограничений прав человека значительно расширены Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.). По этому документу ограничения, кроме того, вводятся с целью: поддержания государственной и общественной безопасности или экономического благосостояния страны; предотвращения беспорядков или преступлений; охраны здоровья или нравственности населения (ст. 8–9); охраны территориальной целостности; защиты репутации других лиц; предотвращения разглашения конфиденциальной информации; поддержания авторитета и беспристрастности судебных органов (ст. 10). Таким образом, практически все цели ограничений, которые закреплены в глобальных и региональных универсальных соглашениях о правах человека, за исключением некоторых целей, сформулированных в Европейской конвенции, закреплены и в Конституции РФ. Обстоятельства, повлекшие ограничения прав человека. Общеизвестно, что права ограничиваются только в связи с какими-то обстоятельствами. Конституция РФ не указывает эти обстоятельства, так как источников, создающих угрозу безопасности человека, существует довольно много. Если исходить из смысла ч. 1 ст. 56 Конституции РФ, то основаниями ограничений прав человека могут быть те же обстоятельства, которые по закону являются основаниями введения чрезвычайного положения [312]. Статья 3 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении»[313] к ним относит: а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ. Однако приведенный перечень этим не ограничивается[314]. Исходя из духа и буквы уголовного, гражданского и других законодательств, обстоятельствами, повлекшими ограничения основных прав человека, также являются: — противоправные действия любого человека, грубо попирающие юридические и нравственные устои общества; — нарушение прав и свобод человека в результате злоупотреблений со стороны другого лица. Обстоятельства, при которых вводятся ограничения прав человека с указанными выше целями, в международно-правовых документах носят названия чрезвычайных обстоятельств. Определение понятия «чрезвычайные обстоятельства» в науке еще не устоялось. Единственным международно-правовым документом, где дается определение этому правовому явлению, является Конвенция МОТ «О принудительном или обязательном труде» № 29 от 28 июня 1930 г.[315] В соответствии с п. «d» ст. 2 этой Конвенции под чрезвычайными обстоятельствами понимаются обстоятельства, ставящие под угрозу или могущие поставить под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения[316]. К ним относятся: чрезвычайное положение в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявлено[317]; война, общественная опасность или другие чрезвычайные обстоятельства, которые угрожают независимости и безопасности государства[318]; бедствие или угроза бедствием, как то: пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии, нашествия вредных животных, насекомых или паразитов растений[319]. В отличие от российского законодательства нормы-обстоятельства ограничений прав человека, закрепленные в международных пактах, носят довольно общий характер. Такой факт объясняется тем, что объем этих обстоятельств в различных государствах далеко не одинаков. Этот недочет в практике международно-правовой защиты прав человека в значительной степени был ликвидирован в глобальном масштабе с принятием «Основных принципов применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка»[320], а в региональном масштабе — Документа Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ[321]. «Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия...» устанавливают пределы применения силы и оружия, в том числе и при чрезвычайных обстоятельствах. В документе, в частности, указывается, что чрезвычайные обстоятельства, такие как внутренняя политическая нестабильность или любые другие чрезвычайные общественные явления, не могут служить оправданием для любого отхода от «Основных принципов применения силы и огнестрельного оружия...» Сами же принципы сводятся к следующему: - — должностные лица по поддержанию правопорядка не должны применять огнестрельного оружия против людей, за исключением случаев самообороны или защиты других лиц от неминуемой угрозы смерти, или серьезного ранения, или с целью предотвращения особо серьезного преступления, влекущего большую угрозу для жизни, с целью ареста лица, представляющего такую опасность, сопротивляющегося их власти, или с целью предотвращения его побега и лишь в тех случаях, когда менее решительные меры не достаточны для достижения этих целей. В любом случае преднамеренное применение силы со смертельным исходом может иметь место лишь тогда, когда оно абсолютно неизбежно для защиты жизни; - — при разгоне противозаконных собраний ненасильственного характера должностные лица избегают применения силы или, если это возможно, ограничивают такое применение до необходимого минимума; - — лица, пострадавшие от применения силы или огнестрельного оружия, или их законные представители должны иметь доступ к независимому процессу, включая судебный; - — исполнение приказов вышестоящих должностных лиц не является оправданием, если должностные лица по поддержанию правопорядка знали о явной незаконности приказа о применении силы и огнестрельного оружия, что привело к смерти или серьезному ранению какого-либо лица, и имели возможность отказаться от его исполнения. В любом случае ответственность возлагается также на вышестоящих лиц, отдавших незаконные приказы. Документ Московского совещания, развивая соответствующие положения ст. 25, 25.1–25.4 Документа Копенгагенского совещания, также определяет правовые нормы-границы важнейшего из обстоятельств, вызывающего ограничения прав человека, — чрезвычайного положения. В нем, в частности, заявлено (ст. 28.1–28.6), что чрезвычайное положение: а) оправдано лишь в исключительных и самых серьезных ситуациях в соответствии с международными обязательствами этого государства и его обязательствами в рамках СБСЕ; б) не может использоваться для свержения демократического конституционного строя и быть направленным на уничтожение международно признанных прав человека и основных свобод. Если невозможно избежать применения силы, она должна применяться в разумных и в максимально возможной степени ограниченных пределах; в) должно быть объявлено официально, публично и в соответствии с положениями, закрепленными в законе. В этом решении в тех случаях, когда это возможно, должны указываться территориальные рамки действия чрезвычайного положения. Соответствующее государство без задержки будет предоставлять своим гражданам информацию о принятых мерах; г) может быть объявлено лишь законным конституционным органом, наделенным соответствующими полномочиями. В тех случаях, когда решение о его введении может на законных основаниях приниматься органами исполнительной власти, оно должно подлежать утверждению или контролю со стороны законодательного органа в кратчайшие сроки; д) отменяется как можно скорее и не может оставаться в силе дольше, чем это совершенно необходимо в конкретной ситуации; е) не может быть введено или продлено де-факто в нарушение положений, закрепленных в законе; ж) не ограничивает функционирования законодательных органов; з) не дает оснований государствам-участникам для таких отступлений, которые выходят за рамки их обязательств, касающихся прав человека и основных свобод в чрезвычайных условиях, и которые предусмотрены международным правом. Государства-участники СБСЕ в Документе Московского совещания высказали стремление (ст. 28.8–28.9): а) обеспечить, чтобы правовые гарантии, необходимые для поддержания верховенства закона, оставались в силе во время чрезвычайного положения; б) предусмотреть в своем законодательстве контроль за постановлениями, касающимися чрезвычайного положения, а также за их осуществлением; в) не принимать каких-либо мер с тем, чтобы воспрепятствовать журналистам законно осуществлять их профессиональные функции, кроме таких мер, которые совершенно необходимы в конкретной ситуации. С точки зрения духа и буквы рассмотренных выше международно-правовых документов и ст. 6 Пакта о гражданских и политических правах использование авиации, артиллерии, танков и стрелкового оружия против гражданского населения запрещено при любых обстоятельствах. Хотя «Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия…» и Документ Московского совещания и носят рекомендательный характер, они имели и имеют огромное значение в качестве правового обычая, во-первых, для правовой защиты прав человека в России и, во-вторых, для совершенствования национального законодательства РФ. Основные права, которые могут быть ограничены (объект ограничений). Основные права человека, которые при обстоятельствах, указанных в Конституции РФ и международно-правовых документах, могут быть ограничены (объект ограничений), составляют основу правового явления — ограничения прав. Конституция РФ устанавливает около 30 различного рода ограничений основных относительных прав человека. Среди них: обязанность каждого соблюдать Конституцию (ч. 2 ст. 15), обязанность не нарушать права других лиц (ч. 3 ст. 17), возможность ареста, заключения и содержания под стражей (ч. 2 ст. 22), ограничение права на тайну личных сообщений (ч. 2 ст. 23), право на основе закона проникать в жилище человека (ст. 25), лишение избирательных прав лиц, содержащихся в местах лишения свободы (ч. 3 ст. 32), лишение имущества по решению суда (ч. 3 ст. 35) и многие другие. Приведенный выше перечень ограничиваемых прав показывает, что Конституция РФ не отступает ни на йоту от общепризнанных международных стандартов ограничений. Так, Пакт о гражданских и политических правах допускает возможность ограничения широкого круга прав. Среди них такие как: право на свободу религии и убеждений (п. 3 ст. 18), право на свободное передвижение и свободу выбора места жительства (п. 3 ст. 12), право беспрепятственно придерживаться своих мнений (п. 3 ст. 19), право на мирные собрания (ст. 21), право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов (п. 2 ст. 22) (это ограничение определяет и Пакт об экономических, социальных и культурных правах, особо оговаривая возможность ограничения пользования этим правом лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции и администрации государства). Ограничения, закрепленные в Пактах о правах, дополнила Европейская конвенция, ограничив право на полицейскую деятельность иностранцев (ст. 18). Поскольку правовая возможность ограничений — это нередко и повод для злоупотреблений и нарушений прав человека, то от них государствам необходимо воздерживаться. На это обстоятельство особо было указано на Московском совещании Конференции по человеческому измерению СБСЕ[322]. Права, не подлежащие ограничению. Право на ограничение прав не является абсолютным. В соответствии с ч. 3 ст. 56 Конституции РФ не подлежат не только отчуждаемости, но и даже ограничениям такие основные права и свободы в сфере индивидуальной свободы человека, как право на жизнь (ст. 20), право на достоинство (ст. 21), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23), свободу совести и вероисповедания (ст. 28), право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34), право на жилище (ст. 40). Кроме того, не подлежат ограничению права, связанные с отправлением правосудия и оказанием юридической помощи: право каждого на судебную защиту (ч. 1 ст. 46); право каждого на международную защиту своих прав и свобод, если все внутригосударственные средства правовой защиты исчерпаны (ч. 3 ст. 46); право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом (ст. 47); право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48); право каждого считаться невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49); право не быть осужденным повторно за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50); право на пересмотр приговора вышестоящим судом, на помилование или смягчение наказания (ч. 3 ст. 50); право не свидетельствовать против себя и близких родственников (ч. 1 ст. 51); право на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52); право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53); право на необратимость силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность, в прошлое (ст. 54). Также не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 24). Имеется некоторое несовпадение норм Конституции РФ и Международного пакта о гражданских и политических правах в отношении ограничений определенных прав в случае введения чрезвычайного положения[323]. Перечень прав и свобод, которые не могут ограничиваться в этом случае, в Конституции более широк, чем в Пакте. Этот факт является несомненным достоинством Конституции РФ. Однако в Конституции нет статей, аналогичных по содержанию ст. 8 (п. 1, 2), 11 и 16 Пакта. В них говорится, соответственно, что никто не может содержаться в рабстве и подневольном состоянии, никто не может быть лишен свободы за невыполнение договорного обязательства, и каждый имеет право на признание его правосубъектности[324]. Субъекты действий по правомерному ограничению прав человека. Ограничение прав человека осуществляется в случаях и в порядке, предусмотренных законом (ч. 3 ст. 55, ч. 1 ст. 56 Конституции РФ), а также с точным соблюдением установленных законом процедур. Права человека могут ограничивать: суд[325], прокуратура[326], милиция[327], таможенная служба[328], органы Федеральной службы безопасности[329], внутренние войска[330], учреждения и органы, исполняющие наказания[331], персонал лечебных учреждений закрытого типа[332], пограничные войска[333], судебные приставы[334], органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ[335]. Указанные органы и представляющие их должностные лица могут ограничить право в следующих формах: — смертная казнь, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, исправительные работы без лишения свободы, штраф, лишение права занимать определенные должности и другие, предусмотренные нормами УК РФ; — задержание подозреваемого в совершении преступления, заключение под стражу, привод (обвиняемого, подсудимого, свидетеля), личный обыск, подписка о невыезде, обыск, выемка, освидетельствование, предусмотренные нормами УПК РФ; — применение силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия, предусмотренные Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении», Законом РФ «О милиции», а также Уголовно-исполнительным кодексом РФ; — административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения административного правонарушения, конфискация орудия совершения административного правонарушения, лишение специального права, административный арест, административное выдворение за пределы РФ иностранца или лица без гражданства, дисквалификация, предусмотренные КоАП РФ; — амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра; принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением, установленные УК РФ, и др. Субъектами ограничения прав человека являются также граждане, иностранцы и лица без гражданства. В качестве таковых они выступают в тех случаях, когда действуют: а) в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия (ч. 1 ст. 37 УК РФ); б) при задержании лица, совершившего преступление, для доставления его органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным (ч. 1 ст. 38 УК РФ); в) в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемых законом, интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами (ч. 1 ст. 39 УК РФ; ст. 2.7 КоАП РФ; ст. 1067 ГК РФ). Субъекты действий по неправомерному ограничению прав личности. Действительность такова, что в обществедо сих пор имеют место ограничения прав человека не только вследствие судебных ошибок или ошибок правоприменителя, но и вследствие прямого произвола иных субъектов. Субъектами действий, направленных на неправомерное ограничение прав личности, могут быть должностные лица и иные лица. Должностные лица как субъекты ограничительных действий имеют различия в зависимости от юридического статуса[336]. К первой группе относят лиц, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющих функции представителя власти, то есть тех, кто по закону имеет право на ограничение прав человека, но использует это право в случаях или в порядке, не предусмотренном законом[337]. Такими лицами могут быть только должностные лица специальных органов, осуществляющие государственное принуждение: судьи, прокуроры, рядовой и начальствующий состав органов внутренних дел, личный состав внутренних войск, государственной пограничной службы, налоговой полиции, учреждений, исполняющих уголовные наказания, специальных воспитательных и лечебных заведений. К противозаконным ограничениям, допускаемым должностными лицами этих категорий, могут относиться такие действия, как: незаконное лишение свободы (ст. 127 УК), привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК), незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 301 УК), вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта (ст. 305 УК), незаконное помещение в психиатрический стационар (ст. 128 УК); нарушение неприкосновенности жилища граждан (ст. 139 УК), применение физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники с превышением полномочий (неправомерное применение), в том числе и в условиях чрезвычайного положения[338]. Ко второй группе относят лиц, хотя и являющихся должностными, но которые по закону не имеют права на ограничение прав человека. Имеются в виду не лица, осуществляющие функции представительной власти, а работники, выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации[339]. Ограничения прав человека такими лицами осуществляются в форме насилия, применения оружия, действий, оскорбляющих его личное достоинство, и являются, как правило, результатом злоупотребления или превышения служебных полномочий (ст. 285–286 УК РФ). Иные лица как субъекты неправомерных действий по ограничению прав личности — это граждане, лица без гражданства и иностранцы. В качестве таковых они всегда предстают тогда, когда допускают противоправные действия, лишая человека возможности свободно распоряжаться собой. К указанным ограничениям УК РФ относит следующие составы преступлений: убийство (ст. 105–108), причинение смерти по неосторожности (ст. 109), доведение до самоубийства (ст. 110), умышленное или по неосторожности причинение вреда здоровью (ст. 111–118), угроза убийством или причинение вреда здоровью (ст. 119), принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст. 120), заражение венерической болезнью (ст. 121) или ВИЧ-инфекцией (ст. 122), неоказание помощи больному (ст. 124), оставление в опасности (ст. 125), похищение человека (ст. 126), незаконное лишение свободы (ст. 127), незаконное помещение в психиатрический стационар (ст. 128), клевета (ст. 129), оскорбление (ст. 130), изнасилование (ст. 131) и другие преступления против половой неприкосновенности (ст. 132–135), нарушения неприкосновенности частной жизни (ст. 137), нарушение тайны переписки (ст. 138) и нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139). Информация о введении и прекращении ограничений. Обязательным элементом правовых ограничений является также информирование Российской Федерацией международного сообщества об их введении и прекращении действия. Эта обязанность установлена Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. Статья 37 Закона требует: в случае введения в стране чрезвычайного положения федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, согласно международным обязательствам РФ в трехдневный срок уведомляет Генерального секретаря ООН и информирует Генерального секретаря Совета Европы о временных ограничениях прав и свобод граждан, составляющих отступления от обязательств по указанным международным договорам, об объеме этих отступлений и о причинах принятия такого решения. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, информирует о прекращении периода действия чрезвычайного положения и о возобновлении в полном объеме действия положений Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод соответственно Генерального секретаря ООН и Генерального секретаря Совета Европы. В случае введения чрезвычайного положения в отдельных местностях РФ в соответствии со ст. 38 Федерального конституционного закона федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, в течение суток с момента принятия Советом Федерации Федерального Собрания РФ постановления об утверждении Указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения уведомляет сопредельные государства об обстоятельствах, послуживших основанием для его введения. Нормы российского права обобязательности информирования международной общественности о введении чрезвычайного положения полностью соответствуют международному праву. Так, Международный пакт о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 4) устанавливает, что любое государство, участвующее в нем и допустившее отступление от статей Пакта, должно немедленно информировать другие государства-участники через посредство Генерального секретаря ООН: о положениях, от которых оно отступило; о причинах отступлений; о дате, когда оно прекращает такое отступление. Допускаемые по международным договорам о правах человека ограничения имеют в разных странах разный объем и содержание. В результате осуществляемые права за вычетом этих ограничений становятся еще более относительными. Не способствует полной реализации прав, такое положение, когда государства считают в порядке вещей устанавливать ограничения прав и свобод не только в форме законов, как это установлено в ст. 4 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, но и в форме других постановлений. Вышеизложенное об ограничениях прав человека позволяет сделать вывод о том, что они вырабатываются и на межгосударственном уровне, и на — внутригосударственном, и предназначаются для государств, которые обязаны в пределах своей юрисдикции обеспечить защиту основных прав человека в собственной стране и нести ответственность перед своим народом, перед международным сообществом за введение необоснованных ограничений этих прав. Контрольные вопросы Ограничения прав как межотраслевой институт права. Понятие и признаки ограничений прав. Классификация правовых ограничений прав человека. Виды ограничений прав. Формы ограничений. Основа и цель ограничений. Обстоятельства, влекущие ограничения прав человека. Основные права, которые могут быть ограничены (объект ограничения) и которые не могут быть ограничены. Субъекты ограничения прав человека.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 11242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |