Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прирожденность прав человека и ее признаки




Прирожденность прав — это свойство естественных прав, которое означает, что первоначальные права человека никем не установлены, а происходят от природы (от рождения, от бога, от высшего разума, от абсолюта) и, следовательно, принадлежат ему вечно.

«Первоначальные права[377], — писал известный русский правовед А. П. Куницын, — проистекают из самой природы и называются врожденными, поскольку основываются на качествах врожденных человеку, кои суть: 1) внутренние, то есть разум и воля; 2) внешние, то есть тело органическое, способное к исполнению того, что разум поставляет своею целью»[378].

Главные отличительные признаки (черты) прирожденности естественных прав как их главного свойства наиболее ярко, четко, образно, емко и точно определил русский прогрессивный мыслитель второй половины XVIII в. Яков Павлович Козельский. Он считал, что праву человека принадлежат такие признаки, как: а) божественность — потому что оно произведено от самого бога (от рождения); б) вечность — потому что с ним пребывает и пребывать должно; в) необходимость — потому что без него все чувствующие твари страдать должны; г) непременность (неотъемлемость) — потому что не зависит от твари и от творца[379].

Современные интерпретаторы названных признаков прирожденности естественных прав плодотворно дополняют и развивают их. В качестве важнейших из них правоведы выделяют следующие:

связь с фактом рождения человека. Все люди признаются свободными и обладающими правами и свободами от рождения и по праву рождения. Причем к естественным относятся не все права человека, а прежде всего универсальные: право на жизнь, право на гражданство, право на достоинство, право на свободу и личную неприкосновенность, на свободу мысли и неприкосновенность частной жизни, право на благоприятную окружающую среду. Такие основные права, как право частной собственности, право на социальное обеспечение и другие, возникают не только в связи с фактом рождения человека, но и с наличием прочих, законных оснований[380];

догосударственное происхождение. Права человека возникают в ходе его развития[381]. Они не предоставляются государством, возникают независимо от наличия или отсутствия последнего, а также независимо от его согласия, и не могут быть отняты им. Обязанность каждого государства признать эти права, закрепить их в конституции, охранять и защищать всеми имеющимися средствами;

абсолютность означает, что: а) права человека — это неотъемлемая часть (аспект) самого человека как биосоциального существа и поэтому должны быть для государства целью, а не средством; б) государственные органы и должностные лица не могут вторгаться в сферу естественных прав и свобод человека, в то время как человек свободен действовать в пределах этих прав безо всяких на то дозволений; в) все природные существа имеют верховное право поступать по правилам своей природы. «Высший закон природы» заключается в том, что каждая вещь стремится «остаться в своем состоянии и притом, не считаясь ни с чем другим, а только с собой»[382];

источник прирожденных прав — биосоциальная природа человека и ее принадлежность к особому миру должного [383]. Б. А. Кистяковский писал: «...Теперь стало общим местом положение, что истинное существование права не в статьях и параграфах законов, напечатанных в кодексах... а в сознании как всего общества, так и остальных членов его»[384].

Еще более определенно высказывался философ В. С. Соловьев. Он прямо заявлял, что источник всех прав есть общечеловеческое достоинство, которое одинаково принадлежит всем лицам от природы[385]. По сути, также считал и Б. Н. Чичерин, который утверждал, что основанием всякого права является духовная сущность человека [386]. Если мы будем искать причину права во вне того, что живет в людях, то мы никогда не дадим достойного ответа на вопрос: где источник права и что есть его сущность? Государство, общество — это только среда, в которой уже созданное право живет. Следовательно, сущность прав человека сверхюридическая. Она существует в природе человека. Разумны те законы, которые отвечают человеческой природе.

Из вышеизложенного следует, что прирожденность — это такое свойство основных прав человека, которое отражает: 1) их догосударственное происхождение; 2) связь с фактом рождения; 3) абсолютность; 4) биосоциальный источник прав; 5) вечность, необходимость, непременность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.