КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие социального обеспечения. История развития
Право социального обеспечения. Юлия Валерьевна Васильевна. По понедельникам с 17:00 до 19:00 ауд. 90 корпус 5 Учебники и учебные пособия: 1. Право социального обеспечения России / Под ред. Гусова. 2012 2. Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. 3. Мачульская 4. Лушникова М.В., Лушникова А.М. (углублённый курс, здесь много истории, сравнительный анализ, теоретические конструкции) 5. Васильева Ю.В. Пенсионное право РФ. Пермь, 2012 6. УМК по право социального обеспечения – ktpiso@live.ru
Всё очень быстро меняется, поэтому н.-п. акты лучше смотреть непосредственно. Социальное обеспечение шире, чем отрасль права. И существует дольше. Право социального обеспечения – самостоятельная отрасль Российского права. Впервые необх-ть сам-ого разв-ия этой отрасли была обоснвоана в 1966 г. был симпозиум стран социализма в г. Прага (где главным вопросом и ставилось соц-ое обеспечение). Основоположник отрасли Виталий Семёнович Андреев (20 в.); первонач-но спец-ся в трудовом праве. На симпозиуме он в частности обосновал предмет, субъектный состав и источник финансирования.
Отношения по СО сущ-ли и до 1966 г. без регул-ия сам-ой отраслью. До 1917 г. отношения по СО регул-ся преим-но 2 отраслями права: полицеским (уголовным) и гражд-м правом. В Сов Союзе регул-ие было более многоплановым и матер-ими отраслями были Трудовое право, Колхозное право, Административное право, Гражданское право.
До 1917 г.: УП в части государственного и общественного призрения бедных (помощь бедным гражданам; хотя сама отрасль говорит о том, что защищали в основном от бедных, а не бедных… Но им тоже помогали: созд-сь дома общ-ого презрения) ГП – регул-ло отнош-ия по соц-ому страх-ия (Фабрично-заводское закон-во, Закон о промышленном труде): в отношениях по страхованию жизни и здоровья рабочих промышленных предприятий. Метод: императивный-диспозитивный
С 1918 г. по 1966 г. Прежде всего, ТП – пенсии и пособия рабочия и служащим за счёт средств гос соц страхования (Закон СССР о гос пенсиях). В каждом из 3 КЗоТов была глава о соц страховании.
КП – отношения по СО членов колхозов (Закон СССР 1964 О пенсиях и пособиях членам колхозов)
АП – обеспечение гр-н за счёт средств бюджета (прежде всего, военнослужащих, сотрудников милиции, прокуратуры), т.е. СО госслужащих.
ГП – отношения по возмещению работодателями вреда жизни и здоровью работников в связи с несчастными случаями на производстве. Метод правового регул-ия: централиз-ый императивный.
С 70х гг. 20 в. право СО явл-ся самост-ой отраслью, кот взаим-т с АП, ТП, Финанс правом, ГП. Все эти отрасли права в настоящее время до сих пор не устранились из регул-ия отношения СО. Т.е. несмотря на наличии самост-ой отрасли, другие отрасли тоже участвуют в регул-ии этих отношений.
С ГП имеет место быть возм-ть частно-правового регул-ия отношения по СО.
Метод: сочетание публичных и частных начал, но приоритет государственного публичного правового регулирования, децентрализация регулирования в соотстветствии с федеративной структурой гос-ва.
В системе источников отрасли отсутствует единый отраслевой кодифицированный акт.
Возникновение права СО в Сов Союзе в сер. 60 г. хар-но для больш-ва стран. Связано это с признанием гос-ами соц-эк прав в том числе на соц-ое обеспечение гр-н. Закреплялись они в след-их актах: Всеобщая декларация прав человек Международный пакт об экономических социальных и культурных правах. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод Европейская социальная хартия
СЭ права от гражданских и политических прежде всего активной ролью гос-ва. Эта активная роль выраж-ся в принятии на себя гос-ом опред-ых обязанностей и соответственно необходимо гос-ое участие (Гражд-ие и полит-ие права реал-ся без вмеш-ва гос-ва).
Ст. 22 ВДПЧ
В СО необходимо междунар-ое сотрудн-во. Содержание права на СО связано с экон-им разв-м каждого гос-ва. Этот уровень может меняться. Однако в рамках междунар-ого сотрудн-ва выдел-ся хотя бы минимум содержания СО.
В 20 в. форм-ся концепция социального государства: право на жизнь не только естетсвенное право, но и социальное (связанное с предоставлением материального оебспечения каждому человеку, его семье) Гос-ва устан-т перечень объективных соц-знач-ых обстоятельств (рисков), при наступл-ии которого лицо имеет право на соц обесп. Это важно, так как может породиться социальное иждивенчество.
Исторяи разв-ия СО. 4 этапа: 1. докапиталисьтический с древнейших времён и до 19 в. (незнач-ая роль гос-ва в делах СО) 2. этап социального страхования (с конца 19 в и до окончания второй мировой войны) – ограниченное участие гос-ва: касалось прежде всего рабочих, так как условия их труда, жизни были ужасны, рабочие боставали и т.д. 3. послевоенный период: с 40-х гг. и до конца 20 в. – активное и всесторонне участие гос-ва, формирование соц-ого гос-ва, расцвет СО (гос-во всеобщего благоденствия). 4. современный этап – переосмысление роли гос-ва в отношении СО; оно началось в связи с Мировым ЭК Кризисом, демограф-ими проблемами, возрастанием затрат гос-ва, с миграционной политикой.
Ранние формы СО. Возникла факт-ки вместе с появлением общ-ва (ещё до появл-ия гос-ва)
1ый этап Роль гос-ва – «ночной сторож» - невмеш-во в эконом-ие и соц-ые отнош-ия. Гос-ое, общ-ое, церковное призрение бедных Благотворительность Содержание как привилешия (гос чиновникам и военным при выходе в отставку) Внутрисемейные формы помощи Коллективная взаимопощь в рамках отдельгных организация (по сути прообраз права СО)
Памятники права: 1. закон 12 таблиц 2. Кодекс Юстиниана (80 новелла) – закрепила формулу отношения к бедным. Нищи делились на способных и неспособных к труду. Она определила политику в частности Англии Закон 1601 г. «О бедных» - Великая хартия милосердия Спецналог для сод-ия бедныхз Отрытое презрение (на дому); закрытое (в публичных заведениях.
Акты «Об оседлости» Запрещалось нищим покидать их уход
В 1722 г. законом введены работные дома (Закрытое призрение) – там рожд-сь, учились и так далее.
Россия. Массовое нищ-во на Руси. Указы Ивана Грозного, Петра 1, Екатерины 2 о борьбе с нищенством – зарпещение добровольного нищества, репрессивные меры к трудоспособным нищим, богадельни и приюты для больных и юродивых.
2ой период связан с индустриализацией: вытеснение мнатурального хозяйства. -Хар-ся созд-м добровольных и коллек-ых форм взаимопомощи рабочих. -Введении обязательгый стистемы соц страх-ия для работников промышл-ти в Германии в 80-х гг. 19 в. (Законы 1883 г. об обесп-ии по болезни; 1884 по трудовому увечью, 1889 по инвалидности и по старости). «Рабочий, который может надеяться на пенсию, становится более управляемым» Впервые в истории челов-ва приним-ся законы об обяз-ом соц страховании, закреплялись основании выплат, размеры выплат, круг лиц, имеющих право (только рабочие промышл-ых предприятий и то отдельные отрасли) и так далее. Начиная с конца 19 в. система стразования нач-т расшир-ся и по кругу лиц и по кругу отраслей (аналог-ая система начин-ся появл-ся в др странах – и в России: Закон 1903 г. О вознаграждении потерпевших рабочих вследствии несчастных случаев; пакет 1912 о страховании рабочих от несчастных случаев; по болезни; Закон об утверждении Совета по делам страхования рабочих и др. Слишком медлили, в условиях острых соц конфликтов, револ-ого движения эта была фатальная ошибка.
В 1919 г. созд-ся МОТ, кот курировала вопросы трудового права, но и вопросы СО тоже (до конца 2ой мировой войны в огран-м объёме).
3ий период признании права на СО одним из прав человека. Распространение права на СО на всё население, а не только на застрахованных работников (после войны). Положения докалада Лорда Бевиджа вошли во многие междунаро-правовые акты.
Закрепление этого права в ряде важнейших международных документов. Рекомендация МОТ №67.
В этот период времени закрепл-ся полный круг случаев, когда человеку должна предост-ся право на СО – Конвенция МОТ № 102 1952 г.; этот перечень случаев сохран-ся до сих пор.
Таки мобразом в третий период: происходит расширение охвата населения соцаильным программами возрастает роль гос-ва в соц сфере, СО стан-ся функцией гос-ва приним-ся кодексы СО: Франция, Германия, Европейский кодекс СО 1964 г.
СО во второй половине 20 в. связано с такими ценностями как солидарность, коллективизм, социальная справедливость.
4ый современный этап разв-ия СО В последнее десятилетие 20 в. -глобализация -миграц-ые потоки -неформальная занятость -демограф-ие проблемы -увел-ие доли пожилого населения в последнее время продол-ся мировой экон-ий кризис
привели к возникновенимю новых проблем в области СО. Современное гос-во во главу угла ставит другие ценности: личная ответственность человека за себя (не допускается перекладывать её на гос-во). Соц-ые институты ориент-ся не на пострадавших, а на людей, которые сами пытаются оказать сопротивление трудностям, обеспечить себя работам. Это проявл-ся в следующем: помощь пострадавшим становится более адресной.
Главная цель современных систем СО обеспечение полной и продуктивнйо занятости и достойного труда для всех. Это нашло отражение в базовом докладе МОТ «О социальной справедливости …»
Важн-ая хар-ка 4 этапа: это стремление развитие человеческого потенциала (он рассм-ся как компонент национ-ого богатстства.
3 основные компоненты нац-ого богатства: 1. физический капитал 2. природный капитал 3. человеческий капитал
В постинд-м мире человеческий капитал приобрет-т всё больший вес. Чтобы человеч-ий капитал возрастал необходимо хорошее качество трудовой жизни социальной сферы (в широком смысле) окружающей среды
Междунар-ая Орган-ия ООН испольщ-т понятие человеч-ий потенциал, оценивая его использ-ся 3 критерий: - доходы, - образование, - здоровье (продолж-ть жизни). В настоящее время этот индекс служит для разв-ия прогресса кот достигли страны.
Понятие СО. Явление очень многоаспектное: финансовая сфера, политическая, материальное, правовая и т.д.
СО может рассм-ся в эк пол правовом и иных аспектах
СО (в эк) – это инструмент которое гос-во использ-т для решения проблемы неравенства доходов (которое не всегда явл-ся следствием неравенства производ-ти труда),.е. политика перераспределения дохода от более богатых к менее богатым. По сути СО в данном контексте уже социальная необходимость. Наличие системы СО с социальными выплатами позвол-т не только защитить работников и расширить их покупат-ые возм-ти, но и справ-ся с кризисом, развивать человеч-ий капитал, что разв-т экономику.
СО (в соц аспекте) – позволяет предоставить человеку опред-ый уровень соц комфорта, восстановить статус полноценного члена общества.
СО (в правовом аспекте) – гос-во реализует политику перераспред-ия доходов, закрепляя в н.п. актах способы обеспечения, управление системой СО, круг лиц, подлежащих обеспечению, виды и условия СО, механизм защиты прав.
Признаки СО: 1. государственный характер способов распределения ВВП (через СО) 2. законодательное закрепление круга лиц, видов обеспечения, видов соц рисков 3. Установление гос-м соц-ых стандартов (особенно минимальных) 4. установление гос-м условий и правил предоставления видов СО
СО – система экон, правовых и орган-ых отношений по матер-ому обеспечению гр-н при наступлении старости нетрудоспособн-ти и иных случаев посредством распред-ия ВВП через страховые социальные фонды в целях возмещ-ия утраченного дохода или за счёт средств бюджета для оказания поддержки нуждающимся гр-м (бедным) и семьям с детьми на уровне и условиях нормируемых гос-м.
Субъекты, которым предост-ся обеспечение - инвалиды пожилые дети семьи с детьми больные, малообеспеченные лица
Субъекты, осущ-ие СО - органы гос власти МСУ гос учреждения иные учреждения, орган-ии, фонды в опред-ых случаях (к пр., мб работодатели).
Виды СО: 1. в денежной форме (основной вид): пенсия, пособия, компенсации 2. в форме услун (реабилизтация, протезирование, социальное обслуживание на дому и т.п. 3. в форме льгот (отмирающий вид) по оплате услуг, лекартства, проезда и т.п. 4. в натуральной форме (продукты питания, медикаменты и т.п.) – маргинальным слоям, тем котоырм деньги давать нельзя.
В разных гос-ах и в различные периоды круг лиц может различ-ся.
Финансовые источники СО (т.е. денежные фонды, из которых осущ-ся СО) Гос средства: - внебюджетные социальные фонды (ПФР, ФСС РФ, ФФОМС, ТФОМСы)– форм-ся за счёт страховых взносов - государственного бюджета РФ (фед-ого, субъектов РФ) - фонды социальной поддержки населения (субъектов РФ) – форм-ся за счёт доходов от реал-ии объектов гос-ой собств-ти, сдачи в аренлу гос-ых площадей, доходов от лотерей и займов и т.п.
Негос-ые средства: - бюджетов органов МСУ (входят в консол-ый бюджет РФ, но строго говоря гос средствами не явл-ся) - собственные средства организаций - негос-ые пенсионные фонды - благотв-ых фондов и орган-ий и иные, незапр-ые закон-м источники.
Приоритет за гос. деньгами.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |