КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы формирования бюджетных систем
Понятие «бюджетная система» - это достаточно устойчивая научная категория, традиционно обозначающая систему бюджетов. В этом же смысле она употребляется и текстах финансово-правовых актов. Таким образом, взгляды по поводу того, что понимать под бюджетным устройством, отличаются большим разнообразием. Тем не менее, из всевозможных точек зрения видно, что такой элемент, как бюджетная система, включается в состав бюджетного устройства всеми авторами. Поэтому взаимосвязь понятий «бюджетная система» и «бюджетное устройство» можно считать бесспорной. По мнению большинства авторов, эта взаимосвязанность выражается как соотношение частного с общим, т. е. бюджетное устройство включает в себя не только бюджетную систему, но еще и другие элементы. На наш взгляд, для пересмотра этого суждения оснований нет. В равной мере бесспорно (во всяком случае - для юридической науки) и то, что бюджетный процесс не входит в состав бюджетного устройства, а наряду с ним представляет собой самостоятельный институт бюджетного права. Бесспорно и то, что понятия «бюджетное устройство» и «бюджетное право» не равнозначны и что первое обозначает лишь один из институтов второго. В свете сказанного представляется, что бюджетное устройство включает в себя: 1) бюджетную систему, её составные части и компоненты (звенья бюджетной системы); 2) принципы организации бюджетного устройства; З) бюджетное регулирование, что отображает взаимодействие этих частей, механизм упорядочивания функционирования бюджетного устройства в целом и каждого его компонента в отдельности. Бюджетная система - это совокупность бюджетов различных видов, организованных в определенную систему. Бюджетное устройство определяется государственным устройством страны. Так, для федеративных государств характерна трехуровневая бюджетная система: первый уровень - федеральный бюджет; второй уровень бюджеты субъектов федерации; третий уровень - местные бюджеты. Для государств унитарного типа к которым относится и Казахстан, характерна двухуровневая бюджетная система: центральный (общегосударственный, республиканский) бюджет: б) местные бюджеты. Прежде чем охарактеризовать бюджетную систему Республики Казахстан, остановимся на принципах формирования бюджетных систем. Бюджетные системы могут быть двух видов: 1) системы, основанные на принципе бюджетного централизма, когда каждый нижестоящий бюджет входит в состав вышестоящего бюджета. Более мягким проявлением принципа бюджетного централизма является принцип единства бюджетной системы; б) бюджетные системы, основанные на принципе автономности бюджетов административно-территориальных единиц. Для бюджетных систем, построенных на принципе бюджетного централизма, характерны централизация управления бюджетами, строгая иерархия бюджетов, общность главных источников получения бюджетных доходов, организация бюджетного планирования по модели «сверху вниз», где каждый нижестоящий бюджетный план базируется на показателях вышестоящего. Такие системы присущи государствам социалистического типа, чья экономика основана на государственной собственности. По такому принципу была организована бюджетная система бывшего СССР. При такой организацию бюджетной системы бюджеты подразделяются на: а) сводные (или совокупные), которые объединяют в своем составе все бюджеты, действующие на данной территории. К сводным бюджетам относились Государственный бюджет СССР, объединяющий все бюджеты, действующие на территории Союза, государственные бюджеты союзных и автономных республик, включающие в себя все бюджеты, имеющиеся в данных республиках, бюджеты областей, городов и районов; б) обособленные (или изолированные) бюджеты, которые не включают в себя какие-либо бюджеты и предназначены для финансирования затрат на уровне своей административно-территориальной единицы. Такими в рамках СССР были союзный бюджет, финансирующий мероприятия союзного значения, республиканские, областные, районные, сельские бюджеты. Преимущество бюджетной системы, организованной на принципе бюджетного централизма, заключается в возможности сосредоточения большей части финансовых ресурсов государства (а практически - и всего общества) в одних руках, распределение их по единому плану, концентрация значительных денежных средств на решающих направлениях, что позволяет добиться - и опыт СССР тому подтверждение - серьезных на них подвижек (например, формирование военного комплекса в СССР, развитие аэрокосмической промышленности, отдельные достижения в области науки). Недостатком такого рода систем является ее общая негибкость, проявление бюрократического централизма, жесткость и мелочность бюджетного планирования, отсутствие заинтересованности местных государственных органов в активной работе по сбору общегосударственных налогов и поиску дополнительных источников бюджетных доходов, так как источником финансирования нижестоящего бюджета выступает вышестоящий бюджет, безразличие получателей бюджетных ассигнований к экономному и бережливому использованию бюджетных средств, в порождении у всех участников бюджетной деятельности иждивенческих настроений и в отсутствии у них стимулов к активному ведению производственно-хозяйственной деятельности, что дает дополнительные бюджетные доходы. При построении бюджетной системы на принципе автономности все бюджеты являются обособленными (изолированными). Для бюджетных систем, построенных на принципе автономности входящих в них бюджетов, характерны их относительная независимость друг от друга, наличие у каждого бюджета собственной доходной базы, самостоятельного аппарата управления, призванного обеспечить сбор доходов, организовать распределение и проконтролировать использование выделенных из бюджета денег, что осуществляется по своему бюджетному плану, не связанному с бюджетными планами, опосредующими другие бюджеты. По такому принципу обычно организованы бюджетные системы развитых стран либерально-демократического типа, чья экономика основана на частной собственности. Преимуществами бюджетной системы, организованной на принципе автономности бюджетов, являются её мобильность, более хозяйственное отношение к деньгам, наличие стимулов у каждого звена бюджетной системы в лице соответствующих финансовых органов к изысканию дополни тельных бюджетных доходов, самостоятельность в принятии бюджетных решений, их более прямая ответственность перед населением за результаты своей бюджетной деятельности. Недостаток такого рода систем выступает распыленность (в масштабе страны) бюджетных ресурсов, территориальная неравномерность их размещения (наличие бедных и богатых регионов), многоступенчатость различных видов налогов и других обязательных платежей. Например, в США помимо федеральных налогов, существуют налоги штатов, местные налоги, которые существенно различаются в зависимости от региона страны. При этом каждый уровень бюджетной системы обслуживается собственными финансовыми ведомствами, не связанными друг с другом. Это не только приводит к раздуванию государственного аппарата, но и создает неудобства для предпринимателей и граждан, трудности в сбалансировании отдельных бюджетных фондов, где каждый из них должен рассчитывать только на себя. Государственные доходы распределены между республиканским и местными бюджетами таким образом, что основная доля этих доходов попадает в республиканский бюджет, а те доходы, которые закреплены за местными бюджетами, не покрывают их самых минимальных расходов. Поэтому приходится включать механизм бюджетного регулирования, т. е. перераспределять доходы республиканского бюджета в пользу местных бюджетов посредством регулирующих доходов и бюджетных ссуд. Это ставит каждый местный бюджет в зависимость от вышестоящего, в силу чего говорить об автономности и самостоятельности бюджетов, особенно низших ступеней, нет оснований. Что касается строения бюджетной системы Казахстана, то она, как и у большинства унитарных государств, представлена бюджетами двух уровней: республиканским бюджетом и местными бюджетами. Республиканский бюджет предназначен для финансирования мероприятий, имеющих общегосударственное значение. За счет него содержатся центральные органы государственной власти: Президент Республики Казахстан и его аппарата, Парламент, Правительство, министерства и другие центральные ведомства, судебная система, финансируется оборона и безопасность страны, правоохранительная деятельность на республиканском уровне, специальные программы строительства в области промышленности и строительства объектов на республиканском уровне и т. п. Местные бюджеты предназначены для финансирования нужд административно-территориальных образований. За счет этих бюджетов содержатся местные представительные и исполнительные органы государственной власти, осуществляется финансирование деятельности на местном уровне, программы занятости населения, жилищные программы, промышленности и строительства объектов на местном уровне и т. п. Бюджетный кодекс дает следующее определение республиканского бюджета: «Республиканский бюджет - централизованный денежный фонд, утверждаемый законом Республики Казахстан, формируемый за счет поступлений и финансирования дефицита (использования профицита) бюджета и предназначенный для финансирования республиканских бюджетных программ, определяемых Правительством Республики для осуществления функций, возложенных на него Конституцией и законодательными актами Республики Казахстан». Данное определение отобразило традиционное стремление исполнительных органов «перетянуть» компетенцию государства в области бюджета на себя в ущерб полномочий представительных органов. Выразилось это, во-первых, в искажении сути бюджета как общегосударственного фонда денежных средств: бюджет предназначен для финансирования задач и функций государства, а не правительства, что предусмотрено данным определением. Во-вторых, бюджет должен обеспечить финансирование тех расходов, которые предусмотрены самим законом об утверждении бюджета (т. е. акта Парламента Республики Казахстан), а не «программ, определяемых Правительством». Иначе говоря, в данном случае Правительство в определении расходов республиканского бюджета ставит себя выше Парламента и принятого им закона об утверждении бюджета на соответствующий год. Это не соответствует экономической и правовой сути бюджета. Республиканский бюджет - это не денежный фонд Правительства, а денежный Республики Казахстан, т. е. всего государства в целом. Отождествлять правительство (исполнительный орган) с государством нет оснований. Назначение правительства - исполнять бюджетные законы, принимаемые представительным органом (Парламентом), а не предписывать ему состав расходов республиканского бюджета, через программы, разрабатываемые и определяемые Правительством. Согласно Конституции Республики Казахстан, Правительство «разрабатывает и представляет республиканский бюджет и отчет о его исполнении, обеспечивает исполнение бюджета (подпункт 2 статьи 66) а Парламент - «обсуждает республиканский бюджет» (подпункт 2 статьи 54) и вправе принимать законы, касающиеся республиканского бюджета (подпункт 5 пункта 3 статьи 61). Таким образом, рассматриваемые определения республиканского бюджета, а равно «республиканских бюджетных программ», где акцент перенесен с Парламента на Правительство, противоречат Конституции Республики Казахстан. Согласно Бюджетному Кодексу местные бюджеты представляют собой денежные фонды административно-территориальных единиц, утверждаемые решением соответствующего маслихата, формируемые за счет поступлений и финансирования дефицита (использования профицита), предназначенные для финансирования местных бюджетных программ, определяемых местными исполнительными органами для осуществления функций, возложенных на них Конституцией, законами и актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан (пункт 1 статьи 10). К местным бюджетам (бюджетам административно-территориальных единиц) относятся областные бюджеты, финансовые фонды (бюджеты) специальных экономических зон, бюджеты городов (кроме городов районного значения), районов, за исключением районов в городах.. Таким образом, если на верхнем уровне бюджетной системы Республики Казахстан мы имеем лишь один бюджет - республиканский, то на втором уровне - их достаточно много. В результате местные бюджеты представляют собой определенную систему бюджетов, имеющую свою иерархию: высшим звеном местных бюджетов выступают областные бюджеты, низшим - бюджеты городов и районов. Все, что было сказано выше по поводу сущностных недостатков определения, данного республиканскому бюджету, полностью относится и к приведенному определению местного бюджета, в котором настойчиво про водится мысль, что назначение этих бюджетов заключается в обслуживании программ, определяемых местными исполнительными органами. Тем самым утверждается идея, согласно которой верховенство в сфере бюджетной деятельности принадлежит Исполнительной ветви Государственной власти. Между тем в соответствии с Конституцией Республики Казахстан маслихат утверждает местный бюджет (подпункт 1 пункта 4 ста тьи 86), а местные представительные органы обеспечивают их исполнение (подпункт 1 пункта 2 статьи 87). То есть бюджетное финансирование осуществляется не в силу утвержденных "местных бюджетных программ, определяемых местными исполнительными органами», а в силу бюджета, утвержденного местным представительным органом. Бюджет и бюджетные программы - это не одно и то же. Кроме того, местный бюджет предназначен не для финансирования функций местного исполнительно го органа, а для финансирования общих потребностей административно территориальной единицы. Точнее говоря, местные бюджеты предназначены не для финансирования «программ, определяемых местными исполнительными органами, для осуществления возложенных на них функций», а для финансирования задач и функций государства, реализуемых им на местном уровне. Как предусматривает Бюджетный кодекс функционирование бюджетной системы основано на взаимосвязи бюджетов различных уровней и обеспечивается порядком их разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения, контроля, а также отчетом об исполнении республиканского и местных бюджетов. Установлено, что формирование, утверждение и учет исполнения бюджетов всех уровней осуществляется в национальной валюте. Бюджетная система создается и функционирует на основе определенных принципов. Бюджетный кодекс устанавливает, что бюджетная система Республики Казахстан основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов. Единство бюджетов обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации, утверждаемой Министерством финансов Республики Казахстан, единством форм государственной финансовой статистики, передаваемой с одного уровня бюджета на другой, принципами бюджетной процедуры, единством денежной системы. Оно основано на взаимодействии бюджетов через перераспределение поступлений. Полнота бюджетов обеспечивается обязательным и полным отражением в бюджетах всех поступлений, в том числе поступлений от национальных компаний, и расходов, определяемых налоговым и бюджетным законодательством Республики Казахстан. Реальность бюджетов достигается проведением их в соответствии с параметрами индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан с учетом ежегодного послания Президента Республики Казахстан а народу Казахстана. Комментируя данный принцип, отметим его некоторую неубедительность: при такой его трактовке бюджет может быть реальным, если будет реальным индикативный план социально-экономического развития. А реальность последнего вызывает сомнения. В целом же следует признать, что в условиях рыночной экономики, развитие которой характеризуется стихийностью и непредсказуемостью, добиться реальности финансовых и экономических планов - вещь, крайне сложная. Гласность бюджетов обеспечивается публикацией отчетов об их исполнении. Здесь также необходимо отметить крайне скромное проявление принципа гласности бюджета. В подавляющем большинстве стран принцип гласности бюджета как минимум означает: а) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, а также полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов; б) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов; в) обязательную публикацию основных показателей бюджета и его открытость (за исключением показателей, составляющих государственную тайну) для общества. Сведение гласности бюджетов лишь к публикации отчетов об их исполнении по существу означает, что принципа гласности бюджетов как такового вообще не существует, чем нарушена статья 20 Конституции Республики Казахстан, в соответствии с которой каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Самостоятельность бюджетов обеспечивается установлением стабильных нормативов распределения доходов между бюджетов различных уровней и правом определения направления расходования бюджетных средств. Опять-таки приходится констатировать весьма куцее проявление самостоятельности бюджетов. По общему правилу самостоятельность бюджетов заключается не у установлении неких «стабильных нормативов распределения доходов между бюджетами», а в наличии собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых законодательством, а также в законодательном закреплении регулирующих доходов бюджетов. Кроме того, самостоятельность бюджетов обычно включает в себя право органов государственной власти (включая, если речь идет о местных бюджетах, местные органы государственной власти) самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов. Кроме того, даже в Советские времена, когда бюджетная система вообще не признавала самостоятельности бюджетов и была основана на принципе бюджетной централизации, за местными бюджетами было закреплено право на доходы, дополнительно полученные в процессе исполнения бюджета, а также на суммы превышения доходов над расходами и суммы экономии по расходам бюджетов. Кроме перечисленных видов бюджетов, Бюджетный кодекс упоминает такие их виды, как государственный бюджет и бюджет области. Государственный бюджет - это свод республиканского и местных бюджетов без учета взаимопогашающих операций между ними. Бюджет области - это свод областного, городских и районных бюджетов. Надо, сказать, что данные бюджеты бюджетами в полном смысле этого слова не являются, поскольку они не являются фондами денежных средств (материальное значение бюджета) и не утверждаются никаким представительным органом (государственный бюджет не утверждается Парламентом, бюджет области - областным маслихатом). То есть данные бюджеты не выступают в качестве финансового плана, что соответствует правовому значению понятия «бюджет». Поэтому в лучшем случае названные бюджеты являются некой чисто учетной категорией и используются финансовыми органами в целях бюджетного планирования и отслеживания ситуации в сфере бюджетной деятельности. Еще раз подчеркнем, что в бюджетной системе, основанной на принципе автономности бюджетов, никаких сводных бюджетов быть не может. Обобщая все сказанное по поводу бюджетной системы Казахстан, можно утверждать, что в целом она основана на принципе единства и тяготеет к Финансовой централизации, хотя элементы определенной самостоятельности местных бюджетов все-таки существуют. Вторым элементом бюджетного устройства выступает бюджетное регулирование.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1185; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |