Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетное регулирование - это обеспечение без дефицитности бюджетов, входящих в состав бюджетной системы государства




Обычно понятием «бюджетное регулирование» обозначаются такие способы обеспечения бездефицитности бюджета, как увеличение его до­ходной части с помощью регулирующих доходов и дотаций.

Дело в том, что при любом виде бюджетной системы (т. е. построенных как на принципе единства, так и на принципе автономности) существует деление доходов на общегосударственные и местные. Соответственно для центрального (республиканского, федерального) и местных бюджетов эти доходы принято именовать «постоянно закрепленными». Но произведено это деление обычно таким образом, что местных доходов для покрытия расходов местных бюджетов всегда недостаточно. Поэтому вступает в силу механизм бюджетного регулирования, посредством которого республи­канский (федеративный) бюджет балансирует нижестоящий за счет обще­государственных доходов. Для местного бюджета эти доходы выступают в качестве так называемых «регулирующих доходов». Но когда и их стано­вится недостаточным для покрытия расходов местных бюджетов, прихо­дится при менять такие методы бюджетного регулирования, как предостав­ления бюджетных дотаций (субвенций, субсидий) и бюджетных ссуд.

Кроме того, процесс сбалансирования бюджетов осуществляется не только за счет увеличения доходов: но и путем формирования расходной части бюджетов (перераспределение расходов между отдельными вида­ми бюджетов, прямое сокращение бюджетных расходов и др.).

В этом смысле бюджетное регулирование, выражая взаимодействие различных видов бюджетов, входящих в состав бюджетной системы, охва­тывает следующие явления: а) структуру доходов и расходов бюджетов различных звеньев; б) принципы и порядок распределения доходов и рас­ходов между отдельными бюджетами; в) порядок сбалансирования (урав­нивания) доходных и расходных частей каждого бюджета.

Цель бюджетного регулирования - обеспечение надлежащего взаимо­действия всех компонентов бюджетной системы, сбалансирование каж­дого его элемента и всей системы в целом с тем, чтобы данный механизм нормально функционировал и бесперебойно работал.

Методами бюджетного регулирования являются: а) распределение рас­ходов между отдельными видами бюджетов, входящих в бюджетную систе­му; б) установление постоянно закрепленных доходов для каждого звена бюджетной системы; в) установление доходов, передаваемых из вышесто­ящих бюджетов в нижестоящие в целях сбалансирования последних. Дан­ные доходы принято именовать «регулирующие доходы»; г) межбюджетная дотация (субвенция); д) межбюджетное кредитование; е) бюджетные изъя­тия; ж) сокращение бюджетных расходов, включая секвестирование.

Процесс бюджетного регулирования начинается с того, что все виды го­сударственных расходов распределяются по различным звеньям и уровням бюджетной системы. Например, устанавливается, что судебная система будет финансироваться за счет республиканского бюджета, а школы - бу­дут содержаться за счет местных бюджетов. Одновременно все виды бюд­жетных доходов также распределяются по различным видам и звеньям бюд­жетной системы. Например, устанавливается, что налог надбавленную сто­имость будет зачисляться в доход республиканского бюджета, а подоходный налог с физических лиц - в доход местных бюджетов. При разработке бюджетов на очередной год, на всех уровнях бюджетной системы производится подсчет ожидаемых доходов и планируемых расходов каждого из бюдже­тов. Проблем не возникает, если доходы превышают расходы, т. е. ожида­ется профицит бюджета. Тогда в пределах допустимого можно несколько увеличить расходы. Сложности возникают, когда доходы не покрывают рас­ходов, что является более типичной ситуацией. Решить эту проблему в прин­ципе можно двумя путями: увеличить доходы или уменьшить расходы. Для республиканского бюджета главными способами увеличения доходов выс­тупает либо увеличение размера налоговых поступлений (путем введения новых налогов или увеличения налоговых ставок по уже существующим), либо размещение государственного займа (как внутреннего, так и внешнего). Конечно, в распоряжении государства остается и такой способ, получе­ния дополнительного бюджетного дохода, как эмиссия. Но все эти способы увеличения бюджетных доходов имеют известные пределы: увеличение на­ логового бремени приводит к замедлению темпов экономического разви­тия, вызывает раздражение, а то и прямое сопротивление общества; займы чреваты тем, что их нужно рано или поздно возвращать (да еще с процентами), и тогда они превращаются из дохода в расход, увеличивая нагрузку на бюджет; эмиссия дезорганизует денежную систему, порождают инфляцию, обесценивает национальную денежную единицу. Поэтому для республиканского бюджета в данной ситуации наиболее приемлем такой метод бюджетного регулирования, как сокращение бюджетных расходов. Несколько в другом положении находятся местные бюджеты: если де­нежных средств, собранных посредством постоянно закрепленных за эти­ми бюджетами доходов не хватает для покрытия расходов, то данные бюджеты могут рассчитывать на финансовую помощь из вышестоящего бюджета. Собственно в разграничение доходов и расходов между респуб­ликанским и местными бюджетами заложен именно этот принцип: закрепленных за местными бюджетами доходов заведомо не хватает для покры­тия их расходов, поэтому включается «в работу» такой метод бюджетного регулирования, как выделение этим бюджетам регулирующих доходов. Суть этого метода заключается в том, что вышестоящий бюджет вроде бы как делится своими постоянно закрепленных доходами с нижестоящим бюджетом. Например, в законе об утверждении республиканского бюд­жета на соответствующий год оговаривается, что в определенный област­ной бюджет передается 30 процентов собранного на территории этой об­ласти налога надбавленную стоимость. Та часть Постоянно закрепленного дохода вышестоящего бюджета, которая передается нижестоящему бюд­жету, носит для последнего характер «регулирующего дохода». Поскольку размер регулирующего дохода, идущего на нужды нижестоящего бюдже­та, выражается в процентах от общей суммы этого дохода, собранного на данной территории, то в практике бюджетной деятельности этот метод бюджетного регулирования именуется как «метод установления процент­ных отчислений от регулирующих доходов».

Следует также иметь в виду, что, скажем, областной бюджет может ре­гулировать нижестоящие бюджеты (бюджеты районов и городов) не толь­ко за счет своих постоянно закрепленных доходов, но и за счет тех регули­рующих доходов, которые ему предоставил республиканский бюджет. В данном случае будет иметь место вторичное перераспределение посто­янно закрепленных доходов республиканского бюджета: сначала респуб­ликанский бюджет их выделил областному бюджету, а затем областной бюджет их перераспределяет в пользу своих нижестоящих бюджетов ­ районов и городов. Отметим также, что в практике бюджетного планирования некоторые виды государственных доходов традиционно выступают в качестве регулирующих доходов и именно в этом качестве они обозначаются бюджетным законодательством.

Попутно отметим, что для бюджетных систем, основанных на принципе автономности бюджетов, никаких регулирующих доходов не существует ­каждый бюджет должен обходиться теми деньгами, которые он собирает за счет своих постоянно закрепленных доходов. Правда, в этом случае рас­пределение государственных доходов между звеньями бюджетной систе­мы должно быть осуществлено таким образом, чтобы обеспечить каждый бюджет таким набором доходных источников, который был бы достаточ­ным для обеспечения основных финансовых потребностей соответствую­щего административно-территориального образования.

Если денежных средств, собранных посредством постоянно закреплен­ных и регулирующих доходов, все-таки недостаточно для покрытия расхо­дов того или иного местного бюджета, то вступает в силу такой метод бюд­жетного регулирования, как предоставление субвенций.

Субвенции - официальные трансферты, передаваемые вышестоящи­ми бюджетами в нижестоящие в пределах сумм, утвержденными законо­дательными актами, утвержденных законодательными актами или реше­ниями маслихатов. Субвенции предоставляются на безвозвратной и безвозмездной основе.

В некоторых странах помимо субвенции в данной ситуации применя­ются такие методы бюджетного регулирования, как дотации и субсидии.

Основное отличие дотации от субвенции заключается в том, что суб­венция носит целевой характер, дотация же может быть использована по усмотрению того бюджета, которому она предоставлена (т. е. предостав­ленные деньги не носят целевого характер).

По законодательству некоторых стран субсидия, применяемая как ме­тод бюджетного регулирования, - это бюджетный средства, предоставля­емые вышестоящим нижестоящему, на условиях долевого финансирова­ния целевых расходов. Таким образом, субсидию объединяет с субвенцией то, что оба вида предоставления денежных средств носит це­левой характер, а также то, что они осуществляются на безвозвратной и безвозмездной основе. Однако субсидия выражает долевое участие вы­шестоящего бюджета в финансировании того или иного мероприятия или бюджетной программы, т. е. часть расходов будет покрываться вышесто­ящим бюджетом, а часть - нижестоящим. Однако необходимо иметь в виду, что по бюджетному законодательству Республика Казахстан субсидия оз­начает безвозмездные и безвозвратные выплаты из бюджета коммерчес­ким организациям и, следовательно, как метод бюджетного регулирова­ния не используются.

Таким образом, понятия «дотация», «субвенция» и «субсидия» не име­ют точно устоявшегося и единообразного значения и в разных странах в них могут закладывать разный смысл. Отсюда их различное использова­ние в качестве методов бюджетного регулирования.

Помимо движения сумм из вышестоящих бюджетов в нижестоящие, может иметь место противоположная картина, когда деньги из нижестоя­щего бюджета идут в вышестоящий. То есть в данном случае нижестоящие бюджеты за счет своих доходов балансируют вышестоящий бюджет. Тако­го рода движение денежных средств бюджетное законодательство Респуб­лики Казахстан именует «бюджетные изъятия».

Бюджетное изъятие - официальные трансферты, передаваемые об­ластными бюджетами и бюджетами городов Астаны и Алматы республи­канскому бюджету в пределах сумм, определенных законодательным ак­том или официальные трансферты, передаваемые из бюджетов районов и городов областному бюджету, в пределах сумм, определенных решения­ми маслихатов.

Отметим, что применение таких изъятий в качестве метода бюджетно­го регулирования означает, что бюджетная система Казахстана примени­тельно к местным бюджетам не знает такой разновидности доходов, как«постоянно закрепленные доходы». Характерной особенностью этих до­ходов выступает правило, в соответствии с которым они не могут быть ни изъяты вышестоящим органом государственной власти, ни перераспре­делены в пользу вышестоящего бюджета. Это правило применялось даже в советские времена, когда бюджетная система была основана на принци­пах единства и централизма.

Этим, однако, перечень методов бюджетного регулирования не исчер­пывается и в случаях временного недостатка денежных средств тот или иной бюджет может прибегнуть к займу (взять ссуду) у другого бюджета (как у вышестоящего, так и у расположенного на одном уровне).

Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставленные одним бюджетом другому на возвратной, безвозмездной или возмездной осно­ве. Срок предоставления бюджетной ссуды ограничивается, как правило, текущим бюджетным годом.

Наконец, если в процессе исполнения бюджета выясняется, что имею­щихся доходов недостаточно для покрытия расходов бюджетов, то сокра­щаются эти расходы. Данный процесс получил название «секвестирова­ние бюджетных расходов».

Секвестр [от лат. sequestrum - ограничение] - специальный механизм, предусматривающий запрет на расходование средств в определенных пре­делах, который вводится в случаях, когда при исполнении бюджета проис­ходит превышение установленного уровня бюджетного дефицита, либо сокращаются поступления от доходных источников, в результате чего ста­новится невозможным финансирование в полном объеме предусмотрен­ных бюджетом расходов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.