КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бюджетное регулирование - это обеспечение без дефицитности бюджетов, входящих в состав бюджетной системы государства
Обычно понятием «бюджетное регулирование» обозначаются такие способы обеспечения бездефицитности бюджета, как увеличение его доходной части с помощью регулирующих доходов и дотаций. Дело в том, что при любом виде бюджетной системы (т. е. построенных как на принципе единства, так и на принципе автономности) существует деление доходов на общегосударственные и местные. Соответственно для центрального (республиканского, федерального) и местных бюджетов эти доходы принято именовать «постоянно закрепленными». Но произведено это деление обычно таким образом, что местных доходов для покрытия расходов местных бюджетов всегда недостаточно. Поэтому вступает в силу механизм бюджетного регулирования, посредством которого республиканский (федеративный) бюджет балансирует нижестоящий за счет общегосударственных доходов. Для местного бюджета эти доходы выступают в качестве так называемых «регулирующих доходов». Но когда и их становится недостаточным для покрытия расходов местных бюджетов, приходится при менять такие методы бюджетного регулирования, как предоставления бюджетных дотаций (субвенций, субсидий) и бюджетных ссуд. Кроме того, процесс сбалансирования бюджетов осуществляется не только за счет увеличения доходов: но и путем формирования расходной части бюджетов (перераспределение расходов между отдельными видами бюджетов, прямое сокращение бюджетных расходов и др.). В этом смысле бюджетное регулирование, выражая взаимодействие различных видов бюджетов, входящих в состав бюджетной системы, охватывает следующие явления: а) структуру доходов и расходов бюджетов различных звеньев; б) принципы и порядок распределения доходов и расходов между отдельными бюджетами; в) порядок сбалансирования (уравнивания) доходных и расходных частей каждого бюджета. Цель бюджетного регулирования - обеспечение надлежащего взаимодействия всех компонентов бюджетной системы, сбалансирование каждого его элемента и всей системы в целом с тем, чтобы данный механизм нормально функционировал и бесперебойно работал. Методами бюджетного регулирования являются: а) распределение расходов между отдельными видами бюджетов, входящих в бюджетную систему; б) установление постоянно закрепленных доходов для каждого звена бюджетной системы; в) установление доходов, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие в целях сбалансирования последних. Данные доходы принято именовать «регулирующие доходы»; г) межбюджетная дотация (субвенция); д) межбюджетное кредитование; е) бюджетные изъятия; ж) сокращение бюджетных расходов, включая секвестирование. Процесс бюджетного регулирования начинается с того, что все виды государственных расходов распределяются по различным звеньям и уровням бюджетной системы. Например, устанавливается, что судебная система будет финансироваться за счет республиканского бюджета, а школы - будут содержаться за счет местных бюджетов. Одновременно все виды бюджетных доходов также распределяются по различным видам и звеньям бюджетной системы. Например, устанавливается, что налог надбавленную стоимость будет зачисляться в доход республиканского бюджета, а подоходный налог с физических лиц - в доход местных бюджетов. При разработке бюджетов на очередной год, на всех уровнях бюджетной системы производится подсчет ожидаемых доходов и планируемых расходов каждого из бюджетов. Проблем не возникает, если доходы превышают расходы, т. е. ожидается профицит бюджета. Тогда в пределах допустимого можно несколько увеличить расходы. Сложности возникают, когда доходы не покрывают расходов, что является более типичной ситуацией. Решить эту проблему в принципе можно двумя путями: увеличить доходы или уменьшить расходы. Для республиканского бюджета главными способами увеличения доходов выступает либо увеличение размера налоговых поступлений (путем введения новых налогов или увеличения налоговых ставок по уже существующим), либо размещение государственного займа (как внутреннего, так и внешнего). Конечно, в распоряжении государства остается и такой способ, получения дополнительного бюджетного дохода, как эмиссия. Но все эти способы увеличения бюджетных доходов имеют известные пределы: увеличение на логового бремени приводит к замедлению темпов экономического развития, вызывает раздражение, а то и прямое сопротивление общества; займы чреваты тем, что их нужно рано или поздно возвращать (да еще с процентами), и тогда они превращаются из дохода в расход, увеличивая нагрузку на бюджет; эмиссия дезорганизует денежную систему, порождают инфляцию, обесценивает национальную денежную единицу. Поэтому для республиканского бюджета в данной ситуации наиболее приемлем такой метод бюджетного регулирования, как сокращение бюджетных расходов. Несколько в другом положении находятся местные бюджеты: если денежных средств, собранных посредством постоянно закрепленных за этими бюджетами доходов не хватает для покрытия расходов, то данные бюджеты могут рассчитывать на финансовую помощь из вышестоящего бюджета. Собственно в разграничение доходов и расходов между республиканским и местными бюджетами заложен именно этот принцип: закрепленных за местными бюджетами доходов заведомо не хватает для покрытия их расходов, поэтому включается «в работу» такой метод бюджетного регулирования, как выделение этим бюджетам регулирующих доходов. Суть этого метода заключается в том, что вышестоящий бюджет вроде бы как делится своими постоянно закрепленных доходами с нижестоящим бюджетом. Например, в законе об утверждении республиканского бюджета на соответствующий год оговаривается, что в определенный областной бюджет передается 30 процентов собранного на территории этой области налога надбавленную стоимость. Та часть Постоянно закрепленного дохода вышестоящего бюджета, которая передается нижестоящему бюджету, носит для последнего характер «регулирующего дохода». Поскольку размер регулирующего дохода, идущего на нужды нижестоящего бюджета, выражается в процентах от общей суммы этого дохода, собранного на данной территории, то в практике бюджетной деятельности этот метод бюджетного регулирования именуется как «метод установления процентных отчислений от регулирующих доходов». Следует также иметь в виду, что, скажем, областной бюджет может регулировать нижестоящие бюджеты (бюджеты районов и городов) не только за счет своих постоянно закрепленных доходов, но и за счет тех регулирующих доходов, которые ему предоставил республиканский бюджет. В данном случае будет иметь место вторичное перераспределение постоянно закрепленных доходов республиканского бюджета: сначала республиканский бюджет их выделил областному бюджету, а затем областной бюджет их перераспределяет в пользу своих нижестоящих бюджетов районов и городов. Отметим также, что в практике бюджетного планирования некоторые виды государственных доходов традиционно выступают в качестве регулирующих доходов и именно в этом качестве они обозначаются бюджетным законодательством. Попутно отметим, что для бюджетных систем, основанных на принципе автономности бюджетов, никаких регулирующих доходов не существует каждый бюджет должен обходиться теми деньгами, которые он собирает за счет своих постоянно закрепленных доходов. Правда, в этом случае распределение государственных доходов между звеньями бюджетной системы должно быть осуществлено таким образом, чтобы обеспечить каждый бюджет таким набором доходных источников, который был бы достаточным для обеспечения основных финансовых потребностей соответствующего административно-территориального образования. Если денежных средств, собранных посредством постоянно закрепленных и регулирующих доходов, все-таки недостаточно для покрытия расходов того или иного местного бюджета, то вступает в силу такой метод бюджетного регулирования, как предоставление субвенций. Субвенции - официальные трансферты, передаваемые вышестоящими бюджетами в нижестоящие в пределах сумм, утвержденными законодательными актами, утвержденных законодательными актами или решениями маслихатов. Субвенции предоставляются на безвозвратной и безвозмездной основе. В некоторых странах помимо субвенции в данной ситуации применяются такие методы бюджетного регулирования, как дотации и субсидии. Основное отличие дотации от субвенции заключается в том, что субвенция носит целевой характер, дотация же может быть использована по усмотрению того бюджета, которому она предоставлена (т. е. предоставленные деньги не носят целевого характер). По законодательству некоторых стран субсидия, применяемая как метод бюджетного регулирования, - это бюджетный средства, предоставляемые вышестоящим нижестоящему, на условиях долевого финансирования целевых расходов. Таким образом, субсидию объединяет с субвенцией то, что оба вида предоставления денежных средств носит целевой характер, а также то, что они осуществляются на безвозвратной и безвозмездной основе. Однако субсидия выражает долевое участие вышестоящего бюджета в финансировании того или иного мероприятия или бюджетной программы, т. е. часть расходов будет покрываться вышестоящим бюджетом, а часть - нижестоящим. Однако необходимо иметь в виду, что по бюджетному законодательству Республика Казахстан субсидия означает безвозмездные и безвозвратные выплаты из бюджета коммерческим организациям и, следовательно, как метод бюджетного регулирования не используются. Таким образом, понятия «дотация», «субвенция» и «субсидия» не имеют точно устоявшегося и единообразного значения и в разных странах в них могут закладывать разный смысл. Отсюда их различное использование в качестве методов бюджетного регулирования. Помимо движения сумм из вышестоящих бюджетов в нижестоящие, может иметь место противоположная картина, когда деньги из нижестоящего бюджета идут в вышестоящий. То есть в данном случае нижестоящие бюджеты за счет своих доходов балансируют вышестоящий бюджет. Такого рода движение денежных средств бюджетное законодательство Республики Казахстан именует «бюджетные изъятия». Бюджетное изъятие - официальные трансферты, передаваемые областными бюджетами и бюджетами городов Астаны и Алматы республиканскому бюджету в пределах сумм, определенных законодательным актом или официальные трансферты, передаваемые из бюджетов районов и городов областному бюджету, в пределах сумм, определенных решениями маслихатов. Отметим, что применение таких изъятий в качестве метода бюджетного регулирования означает, что бюджетная система Казахстана применительно к местным бюджетам не знает такой разновидности доходов, как«постоянно закрепленные доходы». Характерной особенностью этих доходов выступает правило, в соответствии с которым они не могут быть ни изъяты вышестоящим органом государственной власти, ни перераспределены в пользу вышестоящего бюджета. Это правило применялось даже в советские времена, когда бюджетная система была основана на принципах единства и централизма. Этим, однако, перечень методов бюджетного регулирования не исчерпывается и в случаях временного недостатка денежных средств тот или иной бюджет может прибегнуть к займу (взять ссуду) у другого бюджета (как у вышестоящего, так и у расположенного на одном уровне). Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставленные одним бюджетом другому на возвратной, безвозмездной или возмездной основе. Срок предоставления бюджетной ссуды ограничивается, как правило, текущим бюджетным годом. Наконец, если в процессе исполнения бюджета выясняется, что имеющихся доходов недостаточно для покрытия расходов бюджетов, то сокращаются эти расходы. Данный процесс получил название «секвестирование бюджетных расходов». Секвестр [от лат. sequestrum - ограничение] - специальный механизм, предусматривающий запрет на расходование средств в определенных пределах, который вводится в случаях, когда при исполнении бюджета происходит превышение установленного уровня бюджетного дефицита, либо сокращаются поступления от доходных источников, в результате чего становится невозможным финансирование в полном объеме предусмотренных бюджетом расходов.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |