КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие нормативной основы формирования и использования информационных ресурсов
Правовой режим открытой информации В структуре проблем правового регулирования режима информации по доступу важнейшее место занимает вопрос о свободе доступа к информации и легитимном определении открытой информации. Эта проблема решается двумя путями. Первый связан с включением в законодательство норм о свободе информации и ее ограничении исключительно на основе закона. Второй путь реализуется через включение норм о запрете относить определенные виды информации к категориям ограниченного доступа. Так, в ч. 4 ст. 8 Закона об информации указано, что не может быть ограничен доступ к: 1) нормативным правовым актам, затрагивающим нрава, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления; 2) информации о состоянии окружающей среды; 3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); 4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муницнпачьных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией; 5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Перечень ограничений по отнесению сведений к категории государственной тайны содержится и в Законе о государственной тайне. Об этом более подробно будет рассказано в главе учебника, посвященной информационной безопасности. Самостоятельно будет рассмотрен и вопрос о защите информации с учетом уже обозначенных характеристик правового режима информационных ресурсов и отдельных видов информации.
Рассмотренные основные положения базового Закона об информации не исчерпывают проблемы регулирования отношений в области формирования, сбора, хранения, использования информационных ресурсов различных субъектов, обладающих правом на информацию. Предстоит большая работа по регулированию отношений, связанных с отдельными видами информационного ресурса страны. Мы уже говорили о сложностях разграничения права собственности на ресурсы федерального ведения и ведения субъектов РФ. Субъекты РФ активно формируют свои региональные системы информационных ресурсов и, естественно, хотят ими продуктивно распоряжаться. На этой основе развивается законодательство субъектов РФ в области регулирования информационных ресурсов. Напомним о законе Ханты-Мансийского автономного округа, который так и называется «Об информационных ресурсах Ханты-Мансийского автономного округа Российской Федерации». Он принят в 1998 г. и успешно действует уже много лет. С учетом изменившихся обстоятельств в настоящее время в этом субъекте РФ ведется работа по подготовке новой редакции этого закона. Подобные законы приняты в Воронежской области, проекты таких законов обсуждаются законодательными органами Москвы, Московской области, других субъектов РФ. На состоявшихся в декабре 2009 г. парламентских слушаниях по вопросу о законодательном обеспечении создания и ведения единых государственных информационных ресурсов много было сказано о том, что и как должно быть преобразовано в структуре государственных информационных услуг, а также приведены факты локальных решений вопросов о введении электронного оборота документов. В частности, отмечен опыт Республики Татарстан. Например, введение в этой Республике в действие государственной системы телекоммуникаций, к которой подключено более 4,5 тыс. бюджетных учреждений и более 900 муниципальных образований, позволило создать систему электронного документооборота. Свыше 8,5 тыс. служащих работают в системе межведомственного электронного документооборота. Члены Правительства Татарстана рассматривают документы преимущественно в электронной форме, используя специальные «мобильные офисы». Эти офисы используются и для дачи голосовых и рукописных поручений. По сообщению заместителя председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи В. Л. Горбачева, в этой Республике все должностные лица бюджетных учреждений имеют электронную цифровую подпись и сдают всю налоговую и пенсионную отчетность в электронном виде. Более 200 тыс. пользователей являются посетителями сайтов в составе единого портала Правительства Татарстана. Это лишь один пример. Есть и другие. Но до создания единой системы государственных информационных ресурсов еще необходимо сделать немало.
Закон — не единственная форма обеспечения нормативного регулирования отношений в области формирования и использования информационных ресурсов. На основе закона разрабатываются пакеты или блоки нормативных актов, которые регламентируют порядок осуществления той или иной процедуры или операции с информационными ресурсами. Так, на основе и во исполнение закона Ханты-Мансийского автономного округа разработан и проходит апробацию ряд документов, в их числе положения: о правилах ведения Государственного регистра населения, о реестре юридических лиц, о Единой системе информационных ресурсов округа и др. Существуют правовые акты отдельных федеральных органов исполнительной власти о порядке работы с информацией. Например, в системе Федеральной налоговой службы России. Еще ожидают своего решения вопросы о правовом режиме служебной информации, о служебной тайне, а также другие проблемы, связанные с уточнением правового режима отдельных видов информации.
Контрольные вопросы
1. Какие ресурсы относятся к информационным? 2. Где и в каком составе нормативно определены основные параметры правового режима информационных ресурсов? 3. Что вы знаете о документировании информации? Каково место электронных документов в структуре информационных ресурсов? 4. Как решаются вопросы собственности на информационные ресурсы в российском праве? 5. Как сформирована структура законодательства об информации ограниченного доступа?
Литература
1. Почило, И. Л. Информационные ресурсы как объект права и объект отношений, регулируемых ГК РФ / И. Л. Бачило // Информационные ресурсы России. — 1999. — № 1. 2. Бачило, И. Л. О праве собственности на и информационные ресурсы / И. Л. Бачило // Информационные ресурсы России. - 1997.-№ 4. 3. Информационные технологии: инновации в государственном управлении / под ред. Е. В. Алферовой, И. Л. Бачило. - М.: ИГП ИНИОН РАН, 2010. 4. Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 № 477 «Об утверждении правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти»: офиц. текст // СЗ РФ. - 2009. - № 25. - Ст. 3060. 5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: офиц. текст // СЗ РФ. - 2006. - № 31 (ч. 1). -Ст. 3448.
Глава 10 Практические вопросы документа, документооборота в условиях информатизации
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |