КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исходные позиции
Информация, информационные ресурсы как предмет институтов собственности и исключительных прав. В Федеральном законе 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» содержались нормы, согласно которым информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и входить в состав имущества соответствующего субъекта. Как элемент состава имущества они находятся в собственности граждан, органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Напомним, что указанным Законом были закреплены нормы о государственной и других формах собственности на информационные ресурсы, информационные системы, технологии и средства их обеспечения. В соответствии с этим Законом информационные ресурсы, сформированные на основе документированной информации, включаются в состав имущества собственника (владельца) и могут быть товаром, за исключением информации, определяемой законами о государственной тайне и других категорий информации с ограниченным доступом. Статья 6 данного Закона, опираясь на ст. 128 ГК РФ, устанавливала, что отношения но поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством РФ, и предусматривала, что информационные ресурсы могут быть товаром, т.е. закладывалась основа для формирования рынка в этой области. Более чем десятилетняя история применения этого Закона подтвердила, что отношения по поводу информации, информационных ресурсов, информационных технологий касаются как института авторского нрава, института интеллектуальной собственности в целом, так и института права вещного. Но в отмененном Законе это положение так явно не звучало. Более того, в нем было зафиксировано, что данный закон не распространяется на отношения, связанные с регулированием и защитой авторского права. В процессе переработки Закона 1995 г. предстояло усовершенствовать эту часть регулирования отношений субъектов информационного права и более определенно представить правовую основу отношений в этой области в новом Законе об информации. Получить ясные ответы на вопросы связи и различий применения института права собственности и исключительных прав субъектов в сфере информационных отношений чрезвычайно важно. От этого зависит не только обеспечение прав и интересов всех категорий субъектов, работающих в области ИКТ, но и реализация задач по обеспечению безопасности в информационной сфере, а следовательно, и во всех направлениях обеспечения безопасности страны, неизбежно базирующихся на соответствующей информации. В рамках информационного права важно уяснить, где можно провести границу регулирования отношений нормами института вещного права, нормами права интеллектуальной собственности, и прежде всего исключительных прав создателя результата интеллектуальной деятельности, относительно информационных ресурсов, технологий, работ и услуг. О применении института собственности к указанным объектам информационных отношений мы уже говорили в связи с общей характеристикой правового режима информации. А проблема включения информационных технологий в систему интеллектуальной собственности частично затронута нами при рассмотрении информационных систем и информационных технологий. Тем не менее вопросы связи информации с названными институтами гражданского права нельзя считать исчерпанными в области нормативного правового регулирования на данный момент. Как регулируются права субъектов на информационные ресурсы и их отдельные объекты действующим законодательством Российской Федерации Вопрос о праве собственности на информационные ресурсы и об исключительных правах субъектов, создающих и использующих информационные объекты, как уже отмечалось, представлен в Федеральном законе 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» недостаточно ясно. Законодатель ушел от ряда вопросов, непосредственно касающихся правового режима применения прав субъектов в качестве «обладателя информации». В статье 1 и этого Закона сделана оговорка, что положения его не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации. Предполагается, что эти вопросы перенесены на площадку части четвертой ГК РФ, что обязывает обеспечить согласование и преемственность этих самостоятельных законов. В статье 4 Закона об информации присутствует норма, согласно которой «порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации». Следовательно, и вопрос о том, какая информация в электронной форме, в какие сроки и в каком режиме хранения должна находиться, также выведен за рамки этого Закона. Таким образом, можно заключить, что в данном случае регулируются отношения относительно «живой» информации, не относящейся к объектам интеллектуальной собственности и выводимой в архив. Субъектами института правового режима в части гражданско-правовых регуляторов являются, согласно ст. 6 этого Закона, «обладатели информации»: гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. От имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляют государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами. В данной статье перечислены такие полномочия указанных субъектов, как право: • разрешать или ограничивать доступ к информации; • использовать информацию и распространять ее по своему усмотрению; • передавать другим лицам по договору или иным законным способом, если иное не предусмотрено федеральными законами. Определено, что обладатель имеет право защищать свои нрава в случае незаконного получения информации или незаконного ее использования иными лицами. Этот перечень является открытым, так как далее идет норма о праве на осуществление «иных» действий с информацией или разрешение осуществлять «такие действия». Еще одна позиция Закона об информации важна для установления связи с общей частью ГК РФ. Согласно ст. 11 этого Закона, при заключении гражданско-правовых договоров или оформлении иных правоотношений обмен электронными сообщениями с применением электронной цифровой подписи или других аналогов собственноручной подписи рассматривается как «обмен документами». В ч. 5 этой же статьи указано, что право собственности и иные вещные права на материальные носители, содержащие документированную информацию, устанавливаются гражданским законодательством. Государственные информационные системы создаются в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (ч. 2 ст. 14 Закона об информации). Функции оператора в этом случае, если иное не установлено решением о создании государственной информационной системы, выполняет заказчик (ч. 5 ст. 14 Закона об информации). «Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами (ч. 9 ст. 14 Закона об информации). Эта позиция является принципиальной, так как законодатель регулирует отношения обладателей «информацией» через такой объект, как «информационная система». Как указано в ст. 13 данного Закона, существуют: государственные' информационные системы — федеральные и региональные, созданные на основе федеральных законов или законов субъектов РФ, на основании правовых актов государственных органов. Однако не указано, но каким критериям закон устанавливает такое распределение ресурсов. Это положение необходимо подчеркнуть в связи с уже ранее освещавшимся вопросом о правомерности законодательства об информации в субъектах РФ. Эта правильная позиция — о праве субъектов РФ принимать законы в области информатизации региона — к сожалению, подвергается сомнению Генеральной прокуратурой РФ. Такие факты имели место в процессе приведения законодательства субъектов РФ в соответствие с федеральным, они наблюдаются и в настоящее время. Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях (ч. 1 ст. 14 Закона об информации). Требования, установленные для государственных информационных систем, распространяются и на информационные системы муниципального уровня, если иное не установлено законодательством РФ о местном самоуправлении. Порядок создания и эксплуатации информационных систем, не являющихся государственными или муниципальными, определяется операторами таких систем в соответствии с требованиями, установленными Законом об информации или другими федеральными законами (ч. 6 ст. 13). Из текста Закона следует, что каждый раз решение о создании государственной информационной системы должно определять режим информации, которая включается в эту систему. Это предусмотрено ч. 1 ст. 13. Таким образом, определяется сочетание разных правовых методов в регулировании прав собственника — «обладателя» информационных ресурсов. Всякий раз при создании информационной системы и определении режима собственности информации этой системы необходим либо федеральный закон, либо закон субъекта РФ, либо решение органа местного самоуправления, определяющие полномочия обладателя этой информацией. В соответствии с ч. 4 ст. 13 Закона об информации установленные данным законом требования распространяются и на муниципальные информационные системы, если иное не предусмотрено законодательством РФ о местном самоуправлении. В случаях отсутствия необходимых нормативных актов органов государственной власти и органов местного самоуправления действует ч. 2 ст. 13, в которой говорится, что «если иное не установлено федеральными законами, оператором информационной системы является собственник используемых для обработки содержащейся в базах данных информации технических средств, который правомерно пользуется такими базами данных, или лицо, с которым этот собственник заключил договор об эксплуатации информационной системы». И здесь создается некоторый зазор между терминами «оператор», «обладатель», «заказчик», «лицо, оказывающее услуги», «собственник технических средств». Вспомним, что оператором по этому Закону является «гражданин или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в базах данных». В данном случае ничего не сказано об органах государственной власти и местного самоуправления, за исключением того, что ч. 5 ст. 14 предусматривает ситуацию, при которой, если «иное не установлено решением о создании государственной информационной системы, функции ее оператора исполняются заказчиком, заключившим государственный контракт на создание такой информационной системы». Ввод в эксплуатацию этой информационной системы осуществляется заказчиком. Это полезные нормы. Однако представляется, что позиции о правах обладателя — заказчика и обладателя на основе ч. 2 ст. 13 этого Закона могут войти в противоречие. И еще одна позиция Закона об информации требует уточнения. Изготовитель информационной системы по государственному заказу по своим функциям отличается от субъекта, который осуществляет эксплуатацию этой системы и наполняет ее своим информационным ресурсом, устанавливает правила его предоставления и использования другими субъектами. Таким образом, анализ норм, касающихся проблемы режима применения института права собственности на информационные ресурсы, по Закону об информации, позволяет заметить следующее. 1. Закон объективно ориентирован па сочетание публичных и гражданско-правовых методов в регулировании этой проблемы. 2. Закон считает основным методом регулирования отношений по данному вопросу гражданско-правовые средства, хотя они и выражены косвенно: через носитель информации, через комплексный объект — информационную систему. Это, безусловно, создает дополнительные трудности в процессе исполнения закона или соответствующего правового акта органа местного самоуправления, особенно при изъятии баз данных, при определении стоимости информации, содержащейся в архивах, библиотеках, при временном хранении оперативной информации в системах субъектов независимо от формы организации и форм собственности, при включении баз данных в рыночные отношения и т.д. 3. Закон не делает различия в правомочиях субъекта — обладателя информационных объектов по признаку владения, распоряжения, пользования. 4. Закон не рассматривает проблемы, связанные с реализацией исключительных имущественных прав создателей шк/юрмационных объектов, что потребует более точного его согласования с частью четвертой ГК РФ, где уделено внимание составляющим информационных систем — базам данных, которые и аккумулируют основной информационный ресурс обладателя информационной системы.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |