Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и основания ограничения свободного доступа к информации




Понятие правового режима ограничения свободного доступа к информации

В главе о праве на информацию говорилось о том, что в информационной сфере органически переплетаются ин­ституты свободы информации и необходимые ограничения в процессе реализации свободы в целях обеспечения безо­пасности индивидов, государства, общества в целом. Вза­имодействие и баланс этих исходных принципов обеспе­чиваются правовым режимом категорий информационных ресурсов по степени доступа. Коротко эта проблема обозна­чается как правовой режим по доступу к информации.

Впервые такая формулировка данной проблемы была ссрормулнрована в процессе разработки проекта Федераль­ного закона «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 г. Концептуально информационные ресурсы разграничивались на такие категории, как: 1) от­крытая, общедоступная информация; 2) такая информация, которую нельзя ограничивать в доступе никогда; 3) инфор­мация ограниченного доступа, которая подразделялась на информацию, отнесенную к государственной тайне — высшая степень ограничения, и другие категории инфор­мации конфиденциального характера. Конфиденциальная информация включает несколько видов информации со спе­циальным режимом доступа в зависимости от предметной области и видов субъектов, ответственных за соблюдение правил ее использования. Федеральный закон «Об инфор­мации, информатизации и защите информации» устанавли­вал, что ограничение доступа к любой категории информа­ции конфиденциального характера (различных видов тайн) осуществляется только на основе федерального закона.

Правовой режим ограничения свободного доступа содер­жит:

1) совокупность правовых норм федеральных законов, устанавливающих степень ограничения открытого доступа к конкретной категории информационных объектов;

2) признаки отделения таких категорий информации от других категорий ограниченного доступа;

3) порядок оформления принадлежности информаци­онных объектов к конкретной категории ограниченного до­ступа;

4) права и обязанности субъектов, ответственных за со­блюдение установленного режима формирования и исполь­зования соответствующих баз данных, информационных систем или отдельных документов, содержащих сведения, отнесенные законом к государственной тайне или иной ка­тегории информации ограниченного доступа.

 

Международные акты в области определения прав и свобод человека и гражданина в сфере информации та­кой формулы, как «правовой режим категорий информа­ции по доступу», не употребляют. Но они содержат нормы с указанием на цели и основания ограничения свободного доступа к таким категориям информации. Это можно про­следить на сравнении ряда правовых актов по данному во­просу.

Всеобщая декларация прав человека (1948) связывает возможные ограничения прав и свобод с определенными целями. Это: обеспечение должного признания и уваже­ния прав и свобод других лиц (личная и семейная жизнь, тайна корреспонденции, честь и достоинство, репутация). В ее тексте упоминается и «неприкосновенность жилища». Представляется, что эта позиция имеет косвенное значение для информационной проблемы. Другие цели касаются «удовлетворения справедливых требований морали», «об­щественного порядка», «общего благосостояния в демокра­тическом обществе» (п. 2 ст. 29, ст. 12). Таблица 4 позволя­ет сравнить основания для ограничения прав на свободный доступ к информации по ряду международных актов и Кон­ституции России.

В. Н. Лопатин подробно перечисляет позиции прямых ограничений прав и свобод, отмечая, что из Конституции ис­ключены ограничения, связанные с пропагандой классовой ненависти, насилия и войны, с коммерческой и профессио­нальной тайнами. Но дополнительно введены ограничения на использование информационных прав и свобод с целью пропаганды ненависти социального, расового, националь­ного, религиозного, языкового превосходства. Он считает, что к ограничениям относится и норма ст. 51 Конституции, устанавливающая, что «никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственни­ков, круг которых определяется федеральным законом».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.