Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие обработки персональных данных




В данном случае рассматриваем содержание Закона с учетом его значения для установления правового режима персональных данных как особой категории информации ограниченного доступа. Важно отметить, что в системе нор­мативно закрепленных дефиниций находится определение термина «обработка персональных данных». Закон понима­ет под обработкой персональных данных следующие дей-ствия (операции): сбор, систематизацию, накопление, хра­нение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передача), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных. Это важно, так как соблюдение режима персональных данных будет проявлять себя по каждому шагу обработки.

Закон определяет следующие принципы обработки пер­сональных данных.

1) законность целей и способов их обработки и добро­совестность;

2) соответствие целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе пер­сональных данных, а также полномочиям оператора;

3) соответствие объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов их обработки ее целям;

4) достоверность персональных данных, их достаточ­ность для целей обработки, недопустимость обработки из­быточных персональных данных по отношению к целям, заявленным при сборе персональных данных;

5) недопустимость объединения созданных для несовме­стимых между собой целей баз данных информационных систем персональных данных.

В соответствии с этим Законом категория «персональ­ные данные» по своему составу неоднородна. Закон о пер­сональных данных вводит понятие «специальные катего­рии». К ним. согласно ст. 10, отнесена информация, которая касается расовой, национальной принадлежности, полити­ческих взглядов, религиозных, философских убеждений, со­стояния здоровья, интимной жизни. Обработка этих данных не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 этой статьи. Всего таких ограничений восемь. В системе персональных данных выделены и такие, которые находят­ся в «общедоступных источниках персональных данных»

Законом легализованы и биометрические персональные данные — сведения, которые характеризуют физиологи­ческие особенности человека и на основе которых можно установить его личность (биометрические персональные данные). Они могут обрабатываться только при наличии согласия субъекта персональных данных, за исключением случаев, когда осуществляется правосудие, реализуется за­конодательство РФ о безопасности, оперативно-розыскной деятельности, законы о государственной службе, уголовно-исполнительное законодательство, а также нормы зако­нов о порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию (ст. 11).

Практические вопросы обеспечения конфиденциальности персональных данных

Текст Закона о персональных данных выявляет и во­просы, которые предстоит разрешать в процессе реализа­ции правового режима конфиденциальности персональных данных.

Первый вопрос касается субъектов отношений, связан­ных со всем комплексом деятельности, охваченной поняти­ем «обработка». Совершенно очевидно, что реализация этих действий осуществляется разными субъектами, имеющими различный правовой статус и набор прав и обязанностей.

В тексте данного Закона все разнообразие субъектов представлено термином «оператор». Под оператором зако­нодатель понимает «государственный орган, муниципать-ный орган, юридическое или физическое лицо, организую­щие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обра­ботки персональных данных» (п. 2 ст. 3).

Положение о разделении операторов на «организую­щих» и «осуществляющих» обработку этой информации не находит развития в Законе. Но в связи с этим вопросы возникнут в дальнейшем, когда речь пойдет о конкретных действиях по реализации и защите прав субъектов персо­нальных данных.

Немаловажен вопрос и о том, кто и в какой степени ис­пользует персональные данные, собранные и находящиеся в информационных системах, которые создают государ­ственные и муниципальные органы (ст. 13). Представляет­ся целесообразным выделить, по крайней мере, два уровня операторов. К первому отнесем органы государственной власти, местного самоуправления и других организаций, которые определяют цели сбора и направления работы с информацией о субъектах персональных данных и созда­ют автоматизированные информационные системы персо­нальных данных (далее — АИС ПД) — операторы первого уровня.

Поскольку обработка информации в полном наборе операций предполагается в автоматизированном режиме на базе информационных технологий, то ЛИС ПД могут быть как подразделениями операторов первого уровня, так и специализированными организациями (государственные унитарные предприятия (ГУН) или частные организации), которым в порядке аутсорсинга передаются функции по об­работке персональных данных. Это операторы, условно, второго уровня.

Неизбежно возникнут вопросы: кто из них реализует постановку целей обработки, критерии систематизации информации, определяет источники информации, круг об­служиваемых субъектов персональных данных? Главное — в каком режиме осуществляется обработка персональных данных и кто устанавливает этот режим относительно кон­кретного набора персональных данных при осуществлении обработки. Например, сведения об избирателях, участниках референдума формирует и уточняет глава местной админи­страции муниципального района, городского округа вну­тригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта РФ города федерального значения, — руководитель территориального органа исполнительной власти города федерального зна­чения. В п. 7.1 ст. 17 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено: «Лица, представляющие сведе­ния об избирателях, участниках референдума, несут от­ветственность за достоверность и полноту этих сведений, а также за своевременность их представления». Кто эти лица? Ответ находим в норме, в которой говорится о том, что список составляется по факту проживания гражданина на определенной территории, а сведения об этом представ­ляются «органами, осуществляющими регистрацию граж­дан Российской Федерации по месту пребывания и по ме­сту жительства в пределах Российской Федерации» (п. 2 ст. 16). Эта информация представляется главе местной ад­мимистрации или руководителю территориального органа исполнительной власти органами Федеральной миграцион­ной службы.

Далее на основе сведений, поступивших из соответству­ющего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, избирательными комиссиями составляют­ся списки по участкам. Проблема согласия или инициативы избирателя при этом не оговаривается, так как процедура определена федеральным законом без обязательного со­гласия гражданина. Избиратель или участник референду­ма может проверить свои данные в списках избирателей, внести исправления при необходимости и при соблюдении установленных сроков, получить сведения о себе, в том чис­ле и на машиночитаемых носителях, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию и кому она принадлежит. Список избирателей, участников референдума составляется соответствующей комиссией, в том числе с использованием Государственной автоматизированной системы РФ «Выборы» (ГАС «Выбо­ры»), отдельно по каждому избирательному участку, участ­ку референдума на основании сведений, представляемых по установленной форме. Операторами в данном случае выступают и органы исполнительной власти, составляю­щие список избирателей, и органы регистрации (учета). Заметим, что в данном случае речь должна идти о регистра­ции (учете) населения, а не избирателей. Избирательные комиссии на основе полученных сведений от соответству­ющих органов формируют списки избирателей по избира­тельным участкам. Причиной неясности в данном случае является отсутствие обозначения конкретных функций или порядка их разграничения, сферы ответственности между тремя вилами операторов.

Встает вопрос и о том, какие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления имеют право ис­пользовать списки избирателей в своих целях. Некоторая деликатность при этом возникает относительно определе­ния того, какой вариант списка избирателей хотят получить от Центральной избирательной комиссии или избиратель­ной комиссии более низкого уровня: тот, который составлен избирательной комиссией до голосования, или тот, который заполняется окончательно в процессе представления изби­рателем документов для голосования. Этот вариант вклю­чает паспортные данные, которые не являются открытой информацией, и подпись избирателя, которая в настоящее время не включена в состав персональных данных.

Некоторые сложности могут возникнуть в связи с тем, что в Законе о персональных данных не упоминается о та­кой категории субъектов, как пользователь.

Органы государственной власти, органы местного само­управления, юридические лица, выступая организаторами обработки персональных данных, одновременно являются и пользователями получаемого продукта в результате обра­ботки. Пользователями могут быть и иные субъекты, право­вой статус которых в данном случае имеет значение. Права и обязанности пользователя базами данных системы ГАС «Выборы» должны быть определены с учетом реализации задач и целей как государства, так и всего общества, а глав­ное — обеспечения прав и интересов граждан — субъектов персональных данных. Ответственные субъекты за эту фазу работы с персональными данными должны быть обозначе­ны, так как важен вопрос о полномочиях по использованию персональных данных.

Сбор, систематизацию (по целям), накопление, хранение, уточнение, блокирование могут осуществлять организации АИС ПД по договору с государственными органами, органа­ми местного самоуправления, а также другие субъекты в со­ответствии с их положениями или уставами. Однако об этом в тексте Закона ничего не сказано. Нужен ответ на вопрос, в каких пределах обработчик имеет право использовать и распространять персональные данные, с которыми он работает по договору. Сотрудники АИС ПД использовать обрабатываемые персональные данные не имеют права, кро­ме как в ходе работы с ними. Распространять (передавать) персональные данные, находящиеся в обработке, возможно только в системе оператора в период обработки, т.е. испол­нения заказа. Другие формы распространения персональ­ных данных должны быть строго определены нормативно. В ч. 2 ст. 6 Закона о персональных данных перечислены слу­чаи, когда согласие субъекта персональных данных на об­работку его данных не требуется. Это касается обработки:

1) в соответствии с федеральным законом, а также в связи с реализацией международных договоров РФ о реадмиссии;

2) по договору с субъектом персональных данных;

3) дан­ных для статистики при обезличивании персональных дан­ных;

4) для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если он не в состоянии выразить свое согласие;

5) в системе связи;

6) в целях деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при усло­вии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

7) персональных данных, подлежа­щих опубликованию в соответствии с федеральными зако­нами, в том числе персональных данных лиц, замещающих должности государственной гражданской службы, персо­нальных данных кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.

Нельзя сказать, что формулировка п. 6 ч. 2 ст. 6 Закона о персональных данных достаточно ясна при определении деятельности журналиста и иных субъектов творческих профессий как пользователей. Кто и в какой степени кон­тролирует нарушения в таких случаях?

Обезличивание персональных данных — тоже вопрос непростой. Эта операция осуществляется по установлен­ному порядку и при наличии соответствующих распоряди­тельных документов компетентного органа.

Обращаем внимание на комплекс вопросов, касающих­ся субъектов обработки персональных данных, их правово­го статуса потому, что вопрос об ответственности каждого из обозначенных видов субъектов потребует детализации и принятия дополнительных нормативных правовых актов, разработки подзаконных актов для определения сферы от­ветственности каждого вида субъектов, порядка разграни­чения функций между ними.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.