Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расчетов




ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И

ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОЙ

Банковская система Украины. Правовой статус На­ционального банка Украины. Банковское кредитование представляет собой отношения, в большей степени выра­жающие содержание банковской деятельности в ст. 1 За­кона Украины «О банках и банковской деятельности». При этом важно обратить внимание на особенность отношений банковского кредитования, которая предполагает два встречных процесса. С одной стороны, это отношения, свя­занные с привлечением банками временно свободных де­нежных средств юридических и физических лиц во вклады, с другой стороны, это отношения, связанные с размещени­ем денежных ресурсов банков, аккумулированных, в том числе, и таким образом1. Именно таким образом банковское кредитование создает необходимые условия для восполне­ния недостатка собственных денежных средств субъектов кредитования, ритмичности и развития общественного вос­производства, возможности дополнительных капиталовло­жений.

Банковское кредитование осуществляется через функ­ционирование банковской системы. Важнейшее место в ней занимает Национальный банк Украины, обеспечива-

1 Именно по этому принципу банковские операции и делятся на пассивные и активные.


ющий финансово-правовое регулирование данных отноше­ний. В соответствии со ст. 4 Закона Украины «О банках и банковской деятельности»1 банковская система Украины состоит из Национального банка Украины и других банков, созданных и действующих на территории Украины. Они могут функционировать как универсальные или специали­зированные. В зависимости от специализации банки могут быть сберегательными, инвестиционными, ипотечными, расчетными (клиринговыми). Национальный банк Украи­ны осуществляет регулирование деятельности специализи­рованных банков через экономические нормативы и нор­мативно-правовое обеспечение осуществляемых этими банками операций. Регулирование и банковский надзор Национальным банком Украины осуществляется в соот­ветствии с положениями Конституции Украины, Законами Украины «О Национальном банке Украины» и «О банках и банковской деятельности», иными законодательными актами и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.

Определенной новеллой банковского законодательства с 2001 года явилось законодательное закрепление понятия государственных банков. Так, в соответствии со ст. 7 За­кона Украины «О банках и банковской деятельности»2 го­сударственным банком является банк, сто процентов устав­ного капитала которого принадлежит государству. Госу­дарственный банк основывается по решению Кабинета Министров Украины, с выделением в Законе о Государ­ственном бюджете Украины на соответствующий год рас­ходов на формирование уставного капитала государствен­ного банка. Кабинет Министров обязан получить позитив­ное заключение Национального банка Украины относительно намерения основания государственного бан­ка. Устав государственного банка утверждается Постанов­лением Кабинета Министров. Национальный банк Украины осуществляет государственную регистрацию государствен­ных банков. Государство осуществляет и реализует полно-

1 Ведомости Верховной Рады Украины. — 2001. — № 5-6. —
Ст. 30.

2 Ведомости Верховной Рады Украины. — 2001. — № 5-6.
Ст. 30.


мочия собственника относительно акций (паев), которые принадлежат ему в уставном капитале государственного банка через органы управления (наблюдательный совет и правление банка).

Значимость и важность Национального банка, его гла­венствующая роль в системе субъектов при финансово-правовом регулировании банковской деятельности опреде­ляется конституционной нормой-принципом, определяю­щей его основную функцию. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 99 Конституции Украины «обеспечение стабильности денеж­ной единицы является основной функцией центрального банка государства — Национального банка Украины» 1. Обес­печение стабильности национальной денежной единицы Национальным банком Украины придает особое значение детализации его правового статуса, специальной право­способности в области полномочий, охватывающих его компетенцию. В основе правового статуса Национального банка лежит норма ст. 2 Закона Украины «О Национальном банке Украины», в соответствии с которой Национальный банк Украины является особым центральным органом го­сударственного управления, юридический статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации которого определяются Конституцией Украины и иными законами Украины.

Реализуя свою основную конституционную функцию, Национальный банк осуществляет ее через специфические способы и методы денежно-кредитной политики, с помо­щью которых и происходит регулирование денежной мас­сы. В соответствии с этими задачами ст. 25 Закона Украины «О Национальном банке Украины» к таким методам отне­сены:

— определение и регулирование норм обязательных резервов для коммерческих банков;

— процентная политика;

— рефинансирование коммерческих банков;

— управление золотовалютными резервами;

— операции с ценными бумагами (кроме ценных бумаг, подтверждающих корпоративные права), в том числе с казначейскими обязательствами на открытом рынке;

1 Ведомости Верховной Рады Украины. — 1996. — № 30. Ст. 141.


регулирование импорта и экспорта капитала;

— эмиссия собственных долговых обязательств и опера­ции с ними.1

Национальный банк Украины имеет уставной капитал, являющийся государственной собственностью, размер ко­торого составляет 10 миллионов гривен. Размер уставного капитала может быть увеличен по решению Совета Наци­онального банка2. Кроме того, Национальный банк имеет обособленное имущество, являющееся государственным и переданное ему в полное хозяйственное ведение. При этом важно учитывать и определенную бюджетную независи­мость Национального банка Украины3. В соответствии со ст. 54 Закона Украины «О Национальном банке Украины» Национальному банку запрещается выдавать прямые кре­диты как в национальной, так и в иностранной валюте на финансирование расходов Государственного бюджета. Фак­тически продолжением детализации данной нормы можно рассматривать и положение ч. 6 ст. 15 Бюджетного кодекса Украины, где законодательное ограничение финансирова­ния Национальным банком бюджетного дефицита выража­ется в запрете использования эмиссионных средств Наци­онального банка Украины как источника финансирования Государственного бюджета Украины4.

Обеспечение бюджетной независимости Национального банка Украины осуществляется и через форму его участия в приобретении ценных бумаг, в соответствии с чем к опе­рациям Национального банка Украины относятся5 купля

1 Ведомости Верховной Рады Украины. — 1999. — № 29.
Ст. 238.

2 Ст. 3 Закона Украины «О Национальном банке Украины».
Ведомости Верховной Рады Украины. — 1999. — № 29. —-
Ст. 238.

* См. подробнее: Лукашев A.A. Правовое регулирование де­нежного обращения в Украине. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — Харьков, 2002. — С 160-164.

1 Бюджетный кодекс Украины. Ведомости Верховной Рады Украины. — 2001. — № 37-38. — Ст. 189.

5 П. 3 ст. 42 Закона Украины «О Национальном банке Украи­ны». Ведомости Верховной Рады Украины. — 1999. — № 29. — Ст. 238.


и продажа на вторичном рынке ценных бумаг в порядке, предусмотренном законодательством.

В соответствии с правовым статусом за Национальным банком Украины закреплен ряд функций1, которые прежде всего характеризуются публичной природой. Естественно, их можно разграничить и выделить блок полномочий фи­нансово-правового характера и полномочий, имеющих административную природу. Подробно на этой дифферен­циации мы останавливаться не будем, однако в качестве примера полномочий финансово-правового характера На­ционального банка Украины, закрепленных ст. 2 Закона Украины «О Национальном банке Украины», необходимо выделить следующие:

1) определяет и осуществляет денежно-кредитную по­литику в соответствии с разработанными Советом Нацио­нального банка Украины Основными принципами денежно-кредитной политики;

2) монопольно осуществляет эмиссию национальной валюты Украины и организует ее обращение;

3) выступает кредитором последней инстанции для бан­ков и организует систему рефинансирования;

4) устанавливает для банков правила проведения бан­ковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, за­щиты информации, средств и имущества;

5) организует образование и методологически обеспечи­вает систему денежно-кредитной и банковской статистиче­ской информации и статистики платежного баланса;

6) осуществляет банковское регулирование и надзор;

7) ведет Государственный реестр банков, осуществляет лицензирование банковской деятельности и операций в предусмотренных законами случаях;

8) ведет официальный реестр идентификационных но­меров, эмитентов, платежных карточек внутригосудар­ственных платежных систем;

9) составляет платежный баланс, осуществляет его ана­лиз и прогнозирование;

10) представляет интересы Украины в центральных
банках других государств, международных банках и других

1 Ст. 7 Закона Украины «О Национальном банке Украины». Ведомости Верховной Рады Украины. — 1999. — № 29. — Ст. 238.


кредитных учреждениях, где сотрудничество осуществля­ется на уровне центральных банков;

11) осуществляет в соответствии с определенными спе­циальным законом полномочиями валютное регулирова­ние, определяет порядок осуществления операций в ино­странной валюте, организует и осуществляет валютный контроль за банками и иными финансово-кредитными учреждениями, которые получили лицензию Националь­ного банка на осуществление валютных операций;

12) обеспечивает накопление и сберегание золотовалют­ных резервов и осуществление операций с ними и банков скими металлами;

13) анализирует состояние денежно-кредитных, финан­совых, ценовых и валютных отношений.

Правовое регулирование денежного обращения. Де­нежная система Украины. Финансово-правовой аспект анализа категории денег предполагает некоторые особен­ности. Во-первых, исследование денег, денежного обраще ния, денежной системы должно осуществляться через призму финансово-правовых отношений в аспекте движе­ния (формирования, распределения, использования) пуб­личных денежных фондов. Именно в таком значении день­ги и являются объектом финансовых правоотношений. Во-вторых, денежное обращение, правовой режим элемен­тов денежной системы является в определенной мере систе­мообразующим институтом финансово-правового регули­рования, поскольку без уяснения их природы сложно осу­ществить эффективное регулирование бюджетных средств, налогов, банковской деятельности, валютных ценностей, расчетов. В третьих, базисное звено денежной системы — национальная денежная единица, ее стабильность являет­ся основным условием стабильного функционирования всей финансовой системы1.

Учитывая то, что значительное развитие категория денег получила в области гражданско-правового регулирования, необходимо выделить и основные публично-правовые ха-

1 См. подробнее: Лукашев A.A. Правовое регулирование де­нежного обращения в Украине. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — Харьков, 2002.— С.160-164.


рактеристики этой категории, предполагающие выделение в качестве инструментов, определяющихся исключительно государством как по содержанию, так и по форме, обяза­тельность использования их в рамках соответствующих режимов (в зависимости от номинала, в зависимости от территории и субъектов) и т. д. Исходя из этого, законода­тельством Украины закрепляются в качестве обязательных элементов те составляющие, которые представляют объект финансово-правового регулирования:

— наименование гривны как денежной единицы Укра­ины (ст. 99 Конституции Украины);

— статус денежной единицы как единого законного платежного средства в Украине, которое принимается все­ми физическими и юридическими лицами без каких-либо ограничений на всей территории Украины1;

— виды государственных денежных знаков, находящих­ся в обращении в виде банкнот, монет, являющихся безу­словными обязательствами Национального банка Украины и обеспечиваемыми всеми его активами2;

— масштаб цен как содержания драгоценных (банков­ских) металлов в денежной единице3.

Особенностью содержания категории денег и, естествен­но, специфики правового регулирования отношений, кото­рые связаны с ними, является то, что деньги, денежные массы должны находиться в постоянном обороте, движе­нии. Причем этот процесс носит непрерывный характер. Таким образом, постоянное нахождение наличных и безна­личных денег в непрерывном движении представляет собой содержание денежного обращения. Денежное обращение включает всю совокупность потоков денежных масс, осу­ществляемых по встречным направлениям, выражающих­ся в форме взаимозачетов, охватывающих систему отноше-

1 П. 3.3. ст. 3 Закона Украины «О платежных системах и перево­
де денег в Украине». — Ведомости Верховной Рады Украины. —
2001. —№29. —Ст. 137.

2 Ч.ч. 2, 3 ст. 34 Закона Украины «О Национальном банке
Украины». Ведомости Верховной Рады Украины. — 1999. —
№ 29. — Ст. 238.

3 В соответствии с ч. 3 ст. 32 Закона Украины «О Национальном
банке Украины» в Украине официальное соотношение между
гривной и золотом или иными драгоценными металлами не уста­
навливается.


ний между всеми субъектами, участвующими в финансовой деятельности.

Денежная система, представляя собой государственно-правовую форму организации денежного обращения, пред­полагает адекватное законодательное регулирование. За­конодательными актами регулируются основные звенья денежной системы (денежные знаки, наделяемые государ­ством платежной силой; формы и режимы наличного и безналичного обращения; порядок эмиссии и ее обеспече­ния; особенности организации регулирования денежного обращения, правовой режим валютных ценностей). На этом же уровне урегулированы структура и полномочия государ­ственных институтов, участвующих в организации денеж­ного обращения, условия их взаимодействия.

Содержание денежной системы необходимо рассматри­вать как внутреннюю организационно-правовую форму денежного оборота. При этом денежная система включает два блока элементов:

1.Функциональные элементы денежной системы:

а) денежная единица Украины (национальная валю­
та);

б) масштаб цен;

в) виды государственных денежных знаков, имеющих
статус единого законного платежного средства на террито­
рии Украины.

2.Организационные элементы денежной системы:

а) организация наличного обращения;

б) организация безналичного обращения;

в) совокупность государственных органов, осуществля­
ющих управление денежным оборотом Украины.

Правовые основы расчетов. Содержание денежного обращения, видимо, формирует ту основу, на базе которой можно строить анализ расчетных отношений, поскольку именно в рамках денежного оборота как правовой категории через совокупность правовых норм регулируется совокуп­ность общественных отношений, отражающих непрерыв­ный процесс движения денег в наличной и безналичной формах.

Расчетные правоотношения существуют независимо от выделения процедуры осуществления денежного платежа,


от того, в какой форме осуществляется движение денег. Определяющей при характеристике расчетных правоот­ношений является их классификация на наличные и без­наличные расчеты, конкретизируемые нормативно-право­выми актами Национального банка Украины.

Основным критерием определения содержания расчет­ного правоотношения является наличие связей между его субъектами — плательщиком и получателем по поводу пе-ечисления определенной денежной суммы. Наличие учреждения банка как необходимого элемента субъектного состава данного правоотношения уместно рассматривать в честве специфического признака безналичных расчетов как подвида расчетных правоотношений1. Разграничивая формы расчетных отношений, можно выделить наличный и безналичный расчет.

Обращение наличных денег начинается с выпуска денег в обращение, их эмиссии, которая является исключитель­ной компетенцией Национального банка Украины. Полно­мочия Национального банка в этой области регулируются ст.ст. 32-39 Закона Украины «О Национальном банке Ук­раины»2. Наличные деньги находятся в обращении в виде денежных знаков — банкнот (бумажных) и монет (метал­лических). Общая сумма находящихся в обращении банк­нот и монет определяется в счетах Национального банка как его пассив. Банкноты и монеты являются безусловны­ми обязательствами Национального банка и обеспечивают­ся всеми его активами.

Безналичные денежные расчеты основываются на за­креплении правового режима использования определенно­го рода символов, форм цифровых записей о находящейся или обращающейся денежной массе, в условиях которой реальные денежные знаки как средства платежа отсутству­ют. Инструкцией о безналичных расчетах в Украине в на­циональной валюте, утвержденной постановлением Прав­ления Национального банка Украины от 21.01.2004 года

1 См. подробнее: Лукашев А. А. Правовое регулирование де­
нежного обращения в Украине. Диссертация на соискание ученой
степени кандидата юридических наук. — Харьков, 2002. —
С.50-51.

2 Ведомости Верховной Рады Украины. 1999. — № 29. —
Ст. 238.


№ 22і, под безналичными расчетами понимается перечис­ление определенной суммы денег со счетов плательщика на счета получателей денежных средств, а также перечисление банками по поручению предприятий и физических лиц денег, внесенных ими в наличной форме в кассу банка, на счета получателей денег. Эти расчеты осуществляются банками на основании расчетных документов на бумажных носителях или в электронном виде. Таким образом, безна­личные расчеты характеризуются некоторыми особенно­стями: во-первых, они представляют собой прежде всего нормативно определенную процедуру перевода денег; во-вторых, в данных расчетах статус законного платежного средства предполагает обязательность его приема по номи­нальной стоимости2.

Традиционно можно выделить три разновидности без­наличного денежного обращения3:

1. Форма безналичных расчетов, состоящая в поручении юридического или физического лица, направляемом учреж­дению банка, списать со счета данного лица в данном банке определенную сумму и записать ее на счет другого юриди­ческого или физического лица в этом или ином банке.

2. Форма безналичных расчетов, осуществляемая с по­мощью векселей и подобных им безусловных денежных обязательств. В данном случае субъект (векселедатель), имеющий задолженность перед иным лицом, выдает ему вексель как обязательство уплатить в определенный срок требуемую сумму. Лицо, получившее вексель (векселедер­жатель), вправе погасить свое денежное обязательство перед третьим лицом путем предъявления ему полученного от первого лица векселя.

3. Форма расчетов при помощи использования кредит­ных карточек банка, с помощью которых обеспечивается мгновенная связь с банком, в котором находится счет вла-

1 Официальный вестник Украины. — 2004. — № 13. —
Ст. 908.

2 См. подробнее: Лукашев А. А. Правовое регулирование де­
нежного обращения в Украине. Диссертация на соискание уче­
ной степени кандидата юридических наук. — Харьков, 2002.—
С. 56-57.

3 См. подробнее: Финансовое право: Учебник / Отв. ред.
Н.И. Химичева. — М.: Юристъ, 1999. — С. 572-575.


дельца карточки, с которого и переводится требуемая сум-

ма на счет иного лица.

Важно иметь в виду, что безналичные расчеты характе-

изуются некоторыми преимуществами, поскольку в такой форме происходит экономия на износе денежного матери­ала (банкнот, монет), сокращаются расходы на инкассиро­вание, хранение, перевозку, пересчет наличных денег.

Глава 15




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.