КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Расчетов
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОЙ Банковская система Украины. Правовой статус Национального банка Украины. Банковское кредитование представляет собой отношения, в большей степени выражающие содержание банковской деятельности в ст. 1 Закона Украины «О банках и банковской деятельности». При этом важно обратить внимание на особенность отношений банковского кредитования, которая предполагает два встречных процесса. С одной стороны, это отношения, связанные с привлечением банками временно свободных денежных средств юридических и физических лиц во вклады, с другой стороны, это отношения, связанные с размещением денежных ресурсов банков, аккумулированных, в том числе, и таким образом1. Именно таким образом банковское кредитование создает необходимые условия для восполнения недостатка собственных денежных средств субъектов кредитования, ритмичности и развития общественного воспроизводства, возможности дополнительных капиталовложений. Банковское кредитование осуществляется через функционирование банковской системы. Важнейшее место в ней занимает Национальный банк Украины, обеспечива- 1 Именно по этому принципу банковские операции и делятся на пассивные и активные. ющий финансово-правовое регулирование данных отношений. В соответствии со ст. 4 Закона Украины «О банках и банковской деятельности»1 банковская система Украины состоит из Национального банка Украины и других банков, созданных и действующих на территории Украины. Они могут функционировать как универсальные или специализированные. В зависимости от специализации банки могут быть сберегательными, инвестиционными, ипотечными, расчетными (клиринговыми). Национальный банк Украины осуществляет регулирование деятельности специализированных банков через экономические нормативы и нормативно-правовое обеспечение осуществляемых этими банками операций. Регулирование и банковский надзор Национальным банком Украины осуществляется в соответствии с положениями Конституции Украины, Законами Украины «О Национальном банке Украины» и «О банках и банковской деятельности», иными законодательными актами и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины. Определенной новеллой банковского законодательства с 2001 года явилось законодательное закрепление понятия государственных банков. Так, в соответствии со ст. 7 Закона Украины «О банках и банковской деятельности»2 государственным банком является банк, сто процентов уставного капитала которого принадлежит государству. Государственный банк основывается по решению Кабинета Министров Украины, с выделением в Законе о Государственном бюджете Украины на соответствующий год расходов на формирование уставного капитала государственного банка. Кабинет Министров обязан получить позитивное заключение Национального банка Украины относительно намерения основания государственного банка. Устав государственного банка утверждается Постановлением Кабинета Министров. Национальный банк Украины осуществляет государственную регистрацию государственных банков. Государство осуществляет и реализует полно- 1 Ведомости Верховной Рады Украины. — 2001. — № 5-6. — 2 Ведомости Верховной Рады Украины. — 2001. — № 5-6. мочия собственника относительно акций (паев), которые принадлежат ему в уставном капитале государственного банка через органы управления (наблюдательный совет и правление банка). Значимость и важность Национального банка, его главенствующая роль в системе субъектов при финансово-правовом регулировании банковской деятельности определяется конституционной нормой-принципом, определяющей его основную функцию. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 99 Конституции Украины «обеспечение стабильности денежной единицы является основной функцией центрального банка государства — Национального банка Украины» 1. Обеспечение стабильности национальной денежной единицы Национальным банком Украины придает особое значение детализации его правового статуса, специальной правоспособности в области полномочий, охватывающих его компетенцию. В основе правового статуса Национального банка лежит норма ст. 2 Закона Украины «О Национальном банке Украины», в соответствии с которой Национальный банк Украины является особым центральным органом государственного управления, юридический статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации которого определяются Конституцией Украины и иными законами Украины. Реализуя свою основную конституционную функцию, Национальный банк осуществляет ее через специфические способы и методы денежно-кредитной политики, с помощью которых и происходит регулирование денежной массы. В соответствии с этими задачами ст. 25 Закона Украины «О Национальном банке Украины» к таким методам отнесены: — определение и регулирование норм обязательных резервов для коммерческих банков; — процентная политика; — рефинансирование коммерческих банков; — управление золотовалютными резервами; — операции с ценными бумагами (кроме ценных бумаг, подтверждающих корпоративные права), в том числе с казначейскими обязательствами на открытом рынке; 1 Ведомости Верховной Рады Украины. — 1996. — № 30. Ст. 141. — регулирование импорта и экспорта капитала; — эмиссия собственных долговых обязательств и операции с ними.1 Национальный банк Украины имеет уставной капитал, являющийся государственной собственностью, размер которого составляет 10 миллионов гривен. Размер уставного капитала может быть увеличен по решению Совета Национального банка2. Кроме того, Национальный банк имеет обособленное имущество, являющееся государственным и переданное ему в полное хозяйственное ведение. При этом важно учитывать и определенную бюджетную независимость Национального банка Украины3. В соответствии со ст. 54 Закона Украины «О Национальном банке Украины» Национальному банку запрещается выдавать прямые кредиты как в национальной, так и в иностранной валюте на финансирование расходов Государственного бюджета. Фактически продолжением детализации данной нормы можно рассматривать и положение ч. 6 ст. 15 Бюджетного кодекса Украины, где законодательное ограничение финансирования Национальным банком бюджетного дефицита выражается в запрете использования эмиссионных средств Национального банка Украины как источника финансирования Государственного бюджета Украины4. Обеспечение бюджетной независимости Национального банка Украины осуществляется и через форму его участия в приобретении ценных бумаг, в соответствии с чем к операциям Национального банка Украины относятся5 купля 1 Ведомости Верховной Рады Украины. — 1999. — № 29. — 2 Ст. 3 Закона Украины «О Национальном банке Украины». * См. подробнее: Лукашев A.A. Правовое регулирование денежного обращения в Украине. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — Харьков, 2002. — С 160-164. 1 Бюджетный кодекс Украины. Ведомости Верховной Рады Украины. — 2001. — № 37-38. — Ст. 189. 5 П. 3 ст. 42 Закона Украины «О Национальном банке Украины». Ведомости Верховной Рады Украины. — 1999. — № 29. — Ст. 238. и продажа на вторичном рынке ценных бумаг в порядке, предусмотренном законодательством. В соответствии с правовым статусом за Национальным банком Украины закреплен ряд функций1, которые прежде всего характеризуются публичной природой. Естественно, их можно разграничить и выделить блок полномочий финансово-правового характера и полномочий, имеющих административную природу. Подробно на этой дифференциации мы останавливаться не будем, однако в качестве примера полномочий финансово-правового характера Национального банка Украины, закрепленных ст. 2 Закона Украины «О Национальном банке Украины», необходимо выделить следующие: 1) определяет и осуществляет денежно-кредитную политику в соответствии с разработанными Советом Национального банка Украины Основными принципами денежно-кредитной политики; 2) монопольно осуществляет эмиссию национальной валюты Украины и организует ее обращение; 3) выступает кредитором последней инстанции для банков и организует систему рефинансирования; 4) устанавливает для банков правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, защиты информации, средств и имущества; 5) организует образование и методологически обеспечивает систему денежно-кредитной и банковской статистической информации и статистики платежного баланса; 6) осуществляет банковское регулирование и надзор; 7) ведет Государственный реестр банков, осуществляет лицензирование банковской деятельности и операций в предусмотренных законами случаях; 8) ведет официальный реестр идентификационных номеров, эмитентов, платежных карточек внутригосударственных платежных систем; 9) составляет платежный баланс, осуществляет его анализ и прогнозирование; 10) представляет интересы Украины в центральных 1 Ст. 7 Закона Украины «О Национальном банке Украины». Ведомости Верховной Рады Украины. — 1999. — № 29. — Ст. 238. кредитных учреждениях, где сотрудничество осуществляется на уровне центральных банков; 11) осуществляет в соответствии с определенными специальным законом полномочиями валютное регулирование, определяет порядок осуществления операций в иностранной валюте, организует и осуществляет валютный контроль за банками и иными финансово-кредитными учреждениями, которые получили лицензию Национального банка на осуществление валютных операций; 12) обеспечивает накопление и сберегание золотовалютных резервов и осуществление операций с ними и банков скими металлами; 13) анализирует состояние денежно-кредитных, финансовых, ценовых и валютных отношений. Правовое регулирование денежного обращения. Денежная система Украины. Финансово-правовой аспект анализа категории денег предполагает некоторые особенности. Во-первых, исследование денег, денежного обраще ния, денежной системы должно осуществляться через призму финансово-правовых отношений в аспекте движения (формирования, распределения, использования) публичных денежных фондов. Именно в таком значении деньги и являются объектом финансовых правоотношений. Во-вторых, денежное обращение, правовой режим элементов денежной системы является в определенной мере системообразующим институтом финансово-правового регулирования, поскольку без уяснения их природы сложно осуществить эффективное регулирование бюджетных средств, налогов, банковской деятельности, валютных ценностей, расчетов. В третьих, базисное звено денежной системы — национальная денежная единица, ее стабильность является основным условием стабильного функционирования всей финансовой системы1. Учитывая то, что значительное развитие категория денег получила в области гражданско-правового регулирования, необходимо выделить и основные публично-правовые ха- 1 См. подробнее: Лукашев A.A. Правовое регулирование денежного обращения в Украине. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — Харьков, 2002.— С.160-164. рактеристики этой категории, предполагающие выделение в качестве инструментов, определяющихся исключительно государством как по содержанию, так и по форме, обязательность использования их в рамках соответствующих режимов (в зависимости от номинала, в зависимости от территории и субъектов) и т. д. Исходя из этого, законодательством Украины закрепляются в качестве обязательных элементов те составляющие, которые представляют объект финансово-правового регулирования: — наименование гривны как денежной единицы Украины (ст. 99 Конституции Украины); — статус денежной единицы как единого законного платежного средства в Украине, которое принимается всеми физическими и юридическими лицами без каких-либо ограничений на всей территории Украины1; — виды государственных денежных знаков, находящихся в обращении в виде банкнот, монет, являющихся безусловными обязательствами Национального банка Украины и обеспечиваемыми всеми его активами2; — масштаб цен как содержания драгоценных (банковских) металлов в денежной единице3. Особенностью содержания категории денег и, естественно, специфики правового регулирования отношений, которые связаны с ними, является то, что деньги, денежные массы должны находиться в постоянном обороте, движении. Причем этот процесс носит непрерывный характер. Таким образом, постоянное нахождение наличных и безналичных денег в непрерывном движении представляет собой содержание денежного обращения. Денежное обращение включает всю совокупность потоков денежных масс, осуществляемых по встречным направлениям, выражающихся в форме взаимозачетов, охватывающих систему отноше- 1 П. 3.3. ст. 3 Закона Украины «О платежных системах и перево 2 Ч.ч. 2, 3 ст. 34 Закона Украины «О Национальном банке 3 В соответствии с ч. 3 ст. 32 Закона Украины «О Национальном ний между всеми субъектами, участвующими в финансовой деятельности. Денежная система, представляя собой государственно-правовую форму организации денежного обращения, предполагает адекватное законодательное регулирование. Законодательными актами регулируются основные звенья денежной системы (денежные знаки, наделяемые государством платежной силой; формы и режимы наличного и безналичного обращения; порядок эмиссии и ее обеспечения; особенности организации регулирования денежного обращения, правовой режим валютных ценностей). На этом же уровне урегулированы структура и полномочия государственных институтов, участвующих в организации денежного обращения, условия их взаимодействия. Содержание денежной системы необходимо рассматривать как внутреннюю организационно-правовую форму денежного оборота. При этом денежная система включает два блока элементов: 1.Функциональные элементы денежной системы: а) денежная единица Украины (национальная валю б) масштаб цен; в) виды государственных денежных знаков, имеющих 2.Организационные элементы денежной системы: а) организация наличного обращения; б) организация безналичного обращения; в) совокупность государственных органов, осуществля Правовые основы расчетов. Содержание денежного обращения, видимо, формирует ту основу, на базе которой можно строить анализ расчетных отношений, поскольку именно в рамках денежного оборота как правовой категории через совокупность правовых норм регулируется совокупность общественных отношений, отражающих непрерывный процесс движения денег в наличной и безналичной формах. Расчетные правоотношения существуют независимо от выделения процедуры осуществления денежного платежа, от того, в какой форме осуществляется движение денег. Определяющей при характеристике расчетных правоотношений является их классификация на наличные и безналичные расчеты, конкретизируемые нормативно-правовыми актами Национального банка Украины. Основным критерием определения содержания расчетного правоотношения является наличие связей между его субъектами — плательщиком и получателем по поводу пе-ечисления определенной денежной суммы. Наличие учреждения банка как необходимого элемента субъектного состава данного правоотношения уместно рассматривать в честве специфического признака безналичных расчетов как подвида расчетных правоотношений1. Разграничивая формы расчетных отношений, можно выделить наличный и безналичный расчет. Обращение наличных денег начинается с выпуска денег в обращение, их эмиссии, которая является исключительной компетенцией Национального банка Украины. Полномочия Национального банка в этой области регулируются ст.ст. 32-39 Закона Украины «О Национальном банке Украины»2. Наличные деньги находятся в обращении в виде денежных знаков — банкнот (бумажных) и монет (металлических). Общая сумма находящихся в обращении банкнот и монет определяется в счетах Национального банка как его пассив. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Национального банка и обеспечиваются всеми его активами. Безналичные денежные расчеты основываются на закреплении правового режима использования определенного рода символов, форм цифровых записей о находящейся или обращающейся денежной массе, в условиях которой реальные денежные знаки как средства платежа отсутствуют. Инструкцией о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденной постановлением Правления Национального банка Украины от 21.01.2004 года 1 См. подробнее: Лукашев А. А. Правовое регулирование де 2 Ведомости Верховной Рады Украины. 1999. — № 29. — № 22і, под безналичными расчетами понимается перечисление определенной суммы денег со счетов плательщика на счета получателей денежных средств, а также перечисление банками по поручению предприятий и физических лиц денег, внесенных ими в наличной форме в кассу банка, на счета получателей денег. Эти расчеты осуществляются банками на основании расчетных документов на бумажных носителях или в электронном виде. Таким образом, безналичные расчеты характеризуются некоторыми особенностями: во-первых, они представляют собой прежде всего нормативно определенную процедуру перевода денег; во-вторых, в данных расчетах статус законного платежного средства предполагает обязательность его приема по номинальной стоимости2. Традиционно можно выделить три разновидности безналичного денежного обращения3: 1. Форма безналичных расчетов, состоящая в поручении юридического или физического лица, направляемом учреждению банка, списать со счета данного лица в данном банке определенную сумму и записать ее на счет другого юридического или физического лица в этом или ином банке. 2. Форма безналичных расчетов, осуществляемая с помощью векселей и подобных им безусловных денежных обязательств. В данном случае субъект (векселедатель), имеющий задолженность перед иным лицом, выдает ему вексель как обязательство уплатить в определенный срок требуемую сумму. Лицо, получившее вексель (векселедержатель), вправе погасить свое денежное обязательство перед третьим лицом путем предъявления ему полученного от первого лица векселя. 3. Форма расчетов при помощи использования кредитных карточек банка, с помощью которых обеспечивается мгновенная связь с банком, в котором находится счет вла- 1 Официальный вестник Украины. — 2004. — № 13. — 2 См. подробнее: Лукашев А. А. Правовое регулирование де 3 См. подробнее: Финансовое право: Учебник / Отв. ред. дельца карточки, с которого и переводится требуемая сум- ма на счет иного лица. Важно иметь в виду, что безналичные расчеты характе- изуются некоторыми преимуществами, поскольку в такой форме происходит экономия на износе денежного материала (банкнот, монет), сокращаются расходы на инкассирование, хранение, перевозку, пересчет наличных денег. Глава 15
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |