КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И муниципальных расходов
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ Понятие и виды государственных и муниципальных расходов. Выполнение любых функций государства требует затрат финансовых ресурсов. Расходы государства — это одна из сторон его финансовой деятельности3. Государствен- 1 См. подробнее: Финансовое право: Учебник / Отв.ред. 2 Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. 3 До принятия Бюджетного кодекса Украины в финансово- flbie расходы — вид финансовых отношений, связанных с беспрерывным целевым использованием денежных средств. Государство и органы местного самоуправления используют для покрытия первостепенных расходов денежные средства, мобилизуемые в централизованные фонды — Государственный и местные бюджеты: — государственные целевые внебюджетные фонды; — собственные фонды государственных предприятий, учреждений и организаций с целью выполнения задач и функций, финансирования государственной и коммунальной социальной и культурной сфер, государственных целевых программ, расширенного воспроизводства отдельных государственных и коммунальных предприятий в соответствии с действующим законодательством. Основным назначением всех звеньев бюджетной системы является финансовое обеспечение бесперебойного функционирования государства и органов местного самоуправления. Расходы, осуществляемые на территории государства, представляют определенную систему и классифицируются по разным основаниям. Расходы государства можно классифицировать: на текущие расходы и расходы на развитие; в связи с разделением централизованных фондов — бюджетов на общий и специальный расходы можно классифицировать на связанные с финансированием действующих учреждений, учебных заведений, социальных программ и т.д. и на расходы, связанные с отдельными, специальными мероприятиями, программами; расходы классифицируются и по роли в общественном производстве — на развитие материального производства и нематериальной сферы; по общественному назначению: экономическое развитие, социально-культур- Дарств СНГ воспринимались как тождественные термины «расходы» и «затраты». Пункты 13 и 14 ст. 2 Бюджетного кодекса дают разное толкование этим терминам: расходы бюджета — средства, Направляемые на осуществление программ и мероприятий, предусмотренных соответствующим бюджетом, за исключением средств На погашение основной суммы долга и возврат переплаченных в бюджет сумм, а затраты бюджета — это расходы бюджета на погашение основной суммы долга. Представляется, что различия в Терминах практически нет, есть разные виды расходов. ные мероприятия, наука и образование, оборона страны правоохранительная деятельность, управление, внешнеэкономическая деятельность, обслуживание государственного долга; по целевому назначению: на заработную плату, начисления на заработную плату, хозяйственные расходы, текущий и капитальный ремонт. Расходы можно классифицировать и в зависимости от форм собственности субъектов, осуществляющих публичные расходы, — на государственные и муниципальные1. В финансово-правовых отношениях по расходам всегда участвуют 3 субъекта: орган, уполномоченный государством или органом местного самоуправления, представляющий публичный интерес, поскольку отношения возникают не в интересах отдельного юридического или физического лица, а в интересах государства или местного самоуправления. Вторым непременным субъектом отношений в области расходов является банк, через который Государственное казначейство выдает средства, и третьим — получатель денежных средств. Получателем денежных средств выступают государственные и муниципальные учреждения, предприятия и организации. А если есть решение о выделении средств из Государственного или местного бюджета предприятиям негосударственной или немуниципальной формы собственности, средства будут выданы и им. В случаях недостаточности бюджетных средств для покрытия всех расходов, включенных в бюджет, применяется секвестр расходов, т.е. пропорциональное сокращение всех расходов, кроме защищенных (ст. 55 Бюджетного кодекса). Защищенные расходы определяются ежегодно Законом о Государственном бюджете Украины. В Государственном бюджете расходная часть, начиная с 2000 года, разделяется на 2 части — общую и специальную, а в Бюджетном кодексе дается распределение полномочий и механизм делегирования полномочий между уровнями бюджетной системы Украины. Статья 82 Бюд- 1 См.: Таблица «Классификация расходов Государственного бюджета». — Ю.В. Пасічник. Бюджетна система України та зарубіжних держав. К.: Знання-Прес, 2002, С. 369; ХимичеваН.И. Финансовое право. — М.: Юристъ, 1999. — С. 529; Г.А. Тосунян, А.Ю.Викулин. Финансовое право. — М.: Дело, 2001. — С. 158. ясетного кодекса устанавливает расходы, финансируемые из Государственного бюджета, а статья 87 — государственные программы. В расходную часть общей части Государственного бюджета включается и Резервный фонд. Расходование средств резервного фонда проводится по распоряжениям Кабинета Министров Украины, а контроль осуществляют Верховная Рада Украины и Счетная палата. Понятие и правовые принципы финансирования государственных и муниципальных расходов. Государственные и муниципальные расходы осуществляются в порядке финансирования1. Финансирование — это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств. Финансирование осуществляется из разных источников — бюджетов разных уровней — от Государственного до сельского, внебюджетных целевых фондов, собственных средств государственных и муниципальных предприятий. В зависимости от источников финансирования можно выделить три его вида: бюджетное финансирование, самофинансирование и кредитование. Финансирование государственных расходов — это основанный на правовых нормах плановый, целевой, безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств, осуществляемый с учетом оптимального объединения собственных, кредитных и бюджетных источников финансирования в меру осуществления плана использования денежных средств для исполнения государственных функций с со- 1 До недавнего времени термин «финансирование» применялся только на принципах безвозвратности и безвозмездности и этим отличался от такого отпуска средств для покрытия расходов как кредитование. Кредитование до недавнего времени было банковским термином, т.к. средства на условиях возвратности и возмезд-ности отпускались только банками после заключения гражданско-правового кредитного договора. Институт банковского кредитования в современных условиях получил широкое распространение, но появился и институт государственного кредитования, когда бюджетные средства могут быть отпущены из бюджета на условиях возвратности и возмездности. Правда, плата за такие кредиты небольшая, но получить их можно только на основе распоряжения Кабинета Министров Украины. блюдением режима экономии и при постоянном осуществлении контроля. Правовые основы сметно-бюджетного финансирования. Сметно-бюджетное финансирование — это безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджетов разных уровней на полное содержание органов, учреждений и организаций, определенных Конституцией Украины, а также учреждений и организаций, созданных в установленном порядке органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым или органами местного самоуправления (п. 6 ст. 2 Бюджетного кодекса). На сметно-бюджетном финансировании находятся государственные и коммунальные: учреждения социальной сферы; школы, средние специальные и высшие учебные заведения; учреждения охраны здоровья — больницы и поликлиники, детские дошкольные учреждения; учреждения культуры — библиотеки, дома культуры, детские театры, объекты физической культуры; учреждения Министерства обороны, Пограничных войск, Службы безопасности Украины, Министерства внутренних дел Украины; органы законодательной и исполнительной власти, суда и прокуратуры1. Бюджетные учреждения получают средства из бюджета на основе планового документа — сметы. Смета — основной финансово-плановый акт, в котором устанавливается объем бюджетных ассигнований, их постатейное и поквартальное распределение. Смета состоит из статей, каждая из которых содержит однородную группу расходов, имеющих строго обязательный характер и не подлежащих изменению, поскольку они распределяют бюджетные назначения, утвержденные Законом о Государственном бюджете или решением о местном бюджете. Статьи расходов составляются на основе норм расходов, т.е. единых типовых измерителей сметных расходов по однородным учреждениям. 1 См.: Функциональную структуру расходов бюджета Украины. По юридическим свойствам нормы расходов подразделяются на: 1) обязательные, не подлежащие изменению при применении. Они, как правило, устанавливаются Верховной [радой Украины, Кабинетом Министров Украины (штаты, Ставки зарплаты, расходы на командировки); 2) расчетные (факультативные) — это средние затраты на расчетную единицу. Эти нормы устанавливаются бюджетными учреждениями по согласованию с финансовыми врганами. По содержанию нормы подразделяются на натуральные (материальные) и финансовые (денежные). В основе натуральной нормы лежит размер затрат в натуральной форме (затрата электроэнергии на 1 м2 площади, которая освещается) на одну расчетную единицу, а финансовая норма — это материальная, которая выражена в деньгах, т.е. нормы расходов [характеризуют объем затрат на одну расчетную единицу. В зависимости от базы расчетов различают обобщенные и постатейные нормативы. Обобщенные нормативы — это объем затрат по всем статьям расходов на определенный производственный (по профилю учреждения) показатель. Например, нормы расходов на охрану здоровья на одного жителя. Постатейные нормативы отражают нормы расходов в разрезе отдельных статей. Например, норма расходов на питание в больницах на одного больного. Нормативы подразделяются по методу исчисления на рассчитанные на основе физиологических потребностей (на питание, освещение и т.д.) и рассчитанные на основании статистических наблюдений. Смета доходов и расходов бюджетного учреждения — основной плановый документ, которым определяется общий годовой объем, целевые поступления и использование средств учреждения. Помесячное распределение средств бюджетного учреждения проводится в плане ассигнований из общего фонда бюджета на год. Составление сметы осуществляется на основе лимитной справки о бюджетных ассигнованиях, присланной вышестоящим распорядителем бюджетных средств в недельный срок после утверждения бюджета, из которого финансируется бюджетное учреждение. Смету бюджетного учреждения утверждает руководитель вышестоящего учреждения.
Расходы бюджетных учреждений подразделяются на две группы: капитальные и текущие. Капитальные — это рас-ходы развития, а текущие, в свою очередь, подразделяются на административно-хозяйственные и операционные. Административно-хозяйственные — расходы на содержание аппарата управления, хозяйственного и обслуживающего персонала, командировки, приобретение инвентаря и т.д. Операционные — это расходы, связанные с характером деятельности учреждения (приобретение книг для библиотеки, зарплата библиотекарей, библиографов и т.д.). Социально-культурные расходы. Из Государственного бюджета финансируются только общегосударственные учреждения, мероприятия и расходы. В основном социально-культурные и медицинские учреждения финансируются из местных бюджетов. В Украине законодательство предусматривает защиту таких социальных групп: — ветеранов труда и граждан преклонного возраста; — военнослужащих; — матерей с детьми; — пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы; — участников боевых действий и ветеранов Великой Отечественной войны; — малообеспеченных семей; — молодых семей и других категорий. Наше государство расходует значительные средства на социальную защиту населения, текущие социальные программы, а по остаточному принципу финансируются наука, образование и культура. Научные учреждения в Украине подразделяются на три группы: 1) Учреждения Академии Наук Украины. К ним относятся учреждения, исследующие фундаментальную науку — физику, математику, химию и т.д. В систему Академии Наук Украины входят пять государственных отраслевых Академий — Медицинская, Педагогическая, Правовая, Искусств и Сельскохозяйственных наук, включающих в свой состав научно-исследовательские институты, центры и лаборатории. 2) Ведомственные учреждения (например, Государственная Академия налоговой службы создана Главной государственной налоговой администрацией). При Президенте Украины, министерствах, ведомствах функционируют научно-исследовательские учреждения, проводящие исследования для конкретного направления деятельности. Например, при Президенте создан Национальный институт стратегических исследований и Академия управления, при НБУ — Украинская академия банковского дела и т.д. 3) Учреждения, подчиненные Министерству образования и науки. В этих научных заведениях обучаются студенты и проводится большая научно-исследовательская работа. Статья 55 Конституции Украины установила право каждого на образование. И действительно, государство обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, полного среднего, профессионально-технического и высшего образования в государственных и муниципальных учебных заведениях. Получение общего среднего образования в Украине бесплатное. Процесс государственного регулирования образования сводится к установлению государственного заказа, который регулируется из бюджета, и социальных нормативов, выраженных как в натуральном, так и в денежном выражении. Финансирование охраны здоровья и физической культуры. Статья 49 Конституции Украины установила право каждого на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование. Охрана здоровья обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ. В государственных и коммунальных учреждениях охраны здоровья медицинская помощь предоставляется бесплатно. Государство способствует развитию лечебных учреждений всех форм собственности. Смета финансирования учреждений охраны здоровья основывается на показателях: по стационару — по количеству коек и койко-дней, по поликлиникам — по количеству врачебных посещений. Система заработной платы — по категориям врачей, среднего и младшего медицинского персонала, административно-управленческого и обслуживающего персонала. Кроме бюджетов, источниками финансирования медицинских учреждений могут быть доходы получаемые от предприятий, учреждений по договорам на проведение медицинского обслуживания, проведение профилактических мероприятий (прививок от гриппа и т.п.), доходы от предоставления платных услуг и т.п., поступление спонсорских взносов, благотворительных взносов (например, за счет денежных взносов клуба «Ротари» из канадского города Ванкувера было оборудовано отделение «Детское сердце» в клинике им. Н. Амосова, а за счет рота-риацев из Австралии —подготовлены хирурги для этого отделения). Расходы на культуру и искусство. В соответствии с функциональной структурой расходов бюджетов в Украине раздел 10 — «Культура и искусство» — включает расходы на: искусство, культуру, библиотеки, музеи, заповедники, клубы, другие учреждения, кинематографию, архивное дело и другие учреждения в области искусства и культуры. При финансировании расходов на культуру денежные средства из Государственного бюджета выделяются главному распорядителю бюджетных средств — Министру культуры и искусства Украины, который распределяет средства для 20 распорядителей бюджетных средств. В их число входят Комитет по Национальным премиям Украины имени Тараса Шевченко, Академия искусств Украины, Всеукраинский музыкальный союз, Союзы композиторов, писателей, художников, театральных деятелей и т.д.1. После получения средств из бюджета (бюджетные назначения) распорядители бюджетных средств переводят их на счета подведомственных предприятий, организаций и учреждений культуры. Финансирование обороны.В Украине оборона страны, защита ее суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности возлагается на Вооруженные Силы 1 См.: Наказ Міністра фінансів України від 13 березня 2000 року № 47 «Про упорядкування розпорядників коштів Державного бюджету» із змінами, внесеними наказом Мінфіну № 604 від 27.12.2001р. Украины. Финансирование обороны осуществляется по принципу минимальной достаточности1. Согласно Функциональной структуре расходов бюджетов Украины расходы на оборону финансируются на: содержание Вооруженных Сил; закупку вооружения и военной техники; капитальное строительство; научно-исследовательские и исследовательско-кон-структорские работы; другие расходы в области обороны. Главным распорядителем бюджетных средств является Министр обороны. Финансирование Министерства обороны и Пограничных войск осуществляется на основе смет, исходя из сумм, утвержденных в Государственном бюджете. Содержание воинских частей осуществляется на основе смет, где основными статьями расходов являются денежное содержание военнослужащих и заработная плата вольнонаемных. Приобретение вооружения и военной техники определяется потребностями постоянной замены техники и вооружения в связи с моральным старением и окончанием срока эксплуатации. Финансируются расходы на оборону исключительно из Государственного бюджета Украины. Финансирование органов законодательной, исполнительной власти, правоохранительных органов. Функции государства, возложенные на него Конституцией Украины, выполняют органы государственной власти. Согласно статье 6 Конституции Украины государственная власть осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Финансирование веток государственной власти осуществляется из Государственного бюджета. В функциональной структуре расходов бюджетов Украины первым разделом идет государственное управление, которое включает: 1 См.: Опарін В.М., Малько В.І., Кондратюк С.Я. Бюджетна система. — К.: КНЕУ, 2000. — С. 38-39. В работе авторы дают три основных типа военных доктрин: 1) полный отказ от военных расходов; 2) создание могучей военной супердержавы; 3) финансирование обороны по принципу минимальной достаточности. 1) функционирование законодательной власти; 2) функционирование исполнительной власти; 3) содержание Президента Украины и его аппарата; 4) содержание финансовых и фискальных органов; 5) общее планирование и статистическую службу; 6) другие расходы на общегосударственное управление. На содержание Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, Администрации Президента Украины и местных государственных администраций составляются штатные расписания с количеством работающих и сметы расходов. Из Государственного бюджета финансируются расходы на проведение выборов и общегосударственных референдумов. Судебная власть, Прокуратура, органы безопасности и органы внутренних дел содержатся также за счет Государственного бюджета в соответствии с правилами сметно-бюджетного финансирования и штатных расписаний. Расходы местных бюджетов. Расходы местных бюджетов делятся на два фонда — общий и специальный, аналогично тому, как разделяются расходы Государственного бюджета. Районные и областные бюджеты исполняются местными администрациями на основе решений о местных бюджетах, принятых соответствующими советами, а сельскими, поселковыми, районными бюджетами распоряжаются советы и их исполнительные органы. Согласно статье 70 Бюджетного кодекса расходы местных бюджетов, установленные решениями о местных бюд-жетах, включают бюджетные назначения на цели, связанные с реализацией программ, установленных статьями 88-91 Бюджетного кодекса, которые зависят от уровня местного бюджета. Из бюджетов сел, поселков, городов районного значения и их объединений финансируются расходы на: содержание органов местного самоуправления сел, поселков, городов районного значения; образование: дошкольное и общее среднее; первичную медико-санитарную, амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь; сельские, поселковые и городские дворцы культуры, клубы и библиотеки. Из районных бюджетов, бюджетов городов, Автономной Республики Крым и городов областного значения финансируются расходы на: государственное управление; образование; охрану здоровья; социальную защиту и социальное обеспечение; государственные культурно-просветительные и театральные зрелищные учреждения; государственные программы развития физкультуры и спорта. Все вышеперечисленные расходы местных бюджетов учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов. Глава 14
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |