Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В зависимости от компетенции органа, который вводит 3 страница




Ставки земельного налога по земельным участкам (за исключением сельскохозяйственных угодий) дифференци­руют и утверждают соответствующие сельские, поселковые, городские советы, исходя из средних ставок налога, функ­ционального использования и местонахождения земельно­го участка, но не более чем в два раза выше средних ставок налога с учетом коэффициентов, установленных Законом Украины «О плате за землю».

Льготы по данному налогу позволяют выделить три груп­пы освобождений1:

1. Определенные виды земельных участков (заповедни­ки, заказники, сортоучастки и т. д.).

2. Закрепленные законодательством учреждения (куль­туры, науки, образования, физической культуры и спорта, благотворительные фонды и т. д.). В связи с многочислен­ными запросами относительно перечня подобных учрежде­ний, освобождаемых от земельного налога, Государственная налоговая администрация Украины опубликовала разъ­яснения «О перечне учебных заведений, учреждений куль­туры, науки, здравоохранения, социального обеспечения» № 14-403/10-599 от 16 февраля 1994 года, где указывается, что при решении таких вопросов необходимо руководство­ваться Общим классификатором отраслей народного хозяй­ства Министерства статистики Украины2.

1 Закон України «Про плату за землю» // Відомості Верховної
Ради України. — 1996. — №45. — Ст.238; Офіційний вісник
України. — 1999. — №18. — Ст.807; №19. — Ст.838; №43. —
Ст.1602.

2 См.: Бизнес. — 1994. — №10. — С.38.


3. Физические лица (инвалиды I и II группы, участники Великой Отечественной войны, граждане, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы, и т. д.).

Налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов. На протяжении многих десятилетий граждане — собственники транспортных средств — платили местный сбор. С принятием в 1981 году Положения о местных налогах сбор был заменен местным налогом, и к налогообложению было привлечено как насе­ление городов, так и сельское население. Начиная с 1988 года налог распространился и на транспортные средства предприятий. В Украине налог с владельцев транспортных средств взимался на основе Закона Украины от 11 декабря 1991 года «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» (с изменениями и дополнениями). 18 февраля 1997 года был принят Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О на­логе с владельцев транспортных средств и других самоход­ных машин и механизмов».

Плательщиками налога являются юридические и физи­ческие лица (как украинские, так и иностранные или лица без гражданства), имеющие собственные транспортные средства, зарегистрированные в Украине, которые и явля­ются объектами налогообложения. К плательщикам на­лога относятся также собственники моторных лодок, мото­саней и т. д., перечисляющие средства в местные бюджеты по месту нахождения собственников транспортных средств. К числу плательщиков не отнесены филиалы и другие обо­собленные подразделения юридических лиц. Поэтому рас­считывать и вносить в бюджет налог с владельцев транс­портных средств должны именно юридические лица.

Особенностью новой редакции Закона является высокая мера детализации объектов налогообложения: впервые в налоговом законодательстве (не учитывая акцизного сбора и таможенных сборов) объекты налогообложения закре­плены четырехзначным кодом в соответствии с Гармони­зированной системой описи и кодирования товаров, что в значительной мере упрощает работу по этим налогам, по­скольку разделом 2 Рекомендаций о порядке учета пла­тельщиков, начисления налога с владельцев транспортных


средств и других самоходных машин и механизмов дана
подробная характеристика каждого вида транспортного
средства.

Ставки налога установлены в гривне за 100 см объема цилиндров двигателя из расчета на 1 квт (для транспортных средств с электродвигателями) или из расчета на 100 см длины (для катеров и яхт).

Ставка налога рассчитывается на 1 день квартала, в котором осуществляется уплата налога. По большинству транспортных средств (особенно по легковым автомобилям) ставка налога в сравнении с предыдущей редакцией Закона существенным образом увеличена.

Сравнительно традиционная система льгот может быть разделена на две группы. Первая включает плательщиков, которые полностью освобождаются от уплаты налога. Сюда относятся предприятия автомобильного транспорта обще­го пользования, государственные бюджетные учреждения и организации, инвалиды, имеющие мотоколяски или автомобили с ручным управлением, и т. д. Другая вклю­чает плательщиков, для которых ставка налога сокраща­ется на 50% (пожарные машины, машины скорой помощи и т. д.).

Сроки уплаты налога практически привязываются ко времени осуществления технического осмотра транспорт­ного средства. Уплачивается налог ежегодно, но не позднее первого полугодия перед регистрацией, перерегистрацией или ежегодным техническим осмотром. Исчисление на­лога осуществляется, исходя из суммарной мощности транс­портного средства, с учетом его разновидности и ставки, закрепленной в статьях 2 и З1.

Суммы, которые поступают за счет этого налога, распре­деляются в соотношении: 85% — используются на финан­сирование ресурсов, связанных со строительством, рекон­струкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог общего пользования, а также сельских дорог; 15% — по­ступают в бюджеты местного самоуправления на ремонт и содержание улиц в населенных пунктах, которые находят­ся в коммунальной собственности, автомобильных дорог и

1 Закон України «Про податок з власників транспортних засо­бів» // Відомості Верховної Ради України. — 1997. — №15. — Ст.117.


дорог общего пользования государственного значения, Предприятия уплачивают налог ежеквартально равными частями, исходя из расчета суммы налога за год, а гражда­не могут его уплачивать ежегодно или один раз в два года, но не позднее первого полугодия года, в котором осущест­вляется технический осмотр. Сумма налога рассчитывает­ся на основании действующих ставок. За украденное транс­портное средство налог не уплачивается при условии, что факт кражи подтвержден документами компетентного органа, который возбудил уголовное дело.

Налог на промысел. Уплата налога на промысел осу­ществляется в Украине в соответствии с Декретом Кабине­та Министров Украины «О налоге на промысел» от 17 марта 1993 года.

Особенностью этого налога является то, что его приме­нение распространяется только на торговую деятельность физических лиц, не зарегистрированных как субъекты предпринимательской деятельности. С торговой дея­тельности практически начался процесс демонополизации экономики.

Плательщиками налога на промысел являются граж­дане Украины, иностранные граждане и лица без граж­данства (дальше граждане) как имеющие, так и не имею­щие постоянного места проживания в Украине, если они не зарегистрированы как субъекты предпринимательства и осуществляют несистематическую, не более четырех раз на протяжении календарного года, продажу изготовлен­ной, переработанной или купленной продукции, предметов или товаров.

Объектом налогообложения является суммарная стои­мость товаров по рыночным ценам, которая определяется гражданином в декларации, поданной государственной районной (городской) налоговой инспекции по месту жительства, а гражданином, который не имеет постоянно­го места жительства в Украине,— по месту реализации товара.

Размер платы за приобретенный одноразовый патент является разновидностью уплаты подоходного налога. Со­гласно Декрету Кабинета Министров Украины «О подоход­ном налоге с граждан» объектом налогообложения является


суммарный годовой доход граждан (обложение подоходным налогом, как правило, происходит относительно фактически полученного дохода). Однако, если используется метод упла­ты подоходного налога исходя из оценочного дохода, то по результатам полученного дохода в течение календарного года производится перерасчет подоходного налога и определяется должник (государство или плательщик).

В зависимости от особенностей плательщиков налога на промысел существует два метода приобретения одноразо­вого патента:

а) по месту жительства плательщика (в том случае, если
гражданин имеет прописку);

б) по месту осуществления торговой деятельности (в том
случае, если гражданин не имеет прописки).

Приобретение патента осуществляется на основании по­данной декларации, в которой указываются: фамилия, имя, отчество плательщика; адрес проживания; наименование и стоимость товара; количество дней; количество товара; сто­имость единицы товара; суммарная стоимость товара. Де­кларация, на основании которой определяется объект на­логообложения, подается в налоговую инспекцию по месту проживания граждан Украины либо в налоговый орган по месту реализации товара (если гражданин не имеет посто­янного места проживания). В декларации, кроме общих сведений о гражданине, указывается перечень товаров, ко­торые предполагается реализовать, и их стоимость.

Ставка налога на промысел установлена в размере 10% от указанной в декларации стоимости товара, который под­лежит продаже в течение трех дней, но не менее размера одной минимальной заработной платы. В случае увеличения срока продажи товаров до семи дней ставка налога увели­чивается до 20%. Таким образом, ставка для определения стоимости одноразового патента при осуществлении торго­вой деятельности с учетом налога на промысел составляет:

1. 10% — в случае приобретения одноразового патента на 3 дня;

2. 20% — в случае приобретения одноразового патента на 7 дней.

Таможенная пошлина. Таможенная пошлина пред­ставляет собой один из главных видов таможенных плате-


жей и выступает в форме обязательного взноса, взимаемого таможенными органами.

Таможенная пошлина — вид таможенного платежа, взимаемый с товаров, перемещаемых через таможенную границу государства (ввозимых, вывозимых или следую­щих транзитом). Наряду с чисто фискальной таможенная пошлина выполняет как стимулирующую, так и защитную функцию. Защитная функция таможенной пошлины пред­полагает формирование барьеров, препятствующих проник­новению на территорию государства товаров, более конку­рентоспособных по отношению к национальным, либо в которых государство не заинтересовано.

Плательщиком таможенных пошлин являются лица, ввозящие (вывозящие) или перемещающие товары через таможенную границу государства. Спецификой платель­щика является то, что им может быть как собственник то­вара, так и уполномоченное лицо (декларант). В отличие от налогового регулирования, здесь возможна передача обя­занности по уплате таможенных платежей другому лицу, не имеющему отношения к товару.

Объект таможенной пошлины представляет собой тамо­женную стоимость перемещаемых товаров, в отношении которых должна начисляться таможенная пошлина. Тамо­женная стоимость пересчитывается в национальную валю­ту по курсу Национального банка Украины, действующему на день подачи таможенной декларации.

Ставки таможенной пошлины едины на всей территории. Это, однако, не исключает многообразия ставок1:

а) адвалорные — ставки, устанавливаемые в процентах
к таможенной стоимости облагаемых товаров;

б) специфические — ставки, начисляемые в установлен­
ном размере за единицу измерения ввозимого товара (ки­
лограмм, метр и т.д.). Данная ставка предполагает специ­
фическую характеристику товара, тогда как предыдущая
предполагает обезличенный предмет обложения;

в) комбинированные (смешанные) — ставки, использу­
ющие сочетание адвалорных и специфических пошлин при
начислении таможенной пошлины. Смешанные пошлины

1 См.: Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: во­просы теории и практики. — С.48.


используются как дополнение к специфическим пошлинам либо при их недостаточной эффективности. Применяются в ЮАР, Австралии. В США при обложении импорта часов таможенная ставка устанавливается как в зависимости от цены, так и от количества камней в часах;

г) сезонные — ставки, при помощи которых возможно
оперативное реагирование на ввоз и вывоз на территорию
государства сезонных товаров. Как правило, срок их введе­
ния не может превышать шести месяцев;

д) особые — представляют собой ставки, реализующие
защитные функции таможенных пошлин.

Механизм применения льгот при уплате таможенных пошлин довольно разнообразен и включает:

1. Освобождение от уплаты таможенной пошлины определенных категорий плательщиков.

2. Уменьшение ставок пошлины.

3. Возврат ранее уплаченных сумм таможенных по­шлин.

4. Освобождение от таможенной пошлины определенных предметов.

Порядок уплаты и ставки таможенной пошлины опреде­ляются Единым таможенным тарифом Украины. Та­моженный тариф представляет собой систему ставок тамо­женных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу.

В Украине облагаемые товары сосредоточены в товарной классификационной схеме, основанной на Гармонизиро­ванной системе описи и кодирования товаров. Все товары, подлежащие таможенному оформлению, сосредоточены в 21 разделе, 97 главах, 1241 товарной группе, 5019 товарных позициях. Каждый товар имеет четырехзначный цифровой код, где два первых знака означают товарную группу, два других — товарную позицию.

Таможенная пошлина уплачивается непосредственно таможенному органу одновременно с принятием таможен­ной декларации или до ее принятия. Пошлина зачисляется в Государственный бюджет, а таможенные органы осущест­вляют контроль за правильностью ее исчисления и сбора. Механизм внесения таможенной пошлины предполагает определенные гарантии (формы обеспечения внесения пла­тежей):


залог товаров;

— гарантии финансово-кредитных учреждений;

— гарантии третьих лиц;

— внесение причитающихся сумм на депозит.

Государственная пошлина. Государственная пошлина представляют собой плату, которая взимается за соверше­ние юридически значимых действий в интересах юридичес­ких и физических лиц уполномоченными на это компетент­ными органами и выдачу им соответствующих документов, имеющих правовое значение. Особенности применения механизма государственной пошлины регулируются Де­кретом Кабинета Министров Украины от 21 января 1993 года № 7-93 «О государственной пошлине».

Плательщиками государственной пошлины выступают юридические и физические лица, которые обращаются в соответствующие органы и в интересах которых последние осуществляют юридически значимые действия и выдают документы, подтверждающие это. Объектом обложения выступают определенные действия, с которых взимается государственная пошлина (подача в суд исковых заявлений, кассационных жалоб, осуществление нотариальных дей­ствий, регистрация актов гражданского состояния, оформ­ление документов на право выезда за границу и приглаше­ние в Украину граждан других государств, выдача паспор­тов, прописка и т. д.).

Государственная пошлина взимается:

1) с исковых заявлений, заявлений с преддоговорных споров, заявлений (жалоб) по делам отдельного производ­ства и жалоб на решения, принятые относительно религи­озных организаций, с кассационных жалоб на решения судов и жалоб на решения, вступившие в законную силу, а также за выдачу судами копий документов;

2) с исковых заявлений и заявлений кредиторов по делам о банкротстве, которые подаются в арбитражные суды, и заявлений о проверке решений, постановлений, постанов­лений в порядке надзора, а также об их пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам;

3) за совершение нотариальных действий государствен­ными нотариальными конторами и исполнительными ко­митетами, а также за выдачу дубликатов нотариально удостоверенных документов;


4) за регистрацию актов гражданского состояния, а так-жевыдачу гражданам повторных свидетельств о регистра­ции актов гражданского состояния и свидетельств в связи с изменением, дополнением, исправлением и возобновле­нием записей актов гражданского состояния;

5) за выдачу документов на право выезда за границу и о приглашении в Украину лиц из других стран, за продление срока их действия и за внесение изменений в эти документы; за регистрацию национальных паспортов иностранных граждан или документов, которые их заменяют; за выдачу или продление видов на жительство; за выдачу визы к на­циональному паспорту иностранного гражданина или до­кументу, который его заменяет, на право выезда из Украины и въезда в Украину, а также с заявлений о принятии в граж­данство Украины и о выходе из гражданства Украины;

6) за выдачу нового образца паспорта гражданина Укра­ины (кроме обмена ныне действующего паспорта на паспорт нового образца); за оформление нового образца паспорта гражданина Украины для поездки за границу; за выдачу гражданам Украины загранпаспорта на право выезда за границу или продление срока его действия;

7) за прописку граждан или регистрацию местожитель­ства;

8) за выдачу разрешений на право охоты и рыболов­ства;

9) за операции по выпуску (эмиссии) ценных бумаг, кроме облигаций государственных и местных займов, и с выдачи приватизационных бумаг;

 

10) за операции с объектами недвижимого имущества, которые осуществляются на товарных биржах, кроме опе­раций по принудительному отчуждению такого имущества в случаях, предусмотренных законами Украины;

11) за проведение публичных торгов (аукциона, тендера) объектами недвижимого имущества, кроме операций по принудительному отчуждения такого имущества в случаях, предусмотренных законами Украины;

12) за действия, связанные с получением патентов на сорта растений и продлением их действия;

13) за представление Кабинету Министров Украины про­екта создания промышленно-финансовой группы.

Ставки государственной пошлины определяются не­сколькими методами:


в процентах (к цене договора, стоимости имущества, иска и т. д.);

— в твердых суммах:

а) в абсолютных денежных суммах;

б) в суммах, исчисленных в соответствующих частях к
официально установленным величинам (минимальная за­
работная плата, необлагаемый минимум доходов).

Перечень ставок государственной пошлины представля­ет довольно обширный список, поскольку устанавливается в отношении конкретных видов объектов обложения (со­вершаемых действий).

Довольно широко представлена система льгот, исполь­зуемых как в отношении юридических, так и в отношении физических лиц (истцы при подаче иска о взыскании али­ментов; удостоверение завещаний и договоров дарения имущества в пользу государства; инвалиды I и II группы, Пенсионный фонд Украины и т.д.).

Особенностью государственной пошлины, в отличие от налогов, является возможность уплаты ее в иностранной валюте. Если налоги уплачиваются только в национальной валюте Украины, то государственная пошлина может упла­чиваться и в иностранной валюте (иски, поданные в суд или арбитражный суд в отношении объектов, оцениваемых в иностранной валюте, либо за действия и операции в ино­странной валюте).

Местные органы самоуправления имеют право устанав­ливать дополнительные льготы для отдельных плательщи­ков по уплате государственной пошлины, которая зачисля­ется в местные бюджеты, а Министерство финансов Укра­ины — по государственной пошлине, которая зачисляется в Государственный бюджет Украины.

Государственная пошлина уплачивается по месту рас­смотрения и оформления документов и зачисляется в бюд­жет местного самоуправления, кроме пошлины, взимаемой с исковых заявлений, которые подаются в арбитражный суд, с заявлений о проверке решений, определений и по­становлений арбитражных судов в порядке надзора, а так­же за действия, связанные с получением патентов на сорта растений, продлением их действия, и за представление в Кабинет Министров Украины проекта создания промыш-ленно-финансовой группы, которая зачисляется в Государ­ственный бюджет Украины.


Государственная пошлина с исковых заявлений и за­явлений кредиторов по делам о банкротстве, поступающих из других государств и рассматриваемых соответствующи­ми органами Украины, зачисляется в Государственный бюджет Украины.

Сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет Государственного бюджета. Отчисления за геоло­горазведочные работы, выполненные за счет Государствен­ного бюджета, взимаются с пользователей недрами, которые осуществляют добычу полезных ископаемых на ранее раз­веданных месторождениях. В соответствии с Кодексом Украины о недрах недра предоставляются исключительно в пользование организациям, предприятиям и гражданам только в том случае, если у них есть специальное разреше­ние (лицензия) на использование участка недр.

В соответствии с Законом Украины «О системе налого­обложения» отчисления за геологоразведочные работы, выполненные за счет Государственного бюджета, отнесены к общегосударственным, а следовательно, существуют еди­ные правила исчисления и уплаты отчислений при добыче полезных ископаемых на территории Украины. При этом не имеет значения качество добытых полезных ископаемых и условия добычи таковых.

Плательщиками отчислений за геологоразведочные ра­боты являются пользователи недр всех форм собственности, в том числе предприятия с иностранными инвестициями, которые добывают полезные ископаемые на ранее разве­данных месторождениях, а также на размещенных на территории Украины, ее континентальном шельфе, в ис­ключительной (морской) экономической зоне месторожде­ниях, которые были заранее оценены и с согласия заинте­ресованных недропользователей переданы им для промыш­ленного освоения.

Размер отчислений зависит от вида минерального сырья (природный газ, твердое горючее, торф, черные металлы, Цветные металлы, редкие металлы и т. д.). Единица изме­рения для минерального сырья определяется в процентах от стоимости добытого минерального сырья по ценам его реализации без учета платы за пользование недрами при Добыче полезных ископаемых, рентной платы и налога на Добавленную стоимость. Существует два вида расчета:


расчет отчислений за геологоразведочные работы, выполненные за счет Государственного бюджета (по до-. бытым полезным ископаемым, часть которых реализуется в непереработанном, а часть в переработанном виде);

— расчет отчислений за геологоразведочные работы, выполненные за счет Государственного бюджета (при до­быче водных ресурсов).

От уплаты отчислений за геологоразведочные работы ' освобождаются собственники земли, землепользователи, осуществляющие в установленном порядке добычу полезных ископаемых местного значения для собственных нужд (т. е. без реализации добытого минерального сырья или продук­ции его переработки) или использующие недра для хозяй­ственных и бытовых потребностей на предоставленных им в собственность или пользование земельных участках.

Сбор за выполненные геологоразведочные работы не взимается при добыче:

1) ранее погашенных запасов полезных ископаемых, отнесенных в процессе разработки месторождений к ка­тегории утраченных в недрах;

2) углеводородного сырья из нерентабельных скважин с целью недопущения взрывоопасных газопроявлений в населенных пунктах нефтегазолромышленных районов;

3) подземных вод, не используемых в хозяйстве, добыча которых является технологически вынужденной в связи с добычей других полезных ископаемых в объемах, согласо­ванных с соответствующими органами Государственного горного надзора, Государственного геологического контро­ля и охраны окружающей природной среды;

4) ископаемых, которая осуществляется для устранения загрязнения недр;

5) ископаемых для устранения их вредного действия (засоления, заболачивания, загрязнения и т. д.). Стоимость добытого минерального сырья определяется, исходя из объ­емов добычи и цены единицы реализованного минерально­го сырья за соответствующий период.

Уплата отчислений за геологоразведочные работы в Го­сударственный бюджет производится в два этапа.

Сбор за специальное использование природных ресур­сов. Специфика сбора за специальное использование при-


родных ресурсов заключается в том, что его название от­ражает смысловую нагрузку платежа, но не дает его точно­го определения. К сбору за использование природных ресурсов относятся:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.