КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В зависимости от компетенции органа, который вводит 2 страница
Суммы налога на прибыль зачисляются в бюджеты территориальных громад по местонахождению плательщика налога. Налог на доходы физических лиц. Основной целью подоходного налогообложения физических лиц является сочетание процессов формирования бюджетных доходов и сбалансирования бюджетов. Налог на доходы физических лиц, обеспечивая поступление в доходные части бюджетов, закреплен за местными бюджетами1, что и закладывает основу формирования городских, сельских, поселковых бюджетов. Особенностью налогообложения доходов физических лиц является определение совокупного дохода за вычетом доходов, не подлежащих налогообложению, иных расходов. Такой подход более или менее адекватен системе с жестко централизованными ценами. В условиях меняющихся цен доходы должны быть скорректированы с учетом прироста стоимости финансовых и материальных ресурсов, оценки запасов, формирования резервов. Именно поэтому рост доходов зачастую приобретает инфляционный характер. Важнейшим видом налогов с физических лиц, характерным для любой налоговой системы, является налог на Доходы физических лиц, который долгое время регулировался в Украине Декретом Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с граждан» от 26 декабря 1992 года. 22 мая 2003 года был принят Закон Украины «О налоге на 1 Ст. 65 Бюджетного кодекса Украины. Ведомости Верховной Рады Украины. — 2001.— № 37-38.— Ст. 189. доходы физических лиц» № 889-IV, который вступил в силу с 1 января 2004 года (далее — Закон Украины № 889). Принципиальной новизной Закона Украины № 889 яв-ляется детализация терминов в ст. 1, среди которых закреп-лены наиболее важные категории, необходимые при исчислении и уплате данного налога. К таковым понятиям отнесены: доход (и его разновидности), отчетный налоговый период, общие положения, характеризующие особенности субъектного состава плательщиков, элементы объекта налогообложения. П. 1.13 ст. 1 закреплено понятие налога на доходы физических лиц, которое характеризуется некоторым противоречием, поскольку налог определяется как плата физического лица за услуги, которые предоставляются ему территориальной громадой, что не соответствует природе налога, а относится в большей степени к сборам или платам. П. 1.20 ст. 1 определяет в качестве физического лица в целях данного Закона граждан Украины, физических лиц без гражданства и граждан иностранного государства. Этой же статьей (пп. 1.20.1; 1.20.2) определяется понятие физического лица-резидента и физического лица-нерезидента. Физическим лицом-резидентом является физическое лицо, которое имеет место проживания в Украине. П. 1.14 ст. 1 Закона Украины № 889 закреплено понятие налогового адреса физического лица, в качестве которого выделяется место постоянного или преимущественного проживания плательщика налога, место налоговой регистрации плательщика налога, определенное в соответствии с законодательством. При условии постоянного проживания за границей физическое лицо считается резидентом, если имеет более тесные личные или экономические связи (центр жизненных интересов) в Украине. В случае невозможности определения по этим критериям резидентства физическое лицо считается резидентом, если находится в Украине не менее 183 дней (включая день приезда и отъезда) в течение периода или периодов налогового года. При определении резиденства законодатель использует и несколько дополнительных критериев, когда в качестве достаточного условия центра жизненных интересов физического лица определяет: место постоянного проживания членов семьи; регистрацию как субъекта предприниматель- ской деятельности; гражданство Украины (принадлежность к гражданству Украины определяется Законом Украины от 16 апреля 1997 года «О внесении изменений в Закон Украины «О гражданстве Украины»). Достаточным основанием для признания лица резидентом является самостоятельное определение им основного места проживания на территории Украины. Таким образом, в основе налогообложения физических лиц заложены два основных принципа: 1) принцип равенства в налоговой сфере иностранцев, лиц без гражданства и граждан государства, на территории которого они извлекают доходы; 2) право государства, граждане которого получают доходы за его пределами, облагать эти доходы налогом, средства от поступления которого должны расходоваться на развитие производства данных территорий. В соответствии со ст. 2 Закона Украины № 889 плательщики налога подразделяются на резидентов и нерезидентов. При этом в качестве плательщиков налога выступают: а) резиденты, получающие как доходы с источником их б) нерезиденты, получающие доходы только с источни Понятие и состав дохода с источником его происхождения в Украине (п. 1.3) и иностранного дохода (п. 1.4) закреплены ст. 1 Закона. При характеристике плательщика налога необходимо учитывать и положения п. 19.1 ст. 19 Закона, которым закреплены ряд обязанностей плательщиков налога на доходы (вести учет доходов и расходов; получать и хранить Документы первичного учета; подавать декларацию; предоставлять для проверки документы, связанные с налогообложением, и т.д.). С принятием Закона Украины № 889 большая определенность появляется в определении статуса налогового агента. Если до этого момента достаточно четко он был определен в механизме акцизного сбора, то на сегодня это характерно и для налога на доходы физических лиц. П. 1.15 ст. 1 Закона закрепляет понятие налогового агента как лица, обязанного начислять, удерживать и уплачивать этот налог в бюджет от имени и за счет налогоплательщика, вести налоговый учет и предоставлять налоговую отчетность налоговым органам, нести ответственность за нарушение норм Закона Украины № 889. В качестве налоговых агентов могут выступать: а) юридические лица (их филиалы, отделения, иные б) физические лица; в) нерезидент или его представительство; г) физические лица-субъекты предпринимательской Не может быть налоговым агентом нерезидент или фи-зическое лицо, не имеющее статуса субъекта предпринимательской деятельности, или не являющееся лицом, осуществляющим независимую профессиональную деятельность (пп. 8.2.2. ст. 8 Закона). Объект налогообложения тесно связан с категорией плательщиков налога, так как обязанности уплаты налога у налогоплательщика возникают только при наличии у него объекта налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. Ряд общих положений для определения объекта налогообложения при исчислении и уплате налога на доходы физических лиц закреплено статьей 1 Закона Украины № 889: дополнительные блага (п. 1.1); доход (п. 1.2); доход с источником его происхож дения в Украине (п. 1.3); иностранный доход (п. 1.4); общий облагаемый доход (п. 1.6) и т.д. Непосредственно объекту налогообложения посвящено несколько статей Закона. Так, если ст. 3 регулирует понятие объекта налогообложения, то ст. 4 определяет общий облагаемый доход (годовой и месячный). Объект налогообложения дифференцируется в зависимости от статуса плательщика налога. Объектом налогообложения у резидента являются (п. 3.1): а) общий месячный облагаемый доход; б) чистый годовой облагаемый доход (как общий годовой в) доходы с источником их происхождения в Украине, г) иностранные доходы. Объектом налогообложения нерезидента выступают (п. 3.2): а) общий месячный облагаемый доход с источником его б) общий годовой облагаемый доход с источником его в) доходы с источником их происхождения в Украине, Ст. 4 определяется общий облагаемый доход. При этом важно учитывать, что понятие и структура общего облагаемого дохода закреплены п. 1.6ст. 1. Так, общий облагаемый доход представляет собой любой доход, подлежащий налогообложению в соответствии с Законом Украины № 889, начисленный (выплаченный) в пользу плательщика налога на протяжении отчетного налогового периода. Под отчетным налоговым периодом понимается промежуток времени, который начинается первым календарным днем первого месяца такого периода и заканчивается последним календарным днем последнего месяца такого периода. При этом важно учитывать нормы Закона Украины № 2181, которым закрепляются различные виды налоговых периодов при подаче налоговой отчетности (годовой, квартальный, месячный). Для месячного налогового периода первый и последний месяцы совпадают. Если плательщик впервые получает доходы, подлежащие налогообложению в середине налогового периода, то первый налоговый период начинается с дня получения таких доходов. В случае смерти плательщика, признания его судом умершим или безвестно отсутствующим, утрате статуса резидента последним налоговым периодом считается период, оканчивающийся днем, на который приходится смерть плательщика налога, вынесение судебного решения или утрата им статуса резидента. Общий облагаемый доход включает в себя: а) доходы, подлежащие конечному налогообложению при их начислении (выплате); б) доходы, подлежащие налогообложению в составе об в) доходы, подлежащие налогообложению по иным пра Общий облагаемый доход выступает в двух формах: общий годовой облагаемый доход и общий месячный облагаемый доход. Общий годовой облагаемый доход равняется сумме общих месячных доходов, подлежащих налогообложению и выплаченных (начисленных) на протяжении такого отчетного налогового года. Общий годовой облагаемый доход состоит из суммы общих месячных облагаемых доходов отчетного года и иностранных доходов, полученных на протяжении такого отчетного года. Общий месячный облагаемый доход равняется сумме облагаемых доходов, выплаченных (начисленных) на протяжении отчетного налогового месяца. П. 4.2 ст. 4 Закона закреплен закрытый перечень поступлений (всего к ним отнесено 17 разновидностей доходов), которые включаются в состав общего месячного облагаемого дохода. Среди них законодатель выделяет заработную плату, стоимость подарков, страховые взносы и выплаты, доходы от аренды, доходы в виде неустойки, штрафа или пени, средства или имущество, полученные плательщиком налога как взятка, украденные или найденные как клад и т.д. Переход к единой ставке налога, видимо, устранит множество коллизий и споров, которые были порождены ст. 7 Декрета Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с граждан». Ст. 7 Закона Украины № 889 ставка налога определена в размере 15% от объекта налогообложения. П. 22.3 ст. 22 «Конечные положения* устанавливает определенный мораторий на применение этой ставки и закрепляет на период с 1 января 2004 года до 31 декабря 2006 года ставку налогообложения на уровне 13% от объекта налогообложения. Помимо этой основной ставки, п. 7.2 закреплена ставка 5% при начислении налога налоговым агентом как: а) процент на депозит; б) процентный или дисконтный доход; в) процент на вклад (взнос) в кредитный союз; г) инвестиционный доход, выплачиваемый компанией, д) доход по ипотечным сертификатам участия, ипотеч е) доход по сертификатам фонда операций с недвижи ж) доход, выплачиваемый управителем фонда финанси з) доход участника фонда банковского управления; и) в иных случаях, определенных Законом. Налогообложению в соответствии со ставкой 30% подлежат доходы, начисленные как выигрыш или приз (кроме выигрышей в государственную лотерею в денежном выражении), либо иные доходы, начисленные в пользу нерезидентов — физических лиц. П. 7.4 т. 7 устанавливается возможность применения ставки налога иного размера. В данном случае речь идет о налогообложении специфических доходов или операций, закрепленных статьями 9-15 Закона. Особенностью законодательного регулирования льгот данным актом является их рассредоточенность по многим статьям Закона. Фактически в каждой статье, регулирующей содержание отдельного элемента правового механизма налога, содержится часть, закрепляющая определенные льготные режимы. Некоторые освобождения закреплены законодателем при регулировании ставки налога. В соответствии с п. 7.2 ст. 7 Закона устанавливается ставка в размере 5% от объекта налогообложения, исчисляемом налоговым агентом. Возможность применения пониженных ставок закрепляется и при налогообложении доходов от осуществления некоторых операций. С принятием Закона Украины № 889 появляется особый режим использования налоговых социальных льгот (ст. 6). Плательщик налога имеет право на уменьшение суммы общего месячного облагаемого дохода при: а) условии получения дохода из источников на террито б) получении доходов от одного работодателя; в) получении доходов в виде заработной платы. 1) 50% одной минимальной заработной платы — для любого налогоплательщика; 2) 150% суммы льготы — для плательщика, который является вдовой или вдовцом; одинокой матерью или отцом (опекуном, попечителем) — на каждого ребенка в возрасте до 18 лет; содержит ребенка-инвалида I или II группы; имеет троих или более детей в возрасте до 18 лет; лицом, относящимся к 1 или 2 категории лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы; учеником, студентом, аспирантом, ординатором, адъюнктом, военнослужащим срочной службы; инвалидом I или II группы; лицом, которому назначена пожизненная стипендия как гражданину, преследовавшемуся за правозащитную деятельность; 3) 200% суммы льготы — для плательщика, который является Героем Украины, Героем Советского Союза или полным кавалером ордена Славы или Трудовой Славы; участником боевых действий во время Второй мировой войны или лицом, которое в это время работало в тылу; бывшим заключенным концлагерей, гетто, других мест принудительного удержания во время Второй мировой войны или лицом, признанным репрессированным или реабилитированным; лицом, которое было насильно вывезено с территории бывшего СССР во время Второй мировой войны; лицом, находившимся на блокадной территории бывшего Ленинграда в период с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Налоговая социальная льгота применяется только по одному месту начисления (выплаты) заработной платы. В случае возможности применения налоговой социальной льготы по двум или более основаниям она используется один раз по основаниям, предполагающим ее наибольший размер. Налогоплательщик подает работодателю заявление о самостоятельном избрании места применения налоговой социальной льготы, которая начинает применяться с момента получения такого заявления. В случае, если налогоплательщик подает заявление о применении льготы более чем одному работодателю, то в таком случае он теряет право на получение налоговой социальной льготы по всем местам получения доходов начиная с месяца, в котором имело место подобное правонарушение. П.п. 6.3.3 ст. 6 Закона закрепляет закрытый перечень оснований, при наличии которых налоговая социальная льгота не может быть применена. Впервые с принятием Закона Украины № 889 в налого-вом законодательстве Украины получил столь четкое закрепление механизм налогового кредита (ст. 5). В определенной мере может сложиться представление, что таким образом выделяется определенная форма налоговых льгот, тем более что следующая статья Закона регулирует налоговые социальные льготы. Однако более точно оценивать налоговый кредит как специфическую форму отсрочки или рассрочки уплаты налога в бюджет. Налогоплательщик получает право на налоговый кредит по итогам отчетного налогового года. Основания для его начисления, конкретные суммы, отражающие размер налогового кредита, указываются налогоплательщиком в годовой налоговой декларации. Расчет сумм налогового кредита осуществляется путем учета фактически понесенных затрат, которые подтверждаются налогоплательщиком документально (фискальным или товарным чеком, кассовым ордером, товарной накладной, иными расчетными документами либо договором, идентифицирующим продавца и определяющим сумму таких затрат). Налогоплательщик имеет право включить в состав налогового периода такие затраты: а) часть суммы процентов по ипотечному кредиту; б) от двух до пяти процентов суммы общего облагаемого в) сумму средств, выплаченных плательщиком в пользу г) сумму собственных средств плательщика, выплачен д) сумму расходов плательщика на уплату за собствен е) сумму затрат плательщика на искусственное оплодо Исчисление, удержание и перечисление в бюджет подоходного налога осуществляется предприятиями, учре- ждениями, организациями всех форм собственности и физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности, производящими выплаты доходов. С появлением четкого регулирования статуса налогового агента особенности исчисления и уплаты подоходного налога несколько изменились. Прежде всего это связано с увеличением обязанностей именно лиц, выполняющих функции налогового агента. Сумма налога исчисляется дважды: в течение года — у источника выплат; по итогам года — налоговой инспекцией по месту жительства плательщика. Особенностью ежемесячных расчетов является то, что из налогооблагаемого дохода не исключают предусмотренных законодательством льгот и скидок, и в течение 30 дней после выплаты предприятия обязаны выслать в налоговые инспекции по месту проживания каждого плательщика сведения о сумме дохода и удержанного налога. Впоследствии по итогам календарного года налогоплательщики обязаны подать в налоговые инспекции до 1 марта следующего за отчетным года по месту проживания налоговые декларации. Налог, удерживаемый с доходов резидентов, подлежит зачислению в бюджет в соответствии с нормами ст. 65 Бюджетного кодекса. Налог, удерживаемый с доходов нерезидентов, зачисляется в бюджет территориальной громады по месту удержания такого налога. Юридическое лицо одновременно с представлением документов на получение средств для выплаты доходов налогоплательщику уплачивает (перечисляет) суммы удержанного налога на соответствующие распределительные счета территориальных управлений Государственного казначейства Украины. Последние осуществляют распределение этих средств в соответствии с нормами ст. 65 Бюджетного кодекса Украины и направляют их в соответствующие местные бюджеты. Лицом, ответственным за начисление, удержание и уплату (перечисление) в бюджет налога на доходы в виде заработной платы, является работодатель (самозанятое лицо), выплачивающий доходы налогоплательщику. При выплате иных доходов ответственным за начисление, удержание и уплату налога является: а) налоговый агент — при налогообложении доходов с источником их происхождения в Украине; б) плательщик налога — при выплате иностранных доходов и выплате доходов плательщику физическими лицами. Порядок предоставления годовой декларации об имущественном положении и доходах (налоговой декларации) регулируется ст. 18 Закона Украины № 889. Налоговая декларация подается налогоплательщиком в случае наличия у него обязанности подавать такую декларацию и реализации права при ее подаче на получение налогового кредита. Выполненной обязанность налогоплательщика по подаче декларации считается в случае, если он получал доходы исключительно от налоговых агентов, обязанных подавать отчетность самостоятельно. При выезде за границу на постоянное место жительства налоговые резиденты обязаны подавать декларацию не позднее окончания 60-го календарного дня, предшествующего такому выезду. П. 18.4 Закона закрепляет основания, при которых налогоплательщики освобождаются от обязанности подачи декларации (являются несовершеннолетними, недееспособными, находятся под арестом или в розыске, находятся на срочной воинской службе и.т.д.). Налоговая декларация заполняется налогоплательщиком самостоятельно или иным лицом. Такое лицо осуществляет действия по заполнению декларации на основании нотариально удостоверенного поручения налогоплательщика. В этом случае декларация должна содержать информацию о таком лице на уровне информации о налогоплательщике. Налогоплательщик до 1 марта года, следующего за отчетным, имеет право обратиться с запросом в соответствующий налоговый орган с просьбой заполнить годовую налоговую декларацию, а налоговый орган обязан предоставить безоплатные услуги по такому заполнению. Отказ должностного лица налогового органа в этом освобождает налогоплательщика от ответственности за неполное или неверное заполнение декларации. Форма налоговой декларации определяется центральным налоговым органом и согласуется с соответствующим комитетом Верховной Рады Украины. Форма декларации должна удовлетворять следующим условиям: а) общая часть должна иметь упрощенный вид; б) являться единой для всех случаев ее предоставления; в) расчеты отдельных видов доходов должны содержать г) декларация и приложения должны составляться с д) декларация и приложения должны содержать инфор Ответственными за нарушение норм Закона Украины № 889 являются: а) налоговые агенты — при нарушении правил начисле б) налогоплательщики — при нарушении правил уплаты Налог на землю. Использование налога на землю регулируется Земельным кодексом Украины, Законом Украй ны от 3 июля 1992 года «О плате за землю»1, постановле ниями Кабинета Министров2, изменениями по отдельным нормам в законах, регулирующих бюджетные правоотношения, и т.д. Плата за землю в Украине взимается в виде земельного налога или арендной платы, которая зависит от качества и местонахождения земельного участка, исходя из денежной оценки земли. Размер земельного налога определяется из расчета на год и устанавливается в виде платежей за единицу земельной площади. При этом размер налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников или пользователей участков. Плательщиками налога выступают собственники земли и землепользователи, за исключением арендаторов. Объектом платы является земельный участок, который находится в собственности, пользовании (в том числе и на условиях аренды). В зависимости от размеров земельных участков и их производственного назначения выделены 1 Закон України «Про плату за землю» // Відомості Верховної 2 Офіційний вісник України. — 1999. — №18. — Ст.807; группы земель сельскохозяйственного назначения (разд. 2 Закона Украины «О плате за землю») и земель несельскохозяйственного назначения. Единицей начисления налога, по отношению к которой используются законодательно закрепленные ставки, является один гектар пахотных земель, покосного луга, пастбищ, многолетних насаждений. Средние ставки налога варьируют в зависимости от двух принципов: — конкретного региона; — целевого использования земельного участка (в зависимости от этого законодатель и закрепляет ставки по двум разделам: земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, населенных пунктов и другие).
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |