КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Местного самоуправления
БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВА УКРАИНЫ И ОРГАНОВ Бюджетные права как правовой институт. Конституция Украины предоставила право на собственный бюджет как материально-финансовую базу функционирования государству и органам местного самоуправления всех уровней. Общее право на бюджет составляет ряд полномочий для каждого субъекта бюджетных правоотношений, определяемых действующим законодательством. Поскольку бюджет для органа государственной власти и органа местного самоуправления является основным централизованным фондом денежных средств, без которого невозможно его существование, все отношения, возникающие в области бюджетной деятельности, урегулированы нормами финансового (бюджетного) права. Бюджетные права (полномочия в виде прав и обязанностей) представляют собой субъективные права (в отличие от бюджетного права как совокупности правовых норм), принадлежащие органам государства и органам местного самоуправления и их исполнительным органам. Бюджетное право, как часть финансового, определяет круг субъектов, делая их правосубъектными. Бюджетные права — это субъективное право, принадлежащее тем субъектам бюджетных правоотношений, которые наделены нормами бюджетного права правосубъектностью. Субъекты бюджетного права способны иметь субъективные права и нести установленные законодательством обя- занности. Анализ действующего бюджетного законодательства, законов об органах местного самоуправления и местных государственных администрациях дает возможность классифицировать бюджетные права Украины и местных органов самоуправления в такие группы. Бюджетные права Украины: 1) в области консолидированного бюджета Украины; 2) в области Государственного бюджета; 3) в области местных бюджетов. Бюджетные права местных органов самоуправления также можно объединить в три группы: 1) в области Государственного бюджета; 2) в области своего бюджета (областного, городского, районного); 3) в области бюджетов нижестоящих органов местного самоуправления. На каждом уровне бюджетной системы Украины бюджетные права (полномочия) имеют свои особенности, связанные с общими полномочиями органов власти соответствующего уровня (Крымская АР, область, район и т.д.), но есть и общие черты, дающие возможность определить их: бюджетные права Украины и местных органов самоуправления — это совокупность полномочий (прав и обязанностей), принадлежащих им в лице органов государственной власти или местного самоуправления и установленных законодательством по формированию, утверждению и исполнению соответствующего бюджета и регулированию бюджетных отношений на своей территории. Бюджетные полномочия Украины и местных органов самоуправления. Полномочия Украины, как суверенного государства, в области бюджета широкие. В Бюджетном кодексе они конкретизируются через полномочия органов государственной власти, выступающих от имени государства. В соответствии с нормами статей Конституции Украины и Бюджетного кодекса к полномочиям Украины в области бюджета относятся: — определение основных направлений бюджетной политики (ст. 33 Бюджетного кодекса); установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Украины (ст. 92 Конституции Украины и статьи 5-7 Бюджетного кодекса); определение видов расходов, включаемых в Государственный бюджет и местные бюджеты. Статья 95 Конституции Украины установила, что исключительно законом о Государственном бюджете Украины определяются любые расходы государства на общественные нужды, размер и целевая направленность этих расходов, а также критерии разграничения расходов между местными бюджетами (ст. 87 Бюджетного кодекса); — определение доходных источников, поступающих на формирование Государственного и местных бюджетов, поскольку статья 92 Конституции Украины установила, что система налогообложения, налоги и сборы устанавливаются исключительно законами; — распределение доходных источников между Государственным и местными бюджетами (ст.ст. 29, 64-68 Бюджетного кодекса); — разграничение расходов между бюджетами, учитываемых при определении межбюджетных трансфертов (ст.ст. 88-90 Бюджетного кодекса); определение дотации выравнивания бюджету Автономной Республики Крым и областным бюджетам (ст. 99 Бюджетного кодекса) и средств, передаваемых в Государственный бюджет из местных бюджетов (ст. 100 Бюджетного кодекса); определение видов субвенций, передаваемых из Государственного бюджета в местные в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины (ст.ст. 102, 103, 105 Бюджетного кодекса), и порядка предоставления межбюджетных трансфертов (ст. 108 Бюджетного кодекса); утверждение единой бюджетной классификации (ст.ст. 8-12 Бюджетного кодекса); установление системы мер по сбалансированию бюджетов всех уровней на основании статей 95 и 142 Конституции Украины и ст.ст. 64-69, 73, 74 Бюджетного кодекса; установление основ бюджетных полномочий органов местного самоуправления (ст.ст. 142, 143 Конституции Украины, статьи Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» и в Бюджетном кодексе); установление принципов и основ бюджетного процесса для всех уровней бюджетов (ст. ст. 19-21, 75-79 Бюджетного кодекса); составление сводного бюджета и отчета о его исполнении (ст. 6 Бюджетного кодекса); осуществление методического руководства в бюджетной деятельности и контроля за соблюдением бюджетного законодательства (ст.ст. 109-115 Бюджетного кодекса). Эти полномочия принадлежат Украине как государству, на территории которого осуществляется единая бюджетно-финансовая политика. Вторая группа полномочий Украины связана с тем, что главную роль в бюджетной системе Украины играет Государственный бюджет. В области Государственного бюджета Украина наделяется полномочиями: на утверждение Государственного бюджета Украины в соответствии со ст. 85 Конституции Украины и ч. 5 ст. 44 Бюджетного кодекса; на составление Государственного бюджета из общего и специального фондов (ст. 13 Бюджетного кодекса и Закон о Государственном бюджете на соответствующий бюджетный период); на получение закрепленных за Государственным бюджетом доходов в соответствии со ст. 29 Бюджетного кодекса; на определение направлений использования бюджетных ассигнований (назначении) и их размеров по направлениям (ст. 95 Конституции Украины, ст. 87 Бюджетного кодекса); на образование в Государственном бюджете резервного фонда для осуществления непредвиденных расходов, не имеющих постоянного характера и которые не могли быть предусмотрены при составлении проекта бюджета, размером не более одного процента объема расходов общего фонда соответствующего бюджета (ст. 24 Бюджетного кодекса); на определение видов расходов, которые включаются в Государственный бюджет и обеспечивают конституционный строй государства, государственную целостность и суверенитет, независимое судопроизводство и другие расходы, которые не передаются в местные бюджеты; на предоставление трансфертов из Государственного бюджета. Украина в лице Верховной Рады Украины и органов исполнительной власти наделена полномочиями и по отношению к местным бюджетам. На основании статей Конституции Украины, Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» и Бюджетного кодекса между государством, Автономной Республикой Крым и местным самоуправлением устанавливаются отношения по поводу обеспечения соответствующих бюджетов финансовыми ресурсами, необходимыми для исполнения возложенных на них функций (ст. 142 Конституции Украины). Государство обязано: — оказывать финансовую поддержку местному самоуправлению и принимать участие в формировании местных бюджетов (ст. 142 Конституции Украины); — гарантировать органам местного самоуправления доходную базу, достаточную для обеспечения населения услугами на уровне минимальных социальных потребностей (ст. 64 Бюджетного кодекса); — утверждать дифференцированные и единые нормативы отчислений от общегосударственных доходов и налогов в местные бюджеты высшего уровня (ст. 65, 66, 68 Бюджетного кодекса); — изымать у местных бюджетов в Государственный бюджет часть излишка в случае превышения прогнозируемых показателей доходов местных бюджетов расчетного объема расходов соответствующего бюджета (ст. 100 Бюджетного кодекса); — определять размеры субвенций и целевых направлений их использования (ст. 102, 105 Бюджетного кодекса); — осуществлять контроль за законным, целесообразным, экономным расходованием средств и надлежащим их учетом. Бюджетные полномочия органов местного самоуправления складываются из установления порядка прохождения местных бюджетов (составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, их утверждение решениями о местных бюджетах, их исполнение, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов). Согласно статье 75 Бюджетного кодекса особенности составления расчетов к проектам бюджетов на следующий период Совету Министров АР Крым, местным государственным администрациям и исполнительным органам соответствующих советов доводит Министерство финансов Украины. Поскольку в Украине существует еди-ная бюджетная система и бюджетные отношения регулируются единым бюджетным законодательством (ст. 4 Бюджетного кодекса), органы местного самоуправления, самостоятельно решая вопросы местного значения, имеют полномочия в сфере бюджетов деятельности, которые можно объединить в три группы: 1) по отношению к Государственному бюджету Украины; 2) по отношению к собственному бюджету; 3) по отношению к бюджету низшего уровня. Глава 7 БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС Понятие бюджетного процесса. Каждый бюджет проходит свой цикл, начинающийся с составления прогнозных показателей, Основных направлений бюджетной политики на планируемый период, на их основе — проекта бюджета и проекта закона о бюджете, рассмотрение проекта бюджета и проекта закона о бюджете Верховной Радой Украины в трех чтениях, утверждение закона о бюджете. С началом планируемого бюджетного периода начинается исполнение бюджета и продолжается до окончания, т.е. до 31 декабря, а после окончания бюджетного года начинается стадия составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета. Лишь после принятия представительным органом, утвердившим бюджет и акт о бюджете, решения об утверждении отчета об исполнении бюджета цикл по одному бюджету считается оконченным. Таким образом, бюджетный цикл длится с февраля предшествующего планируемому бюджетному периоду месяца, включает обсуждение и принятие бюджета на планируемый период, весь бюджетный период, т.е. выполнение бюджета в течение года, а затем составление, рассмотрение и утверждение отчета о выполнении бюджета. Бюджетный процесс, как принято считать в большинстве стран, — это регламентированная правовыми нормами деятельность органов государства и местного самоуправления по формированию бюджета, его исполнению, а также по составлению, рассмотрению и утверждению отчета о его исполнении. Весь бюджетный процесс делится на определенные стадии, т.е. этапы деятельности, в результате которых бюджет приобретает новые качества. Бюджетный кодекс Украины в ст. 19 устанавливает четыре стадии бюджетного процесса: 1. Составление проекта бюджета; 2. Рассмотрение и принятие закона о Государственном бюджете и решений о местных бюджетах; 3. Исполнение бюджета и внесение в Закон о Государственном бюджете Украины или решение о местном бюджете изменений в случае необходимости,* 4. Подготовка, рассмотрение и принятие решения по отчету об исполнении бюджета1. Стадия составления проекта бюджета. Статья 116 Конституции Украины возложила обязанность составления проекта бюджета и проекта Закона о Государственном бюджете на Кабинет Министров. Кабинет Министров организует работу по составлению бюджета через Министерство финансов. Министр финансов Украины на основе основных макропоказателей экономического и социального развития Украины и анализа исполнения бюджета текущего бюджетного периода определяет общий уровень доходов и расходов бюджета, дает оценку объему финансирования бюджета. На основе этих показателей вырабатывается проект основных •направлений бюджетной политики на последующий бюд-жетный период, который не позднее 1 июня заслушивается Верховной Радой Украины2 (ст. 33 Бюджетного кодекса). После принятия Основных направлений бюджетной политики на предстоящий бюджетный период Министерство финансов Украины разрабатывает инструкции по подготовке бюджетных запросов главными распорядителями бюджетных средств, устанавливая порядок и сроки подачи. 1 В отмененном Бюджетным кодексом Украины Законе Укра 2 Ни Конституция Украины, ни Бюджетный кодекс не предусматривают бюджетного послания Президента Украины, как это До 1 апреля года, предшествующего плановому, Национальный банк Украины представляет в Верховную Раду Украины и Кабинет Министров проект основных положений денежно-кредитной политики на предстоящий бюджетный период и свою смету доходов и расходов на предстоящий год с тем, чтобы превышение доходов над его расходами могли учесть в доходной части Государственного бюджета. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета. Проекты бюджетов и актов о них вносят на рассмотрение соответствующих представительных органов исполнительные органы. Конституция Украины в ст. 96 установила, что не позднее 15 сентября Кабинет Министров Украины представляет в Верховную Раду Украины проект Закона о Государственном бюджете Украины на следующий год. В связи с этим право внесения проекта Закона о Государственном бюджете Украины в Верховную Раду Украины принадлежит только Правительству. Проект Закона о Государственном бюджете рассматривается народными депутатами Украины, комитетами, фракциями и группами Верховной Рады Украины. Верховная Рада Украины до первого рассмотрения проекта Закона о Государственном бюджете Украины может вернуть его Кабинету Министров Украины на доработку на недельный срок. На первом чтении проекта Закона о Государственном бюджете Украины с докладом о Заключении и предложениях Верховной Рады Украины по этому вопросу выступает председатель Комитета по вопросам бюджета. Заключение и предложения депутатов голосуются в целом. Постатейное голосование применяется в случаях непринятия Верховной Радой Украины представленного Кабинетом Министров Украины проекта Закона о Государственном бюджете.
Утверждение Заключения и предложений Верховной Рады Украины к проекту Закона о Государственном бюджете считается принятием проекта Закона о Государственном бюджете Украины в первом чтении. На втором чтении, прежде всего, утверждается общий объем дефицита (профицита), доходов и расходов Государственного бюджета с последующим постатейным голосованием проекта Закона о Государственном бюджете Украины. Второе чтение должно быть окончено не позднее 20 ноября года, предшествующего плановому. Согласно п. 3 статьи 43 Бюджетного кодекса общий объем дефицита (профицита), доходов и расходов Государственного бюджета Украины на предстоящий год, объем межбюджетных трансфертов и другие положения, необходимые для формирования местных бюджетов, должны быть приняты во втором чтении обязательно и не подлежат рассмотрению в третьем чтении. Третье чтение должно начаться не позднее 25 ноября года, предшествующего плановому (ст. 44 Бюджетного кодекса). После доклада председателя Комитета по вопросам бюджета и содоклада Министра финансов Украины Верховная Рада Украины проводит голосование по статьям, не принятым во втором чтении, и по проекту закона в целом. Закон о Государственном бюджете должен быть принят не позднее 1 декабря. Исполнение бюджета1. Основным документом для исполнения бюджета является бюджетная роспись, составляемая Министерством финансов Украины и утверждаемая Министром финансов в течение месяца после вступления в силу Закона о Государственном бюджете. Роспись составляется так, чтобы по возможности удалось избежать кассовых разрывов, т.е. поступающие доходы покрывали необходимые расходы. Роспись подается для исполнения Государственному казначейству. Все изменения бюджета, связанные с его исполнением, отражаются через роспись. 1 В п.1 статьи 51 Бюджетного кодекса третья стадия бюджетного процесса по исполнению бюджета почему-то разделена еще на 6 стадий. Представляется, что стадия исполнения — самая важная стадия бюджетного процесса, ибо ради нее столько усилий прикладывают исполнительные и представительные органы всех уровней, во время формирования бюджета столько правительств уходит в отставку. Все это для того, чтобы не только создать бюджет, но и чтобы его по назначению исполнить. Бюджетные назначения распорядители бюджетных средств должны использовать по целевому назначению. Но и по целевому назначению их можно использовать по-разному. Но заключение договоров купли-продажи, услуг оформляется гражданско-правовыми, трудовыми и хозяйственно-правовыми нормами. Они касаются бюджетных правоотношений постольку, поскольку идет затрата бюджетных средств, но это не стадия бюджетного процесса. Доходы бюджетов зачисляются непосредственно на единый казначейский счет и не могут аккумулироваться на счетах органов взыскания. С 1998 г. в Украине перешли на казначейскую форму исполнения бюджета1. Механизм кассового исполнения Государственного бюджета по расходам регулируется приказом Государственного казначейства Украины №89 от 25 мая 2004 г., а по доходам — приказом Государственного казначейства Украины № 131 от 19 декабря 2000 г. Согласно этим приказам распорядителям I и II степени открываются сводные личные счета для зачисления средств без определения кодов функциональной классификации расходов, которые подлежат дальнейшему перечислению на личные и регистрационные счета. Главными распорядителями являются: по Государственному бюджету — министры и руководители центральных органов исполнительной власти; по местным бюджетам — руководители отделов областных, городских, районных госадминистраций; по сельским и поселковым — председатели сельских и поселковых советов. Главные распорядители наделяются правом использовать бюджетные средства на содержание аппарата управления, на централизованные мероприятия и распределять средства между нижестоящими распорядителями. Распорядители II степени — бюджетные учреждения в лице их руководителей, уполномоченных на получение бюджетных средств, использование их на покрытие расходов, связанных с деятельностью учреждения, и на распределение средств для перевода распорядителям III степени и непосредственно подчиненным им получателям. Учреждения, финансируемые из Государственного и местных бюджетов, получают средства для своего функционирования на основе смет. Статья 51 Бюджетного кодекса определяет смету как основной плановый документ бюджетного учреждения, предоставляющий полномочия на получение доходов и осуществление расходов, определяющий объем и направление средств для выполнения бюджет- 1 Казначейская форма исполнения бюджета существовала до 1928 г. После проведения кассовой реформы в Советском Союзе перешли на банковскую систему кассового исполнения бюджета. В постановлении ЦИК и СНК это объяснялось тем, что банки
Распорядители бюджетных средств (ассигнований) могут выполнять свои обязанности по руководству учреждениями, связанными с затратами бюджетных денежных средств, только в границах ассигнований, предусмотренных в соответствующих бюджетах, и составленных на их основе смет. Любые договоры, заключаемые бюджетными учреждениями с превышением ассигнований, выделяемых из бюджетов, считаются недействительными (п. б ст. 51 Бюджетного кодекса). Завершение бюджета. В соответствии со ст. 57 Бюджетного кодекса не позднее 31 декабря или в последний день другого бюджетного периода Государственное казначейство Украины закрывает все счета, открытые в текущем бюджетном периоде. Как исключение, Министр финансов может определить другой срок закрытия счетов, но он не может быть позднее, чем через 5 рабочих дней после окончания бюджетного периода. На конец бюджетного периода Государственное казначейство Украины сохраняет остатки средств на счетах специального фонда Государственного бюджета Украины для покрытия соответствующих расходов в будущем бюджетном периоде с учетом их целевого назначения. Счета специального фонда открываются в наступающем бюджетном периоде с учетом неизрасходованных в предыдущем году средств, которые были получены на выполнение соответствующих заданий. Поступления и расходы учитываются в том бюджетном периоде, в котором они были осуществлены. Защищенными статьями расходов бюджета считаются статьи расходов Государственного бюджета, определяемые в ежегодных законах о Государственном бюджете и не подлежащие сокращению при секвестре расходов. К ним относятся: заработная плата сотрудников бюджетных учреждений; начисления на заработную плату; приобретение медикаментов и перевязочных материалов; обеспечение продуктами питания; выплаты по государственному долгу; трансферты населению; трансферты местным бюджетам. Глава 8
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |