КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансового права
СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ И НАУКА Система финансового права. Система финансового права как отрасли права — это объективно обусловленное финансовой системой внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности. Финансовое право состоит из огромного количества правовых норм, которые по своей значимости неодинаковы. В него включаются нормы, которые закрепляют принципы 1 См.: Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. — М., 1955. — С. 176. и положения, применяемые во всех видах финансовой деятельности, а другие принимаются государством для регулирования конкретных видов финансовых отношений. Поэтому финансовое право состоит из двух частей: Общей и Особенной. В Общую часть включаются финансово-правовые нормы, которые закрепляют основы финансовой деятельности государства, ее принципы, методы, правовые формы, финансовую систему, круг и компетенцию органов государства и органов местного самоуправления в области финансов и разграничение их полномочий, виды, формы и методы финансового контроля. Положения, включаемые в Общую часть финансового права, имеют одинаковое значение при осуществлении финансовой деятельности как органами государства, так и органами местного самоуправления. Особенная часть финансового права делится на разделы или подотрасли, состоящие из финансово-правовых институтов и субинститутов1, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: 1) государственного и местных бюджетов; 2) государственных и муниципальных внебюджетных • целевых фондов; 3) государственного и муниципального кредита; 4) государственного и муниципального долга; 5) государственных и муниципальных расходов; 6) обязательного страхования; 7) валютного контроля; 8) денежной эмиссии и денежного обращения. имеют соответствующие наименования и научную обоснованность. Построение системы финансового права на основе объективно существующих финансовых отношений и Достижений теории юридической науки дает возможность наиболее правильного изучения и применения финансово- 10 том, что разделы Особенной части финансового права делятся на подотрасли, институты, подинститутыит.д., много лет назад писали Е.А. Ровинский. Советское финансовое право. — М.: Юр. лит., 1978. — С. 27-28; М.И. Пискотин. Советское бюджетное право. — М., 1971. — С. 49-53; В.В. Бесчеревных. Компетенция Союза ССР в области бюджета. — М., 1976. — С. 24-32; Н.И. Хи-Мичева. Финансовое право. — М.: Изд-во БЕК, 1995. — С. 22-23. правовых норм, что содействует укреплению законности в Украине. Таким образом, система финансового права — это объективно обусловленное финансовой системой, как совокупностью финансовых отношений, внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности. Источники финансового права. Источник отрасли пра ва — это способ выражения правовых норм. Источниками финансового права являются законы, Указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины, приказы и инструкции центральных исполнительных органов, решения органов местного самоуправления; т.е. финансовые нормативно-правовые акты, регулирующие финансовые отношения, различаются по органам, их издающим, и, следовательно, по юридической силе. Определяющее значение по отношению к другим актам в финансовом праве, как и в любой другой отрасли, имеет Конституция Украины. Конституция Украины содержит основополагающие принципы, на которых базируется отрасль финансового права. Конституция Украины определяет отправные начала нормативной регламентации финансовых отношений и является базой для финансового законодательства. Конституционные нормы, как основной источник финансового права, условно можно объединить в две группы: нормы непосредственного действия, регулирующие финансовые отношения, и нормы, которые являются базой разветвленного финансового законодательства. В финансовом праве нормативно-правовые акты подразделяются на постоянно (длительно) действующие (таких большинство) и периодические, принимаемые на один годичный (бюджетный) период. Среди законов Украины источниками финансового права являются ежегодные законы Украины «О Государственном бюджете Украины», принятый 21 июня 2001 года Бюджетный кодекс Украины, разветвленное налоговое законодательство'. 1 В Верховной Раде Украины находится принятый в первом чтении проект налогового кодекса Украины. Значительное место среди источников финансового права занимают Указы Президента по финансовым вопросам. Например, Указ Президента Украины «Об укреплении финансовой дисциплины и предотвращении правонарушений в бюджетной сфере» от 25.12.2001 № 1251/20011, Указ Президента Украины «О мерах по повышению эффективности контроля за использованием бюджетных средств» от 19.09.2000 № 1074/20002, Указ Президента Украины «О Государственном казначействе Украины» от 27.04.95 № 335/95 и т.п. Источниками финансового права являются постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины по финансовым вопросам. Самостоятельную группу источников финансового права образуют решения органов местного самоуправления по финансовым вопросам. Их особенностью является территориальная ограниченность и самостоятельность в принятии решений, касающихся местных бюджетов, установления местных налогов и сборов (ст.ст. 142 и 143 Конституции Украины). Решения органов местного самоуправления обязательны для расположенных на их территории предприятий, организаций, должностных лиц и граждан. Глава 4 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ Понятие и значение финансового контроля. Финансовый контроль представляет специальный государственный контроль, осуществляемый как деятельность финансовых органов и их должностных лиц по обеспечению законности, финансовой дисциплины и целесообразности при мобилизации, распределении и использовании централизованных и децентрализованных денежных фондов и связанных с ними материальных средств. При анализе содержания финансового контроля необходимо обратить внимание на некоторые особенности, раскрывающие его: 1 Урядовий кур'єр, 11.01.2002, № 6. 2 Офіційний вісник України. — 2000. — № 38. 1. Это специальный государственный контроль, который а) осуществляется специальными субъектами, наделен б) осуществляется в отношении специального объекта — 2. Он включает контроль за финансовой дисциплиной. Это предполагает широкий подход к содержанию финансового контроля. 3. Финансовый контроль характеризуется четкой целенаправленностью. Прежде всего речь идет о направленности объекта контроля, о чем подчеркивалось выше. Но важно учитывать и целевой характер движения денежных фондов в условиях публичного регулирования, когда денежные ресурсы выделяются на обозначенные цели и нецелевое их расходование ограничено императивными запретами. 4. Финансовый контроль связан не только с денежными, но и с материальными средствами. Естественно, участвуют последние в данном процессе косвенно, опосредованно: а) как объект определения денежных обязанностей (к при б) как средство обеспечения денежных обязательств, Объектом финансового контроля являются преимущественно денежные отношения, возникающие при движении публичных денежных ресурсов. При этом объект финансового контроля необходимо отличать от предмета. Предметом же финансового контроля является, фактически, первичная документация (бухгалтерские отчеты, сметы, балансы и т.д.), свидетельствующая и подтверждающая движение контролируемых денежных фондов. В широком смысле слова объект финансового контроля не ограничивается только денежными средствами. Он предполагает и контроль за использованием материальных, трудовых, природных и иных ресурсов, поскольку именно они ложатся в основу определения финансовых обязанностей субъектов. Виды финансового контроля. Финансовый контроль можно характеризовать по нескольким направлениям: характеру органов, которые его осуществляют, времени проведения, направлениям контролируемой деятельности и т.д. Именно эти основания и ложатся в основу выделения видов финансового контроля. Исходя из этого финансовый контроль можно классифицировать по нескольким направлениям: 1. По времени осуществления: а) предварительный; б) текущий; в) последующий. 2. По субъектам, осуществляющим контроль: а) государственный; б) независимый. 3. По содержанию, природе контролируемых отношений а) бюджетный контроль; б) налоговый контроль; в) банковский контроль; г) валютный контроль. 4. По источникам контроля: а) документальный — финансовый контроль, состоящий б) фактический — финансовый контроль, в ходе которо 5. По периодичности осуществления: а) оперативный финансовый контроль осуществляется б) периодический финансовый контроль охватывает Методы финансового контроля. Методы финансового контроля представляют собой способы и приемы его проведения, осуществления контрольных мероприятий. Выбор конкретного метода контроля зависит от многих факторов, но прежде всего — это вид контролируемого и контролирующего субъекта, объект контроля, его цели и задачи. Методы финансового контроля реализуются в методиках, правилах его проведения, определенных конкретных действиях, детализирующих порядок проведения проверок. Методика финансового контроля имеет в большей степени прикладной характер, регулируется в основном процессуальными нормами, часто — актами применения права. Финансовый контроль осуществляется следующими методами: 1. Учет предполагает контролирующие действия, озна а) учет обязанных лиц при включении данных о них в б) учет объектов (денежных средств, материальных ре 2. Обследование осуществляется в отношении отдельных сторон деятельности контролируемого субъекта, опирается на широкий круг показателей и проводится в целях определения необходимости проведения детальной проверки или ревизии. Зачастую при обследовании используются такие приемы как опрос и анкетирование. 3. Анализ представляет собой системный и пофакторный метод финансового контроля, проводимый по периодической или годовой отчетности, на основании которого определяется уровень выполнения плана, норм, финансовой дисциплины. 4. Проверка представляет собой единичное контрольное действие на определенном участке деятельности контролируемого субъекта, осуществляемое на месте с использованием учетных, отчетных документов для выявления на- рушений финансовой дисциплины и устранения их последствий. Проверка выражается в сопоставлении фактических данных контроля с данными, отраженными в первичной документации. В основном в ходе проверок контролируются отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности. По итогам определяются мероприятия для устранения выявленных недостатков. 5. Ревизия представляет собой системную деятельность специальных органов финансового контроля по анализу и исследованию первичной учетной и отчетной документации, связанной с исполнением финансовых обязанностей контролируемых субъектов с целью проверки их своевременного и полного исполнения, правильного ведения учета, исчисления сумм и осуществления отчетности. В отличие от проверки, которая представляет единичное контролируемое действие, ревизия имеет системный характер. Объектом ревизии являются денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, сметы, декларации и иные документы, независимо от способов предоставления информации, связанной с определением финансовых обязанностей. Органы финансового контроля. Финансовый контроль осуществляется системой органов. Их многообразие может классифицироваться по многим основаниям (по характеру функций и объему компетенции; по принадлежности к ветвям власти; по вертикальному уровню власти; по способу формирования)1. Применяются и иные варианты классификации2. Представляется необходимым выделить несколько основных вариантов классификации органов финансового контроля. В некоторой мере они уже затрагивались при характеристике органов финансовой деятельности, однако в данном случае сфера их деятельности сужается — только область финансового контроля. С этих позиций контролирующие органы можно разделить: См. подробнее: Родионова В.М., ШлейниковВ.И. Финансовый контроль: Учебник. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.— С. 37. 2 См.: Фінансове право: Навчальний посібник для студентів Юрид. вузів та факультетів. — К.: Вентурі., 1998.— С. 52-62. а) по уровню: — Верховная Рада Украины; — Президент Украины; — Кабинет Министров Украины; — органы местного самоуправления; б) по компетенции: — органы общей компетенции (осуществляют финансовый контроль, наряду со своей основной деятельностью); — органы специальной компетенции (созданы специально и исключительно для действий в области финансового контроля); в) по институтам: — налоговые органы; — органы Государственного казначейства; — контрольно-ревизионные органы; — банки и финансово-кредитные учреждения. Содержание деятельности контролирующих органов связывается со стадиями движения денежных фондов. В зависимости от участия на той или иной стадии и разграничивается их компетенция. Формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов осуществляется в основном за счет поступления налогов и сборов. Соответственно этому наделены полномочиями налоговые органы. Аудиторский контроль. Наряду с государственным контролем в современных условиях используется аудиторский финансовый контроль. Аудиторский контроль направлен на удовлетворение потребностей заказчиков аудиторской проверки, получение объективной информации о состоянии контролируемого объекта, оценку его финансового положения. Аудиторская деятельность в Украине регламентируется Законом Украины «Об аудиторской деятельности» от 22 апреля 1993 года1. Аудиторская деятельность включает в себя организационное и методическое обеспечение аудита, практическое использование аудиторских проверок, предоставление иных аудиторских услуг. Услуги могут предоставляться в форме аудиторских проверок, связанных с ними экспертиз, консультаций по вопросам бухгалтерского учета, отчет- 1 Ведомости Верховной Рады Украины.— 1993.— № 23.— Ст. 243. ности, налогообложения, анализа финансово-хозяйственной деятельности, иных видов экономико-правового обеспечения предпринимательской деятельности юридических и физических лиц. Инициативная аудиторская проверка осуществляется на основании договора между аудитором или аудиторской организацией и контролируемым субъектом (или пользователем бухгалтерской отчетности), по инициативе последнего. Пользователями бухгалтерской отчетности могут быть уполномоченные представители органов государственной власти, юридические и физические лица, заинтересованные в деятельности хозяйствующего субъекта (собственники, учредители, кредиторы, инвесторы и т.д.), имеющие право на получение подобной информации. Пользователи бухгалтерской отчетности имеют право выступать заказчиками на проведение аудита, определять объемы и направления проверок. Обязательная аудиторская проверка осуществляется в случаях, закрепленных ст. 10 Закона Украины «Об аудиторской деятельности»: 1) подтверждение достоверности и полноты годового баланса и отчетности коммерческих банков, фондов, бирж, иных предприятий, отчетность которых официально публикуется; 2) проверка финансового положения учредителей коммерческих банков, инвестиционных фондов, холдинговых компаний, предприятий с иностранными инвестициями; 3) эмитентов ценных бумаг; 4) процедура банкротства или признание неплатежеспособным. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ Глава 5
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |