КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государства
ФИНАНСЫ. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩАЯ ЧАСТЬ Глава 1 Понятие финансов. Финансовая система государства. Обеспечение реализации внутренних и внешних функций государства невозможно без наличия и использования финансовых ресурсов. Именно за счет аккумуляции денежных средств в собственности государства, формирования специальных фондов создается возможность, в конечном итоге, существования самого государства. Понимание сущности и назначения финансов, особенностей их функционирования связано с природой и функциями государства, осуществлением расширенного воспроизводства, существованием товарно-денежных отношений. Формируясь в сфере материального производства, основная масса денежных доходов впоследствии несколько трансформируется, преобразуется, движется в рамках различных правовых режимов. В этих условиях формируется своеобразная объективная двусторонняя связь финансов и государства. С одной стороны, природа финансов, их формы, размеры фондов определяют возможности государства, задачи и направления его деятельности, гарантируют финансово обеспеченные перспективы государственного развития. С другой стороны, с помощью финансов государство активно воздействует на все стороны процесса воспроизводства. С их помощью происходит распределение результата воспроизводства — совокупного общественного продукта, перераспределение и доведение его составных частей до конечного потребителя. За счет финансовых ресурсов организуется стимулирование, развитие производства, поддержание объективных и рациональных пропорций развития общественного производства, государства в целом. Существование финансов объективно связано с необходимостью изъятия, формирования и распределения государством части совокупного общественного продукта. Этим
определяется и назначение финансов — распределение и перераспределение совокупного общественного продукта в денежной форме. Именно этим характеризуются признаки финансов, их место и роль, особенности проявления, формы закрепления и регулирования государством. Особенности финансов определяются несколькими положениями: 1. Финансы тесно связаны с природой и функциями государства, определяются специфическими его формами и задачами государственного развития на конкретном этапе. 2. Финансы представляют специфические, однородные отношения между государством, юридическими и физическими лицами по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов. 3. Финансы неразрывно связаны с существованием товарно-денежных отношений. 4. Финансы связаны с распределением и перераспределением части совокупного общественного продукта. Финансы как правовая категория могут использоваться в двух аспектах: а) широкий (межотраслевой); б) узкий (финансово-правовой). В первом значении финансы (или отдельные их аспекты, стороны) востребованы многими отраслями права и имеют общеотраслевое значение. Например, понятие цены, стоимости, дохода и т.д. — это отношения, регулирующиеся и гражданским, и финансовым, и административным, и трудовым правом, иными отраслями. Во втором случае речь идет о публичном значении финансов, исключительно денежных фондах государства и территориальных громад. В этой ситуации общеотраслевые понятия, категории приобретают специально-отраслевой характер и значение, выражают специфические, однородные финансово-правовые отношения. Общеотраслевые категории дохода, стоимости, цены приобретают финансово-правовое значение. Финансы, представляя собой отношения между людьми по поводу формирования, распределения и использования денежных фондов, тесно связаны с деньгами, денежными средствами, что, однако, не позволяет поставить между ними знак равенства. Финансовые отношения, будучи преимущественно денежными отношениями, не адекватны им, ведь за пределами их остаются отношения, регулирующие уплату штрафов (административное право), отношения купли-продажи (гражданское право), отношения по выплате заработной платы, пенсий, пособий (трудовое право) и иные отношения, связанные с движением денег, но не являющиеся финансовыми. Финансовые отношения связаны не только с деньгами. В определенной мере сюда вовлечена группа и натуральных отношений. Естественно, они неразрывно связаны или про-изводны от денежных, но не адекватны им. Например, действующее законодательство закрепляет возможность уплаты налога в натуральной форме (фиксированный налог с сельскохозяйственных производителей), хотя по своей природе налог — это денежные поступления. Финансовые отношения охватывают и отношения по обеспечению обязанности по уплате налога (реализация имущества налогоплательщика). Естественно, что эти отношения либо опосредуют денежные, либо связаны с определенными трудностями, носят временный характер. Однако и это подчеркивает неадекватность финансов и денег. Объективная необходимость финансов обуславливается существованием государства, наличием товарно-денежных отношений. Денежные же фонды образуют материальное содержание финансов, но не их сущность. Финансы представляют собой отношения, регулирующие формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов. Финансы, составляя целостную, однородную систему, предполагают определенную внутреннюю видовую дифференциацию. Обусловлена она более детальным, специальным анализом внутренних составных частей финансов, отличающихся специфическими особенностями и режимами. В этих условиях однородные, единые по формам и методам формирования или распределения денежных средств, отношения определяются как финансовый институт. Наличие единых по природе и содержанию, но различных по форме финансовых институтов обусловлено многообразием сфер применения финансов, направлениями их реализации. Совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих финансовых институтов составляет финансовую систему государства. Финансовую систему часто характеризуют в двух аспектах1: а) как совокупность финансовых институтов, опосреду б) как совокупность государственных органов и учреж Второй аспект будет затрагиваться при анализе компетенции органов финансовой деятельности, органов финансового контроля, содержание же финансовой системы раскрывается через систему финансовых институтов. Финансовая система включает следующие звенья: 1. Бюджетная система. 2. Кредитная система. 3. Обязательное государственное страхование. 4. Финансы предприятий. Финансовая деятельность государства: содержание, принципы, методы. Объективная необходимость финансов (существование товарно-денежных отношений; распределение совокупного общественного продукта; контроль за хозяйственной деятельностью) делает абсолютно необходимой деятельность по их управлению. Финансовая деятельность государства представляет собой деятельность государства по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях обеспечения осуществления функций государства, задач социально-экономического характера, управления, обороноспособности, деятельности государственных органов. Содержание финансовой деятельности является, в конечном итоге, проявлением всех функций государства, поскольку реализация любой государственной функции требует адекватного финансового обеспечения. В зависимости от содержания и характера функций финансовая деятельность осуществляется: а) как реализация государственной власти; б) как исполнительно-распорядительная деятельность, Финансовая деятельность, выступая необходимой составной частью механизма социального управления, обес- 1 См. Финансовое право: Учебник/ Под ред. проф. О.Н. Горбуновой. — М.: Юристъ, 1996. — С.15. печивает направление финансовых ресурсов в соответствующие отрасли экономики, управления, социальную сферу. При этом финансовой деятельности характерны определенные особенности: 1) в отличие от однородных сфер государственной деятельности, она имеет межотраслевой, всеобщий характер, поскольку обеспечение финансовыми ресурсами направлено на все отрасли и сферы государственного управления, область контроля; 2) финансовая деятельность реализуется как государственными органами, так и органами местного самоуправления (в некоторых случаях она реализуется через совместную деятельность этих органов); 3) финансовая деятельность сочетает как непосредственное управление с использованием императивных методов (в отношении государственных предприятий и т.д.), так и косвенное, рекомендательное управление (в отношении денежных ресурсов негосударственных юридических лиц, физических лиц); 4) финансовая деятельность осуществляется через деятельность как представительных, так и исполнительных органов власти. Объектом финансовой деятельности являются отношения, регулирующие движение государственных денежных фондов на всех стадиях их оборота (формирования, распределения, использования). В узком смысле слова речь идет о движении денег, образующих государственные фонды. Субъектный состав отношений, регулирующих финансовую деятельность, довольно традиционен и определен (государство, территориальные громады, юридические и физические лица). Однако хотелось бы подчеркнуть особенность роли государства. Его роль и место характеризуется в этих условиях определенной двойственностью: — с одной стороны, государство выступает в качестве хозяйствующего субъекта, сочетающего статус собственника денежных средств и организатора хозяйственной деятельности; — с другой стороны, государство выступает носителем власти, что реализуется и в области финансовой деятельности. Методы финансовой деятельности дифференцируются в зависимости от стадий движения денежных фондов: 1. Методы мобилизации денежных ресурсов: а) метод обязательной мобилизации реализует безуслов б) метод добровольной мобилизации предполагает пре 2. Методы распределения денежных ресурсов: а) метод финансирования представляет целевую, плано б) метод кредитования означает целевую, возмездную, Методы финансирования и кредитования могут подразделяться на различные подвиды в зависимости от цели использования средств, источников их образования, организационно-правовых режимов субъектов и т.д. 3. Методы использования денежных ресурсов в большей а) в зависимости от направленности расходования: — пообъектный — предполагает направление денежных ресурсов на финансирование определенных объектов (имущественных комплексов и т.д.); — посубъектный — выделение и передача денежных средств отдельным субъектам (конкретным распорядителям или получателям бюджетных средств — отдельным лицам, категориям лиц либо регионам); б) в зависимости от формы поступления денежных ре — безналичные денежные перечисления, расчеты; — наличные денежные средства. Органы, осуществляющие финансовую деятельность. Государство руководит финансовой деятельностью через государственные органы, наделенные с этой целью специальной компетенцией, В зависимости от характера деятельности, полномочий в области финансовой деятельности все органы, участвующие в ней, делятся на две группы. В финансовой деятельности принимают участие практически все государственные органы в зависимости от их компетенции, установленной Конституцией Украины и законами Украины, нормативными актами, определяющими их правовой статус, и др. Одна группа органов, осуществляющих финансовую деятельность, относится к органам общей компетенции. В данной ситуации они реализуют полномочия в области финансовой деятельности наряду с другими типами полномочий. Осуществляя деятельность по многим направлениям, они реализуют и финансовую в том числе (Верховная Рада Украины, Кабинет Министров и т.д.), которая не является для них основной или единственной. Другую группу составляют органы специальной компетенции, созданные государством и наделенные полномочиями исключительно для осуществления финансовой деятельности (органы Государственного казначейства, контрольно-ревизионные органы и т.д.). Глава 2 ФИНАНСОВОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА Понятие финансового права, его предмет и метод. В основу деления совокупности правовых норм на отрасли берется материальное содержание отношений, которые регулируются этими нормами, т.е. предмет правового регулирования. Наличие предмета правового регулирования — основной признак самостоятельности отрасли права. Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе мобилизации денежных ресурсов в централизованные и децентрализованные фонды государства и органов местного самоуправления, их распределения и использования, а также в ходе контроля за движением этих средств, их эффективным и целевым использованием и в связи с денежной эмиссией. Оно закрепляет также общие принципы и формы финансовой деятельности государства, методы мобилизации и распределения денежных средств через централизованные и децентрализованные фонды, получения их участниками финансовых правоотношений. Нормы финансового права закрепляют права и обязанности сторон финансовых отношений. Специфика общественных отношений, регулируемых финансово-правовыми нормами, состоит в том, что они возникают из деятельности по непосредственной мобилизации, распределению либо использованию денежных фондов, являющихся частью национального дохода страны, т.е. критерием отграничения финансово-правовых отношений от других видов отношений, имеющих денежный характер, одной стороной которых выступает наделенный властными полномочиями орган государства или местного самоуправления, является функция мобилизации, распределения либо использования централизованных или децентрализованных фондов денежных средств. Дополнительным признаком отграничения финансового права от других отраслей является метод финансово-правового регулирования. Метод финансового права, как и у всех отраслей права, как публичного, так и частного — это юридические приемы и способы, которыми государство воздействует на субъектов отношений, регулируемых нормами конкретных отраслей права. Приемы и способы воздействия на субъектов отношений, являющихся предметом той или иной отрасли права, раскрываются через правовое положение субъектов этого рода общественных отношений1, в финансово-правовых отношениях субъекты не равны (одна сторона, выражающая публичный финансовый интерес, всегда наделена властными полномочиями по отношению к другой стороне) и в характере действий, присущих субъектам2. 1 См.: Алексеев С.С. Общие теоретические проблемы системы 2 См.: Явич Л.С. К вопросу о предмете и методе правового ре Как отрасли публичного права, финансовому праву присущ метод государственно-властных предписаний, как и всем другим отраслям, относящимся к публичным (административному, уголовному и т.д.), т.е. обязательная сторона финансово-правовых отношений — орган государственной власти или орган местного самоуправления, поддерживая публичный финансовый интерес, дает обязательное предписание другой стороне в области финансов. В этом и состоит сущность метода властных предписаний. Итак, финансовое право — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области мобилизации, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и органов местного самоуправления, необходимых для их бесперебойного функционирования. Присущая предмету финансового права специфика позволяет отграничить его от других отраслей единой по своей сущности системы права Украины и обнаружить неразрывную связь не только с основными, ведущими отраслями права — конституционным, административным, гражданским, уголовным, но и со всеми другими отраслями. Для финансового права, как и для всех отраслей публичного права, характерен основной метод правового регулирования — метод государственно-властных предписаний. Однако, как мы установили, постоянная потребность государства и органов местного самоуправления делает метод финансово-правового регулирования специфическим. Он распространяется на обе стороны финансовых правоотношений. Финансово-правовые нормы, их содержание, особенности и виды. Широкий круг отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности при мобилизации, распределении и использовании денежных фондов государства и органов местного самоуправления, регулируется финансово-правовыми нормами. Как и нормы всех других отраслей права, они устанавливаются государством в строго определенном порядке, в определенной форме, вводятся в действие официально и прекращают существовать в точно определенное время. Нормы (правила поведения) всех отраслей права носят общеобязательный характер. Государство, будучи за- интересованным в точном и неуклонном соблюдении юридическими и физическими лицами установленных им правил, обеспечивает их функционирование принудительной силой, т.е. нормы всех отраслей права являются обязательными, или иначе говорят, что они имеют императивный характер. Финансово-правовые нормы регулируют только отношения в области финансовой деятельности и содержат предписания и запреты, установленные государством по поводу порядка сбора, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Они, естественно, носят императивный характер, поскольку содержат государственные веления. Однако императив здесь имеет форму категорического предписания, что исключает изменения содержания нормы по волеизъявлению субъектов финансовых отношений. Категоричность финансово-правовой нормы свойственна для всех видов финансово-правовых норм, которые определяются в зависимости от того, какое поведение субъектов финансовых отношений они регулируют — активное или пассивное. Категоричность обязывающей нормы заключается в том, что она предписывает выполнить определенные в ней действия, связанные с мобилизацией, распределением либо использованием фондов денежных средств, запрещающей — не совершать действий, нарушающих финансовую дисциплину. Эти виды финансово-правовых норм сходны между собой определенностью, категоричностью формы и точностью предписания. В уполномочивающих нормах категоричность проявляется своеобразно. Субъекты финансовых правоотношений в пределах компетенции, установленной нормативно-правовыми актами, могут пользоваться уполномочивающей нормой и конкретизировать предписания государства. В случаях применения уполномочивающих норм их императивный характер сочетается с определенными правомочиями, установленными в строгих пределах. Категорическое выражение финансово-правовых норм касается в основном отношений, возникающих при сборе денежных средств в бюджет и их расходовании. При добровольном методе мобилизации денежных средств императивность несколько ограничена, но не исключается полностью. Государство и органы местного са- моуправления в одностороннем порядке устанавливают условия займов, но приобретение ценных бумаг идет по волеизъявлению приобретателей. Таким образом, содержанием финансово-правовых норм является деятельность государства и органов местного самоуправления по регулированию финансовых отношений путем официального их закрепления в форме прав и обязанностей субъектов этих отношений. Структура финансово-правовых норм не отличается от структуры норм других отраслей права, но в их составных частях отражаются особенности общественных отношений, регулируемых ими. Гипотеза финансово-правовой нормы определяет условия соблюдения правил поведения, причем эти условия всегда выражаются конкретно. Основой нормы является диспозиция, которая содержит требования нормы, устанавливает обязанности субъектов финансовых правоотношений и всегда выражена в безусловно определенной форме. Так, статья 1 Декрета Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с граждан» установила, что плательщиками подоходного налога (субъектами налогообложения) в Украине являются граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства как те, которые имеют, так и те, которые не имеют постоянного места жительства в Украине. Гипотеза определяет условия, при которых физические лица становятся плательщиками подоходного налога. Диспозиция предписывает этим субъектам уплачивать налог, определяя их права и обязанности. Санкция финансово-правовой нормы содержит указания на меру невыгодных для ее нарушителя последствий, которые выражаются в применении специального финансового воздействия (пеня, штраф, прекращение финансирования, закрытие текущих счетов и т.п.). По своему содержанию нормы финансового права подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем средств, которые должны поступить в централизованные и децентрализованные фонды от юридических и физических лиц, и объемы расходов, которые будут профинансированы за счет этих фондов, источники образования денежных ресурсов, т.е. они заключают в себе матери- альное содержание юридических прав и обязанностей субъектов финансовых правоотношений. Процессуальные финансово-правовые нормы определяют процедуру деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по мобилизации средств в централизованные и децентрализованные фонды и порядок реализации обязанностей по внесению средств и расходованию их другой стороной финансовых правоотношений — юридическими и физическими лицами. В финансовом праве его институты включают в единстве как материальные, так и процессуальные нормы. И только в бюджетном праве, как разделе финансового, материальные правовые нормы объединяются в институте бюджетного устройства, а процессуальные — в бюджетном процессе. Бюджетный процесс — это установленная законом процедура похождения бюджета. Учитывая все вышесказанное, можно определить финансово-правовую норму как общеобязательные предписания компетентных государственных органов и органов местного самоуправления по поводу мобилизации, распределения и использования средств централизованных и децентрализованных фондов, выраженные в категорической форме и обеспеченные принудительной силой государства. Финансово-правовые отношения, их содержание, особенности и виды. В финансовых правоотношениях проявляются субъективные права их участников, т.е. происходит непосредственное влияние права на финансы, поскольку предписания государства по поводу мобилизации, распределения или использования денежных средств централизованных или децентрализованных фондов реализуются в поведении людей, принимающих участие в этой деятельности. Финансовые правоотношения в механизме влияния на финансы государства и органов местного самоуправления выполняют три функции: 1) указывают на круг лиц, на которых в конкретный период действует финансово-правовая норма; 2) закрепляют конкретное поведение юридических лиц и граждан в области мобилизации, распределения и использования фондов денежных средств, которого они должны придерживаться; 3) являются условием для воз- можности приведения в действие юридических средств обеспечения субъективных прав и правовых обязанностей участников финансовых правоотношений. Материальным содержанием финансовых правоотношений является поведение сторон (например, внесение суммы налога), а юридическим — субъективные права и обязанности, установленные финансово-правовой нормой. Субъективные права — это принадлежащая финансовому или кредитному органу для удовлетворения финансового интереса государства или органа местного самоуправления, от имени которого он выступает, мера дозволенного (возможного) поведения, обеспеченная юридическими обязанностями другой стороны отношений (например, плательщика налога). Именно обязанности другой стороны финансового правоотношения, содержащиеся в финансово-правовой норме, и являются гарантией соблюдения прав уполномоченного государством органа. Обязанность другой стороны финансовых правоотношений может состоять в воздержании от действий (использование бюджетных средств не по бюджетному назначению), либо, наоборот, исполнении обязанности (уплатить налог)1. Юридическая обязанность в финансовых правоотношениях — это предписанная обязанному субъекту (например, получателю бюджетных ассигнований) и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой должен придерживаться этот субъект. Им может быть и финансовый орган, который должен исполнить предписание, например, Верховной Рады Украины, содержащееся в Законе о Государственном бюджете Украины. Юридические факты — действия в финансовых правоотношениях — можно подразделить на правомерные и неправомерные. Правомерные действия как волевое поведение, предусматриваемое финансово-правовой нормой, делятся на: 1) индивидуальные акты; 2) юридические поступки; 3) правомерные действия, направленные на поддержку финансовых интересов государства. Индивидуальный акт — это правомерное действие сто-ро ны финансо вых правоотношений, с которой связаны 1 См.: Алексеев С.С. Общая теория права. — М.: Юрид. лит. — 1982.— С. 112-120. юридические последствия. Например, подача налоговой декларации в налоговую инспекцию. Юридический поступок — это правомерное действие, с которым финансово-правовая норма связывает юридические последствия в силу самого факта волевого действия. Например, налогоплательщик заявляет об обнаружении неполного подсчета доходов, подлежащих налогообложению. К активным действиям как юридическим фактам могут относиться не только правомерные действия (например, благотворительные взносы в государственный или местные бюджеты), но и неправомерные действия, т.е. поведение лиц, не соответствующее предписаниям финансово-правовых норм, приводящее к правонарушениям (нецелевое использование субвенции местным органом) и вызывающее защиту государством или органом местного самоуправления своих финансовых интересов1. И, наконец, юридические факты в виде юридических событий — это обстоятельство, не зависящее от воли людей, но влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений. Например, рождение ребенка дает право одному из родителей, если его месячный доход не превышает 10 минимальных заработных плат, на ежемесячное уменьшение налогооблагаемого дохода на один необлагаемый минимум доходов граждан. Глава 3
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |