КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственных доходов
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Понятие государственных доходов. Для реализации своих функций государству необходимы денежные ресурсы, с помощью которых и происходит финансирование реализации этих функций. Источником формирования денежных фондов государства является часть внутреннего валового продукта, которая переходит в собственность государства в форме различного рода платежей. Эта часть денежных средств и составляет государственные доходы, компетенцией по использованию которых наделяются государственные органы. Государственные доходы, аккумулируя денежные поступления, формируют определенную систему фондов. Они образуются как за счет средств государства, так и за счет средств негосударственных предприятий, учреждений, организаций, физических лиц. В основе об-разования этих фондов лежит принцип единства (законодательства, территории, условий и т.д.). В зависимости от порядка формирования и характера использования государственные доходы делятся на централизованные и децентрализованные. Централизованные доходы составляют доходы, которые сосредотачиваются на уровне Государственного бюджета, использование которых определяется нормами Закона о Государственном бюджете. Эта разновидность доходов играет основную роль в системе государственных доходов, именно за ее счет осуществляется реализация основных функций государства. Децентрализованные государственные доходы аккумулируются на уровне государственных предприятий, учреждений, организаций. Передача части государственных доходов в децентрализованное управление в определенной мере условно. В этой ситуации не меняется собственник, а государственные средства передаются в оперативное управление, не становясь собственностью государственных предприятий. Единая система государственных доходов не исключает, а, наоборот, предполагает их классификацию на определенные группы. В основе этого деления могут лежать различные основания. Наиболее принципиальный характер деления, на централизованные и децентрализованные, уже упоминался. Помимо этого государственные доходы можно классифицировать: а) по форме поступления: — налоговые платежи; — неналоговые платежи; б) по методам мобилизации: — обязательные; — добровольные; в) по форме собственности (или источникам образова — от государственного хозяйства; — от юридических лиц, основанных на негосударственной собственности; — от физических лиц и т.д. Система налогообложения Украины. Содержание налоговой системы охватывается не исключительно набором налогов и сборов, а некоторые особенности ее реализуются через определенные соотношения видов налогов и сборов. Таким образом, могут быть закреплены разные подходы: ориентация на налогообложение юридических или физических лиц, на имущественное или подоходное налогообложение, соотношение между прямым и косвенным налогообложением. Именно поэтому необходимо остановиться на классификации и анализе подходов при построении налоговой системы и соотношении налогов и сборов, составляющих ее содержание. При определении налоговой системы важно разграничить два подхода к ее пониманию. С одной стороны, налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов, платежей и выступает как механизм определенных, законодательно закрепленных рычагов по аккумуляции доходов государства. В этом случае она может совпадать с системой налогов, сборов, платежей. Здесь делается акцент на материальную сторону налоговой системы, которая обеспечивает механизм действия налогов. С другой стороны, налоговая система содержит в себе и достаточно широкий спектр процессуальных отношений по установлению, изменению, отмене налогов, сборов, платежей, обеспечению их уплаты, организации контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства. Это как бы теневая, но не менее важная часть налоговой системы. Таким образом, в широком смысле налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов и платежей, законодательно закрепленных в данном государстве; принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены; действий, которые обеспечивают их уплату, контроль и ответственность за нарушение налогового законодательства. Налог как правовая категория. Классификация налогов и сборов. Анализируя содержание налогов, необходимо учитывать, что они не являются единственным источником доходов бюджета и представляют собой только один из видов внеэкономического государственного принуждения. Кроме собственно налогов, которым принадлежит ведущая роль в формировании бюджета, существуют и другие виды изъятий в бюджеты: лицензионные и регистрационные сборы, сборы с населения. Кроме того, предприятия и граждане делают обязательные отчисления во внебюджетные фонды, платят различные тарифы и другие обязательные платежи. Многообразие форм изъятий вызывает необходимость определить, что же из них является непосредственно налогом, а что — неналоговыми платежами. Видимо, всю систему платежей, которые входят в налоговую систему, можно разделить на налоги и платежи налогового характера. Если к первой группе относятся именно налоги (на прибыль, на землю и т.п.), то вторая группа состоит из сборов и соответствующих налоговых платежей (таможенная пошлина, государственная пошлина и т.д.). На наш взгляд, налог — это форма принудительного отчуждения результатов деятельности субъектов, реализующих свою налоговую обязанность, в государственную или коммунальную собственность, который вносится в бюджет соответствующего уровня (или целевой фонд) на основании закона (или акта органа местного самоуправления) и выступает как обязательный, нецелевой, безусловный, безвозмездный и безвозвратный платеж. Хотелось бы обратить внимание на ряд признаков, характеризующих содержание налога: 1. Это вид платежа, закрепленный актом органа государственной власти. С.Г. Пепеляев подчеркивает, что право парламента утверждать налог является выражением права народа соглашаться на уплату налога1. Однако это не означает согласия каждого конкретного члена общества или даже определенных групп, слоев. Так, во многих странах существуют конституционные запреты на решение вопросов о налогообложении путем референдума. Вопрос о налогах и бюджете исключается из законов, регулирующих механизм референдума (Конституция Итальянской Республики, 4.2. ст.75)2. 2. Вплотную к этому признаку примыкает признак индивидуальной безоплатности или одностороннего характера его установления. В основу этого признака налога заложено однонаправленное движение средств от плательщика к государству. При этом плательщик не получает (на первый взгляд) ничего взамен, что означает отсутствие встречных обязанностей государства. Средства плательщика идут на удовлетворение общественных потребностей. Однако необходимо учитывать, что безоплатность имеет условный характер в связи с односторонней обязанностью плательщика. В общем же плане безоплатность означает, что денежные средства, которые выплачиваются как налог, переходят в бюджет без получения встречного возмещения или удовлетворения для плательщика. 3. Нецелевой характер налогового платежа означает поступление его в фонды, которые аккумулируются государством и используются на удовлетворение государственных потребностей. При этом не ясно, на удовлетворение каких именно целей расходуются поступления от конкретного налога, т.е. формируется как бы размытый, обезличенный денежный фонд государства — «деньги не пахнут». Конечно, требует отдельного рассмотрения проблема некоторых видов налогов, которые по своему характеру больше похожи на сборы (налог с владельцев транспортных средств и т.д.). 4. Безусловный характер налога является продолжением предыдущего признака и означает уплату налога, не связанную ни с какими встречными действиями, привиле- 1 См.: Основы налогового права / Под ред. С.Г. Пепеляева. — 2 См.: Конституции буржуазных стран. — М., 1982. — С.138. гиями со стороны государства. Последние два признака, вероятно, наиболее четко характеризуют суть налога и выделяют его из системы других платежей. 5. Платеж поступает в бюджет соответствующего уровня или целевого фонда. Распределение налогов по бюджетам, фондам осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией и может идти по двум основным направлениям; закрепление налога за определенным бюджетом или распределение налога между бюджетами. 6. Обязательный характер налогового изъятия обеспечивает накопление средств в доходной части бюджета. Это лежит в основе закрепления на конституционном уровне уплаты налогов как первоочередной обязанности граждан. 7. Безвозвратный характер налога, вероятно, не требует особых комментариев, хотя следует обратить внимание на один аспект. В конечном счете плательщик получает отдачу от внесенных им налогов, когда государство удовлетворяет общественные потребности, в которых заинтересовано общество и каждый его индивид (охрана общественного порядка, здравоохранение, образование), и в этом значении налоги как бы возвращаются к плательщику. Проявлением безвозвратности является ситуация, когда налог подлежит возврату только в случае законодательно установленной льготы или в случае неправильной его уплаты в бюджет (переплата налога). 8. Платеж в денежной форме. Внесение налога в бюджет происходит в денежной форме. Уплата налога имуществом действующим законодательством по общему правилу не предусмотрена. Денежная форма уплаты налога определена самой сутью налога, который является, как уже было сказано, взносом. В связи с этим обязанность налогоплательщика по уплате налога является однообъектной, поскольку только уплата налога в денежной форме, по общему правилу, рассматривается (при соблюдении других условий — о сроках, бюджетах и т.д.) как надлежащее выполнение его обязанности. Обращение взыскания на имущество налогоплательщика в случае недоплаты по налогам также не является исключением, поскольку в результате (после реализации имущества) внесение налога в бюджет происходит в денежной форме. Однако в некоторых случаях уплата налогов допускается и в неденежной форме, но все неденежные способы уплаты налогов являются нетипичными и вызваны кризисом платежей. Функции налогов, определяющие их сущность, являются производными от функций финансов и выполняют те же задачи, но в сравнительно более узких рамках. Исходя из этого функции налогов можно сгруппировать в два блока: основные и дополнительные. Группа основных функций включает сущностную функцию налога (фискальную) и две общефинансовых (регулирующую и контрольную). Именно на базе этих функций строится налоговый механизм, и, действуя совместно, они составляют цельный комплекс. Дополнительные функции детализируют главные цели, реализуемые через подсистему основных функций. Кроме того, если основные функции обязательны для всех видов налогов, то дополнительные имеют оттенок факультативности и не обязательно представлены во всех налогах. Основные функции налога: 1. Важнейшей функцией налогов является фискальная (лат. fiscus — государственная казна). В соответствии с этой функцией налоги выполняют свое основное назначение — насыщение доходной части бюджета, доходов государства для удовлетворения потребностей общества. В период становления буржуазного государства эта направленность налогов считалась единственной. Однако к концу XIX века новая концепция налогов рассматривает их как социальный регулятор, орудие реформ, и к концу 30-х годов XX века налоги рассматриваются уже и как средство регулирования экономики, обеспечения стабильного экономического роста1. 2. Регулирующая функция служит своеобразным дополнением предыдущей и затрагивает как регулирование производства, так и регулирование потребления (например, косвенные налоги). При этом регулирующий механизм существует объективно, и влияние на плательщиков осуществляется независимо от воли государства. Очень часто под регулирующей функцией понимают лишь предоставление льгот отдельным отраслям или производителям. Однако налоговое регулирование — более сложный механизм, учитывающий не только налоговое давление, но и перспективы того или иного вида деятельности, уровни доходности и т.д. 1 См.: Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. — М., 1996. — С.181-182. 3. Контрольная функция реализуется в ходе налогообложения при регламентации государством финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, получении доходов гражданами, использовании ими имущества. С помощью этой функции оценивается рациональность, сбалансированность налоговой системы, каждого налога в отдельности, проверяется, насколько налоги соответствуют реализации цели в сложившихся условиях. Дополнительные функции налога образуют подсистему, которая охватывает следующие виды функций: 1. Распределительная функция представляет собой своеобразное отражение фискальной: наполнить казну, чтобы потом распределить полученные средства. Но на стадии распределения эта функция очень тесно переплетается с регулирующей, и в одном действии могут проявляться обе функции. Например, косвенные налоги, регулируя потребление, создают основы для перераспределения средств одних плательщиков в пользу других (акцизы на деликатесные виды продуктов и т.д.). Это позволяет говорить о существовании первичного и вторичного распределения (перераспределения) с помощью налогов. 2. Стимулирующая (дестимулирующая) функция создает ориентиры для развития или свертывания производства, деятельности. Как и регулирующая, она может быть связана с применением механизма льгот, изменением объекта налогообложения, уменьшением налогооблагаемой базы. Иногда эту функцию рассматривают как подвид регулирующей. 3. Накопительная функция представляет собой своеобразное обобщение всех предыдущих функций и главную — с позиций реализации целей государства в налоговой системе. Законодательства многих государств не делают разграничения между этими категориями, и налоговая система характеризуется как совокупность налогов и сборов. Пошлина и сбор отличаются от налогов: А. По значению. Налоговые платежи обеспечивают до 80% поступлений в доходную часть бюджета, остальные виды отчислений, соответственно, меньше. С По цели. Цель налогов — удовлетворение потребностей государства, цель пошлин, сборов — удовлетворение определенных потребностей или затрат учреждений. В. По обстоятельствам. Налоги представляют собой Г. По характеру обязанности. Уплата налога связана с четко выраженной обязанностью плательщика; пошлина сбор характеризуются определенной добровольностью дей- Д. По периодичности. Сборы, платежи, пошлина часто Классификация налогов и сборов является предметом
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |