Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура государственного управляющего воздействия на хозяйственную деятельность в конкретных отраслях и сферах экономики




Экономика — это особая сфера общественной жизни, в рамках которой функционирует определяемый достигнутым уровнем про­изводительных сил общества хозяйственный комплекс, включаю­щий в себя производство, распределение и обмен произведенного Национального продукта. В этой сфере формируется экономический ротенциал общества, производятся разнообразные товары и услуги, реализуются различные материальные потребности и интересы Людей и возникает целая система экономических и производствен­ных отношений, которые воздействуют на все области и сферы че­ловеческой жизнедеятельности. Иными словами экономика пред­ставляет собой сложную полиструктурную общественную систему, функционирующую с целью удовлетворения материальных потреб­ностей общества. Все люди вовлечены в отношения, возникающие в рамках этой системы, поскольку они трудятся, получают доходы, платят налоги, осуществляют приобретение товаров и услуг и т.д. При этом вся указанная система подразделяется на отрасли, под­отрасли и комплексы родственных отраслей и подотраслей, врамках которых обеспечивается производство однородной либо сходной по технологии производства и качественным признакам продукции (услуг).

Наиболее важными отраслями и комплексами экономической системы Украины являются: промышленность, энергетический агро­промышленный и строительный комплексы; транспорт и дорожное хозяйство; торговый комплекс; связь; жилищное хозяйство; бытовое обслуживание населения; сфера использования и охраны природных ресурсов.

Все перечисленные отрасли и комплексы имеют сложную вну­треннюю структуру, включающую относительно самостоятельные элементы в виде подотраслей, которые взаимодействуют в рамках соответствующих комплексов и отраслей и интегрированы в экономи­ческую систему страны в целом. Так, например, промышленность подразделяется на металлургическую, машиностроительную, топлив­но-энергетическую, химическую, текстильную, пищевую и перераба­тывающую и т.д.; строительный комплекс включает в себя — про­мышленное, гражданское, дорожное строительство; транспорт подразделяется на железнодорожный, воздушный, водный, авто­мобильный и трубопроводной связи, почтовой, телефонной, радио­связью1. При этом в каждой из перечисленных отраслей и подотрас­лей существуют специфические материальные условия производ­ства и своеобразные технологические процессы, которые требуют соблюдения некоторых специальных правил определения числен­ности и структуры предприятий, подбора и обучения инженерно-технического и управленческого персонала, применения своеобраз­ных методов управляющего воздействия на производственные про­цессы, осуществляемые в рамках конкретных предприятий и т.п. Все эти особенности обусловлены своеобразием технологических процессов и операций по производству конкретных продуктов (или предоставления услуг), что определяют место и назначение данной отрасли (подотрасли) в экономической системе и особенности ее межотраслевых связей.

Вместе с тем все отрасли, подотрасли и их целостные объ­единения включаются в единую систему хозяйственного ком­плекса страны, который выступает в качестве объекта госу­дарственно-правового управляющего воздействия на экономику. Причем это воздействие предусматривает либо прямое вмешатель­ство органов государственной исполнительной власти в деятельность хозяйствующих субъектов, выражающееся в том, что государство принимает на себя совершение в адрес этих субъектов юридически властных оперативно-распорядительных действий, а также осу­ществление функций планирования, прогнозирования, организации хозяйственной деятельности и контроля за эффективностью этой деятельности, либо косвенное вмешательство — регулирование деятельности хозяйствующих субъектов путем установления общих правил, нормативов и стандартов производственной и хозяйствен­ной деятельности, которые должны соблюдаться всеми предприяти­ями и хозяйственными организациями, независимо от их отрасле­вой принадлежности. В частности, в отношении предприятий (хо­зяйственных организаций), основанных на государственной форме собственности и имеющих общегосударственное значение (казенные предприятия, предприятия оборонной промышленности и т.п.) государство в лице соответствующих отраслевых министерств (ко­митетов) может применять как экономические, так и внеэкономи­ческие административные методы, которые связаны с определени­ем видов и ассортимента производимой продукции, установлением фиксированных цен на нее, совершением иных оперативно-распоря­дительных действий. В то же время в отношении коммерческих предприятий, акционерных обществ, в которых имеется доля государственной собственности, а также в отношении предприятий и хозяйственных организаций, основанных на частной собственности, государство осуществляет не прямое императивно-властное воз­действие, а лишь общее законодательное регулирование, которое предполагает невмешательство в хозяйственную деятельность пред­приятий (организаций), а предоставление им возможности самосто­ятельно обеспечивать свое существование в условиях рыночных отношений и конкуренции.

Иными словами, содержание, сущность и функции государствен­ного управления экономикой в современных условиях принципи­ально изменяется. Плюрализм и равноправие различных форм собственности, на которых основаны предприятия и хозяйственные организации как объекты управляющего воздействия, приватиза­ция значительной части государственного сектора экономики, а также появление конкуренции, свободного рыночного ценообразо­вания и развитие предпринимательской деятельности обусловли­вают постепенный переход от государственного управления эконо­микой к государственному регулированию экономических процессов. Это регулирование заключается в обеспечении государственного воздействия на экономику путем установления общих правил, нормативов и стандартов экономической и хозяйственной дея­тельности хозяйствующих субъектов на основе признания их равноправия в хозяйственном обороте, создания эффективно функционирующих финансовой и налоговой систем, тарифного и нетарифного регулирования, а также ограничения монополиз­ма и обеспечения свободной конкуренции с одновременным осу­ществлением контроля за соблюдением установленных правил и норм и применением ответственности за их нарушение.1

Для государственного регулирования экономических процессов характерно осуществление специфических функций, направленных на обеспечение целостности и развития экономики как объекта государственно-правового воздействия. К числу этих функций от­носятся, в частности:

— анализ и оценка конкретных экономических процессов с целью выявления фактического состояния экономики;

— определение тенденций развития экономической системы с прогнозированием ожидаемых структурных и технологических ее изменений;

— стратегическое планирование развития экономики с целью определения приоритетных направлений изменения ее струк­туры, предупреждения кризисных явлений, а также переори­ентации экономических процессов на развитие эффективных инновационных, предпринимательских и информационных структур;

— разработка и совершенствование экономических механизмов, выражающих экономическую технологию, которая состоит в последовательности совершения актов и операций, воздейтвующих на экономические процессы;

— и, наконец, разработка, утверждение и реализация программ

— корректировки действующих и внедряемых новых хозяй­ственных механизмов с обеспечением этого процесса необхо­димым техническим, информационным и методическим со­провождением.

Все указанные функции должны осуществляться оптимальной системой органов государственной исполнительной власти, осно­ванной на реальных общественных потребностях и учитывающей тенденции развития экономики. Применительно к органам госу­дарственного управления в данной сфере это означает, прежде всего, усиление их регулирующих и контрольных функций вместо осуществления императивно-властного директивного управления.' Кроме того, требуется сосредоточение внимания указанных органов на повышении роли перспективного и текущего прогнозирования развития экономики, изменении «набора» управленческих функций в соответствии с особенностями конкретных объектов управления, а также на построении оптимальной системы отраслевых и меж­отраслевых органов управления с учетом строгого разграничения их функций и полномочий по вертикали и горизонтали и определе­нием связей указанных органов с иными ветвями государственной власти и «внешней средой».

Актуальной проблемой в плане перестройки структуры и содер­жания деятельности органов государственного управления эконо­микой является также преодоление монополизма государственного управления как специфического вида государственной деятельно­сти. Данный монополизм ориентирует органы государственной исполнительной власти на сохранение (консервацию) прерогатив властно-распорядительного характера, несмотря на необходимость изменения организационно-правовых методов воздействия государ­ства на экономические процессы. Это явление унаследовано нынеш­ней системой государственного управления экономикой от суще­ствовавшей ранее административно-командной системы. К сожа­лению, модернизация последней не дает положительных результа­тов даже в том случае, когда императивно-властные полномочия центральных органов исполнительной власти (соответствующих министерств и ведомств) делегируются местным органам исполни­тельно-распорядительного характера. Происходит это, по-видимому, потому, что делегирование государственно-властных полно­мочий не изменяет их правовой природы и не предполагает локаль­ной саморегуляции конкретного хозяйствующего субъекта, когда его учредитель сам определяет его внутреннее устройство, полно­мочия и порядок деятельности такого субъекта. Учитывая это, преодоление монополизма государственного управления в эконо­мике должно осуществляться, очевидно, не только на основе фор­мального закрепления в законе функций и полномочий различных хозяйствующих субъектов (в том числе государственных предпри­ятий, акционерных обществ, обществ с ограниченной ответствен­ностью, иных предпринимательских структур), но и с помощью фактического обеспечения реальных прав государственных пред­приятий и субъектов предпринимательской деятельности на основе обеспечения их конкуренции и свободного развития рыночных от­ношений.

Иными словами, в деятельности центральных и местных органов государственного управления экономикой должны строжайшим образом соблюдаться как предписания закона о расширении реаль­ных прав государственных предприятий (организаций) и соблюде­нии законодательства, регулирующего деятельность предпринима­тельских структур, так и требования практики о создании факти-'чески равных условий для хозяйствующих субъектов, основанных на разных формах собственности.

Причем, и в том, и в другом случае должны применяться адекват­ные методы государственно-правового воздействия на экономические процессы, учитывающие требования национальной экономической политики, особенности соответствующих отраслей экономики, а также форму собственности, на которой основаны конкретные хо­зяйствующие субъекты. Методы государственного управления эко­номикой, как совокупность способов, средств и приемов управляю­щего воздействия на государственный сектор экономики, сферу предпринимательства и инфраструктуру рынка, осуществляемые с целью создания надлежащих условий их функционирования, долж­ны отвечать требованиям национальной экономической политики' и включать в себя не только императивно-властные (административ­ные) предписания, но и опосредованные способы воздействия, со­риентированные на использование непрямого (экономического) регулирования поведения хозяйствующих субъектов путем исполь­зования экономических стимулов, содержащихся в арсенале на­логовой, кредитной, валютной, амортизационной и внешнеэконо­мической политики государства. Именно единство указанных ме­тодов может обеспечить эффективное использование экономических ресурсов с учетом необходимости стимулирования перспективных направлений развития экономики, ускоренного технического вооружения новейших отраслей производства, научно-обоснованных капитальных вложений, а также модернизации технической базы традиционных отраслей.

Таким образом, эффективное управление экономикой как еди­ным хозяйственным комплексом предполагает:

во-первых, формирование оптимальной системы органов госу­дарственной исполнительной власти как субъектов управления в данной сфере, основанных на учете реальных общественных потреб­ностей и интересов;

во-вторых, взвешенное научно-обоснованное определение функ­ций, полномочий и методов деятельности органов управления эко­номикой с учетом особенностей статуса конкретных объектов управляющего воздействия (государственных предприятий, акци­онерных обществ, предпринимательских структур и т.п.),

и, наконец, в-третьих, четкое разграничение функций и полно­мочий указанных органов как «по вертикали», так и «по горизон­тали» с определением характера их связей с другими управляющи­ми системами и «внешней средой».

При соблюдении перечисленных условий создаются оптимальные предпосылки для эффективной организации государственно-право­вого управляющего воздействия на уровне основных звеньев хозяй­ственного механизма — в предприятиях, хозяйственных объедине­ниях, банках и т.п., что, в свою очередь, оказывает благотворное влияние на непосредственное правовое регулирование производ­ственной и хозяйственной деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.