Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дифференциация государственного управляющего воздействия на деятельность хозяйственных организаций различных форм собственности




Разнообразные хозяйственные организации (предприятия, хо­зяйственные объединения и т.п.) являются основными звеньями хозяйственного механизма, в рамках которых сосредотачивается практически вся производственная и оперативно-хозяйственная деятельность. Именно здесь развертываются главные производ­ственные и экономические процессы, реально складываются эко­номические и социальные отношения, трудом непосредственных производителей создаются необходимая продукция и услуги, в ре­зультате чего переплетаются разнообразные интересы людей — лич­ные, коллективные и общественные. Иными словами, хозяйствен­ные организации как социальный институт — это, по выражению одного из основоположников науки управления — американского ученого П. Друкера — «фундамент современного общества, эконо­мики и человеческих отношений».

В настоящее время предприятия и иные хозяйственные орга­низации, о которых будет немало сказано в других главах насто­ящей книги, дифференцированы по формам собственности и орга­низационно-правовым формам, рассредоточены по различным сферам и отраслям экономики и наделены различным правовым статусом. Одни предприятия составляют государственную соб­ственность и входят в систему соответствующих отраслевых ми­нистерств, другие — основаны на частной или коммунальной соб­ственности, третьи — базируются на смешанных формах собствен­ности с участием государственного и частного капитала. В связи с этим государственно-правовое управленческое воздействие на эти хозяйственные организации и их внутриорганизационное админи­стративное управление строится на различных началах. Так, на­пример, управление казенными предприятиями, которые относят­ся к базисной инфраструктуре экономики и нередко являются Субъектами естественных монополий, осуществляется централизо­вано органами соответствующих министерств и иных центральных органов государственной исполнительной власти (ст. 76 ХК Укра­ины). В то же время управление другими государственными пред­приятиями (не относящимися к казенным, но включенными в го­сударственный сектор экономики) предполагает применение не только императивно-властных предписаний, прямых, «жестких» указаний и директив, но и широкое использование дозволений и рекомендаций, направленных на координацию производственной и хозяйственной деятельности, оказание содействия и практической помощи в выполнении поставленных перед этими предприятиями задач. Фактически государство предоставляет этим предприятиям государственную собственность в хозяйственное ведение с тем, что­бы они самостоятельно обеспечивали свое существование в услови­ях рыночной конкуренции. Фонд государственного имущества Украины в таком случае осуществляет управление лишь частью закрепленного за ними имущества и не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий.

Относительно негосударственных предприятий и хозяйственных организаций государственно-правовое воздействие осуществляется в еще более «мягких» формах, поскольку эти предприятия и организации, сохраняя свою отраслевую принадлежность в экономиче­ском смысле, практически выведены из прямого подчинения от­раслевых государственных органов управления.

Оперативное управление этими предприятиями осуществляют их собственники (учредители) или назначаемые ими органы с со­блюдением только тех императивно-государственных предписаний и актов, которые являются общеобязательными для всех предпри­ятий. Это, в частности, законодательные и иные государственно-правовые акты и предписания, которые направлены на охрану окружающей среды, обеспечение безопасности граждан от возможных неблагоприятных последствий ведения хозяйственной деятель­ности, защиту прав потребителей от неправомерных действий коммерческих организаций и др. Указанные особенности государ­ственно-правового воздействия на различные виды предприятий и иные хозяйственные организации безусловно сказываются и на характере их внутриорганизационного (внутрифирменного) управ­ления. Так, внутриорганизационное (внутрифирменное) управление в предприятиях частной формы собственности определяется соб­ственниками (учредителями) указанных хозяйственных организа­ций с утверждением организационной структуры этих организаций, определением численности работников и штатного расписания, формированием производственных (цехов, участков, бригад, от­делений) и функциональных подразделений (управлений, отделов и служб аппарата управления), а также с назначением руководителей производственных и функциональных (управленческих) подразде­лений с закреплением за ними соответствующих функций, прав и обязанностей. Причем функции, права и обязанности соответствую­щих подразделений и служб негосударственных предприятий (орга­низаций), как и полномочия и обязанности их руководителей, фик­сируются собственниками данных предприятий (организаций) в соответствующих положениях и должностных инструкциях, явля­ющихся обязательными для администрации и рядовых работников таких предприятий (организаций).

Что же касается государственных предприятий (хозяйственных организаций), которые входят в систему соответствующих отрасле­вых министерств и ведомств, то организация их внутриорганизаци­онного (внутрифирменного) управления осуществляется на несколь­ко иных принципах. Администрация государственных предприятий (организаций) также имеет право определять организационную структуру, устанавливать численность работников и штатное рас­писание руководимых предприятий (организаций) и пользуется правом самостоятельного оперативного руководства их производ­ственной и хозяйственной деятельностью. Однако вышестоящие государственные органы в лице соответствующих министерств и ведомств, в систему которых входят данные предприятия (органи­зации), обязательно обладают определенным набором элементов прямого вмешательства в деятельность указанных предприятий (организаций). Это выражается, в частности, в том, что соответству­ющие министерства (ведомства) пользуются правом назначать и замещать должности руководителей подчиненных им предприятий (организаций), решать вопросы о бюджетном финансировании не­которых мероприятий и программ, осуществляемых этими пред­приятиями, осуществляют обязательные координирующие и регу­лирующие функции в отношении указанных предприятий (органи­заций) с целью согласования их деятельности с интересами отраслей, в состав которых они входят, и др. Кроме того следует иметь в виду также то, что специализация государственных предприятий и ор­ганизаций, входящих в систему соответствующих отраслевых ми­нистерств и ведомств, производству определенных видов продукции, определяется не этими предприятиями (организациями), а профилем той отрасли, в состав которой они входят. В то же время предприятия и хозяйственные организации негосударственного сектора самосто­ятельно определяют свою производственную и хозяйственную спе­циализацию, исходя из потребностей рынка, конкурентоспособности производимой ими продукции (услуг) и наличия иных экономиче­ских и производственных возможностей.

Иными словами, способы государственно-правового воздействия на производственную и хозяйственную деятельность государствен­ных и негосударственных предприятий (организаций) имеют опре­деленные различия, которые выражаются, прежде всего, в большей самостоятельности негосударственных предприятий (организаций) как субъектов рыночных отношений, их большей свободе в выборе форм и методов организации производственной и хозяйственной деятельности, в формировании и обеспечении внутриорганизаци­онного (внутрихозяйственного) управления и др.

Вместе с тем нельзя не отметить то важное обстоятельство, что при любой степени самостоятельности негосударственных хозяй­ственных структур (будь-то хозяйственные товарищества, коопера­тивы или хозяйственные объединения), они точно также как и го­сударственные предприятия не могут полностью выходить за преде­лы государственно-правового воздействия, не испытывать на себе его влияния. Ведь изменение форм собственности, на которых осно­ваны предприятия и хозяйственные организации негосударствен­ного сектора, вовсе не означает, что государство утрачивает по отнощению к ним свой властный характер. Разрешение коммерческим структурам и предприятиям негосударственного сектора свободно использовать свои имущественные, организационные и интеллек­туальные возможности имеет свои пределы, которые определяются необходимостью стабилизации макроэкономических процессов, обеспечением безопасности граждан от возможных вредных по­следствий хозяйственной деятельности, требованиями соблюдения прав других субъектов хозяйственной деятельности и др.

Это означает, что взаимоотношения субъектов хозяйственной деятельности в сфере частноправовых связей, которые формируются под влиянием удовлетворения материальных и иных частных инте­ресов не должны противоречить публичным общественным интере­сам, существование которых обусловлено объективной необходимос­тью обеспечивать целостность, стабильность и нормальное развитие производственно-хозяйственного комплекса страны в целом.

 

§4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.