Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная регистрация субъектов хозяйствования




§2

Государственная регистрация является общим и необходимым для всех субъектов хозяйствования условием осуществления хозяй­ственной (предпринимательской) деятельности, независимо от вида деятельности, организационно-правовой формы и формы собствен­ности (ст. 58 ХК, ст.ст. 50, 87 ГК Украины).

Государственная регистрация субъектов хозяйствования регу­лируются Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. (далее — Закон «О государственной регистрации...»), вступившим в силу с 01.07.2004 г., ХК Украины и другими законами. Следует учитывать, что законы и иные правовые акты, принятые до вступления в силу Закона «О государственной регистрации...», дей­ствуют в части, не противоречащей ему (п. 3 заключительных по­ложений этого Закона).

Действующим законодательством Украины предусмотрена еди­ная система государственной регистрации субъектов хозяйствова­ния путем:

1) внесения в Единый государственный реестр соответствующих записей (государственного удостоверения сведений о правовом статусе юридического лица либо статусе гражданина как предпринимателя),

2) выдачи свидетельства о государственной регистрации;

3) совершения отметки на учредительных документах о государственной регистрации (только для юридических лиц). Согласно ч. 13 ст. 58 ХК Украины запрещена деятельность не зарегистрированного субъекта хозяйствования, который подлежит государственной регистрации. При этом доходы, полученные таким субъектом, взыскиваются в государственный бюджет Украины. Государственная регистрация субъектов хозяйствования прово­дится государственным регистратором исключительно в исполнитель­ном комитете городского, районного в городе совета или в районной государственной администрации по местонахождению юридического лица или по месту проживания физического лица — предпринима­теля (ч.2 ст. 58 ХК Украины и ст.5 Закона «О государственной реги­страции...»). Государственный регистратор назначается на должность и освобождается от должности городским головой города областного значения или председателем районной, районной в городах Киеве и Севастополе государственной администрации по согласованию со специальным органом по вопросам государственной регистрации. Государственный регистратор имеет соответствующее удостоверение и собственную печать (ч. 2 и ч. 4 ст. 6 указанного Закона).

Для государственной регистрации субъекта хозяйствования — юридического лица подаются следующие обязательные докумен­ты:

а) учредительные документы, предусмотренные законом для соответствующего вида юридических лиц;

б) регистрационная карточка установленного образца;

в) документ об уплате сбора за государственную регистрацию.
При регистрации отельных организационно-правовых форм субъектов хозяйствования требуется предоставить дополнитель­ные документы.

Так, в случаях, установленных законом, необходимо решение собственника (собственников) имущества или уполномоченного им (ими) органа о создании юридического лица. Такие решения органы регистрации могут потребовать при создании дочерних и коллек­тивных предприятий, производственных кооперативов и потреби­тельских обществ.

Для регистрации субъектов хозяйствования — юридических лиц, в отношении которых законом установлены требования по формиро­ванию уставного капитала до регистрации юридического лица (ак­ционерное общество, общество с ограниченной и дополнительной ответственностью, государственное коммерческое предприятие, коммунальное унитарное предприятие), необходимо дополнительно предоставить документ, подтверждающий внесение учредителями вкладов в определенном размере (например, для АО и ООО).

Решение Антимонопольного комитета Украины о согласии на создание или реорганизацию субъектов хозяйствования требуется в случаях, когда количественные характеристики возникающей концентрации требуют разрешения согласно Закону «О защите экономической конкуренции».

При создании открытых акционерных обществ должен также представляться отчет о результатах подписки на акции, удостове­ренный Государственной комиссией по ценным бумагам и фондо­вому рынку (ч. 3 ст. 58 ХК Украины и ст. 24 названного Закона).

При регистрации юридического лица, учредителем которого является иностранное юридическое лицо, предоставляется легализо­ванная выписка из соответствующего торгового, банковского или судебного реестра иностранного государства о регистрации такого учредителя за рубежом.

Для регистрации фермерского хозяйства дополнительно предо­ставляется копия документа о праве на земельный участок сельско­хозяйственного назначения.

Новеллой Закона «О государственной регистрации...» является институт предварительного резервирования наименования юри­дического лица. Отныне учредители будущего юридического лица вправе за плату зарегистрировать на срок до двух месяцев (а для открытых АО — до девяти месяцев) будущее наименование юриди­ческого лица. Предварительное резервирование наименования не является обязательным, но позволяет учредителям юридического лица избежать неблагоприятных последствий возможного отказа в государственной регистрации юридического лица по причине на­личия в Едином реестре тождественного наименования другого юридического лица. Для резервирования наименования не требу­ется громоздких и дорогостоящих процедур (оформления учреди­тельных документов и т.п.), предусмотренных для регистрации юридического лица. Достаточно заявления и документа, подтверж­дающего внесение установленного сбора.

Регистрационные процедуры в отношении граждан, имеющих намерение осуществлять предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, подвержены специальному регули­рованию. Такие граждане подают (лично или по почте) регистра­ционную карточку установленного образца, которая одновремен­но является заявлением о государственной регистрации, копию справки о присвоении идентификационного номера плательщика налогов и документ, удостоверяющий внесение платы за государ­ственную регистрацию (ч.4 ст. 58 ХК Украины). В отличие от ранее действовавшего законодательства Закон «О государственной ре­гистрации...» не предусматривает предоставления фотографий при государственной регистрации гражданина-предпринимателя. Тем самым подтверждено, что идентификация гражданина-пред­принимателя должна происходить на основании выданного ему свидетельства и паспорта.

Государственному регистратору запрещено требовать докумен­ты для регистрации юридического лица или гражданина-предпри­нимателя, не предусмотренные прямо законодательными актами Украины. Документы, которые подаются государственному реги­стратору, должны быть изложены на государственном языке. Реги­страционная карточка заполняется машинописью либо от руки пе­чатными буквами. Учредительные документы (устав, учредительный договор, положение и др.) юридического лица должны содержатьсведения, предусмотренные законом. Учредительные документы юридического лица, а также изменения к ним, должны быть состав­лены письменно, прошиты, пронумерованы и подписаны учредите­лями (участниками), если законом не установлен иной порядок их утверждения. Подписи учредителей (участников) должны быть но­тариально удостоверены (ч. 1-3 и 5 ст.8 названного Закона).

За проведение государственной регистрации взимается реги­страционный сбор в размере 170 грн. — для юридических лиц и 34 грн. — для граждан (ч.1 ст. 10 Закона «О государственной ре­гистрации...»).

Собственники (учредители) или уполномоченные им органы не­сут ответственность за соответствие требованиям законодательства и достоверность документов, подаваемых для государственной ре­гистрации (ч.5 ст. 58 ХК Украины).

Государственная регистрация субъектов хозяйствования — юридических лиц осуществляется в срок не более 3-х рабочих дней, а граждан — предпринимателей — не более 2-х рабочих дней со дня подачи необходимых документов. После государственной регистра­ции соответствующий орган обязан в течение следующего рабочего дня выдать субъекту хозяйствования свидетельство о его государ­ственной регистрации (ст.ст. 25 и 43 Закона «О государственной регистрации...»).

На печатях и штампах субъекта хозяйствования должен указы­ваться идентификационный код (номер), по которому этот субъект включен в государственный реестр (ч. 7 ст. 58 ХК Украины).

Обращает на себя внимание, что Закон «О государственной реги­страции...» предусматривает создание Единого государственного рее­стра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, в котором учитываются сведения о юридических лицах и гражданах-предпринимателях. Сведения эти формируются путем внесения раз­личного рода записей: 1) о проведении регистрации соответствующего лица; 2) о регистрации прекращения юридического лица; 3) о пре­кращении предпринимательской деятельности гражданина; 4) о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; 5) об обособленных подразделениях юридического лица; 6) об отсут­ствии юридического лица по его местонахождению и прочих.

В то же время данный реестр не отменяет Единый государствен­ный реестр предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ) и Единый государственный реестр физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей. Два последних реестра являются основанием для внесения в свидетельство о государствен­ной регистрации кодов юридических лиц и номеров граждан — пред­принимателей. Данное взаимодействие реестров является громозд­ким и, вероятнее всего, в ближайшем времени встанет вопрос о целесообразности их унификации.

Для получения разрешения на изготовление печатей и штампов субъект хозяйствования или его уполномоченное лицо предостав ляет соответствующему органу внутренних дел свидетельство о Государственной регистрации, утвержденные собственником (учре­дителями) образцы таких печатей и штампов (2 экземпляра) и до­кумент об уплате за выдачу вышеуказанного разрешения.

В соответствии с ч. 8 ст. 58 ХК Украины свидетельство о госу­дарственной регистрации субъекта хозяйствования и копия доку­мента, подтверждающего взятие его на учет в органах государствен­ной налоговой службы, являются основанием для открытия счетов в учреждениях банков. Свидетельство о государственной регистра­ции необходимо лицу во многих других, по сути, бесчисленных случаях, начиная от процедур лицензирования хозяйственной де­ятельности и заканчивая оформлением карточки учета субъекта ВЭД в таможенных органах.

Сведения о государственной регистрации субъекта хозяйствова­ния, о внесении изменений в них подлежат опубликованию реги­стрирующим органом в специальном приложении к газете «Урядо-вий кур'ер» и/или официальном печатном издании органа государ­ственной власти либо органа местного самоуправления по местона­хождению субъекта хозяйствования в течение 10-ти дней с момен­та проведения государственной регистрации субъекта хозяйствова­ния (ч. 10 ст. 58 ХК Украины).

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона «О государственной регистра­ции...» законом могут быть установлены особенности государствен­ной регистрации объединений граждан (в том числе профессиональ­ных союзов), благотворительных организаций, партий, органов государственной власти и местного самоуправления, банков, тор­гово-промышленных палат, финансовых учреждений (в том числе кредитных союзов), бирж, а также иных учреждений и организаций. Например, государственная регистрация банков осуществляется Национальным банком Украины в соответствии с требованиями Закона Украины «О банках и банковской деятельности» от 7 дека­бря 2000 года. Кроме вышеуказанных учреждений и организаций специальные правила государственной регистрации устанавлива­ются для средств массовой информации, учреждений высшего об­разования, здравоохранения, страховой деятельности и т.д.

Основаниями для отказа в проведении государственной реги­страции субъекта хозяйствования согласно ст.ст. 27, 44 Закона «О государственной регистрации...» являются: а) для юридического лица:

— несоответствие сведений, которые указаны в регистрационной карточке, сведениям, которые содержатся в других докумен­тах, представленных для проведения государственной регистрации юридического лица;

— отсутствие в учредительных документах сведений, требуемых законом, а также несоблюдение требований ч. 3 ст. 8 Закона Украины «О государственной регистрации...» (например, учредительные документы хозяйственного общества не со­держат сведений о составе его органов управления);

— нарушение порядка создания юридического лица, который установлен законом (например, наличие ограничений на занятие соответствующих должностей, установленных законом относительно лиц, которые указаны как должностные лица органа управления юридического лица);

— несоответствие сведений об учредителях либо участниках юридического лица сведениям, содержащимся в Едином го­сударственном реестре;

— наличие ограничений относительно совершения учредителями или участниками юридического лица либо уполномоченными ими лицами юридических действий (например, если юридиче­ское лицо — учредитель находится в стадии ликвидации);

— наличие в Едином государственном реестре наименования, тождественного наименованию юридического лица, которое имеет намерение зарегистрироваться;

— использование в наименовании юридического лица полного или сокращенного наименования органа государственной власти или органа местного самоуправления, либо производ­ных от этих наименований либо исторического государственного наименования, перечень которых устанавливается Ка­бинетом Министров Украины);

б) для физического лица:

— несоответствие сведений, которые указаны в регистрационной карточке, сведениям, которые содержатся в других докумен­тах, поданных для проведения государственной регистрации;

— наличие ограничений на занятие предпринимательской дея­тельностью, установленных законом, относительно физическо­го лица, которое имеет намерение стать предпринимателем;

— наличие в Едином государственном реестре записи о том, что заявитель уже является предпринимателем.

Отказ в проведении государственной регистрации субъекта хозяй­ственной деятельности (юридических лиц и физических лиц — пред­принимателей) по иным основаниям не допускается (ч. 11 ст. 58 ХК Украины, ч. 1 ст. 27 и ч. 1 ст. 44 названного Закона).

Отказ в государственной регистрации субъекта хозяйствования может быть активным, то есть сопровождаться прямым уведомле­нием заявителя, либо пассивным, что подтверждается фактом отсутствия государственной регистрации в установленный срок. При наличии оснований пассивный или активный отказ в государ­ственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке (ч. 12 ст. 58 ХК Украины).

Институт отказа в государственной регистрации субъекта хо­зяйствования следует отличать от института оставления документов заявителя без рассмотрения, предусмотренного ч. 11 ст. 24, ч. 5 ст. 42 и другими нормами Закона «О государственной регистрации...». Оставление документов заявителей без рассмотре­ния производится по внешним признакам ненадлежащности по­данных документов (документы представлены в ненадлежащее место регистрации, документы представлены не в полном объеме, докумен­ты оставлены не на государственном языке, не прошиты и т.п.). Отказ в государственной регистрации основан на проверке содержания поданных документов на предмет соответствия закону.

Закон прямо не предусматривает возможности судебного обжа­лования неправомерных действий государственного регистратора по оставлению документов заявителя без рассмотрения. Однако право на такое обжалование вытекает из ч. 2 ст. 53 Закона «О госу­дарственной регистрации...» как право на обжалование действий или бездействия государственного регистратора.

Изменения регистрационных данных о субъекте хозяйствования также требуют государственной регистрации.

В процессе деятельности зарегистрированного субъекта хозяй­ствования нередко требуется изменить регистрационные данные о нем.

При этом следует различать: 1) внесение изменений в сведения о юридическом лице (ст. 19 Закона), 2) государственную регистра­цию изменений в учредительные документы юридического лица (ст.ст. 29—31 Закона) и 3) внесение изменений в сведения о физиче­ском лице — предпринимателе (ст.ст. 45 Закона).

Внесение изменений в сведения о юридическом лице отличает­ся от процедуры регистрации тем, что для ее осуществления не требуются какие-либо иные документы, кроме новой регистраци­онной карточки. Такими сведениями может быть, например, из­менение ФИО руководителя юридического лица.

Государственная регистрация изменений в учредительных документах юридического лица осуществляется с предоставлени­ем подтверждающих документов. Необходимость такой регистрации возникает тогда, когда сведения о юридическом лице влекут внесе­ние изменений в его учредительные документы. Например, это происходит при изменении организационно-правовой формы, фор­мы собственности или наименования юридического лица, при из­менении размера уставного капитала (фонда), состава учредителей юридического лица.

В отличие от ранее действующего законодательства Закон «О го­сударственной регистрации...» не делает различий между перереги­страцией и государственной регистрацией изменений в учредитель­ных документах юридического лица. Органы юридического лица для проведения таких изменений должны представить государственному регистратору новую регистрационную карточку, документы, подтверждающие внесение изменений в учредительные документы юридического лица, оригинал учредительных документов и доку­мент, подтверждающий уплату регистрационного сбора.

В отдельных случаях Закон «О государственной регистрации...» требует предоставления дополнительных документов. Например, при внесении изменений в учредительные документы, связанных с изменением наименования или местонахождения юридического лица, должен быть предоставлен оригинал свидетельства о государ­ственной регистрации. Взамен этого свидетельства после процедуры регистрации выдается новое свидетельство, содержащее уточненные данные о юридическом лице.

Государственная регистрация изменений в сведения о физи­ческом лицепредпринимателе необходимы и подтверждающая информация изменений в сведения о физи­ческом лицепредпринимателе необходима в двух случаях —при изменении его имени (фамилии, отчества) либо при изменении его местожительства. Такая регистрация схожа с процедурами го­сударственной регистрации гражданина-предпринимателя и требует предоставления заявителем новой регистрационной карточки, «старого» свидетельства и документа об уплате регистрационного сбора. Внесение изменений в сведения о гражданине-предпринима­теле в упрощенном режиме (путем предоставления одной лишь новой регистрационной карточки) законом не предусматривается. Субъекты хозяйствования — юридические лица имеют право открывать филиалы (отделения), представительства, которые по юридической природе не обладают статусом юридического лица.

Открытие указанных подразделений не требует их регистрации. Субъект хозяйствования лишь уведомляет об их открытии реги­стрирующий орган путем внесения дополнительной информации в свою регистрационную карточку (ч. 15 ст. 58 ХК и ст. 28 Закона «О государственной регистрации...»).

Юридическое лицо должно внести в регистрационную карточку точные данные о созданном обособленном подразделении, в том числе: информацию о решении создать обособленное подразделение, идентификационный код обособленного подразделения (соответ­ствующую справку выдают органы статистики); его полное наи­менование и местонахождение, другие данные, требуемые ст. 28 вышеуказанного Закона.

В отличие от структурных подразделений отечественных субъ­ектов хозяйствования представительства и филиалы иностранных компаний подлежат аккредитации на территории Украины (ст. 4 Закона «О государственной регистрации...»). Сегодня соответству­ющие процедуры находятся в ведении Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины. §3

Государственная регистрация прекращения субъектов хозяйствования

Государственная регистрация прекращения юридического лица или прекращения предпринимательской деятельности физиче­ского лица осуществляется по его (или его органов) решению (добро­вольное прекращение), либо на основании решения суда или в ре­зультате смерти гражданина (принудительное прекращение).

Обращает на себя внимание то, что законодатель в ряде законода­тельных актов (например, ст.ст. 58, 247 ХК Украины, ст. 32 Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом») применяет понятия «отмены (прекращения) госу­дарственной регистрации*, «исключения из государственного реестра» и т.п. В связи со вступлением в силу Закона «О государ­ственной регистрации...» следует говорить о том, что все названные процедуры осуществляются путем государственной регистрации прекращения юридического лица или прекращения предпринима­тельской деятельности гражданина.

Государственную регистрацию прекращения (деятельности) субъекта хозяйствования следует отличать от его ликвидации. Во-первых, ликвидация может быть применена лишь к субъектам хозяйствования — юридическим лицам. Граждане-предпринима­тели для прекращения своей предпринимательской деятельности осуществляют «подготовительные мероприятия», требуемые за­коном для лишения их статуса предпринимателя (в основном они заключаются в процедуре снятия с учета как предпринимателей в налоговых и других органах). Во-вторых, ликвидация является организационно-имущественной процедурой, направленной на фак­тическое прекращение граждан субъекта хозяйствования — юриди­ческого лица, необходимым условием которого являются расчеты с кредиторами и дебиторами, составление ликвидационного балан­са, передача документов в архив, уничтожение печатей, закрытие счетов, снятие такого субъекта с учета в контролирующих органах и т.п. В то время как государственная регистрация такого прекра­щения — формальная процедура, представляющая собой запись об исключении соответствующего субъекта из государственного реестра. В-третьих, ликвидация осуществляется органом, назна­ченным самим субъектом хозяйствования (при добровольном пре­кращении) или органом, назначенным судом (при принудительном прекращении), а государственная регистрация прекращения юри­дического лица — государственным регистратором.

Процедура прекращения (деятельности) субъекта хозяйствова­ния различна для физических и юридических лиц.

Государственная регистрация прекращения юридических лиц — субъектов хозяйствования охватывает два формальных и один фактический (второй из нижеуказанных) этапы:

а) государственная регистрация решения учредителей юридического лица либо судебного решения о прекращении юридического лица;

б) проведение ликвидационной процедуры либо мероприятий по реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования. Обращает на себя внимание, что Закон не называет выделение в каче­стве основания реорганизации. Связано это с тем, что в отличие от других способов реорганизации, где прекращается «старый» субъект и возникает новый (новые), в результате выделения «старое» юридическое лицо не пре­кращается. Поэтому выделение находит отражение только в порядке ре­гистрации (ст. 32 Закона «О государственное регистрации...»), а не в пре­кращении юридического лица. );

в) внесение записи в реестр о государственной регистрации пре­кращения юридического лица.

При банкротстве процедура государственной регистрации пре­кращения юридического лица имеет свои особенности, связанные с тем, что ликвидационная процедура может не повлечь прекраще­ние субъекта хозяйствования. Поэтому первой стадией в этом случае выступает регистрация судебного решения о возбуждении произ­водства по делу о банкротстве. Окончательная — третья стадия — мо­жет наступить лишь в том случае, если суд по результатам ликви­дационной процедуры вынесет решение о прекращении юридиче­ского лица — банкрота. Однако возможна ситуация, когда удовлет­ворение должником требований кредиторов повлечет прекращение процедуры банкротства. В этом случае не только не производится государственная регистрация прекращения юридического лица, но и вносится запись в Единый государственный реестр о прекращении процедуры банкротства.

Закон «О государственной регистрации...» выделяет исчерпы­вающий перечень оснований для принятия решения суда о прекра­щении юридического лица, не связанного с банкротством (ст. 38):

— признание недействительной записи о проведении государственной регистрации за нарушения закона, допущенные при создании юридического лица, которые нельзя устранить;

— осуществление им деятельности, противоречащей учредитель­ным документам, или запрещенной законом;

несоответствие минимального размера уставного фонда юри­дического лица требованиям законодательства;

— непредставление в течение года в налоговые органы налоговых деклараций, документов финансовой отчетности в соответ­ствии с законом;

— наличие в Едином государственном реестре записи об отсут­ствии юридического лица по указанному им местонахожде­нию.

Обращает на себя внимание тот факт, что государственный реги­стратор, выявив какие-либо нарушения закона, имевшие место при регистрации субъекта хозяйствования — юридического лица, не может самостоятельно отменить собственную запись о госу­дарственной регистрации или произвести запись о прекращении зарегистрированного субъекта. Только судебное решение может служить основанием для принудительного прекращения юридиче­ского лица.

В содержании данных оснований можно отметить ряд законо­дательных новелл по сравнению с ранее действовавшим Законом «О предпринимательстве».

Во-первых, устранено такое основание отмены государственной регистрации (сейчас — государственной регистрации прекращения юридического лица), как несвоевременное (в течение 30-дневного срока) уведомление субъектом предпринимательства об изменении его названия, организационной формы или формы собственности. Сейчас единственным последствием такого поведения выступает отсутствие юридической силы изменений в учредительные доку­менты до их государственной регистрации.

Во-вторых, законодатель отказался от процедуры отмены госу­дарственной регистрации при отсутствии уведомления субъекта предпринимательства об изменении своего местонахождения свыше 7 дней. Такая санкция была излишне репрессивной. Сейчас анало­гичную меру можно применить лишь по результатам окончания календарного года, когда юридическое лицо в течение месячного срока не предоставит государственному регистратору новую реги­страционную карточку о подтверждении сведений о себе, а дополни­тельное уведомление государственного регистратора останется без внимания (ч. 7 ст. 19 Закона «О государственной регистрации...»).

В-третьих, нарушения закона, допущенные при создании субъ­екта хозяйствования — юридического лица, теперь могут служить основанием для принятия судебного решения о прекращении юри­дического лица лишь в том случае, когда их нельзя устранить.

В-четвертых, введено такое основание судебного решения о прекращении юридического лица как несоответствие минималь­ного уставного фонда юридического лица требованиям законода­тельства.

Данная новелла связана с соответствующими положениями ст.ст. 144,155 ГК и ст. 74 ХК Украины относительно необходимо­сти соответствия чистых активов акционерного общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, государствен­ного коммерческого предприятия минимальному размеру устав­ного фонда (капитала), установленному законодательством. По­следствием такого несоответствия является ликвидация субъекта хозяйствования.

Государственная регистрация прекращения предприниматель­ской деятельности физического лица регулируется разделом VI Закона «О государственной регистрации... *, который предусматри­вает основания прекращения предпринимательской деятельности физического лица, отличающиеся от оснований прекращения юри­дического лица. Разумеется, что при таком прекращении физиче­ское лицо лишается правового статуса предпринимателя, но не лишается прав человека и гражданина. Например, в результате такого прекращения, гражданин утрачивает право заключать до­говор аренды государственного имущества согласно ст. 6 Закона «Об аренде государственного и коммунального имущества» в редак­ции от 14.03.95, так как такое право предоставлено только гражда­нам-предпринимателям и юридическим лицам.

Добровольное прекращение предпринимательской деятельности гражданина может осуществляться в любое время по его реше­нию.

Принудительное прекращение предпринимательской деятель­ности гражданина осуществляется в случае его смерти либо поста­новления судебного решения. Указанные судебные решения могут быть трех видов:

1) судебное решение об объявлении физического лица умершим или признании безвестно отсутствующим;

2) судебное решение о признании физического лица недееспособным или об ограничении его дееспособности;

3) судебное решение о прекращении предпринимательской деятельности физического лица в качестве хозяйственной санкции при:

 

— признании физического лица банкротом;

— осуществлении им предпринимательской деятельности, запрещенной законом;

— непредставлении в течение года налоговым органам на­логовых деклараций, документов финансовой отчетности, требуемых законом.

Процедура государственной регистрации прекращения предпри­нимательской деятельности гражданина основывается на тех же принципах, что и регистрация прекращения юридического лица: (1) первоначально регистрируется решение предпринимателя либо суда о прекращении соответствующей деятельности, (2) затем оформляются документы, подтверждающие снятие предпринима­теля с учета в контролирующих органах, и (3) в завершение, по результатам получения этих документов и заполненной регистра­ционной карточки государственный регистратор вносит в Единый государственный реестр запись о прекращении предприниматель­ской деятельности физического лица. Предоставление соответству­ющих документов государственному регистратору осуществляется самим предпринимателем либо органом, уполномоченным судом. Упрощенный порядок государственной регистрации прекраще­ния предпринимательской деятельности гражданина применяется при его смерти либо вынесении судебного решения об объявлении физического лица умершим или признании его безвестно отсутству­ющим. В этих случаях государственный регистратор на основании свидетельства о смерти гражданина или судебного решения само­стоятельно заполняет соответствующую регистрационную карточ­ку и вносит запись в Единый государственный реестр о прекращении предпринимательской деятельности физического лица.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1086; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.