КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О сущности и истории коммерческого (хозяйственного) расчета
Коммерческий расчет и банкротство в хозяйственной деятельности Коммерческому расчету в ХК Украины уделено внимание главным образом в ст.44, в которой говорится о принципах предпринимательской деятельности. Здесь указывается, что предпринимательская деятельность должна вестись на основе коммерческого расчета и собственного коммерческого риска. При этом в статье перечисляются основные признаки коммерческого расчета без раскрытия их содержания. Между тем, поскольку коммерческий расчет играет главенствующую роль в деятельности предпринимателей на всех стадиях ее развития с момента возникновения и до ликвидации, представляется необоснованным столь незначительное внимание к нему в основном нормативном акте, регулирующим экономические отношения. Для выяснения сущности коммерческого расчета следует обратиться к истории возникновения, развития и значению хозяйственного расчета (так тогда именовался коммерческий расчет) в условиях Советского Союза. Особенно ценно это для выяснения принципов коммерческого расчета в деятельности государственных коммерческих предприятий. В СССР хозяйственному расчету уделялось довольно много внимания. Начало этому положил В. И. Ленин, который указывал, что при переходе к НЭПу необходимо переводить госпредприятия на хозяйственный расчет, что в основу деятельности предприятий должны быть положены принципы безубыточности, самоокупаемости, получение прибыли1. Однако идеи В.И. Ленина после его смерти не нашли должной оценки и закрепления в законодательстве. В условиях жесткого централизованного планирования и административных методов управления роль хозрасчета постепенно начала сводиться на нет. Вместе с тем после смерти И. В.Сталина в пятидесятых годах новое руководство страны в поисках эффективных методов управления народным хозяйством вновь обратило внимание на хозяйственный расчет. Был принят целый ряд нормативных актов, направленных на расширение самостоятельности предприятий и максимальной заинтересованности их в своей работе. Наиболее четко это было отражено в Положении о социалистическом государственном производственном предприятии, утвержденном постановлением Совета Министров СССР 04.10.65 г. В нем устанавливалось, что предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с народнохозяйственным планом на основе хозяйственного расчета (п.2 Положения). Закрепленные за предприятием оборотные средства не могли изыматься вышестоящим органом (п. 12). Из получаемой прибыли предусматривалось создание фонда предприятия, средства которого расходовались на мероприятия по приобретению новой техники, модернизации оборудования, расширению производства, а также на жилищное и культурно-бытовое строительство, индивидуальное премирование, улучшение медицинского обслуживания, приобретение путевок в дома отдыха и санатории и т.п. Этим фондом предприятие распоряжалось самостоятельно, изъятие и перераспределение его вышестоящим органом не допускалось (п. 14). Предусматривался ряд других мер, расширяющих права предприятий, определяющих их самостоятельность и заинтересованность в повышении эффективности производства, улучшении материального положения трудовых коллективов и отдельных работников. Этот важный нормативный акт определял направление экономической реформы, предусматриваемой начинавшейся в стране восьмой пятилеткой. И его воздействие на экономику не заставило себя долго ждать. Доктор экономических наук, бывший главный редактор журнала «Плановое хозяйство», а затем директор издательства «Экономика» С. Первушин отмечал: «За годы восьмой пятилетки были существенно повышены темпы роста национального дохода..., обеспечен заметный прирост производства сельскохозяйственной продукции. Все это позволило вдвое повысить жизненный уровень населения... Вот почему состояние дел в восьмой и первые годы девятой пятилетки в сравнении с тем, как развивалась экономика в десятой и одиннадцатой пятилетках, а особенно в сравнении с текущим периодом, представляется «золотым веком». В начале 20-х годов прошлого века при введении НЭПа, в частности, с помощью хозрасчета удалось преодолеть разруху и застой, доведя уровень производства в 1925 г. до показателей довоенного 1913 г. Почему же, несмотря на такой положительный результат в осуществлении хозяйственной деятельности, реформа и хозрасчет постепенно вновь свертывались? Как отмечает там же С.Первушин, объяснялось это, прежде всего, идеологической обстановкой, при которой реформа воспринималась многими как ревизионизм. Некоторые ведущие работники Госплана утверждали, что план и хозрасчет — понятия несовместимые. Однако экономические провалы в последующих пятилетках заставили снова обратиться к хозрасчету. Был издан целый ряд актов о внедрении хозрасчета в различные отрасли народного хозяйства. В частности, таким актом было совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 12.07.79 г. «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности и качества работы». И хозрасчет начал постепенно реанимироваться. Положительный эффект от внедрения его подтверждался работой целого ряда конкретных предприятий. Особенно показателен в этом отношении опыт треста «Мособлсельстрой» №18 под руководством Н. И. Травкина. Начав свою деятельность в роли бригадира (1979-1983 гг.), внедряя в организацию и управление бригадой начала хозрасчета, он сумел резко повысить показатели работы бригады и заинтересованность коллектива в эффективности производства. Руководство оценило его опыт, и он был переведен на должность начальника передвижной механизированной колонны (ПМК). Проработав здесь чуть более года, он вновь путем внедрения принципов хозрасчёта коренным образом преобразовал ПМК по количественным и качественным показателям и по размеру заработков всех членов коллектива. И снова он был назначен на более высокую должность — управляющим трестом «Мособлсельстрой» №18. И здесь с помощью хозрасчета были достигнуты существенные результаты. Н.И. Травкин был удостоен звания Героя Социалистического Труда, а впоследствии — избран депутатом Верховного Совета СССР. ЦК КПСС принял специальное постановление «О широком внедрении в строительстве опыта работы на коллективном подряде треста «Мособлсельстрой» №18.' Эффективность хозрасчета проявилась и в работе многочисленных хозрасчетных бригад сначала в строительстве, а потом и в других отраслях народного хозяйства. Зачинщиком таких бригад стал московский строитель Н. А. Злобин. Суть хозрасчетной бригады состояла в том, что между ней и руководством организации заключался договор, согласно которому за бригадой закреплялся определенный объект с указанием его балансовой стоимости, сроков сооружения, для выполнения договора бригада наделялась материальными и финансовыми средствами. А бригада обязывалась соорудить объект в срок, качественно. Полученные доходы она вправе была распределять самостоятельно (кроме определенных отчислений тресту). С самого начала работы по-новому бригада стала сдавать объекты досрочно с высоким качеством, экономией материалов. Значительно возросли заработки ее членов. Не случайно опыт хозрасчетных бригад получил широкое распространение. В начале 1981 г. таких бригад насчитывалось около восьмидесяти тысяч.1 Сегодня этот опыт может быть использован во внутрихозяйственных отношениях. Для этого ценными могут оказаться новеллы ХК Украины, признающие структурные подразделения предприятий самостоятельными субъектами хозяйствования, наделенными правами быть участником имущественно-хозяйственных обязательств (ч. 7 ст 3, ст 175 ХК Украины и др.). Положительное воздействие внедрения хозрасчета проявлялось не только в работе хозрасчетных бригад и предприятий, но и в деятельности крупных объединений и даже целых министерств. Так, строители Литвы за два года на хозрасчете сумели сократить продолжительность строительства объектов на одиннадцать процентов, уменьшить объем незавершенного производства.2 На хозрасчет стали переводиться крупные предприятия, такие как Сумское научно-производственное объединение им. М. В. Фрунзе, Волжский автомобильный завод и 36 других предприятий промышленных министерств. Мало того, в 1987 г. на систему хозрасчетного управления переводились предприятия Минхиммаша, Минав-топрома, Миннефтехиммаша, Минприбора, Минморфлота. Эти предприятия и целые хозяйственные системы действовали более успешно и эффективно, чем те, которые продолжали работать на планово-административной основе. Испытывая постоянно негативное планово-административное давление со стороны центральных органов, некоторые союзные республики ставили вопрос о переводе их на хозрасчетные начала. И 27 ноября 1989 г. Верховный Совет СССР принял Закон «Об экономической самостоятельности Литовской ССР, Латвийской ССР и Эстонской ССР». Закон предусматривал сочетание экономической самостоятельности республик с самоуправлением местных органов и хозрасчетных предприятий, расширение товарно-денежных отношений во внутриреспубликанских и межреспубликанских экономических связях, лучшее использование специфических условий развития союзных республик, заинтересованность и ответственность республик и местных органов управления за рост жизненного уровня, экономического потенциала. Основой хозяйственного механизма республик должны были быть самостоятельность предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих свою деятельность на принципах хозрасчета и равноправия всех форм собственности (ст.2 Закона). О преимуществах территориального хозрасчета убедительно рассказывали председатель Совета Министров Эстонии Б. Саул1 и председатель Госплана Эстонии Р. Отсасон2, показав все недостатки чрезмерно централизованного планового управления, тормозящего эффективное развитие производства и нарушающего местные социально-экономические интересы. В частности, Б.Саул указывал, что после того, как в республике Министерство легкой промышленности было переведено на полное самофинансирование, отрасль экономически окрепла, заметно выросли объемы выпуска и качества товаров. Правовым итоговым документом, закрепляющим применение хозрасчета в хозяйственной деятельности государственных предприятий, явился Закон СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)». В преамбуле Закона указывалось, что он предусматривает усиление экономических методов управления, использование полного хозяйственного расчета и самофинансирования, расширение демократических основ и развитие самоуправления. Предприятию было предоставлено право самостоятельно разрабатывать и утверждать свои планы, заключать договоры. Провозглашалось, что трудовой коллектив является полноправным хозяином на предприятии (ст.2). Хозрасчету была посвящена специальная ст. З «Хозрасчетный доход коллектива, его распределение и использование». В ней указывалось, что хозрасчетный доход коллектива является источником производственного и социального развития предприятия, оплаты труда, находится в распоряжении предприятия, используется самостоятельно и изъятию не подлежит. Следовательно, здесь устанавливались экономические основы самостоятельности. После принятия Закона хозрасчет стал еще более активно внедряться, принося положительные результаты. Может возникнуть вопрос: если хозрасчет является могучим средством развития экономики, то почему же народное хозяйство Советского Союза накануне его распада оказалось в плачевном состоянии. Но, во-первых, развитие экономики определялось не только хозрасчетом, но и ценовой, финансовой, налоговой и иной экономической политикой, где были допущены существенные просчеты. Во-вторых, многие руководители, считая несовместимым плановое хозяйство с хозрасчетом, всячески тормозили внедрение его в хозяйственную деятельность. И несмотря на это, там где во главе хозрасчетных организаций оказывались разумные, упорные, творческие люди, он во всех звеньях хозяйственной системы давал положительные результаты. Нет сомнения, что если бы внедрение хозрасчета сопровождалось бы разумной экономической политикой, то страна не оказалась бы в таком плачевном состоянии. В основе разрухи хозяйства в это время были не столько объективные причины, в том числе хозрасчет, сколько сугубо субъективные. Одни правители не справились с управлением огромного государства, а другие хотели стать самостоятельными «удельными князьями» в своих республиках. Разворовывание государственного имущества с помощью непродуманных инструментов приватизации, метко названной народом «прихватизацией», разрыв хозяйственных связей между республиками, непродуманная либерализация цен, приведшая к перетоку капитала из производственной в торговую сферу, — вот истинные причины обрушения экономики. Сам же хозрасчет и возникшее на его основе предпринимательство нет оснований считать причиной упадка хозяйства в начале 90-х. В условиях Союза ССР административно-плановое руководство невольно ограничивало свободу хозяйствующих субъектов, тормозя внедрение хозрасчета. Но он все равно пробивал себе дорогу. Теперь же, когда за предприятиями в законодательном порядке закреплена свобода предпринимательской деятельности, то есть созданы необходимые условия для использования хозрасчета, игнорировать его, не замечать, по крайней мере, неразумно. Наоборот, надо смело брать его на вооружение, использовать положительные наработки, которые были сделаны в условиях Советского Союза, изучать опыт развитых стран, в экономике которых хозрасчет (коммерческий расчет) является главным стержнем в успешном хозяйствовании, и закрепить его применение в специальном нормативном акте. Действие такого акта могло бы стать обязательным для государственных предприятий и рекомендательным актом для субъектов хозяйствования иных форм собственности. При этом следует выделить общие принципы коммерческого расчета: Прежде всего, в ст.44 ХК Украины указывается на осуществление предпринимательства на основе свободного выбора видов хозяйственной деятельности. Это в полной мере касается предприятий коллективной и частной собственности (за исключением тех видов деятельности, которыми могут заниматься только государственные предприятия — п.2 ст.42 ХК). Однако данный принцип терпит ограничения в отношении всех государственных предприятий. Они могут заниматься только той деятельностью, для осуществления которой созданы соответствующим органом управления. Это распространяется и на коммунальные предприятия, род деятельности которых определяется органом, создающим их. Вторым важнейшим показателем хозрасчетной деятельности является самоокупаемость. Она закреплена в ст.44 ХК, в которой указывается, что предпринимательство осуществляется на основе коммерческого расчета и собственного коммерческого риска. Самоокупаемость означает, что расходы предприятия не могут превышать доходную часть. Должна действовать народная мудрость: по одежке протягивай ножки. Нарушение этого правила, как показывает практика приводит к дисбалансу предприятия, к серьезным убыткам, задолженности перед государством, другими кредиторами и в конечном результате к банкротству предприятия и его ликвидации. Вот почему хозяйственные организации, планируя свою деятельность в бизнес-планах, должны четко определять все свои возможные расходы в полном соответствии с получаемыми реальными доходами. Но самоокупаемость обеспечивает простое воспроизводство, а не расширенное. Для обеспечения последнего необходима не просто самоокупаемость, а расширение производства за счет получаемой прибыли, обращаемой на обновление производственных фондов, необходимый ремонт, на совершенствование технологий и т.п. И все это должно делаться за счет собственных средств. Там, где это не соблюдается, невольно снижаются темпы роста производства, снижается качество продукции, ослабляется конкурентоспособность на внутреннем и внешнеторговом рынке. Вот почему, когда говорят о самоокупаемости хозрасчетных предприятий, то имеют в виду и их самофинансирование. Важнейшим принципом коммерческого расчета является самофинансирование, при котором источником расходов предприятия на осуществление хозяйственной деятельности выступают его собственные средства, и, прежде всего, полученная прибыль (доход). Источники формирования имущества предприятия названы в ст. 66 ХК Украины. Рентабельность производства, т.е. превышение доходов над расходами, является принципом коммерческого расчета, тесно связанным с самоокупаемостью и самофинансированием. Последние не могут иметь место, если предприятие нерентабельно. Известно, что в условиях СССР многие предприятия и организации были убыточными, особенно в добывающих отраслях и сельском хозяйстве. Государство постоянно предоставляло им дотации из бюджета. Если в плановой экономике это рассматривалось как нормальное явление, то в условиях рыночных отношений, при которых имущество всех субъектов отделено от имущества других, в том числе от государственного, такое положение возможно лишь как исключение (например, на предприятиях, обеспечивающих обороноспособность страны, и на других предприятиях, продукция которых используется для нужд государства и социально незащищенных слоев населения). Рынок отторгает убыточные предприятия. Рентабельность является той лакмусовой бумажкой, с помощью которой судят об устойчивости и надежности предприятия. К сожалению, несостоятельных предприятий в настоящее время довольно много, в том числе в государственном секторе экономики. Ликвидировать их по экономическим и социально-политическим причинам порой невозможно. И поэтому государство вынуждено многих из них поддерживать дотациями. Однако эта мера не должна оправдывать бесхозяйственность. Хозяйственники обязаны стремиться к рентабельной деятельности. Необходимым условием деятельности предприятий на коммерческом расчете является их полная самостоятельность в формировании важнейших производственных и социально-экономических показателей своей деятельности. Если раньше сам характер деятельности, его объем, ассортиментные и качественные показатели, источники финансирования, снабжения и сбыт продукции, цены на нее определялись в централизованном порядке, то теперь все эти вопросы хозяйственная организация вправе решать сама в соответствии с законодательством. Ограничения распространяются лишь на казенные предприятия. Их правовой статус по существу реанимирует положение госпредприятий, которое было свойственно государственным предприятиям в дореформенный период. Не имея возможности подробно останавливаться на этой проблеме, укажем лишь, что она весьма дискуссионная. Важнейшим стимулирующим элементом эффективности хозяйственного субъекта, действующим на основе коммерческого расчета, является принцип экономической (материальной) заинтересованности коллектива и каждого труженика в отдельности в достижении производственных результатов. Речь идет о необходимости создания упоминаемых выше фондов материального стимулирования труда. Закон СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» предусматривал образование на предприятиях фондов материального поощрения, предназначенных для выплаты премий, вознаграждений, иных форм поощрений за труд и на материальную помощь (п.2 ст.З Закона). Закон УССР от 27.03.1991 «О предприятиях в Украинской ССР» довольно скупо говорил об этом фонде, указывая лишь, что часть чистого дохода может передаваться в собственность членов или трудового коллектива предприятия; порядок распоряжения и использования этой частью прибыли осуществляется советом или собранием (конференцией) трудового коллектива (п.З ст. 18 Закона). К сожалению, неопределенно решается этот вопрос в ХК Украины. В специальном разделе III Кодекса, посвященном имущественной основе хозяйствования, нет ни одной нормы, определяющей фонд материального поощрения. Данный пробел Кодекса нуждается в устранении. Ключевым принципом коммерческого расчета является свободное распоряжение прибылью, оставшейся после необходимых отчислений из нее налогов и других обязательных платежей. Согласно данному принципу органы предприятия решают, сколько средств направить на воспроизводство основных фондов, сколько на зарплату, на социально-культурные нужды и т.д. В казенных предприятиях эти вопросы решаются в соответствии с указаниями вышестоящего органа. При распределении прибыли должны учитываться требования коллективного трудового договора, а в сфере государственного сектора экономики — также специальные нормы об отчислении части прибыли в бюджет. К принципу коммерческого расчета относится и право субъектов хозяйствования на свободный найм работников. В условиях плановой экономики вышестоящий орган утверждал предприятию штатное расписание, в котором определялось общее количество работников, распределение их по специальностям и должностям, размер заработной платы каждой категории. Предприятие не могло отступать от штатного расписания, хотя такая необходимость часто возникала. На то необходимо было разрешение вышестоящего органа. В условиях коммерческого расчета предприятие и гражданин-предприниматель самостоятельно решают эти вопросы. Важным правомочием предприятия является также возможность в установленном законом порядке определять цены на производимую продукцию, оказываемые услуги самостоятельно или по согласованию с другой стороной. Это не касается государственных фиксируемых и регулируемых цен, о которых пойдет речь в следующих главах курса. Значительно расширил права субъектов хозяйствования в сфере коммерческого расчета принцип самостоятельного осуществления ими внешнеэкономической деятельности на основании заключаемых договоров. Ранее, в условиях СССР, такие договоры могли заключать только внешнеэкономические экспортные и импортные объединения Министерства внешней торговли СССР на основе заказов предприятий. Лишь организациям потребительской кооперации представлялось право заключать такие договоры самостоятельно через органы Центросоюза. Теперь такое право предоставляется всем субъектам хозяйствования. Подводя итоги вышеизложенному, можно сделать вывод, что коммерческий расчет в рыночной экономике является методом предпринимательской деятельности, основанным на свободном выборе ее вида, на самоокупаемости и самофинансировании в целях получения максимальной прибыли, а также на праве субъекта хозяйствования самостоятельно планировать свою деятельность, определять источники финансирования, снабжения и сбыта, устанавливать штаты и зарплату работников, цены на продукцию и оказываемые услуги, вступать во внешнеэкономические связи, свободно распоряжаться чистой прибылью от своей деятельности. В товарно-денежных отношениях коммерческий расчет является главным экономико-правовым средством для эффективной деятельности любого хозяйствующего субъекта.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |