КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Порядок реализации хозяйственно-правовой ответственности 2 страница
Например, штрафной санкцией является штраф, взыскиваемый хозяйственным объединением с входящего в его состав предприятия за нарушение порядка согласования цен, установленного локальными актами хозяйственного объединения. В этом смысле понятно, почему штрафные санкции по ХК Украины не совпадают с понятием неустойки. Ведь неустойка всегда имеет договорный характер. В то же время штрафные санкции могут возникать на основании внутрихозяйственных, учредительных и иных внедоговорных актов. Законом по отдельным видам хозяйственных обязательств может быть определен размер штрафных санкций, изменение которого по согласованию сторон не допускается. Данное правило ч. 1 ст. 231 ХК Украины означает, что сторонам запрещено изменять в договоре размер штрафных санкций, указанный в законе1. Правильность такой точки зрения подтверждается правилом ч. 4 ст. 231 ХК Украины о том, что «в случае если размер штрафных санкций законом не определен, санкции применяются в размере, предусмотренном договором». Выходит, что размер штрафных санкций, точно определенный в законе, не может быть не только уменьшен, но даже увеличен по соглашению сторон, как это [увеличение] предусмотрено для других мер ответственности ч. 5 ст. 225 ХК Украины. Зачастую, в случае установления законом конкретных штрафных санкций, одновременно предусматривается возможность иного установления в договоре. Например, согласно ч. 6 ст. 231 ХК Украины штрафные санкции за нарушение денежных обязательств устанавливаются в процентах, размер которых определяется учетной ставкой Национального банка Украины, за все время пользования чужими денежными средствами, если иной размер процентов не предусмотрен законом или договором. Данная диспозитивность, однако, не должна нарушать положения ч. 5 ст. 225 ХК Украины —штрафные санкции могут быть лишь увеличены по сравнению с указанным в законе размере. В свою^ очередь здесь возможен верхний предел размера ответственности. В частности, ч. 2 ст. 343 ХК Украины ограничивает размер пени, взыскиваемой за нарушение денежных обязательств двойной учетной ставкой Национального банка Украины, действовавшей в период просрочки. Таким образом, рамками от одной до двух учетных ставок НБУ ограничено договорное свободное волеизъявление сторон хозяйственного обязательства на установление штрафных санкций за нарушение денежных обязательств. Следует заметить, что законодатель выделает закон в качестве нормативно-правового акта, который может ограничить право сторон на установление штрафных санкций по собственному усмотрению. Поэтому штрафные санкции, определенные в подзаконных актах, не препятствуют сторонам в их изменении в договоре. Вышеуказанные ограничения на установление штрафных санкций в хозяйственных отношениях существенно отличаются от правил, уставленных для начисления законной неустойки в общегражданских отношениях — согласно ч. 2 ст. 551 ГК Украины по общему правилу стороны могут свободно изменять размер неустойки, установленный в акте гражданского законодательства. Размер санкций может быть установлен договором в процентном отношении к сумме невыполненной части обязательства или в некоторой, определенной денежной сумме, или в процентном отношении к сумме обязательства независимо от степени его выполнения, или в кратном размере к стоимости товаров (работ, услуг). При этом может изменяться период начисления штрафных санкций: быть единовременным либо периодическим. ХК устанавливает конкретные размеры штрафных санкций лишь для некоторых случаев. Например, в случае нарушения хозяйственного обязательства субъектом хозяйствования, относящимся к государственному сектору экономики, или выполнения обязательства, финансируемого за счет Государственного бюджета Украины, штрафные санкции применяются, если иное не предусмотрено законом или договором, в следующих размерах (ст. 231 ХК): — за нарушение условий обязательства по качеству (комплектности) товаров (работ, услуг) взыскивается штраф в размере двадцати процентов стоимости некачественных (некомплектных) товаров(работ, услуг); — за просрочку выполнения обязательства взыскивается пеня в размере 0,1 процента стоимости товаров (работ, услуг) за каждый день просрочки, а за просрочку свыше тридцати дней В случае не достижения согласия между сторонами об установлении и размере штрафных санкций за нарушение обязательства спор может быть разрешен в судебном порядке по заявлению заинтересованной стороны. Размер штрафных санкций, применяемых во внутрихозяйственных отношениях за нарушение обязательств, определяется соответствующим субъектом хозяйствования — хозяйственной организацией. ХК Украины (ст. 232) презумирует применение зачетных штрафных санкций (зачетной неустойки) в хозяйственных отношениях, в отличие от штрафной неустойки в общегражданских отношениях согласно положениям ГК Украины (ч. 2 ст. 552). То есть в хозяйственных отношениях по общему правилу убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой. Исключение составляют штрафные санкции, начисляемые за нарушение денежных обязательств, где штрафные санкции взыскиваются сверх убытков. Законом или договором могут быть предусмотрены случаи, допускающие взыскание только штрафных санкций (исключительная неустойка), либо взыскание убытков сверх штрафных санкций (штрафная неустойка), либо взыскание штрафных санкций либо убытков по выбору кредитора (альтернативная неустойка). Начисление штрафных санкций за просрочку выполнения обязательства, если иное не установлено законом или договором, пре- -кращается через шесть месяцев со дня, когда обязательство должно было быть выполнено. В данном случае речь идет не о сроке исковой давности — она устанавливается, как указывалось выше, в 1 год для взыскания неустойки и 3 года для взыскания иных штрафных санкций (например, штраф с учредителя за несвоевременное внесение вклада в уставный фонд предприятия). Речь идет о сроке, применяемом для исчисления суммы штрафных санкций. Данная сумма, единожды исчисленная, рассматривается долгом, который имеет сокращенные сроки давности взыскания. Проценты за неправомерное пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом или договором не установлен для начисления процентов другой срок. Законные проценты за пользование чужими денежными средствами необходимо отличать от штрафных санкций. Первые представляют собой плату за пользование чужим капиталом. Начисление указанных Учитывая особенности норм ХК Украины относительно денежных обязательств, можно привести следующую общую формулу привлечения к ответственности за нарушение денежных обязательств: сумма долга + убытки (в том числе проценты по ст. 625 ГК Украины) за весь период просрочки + штрафные санкции за первые 6 месяцев просрочки. Согласно ч. 7 ст. 232 ХК Украины в случаях, предусмотренных законом, штрафные санкции за нарушение хозяйственных обязательств взимаются судом в доход государства.
Данная норма входит в некоторую коллизию с нормой ст. 241 ХК Украины, устанавливающей понятие административно-хозяйственного штрафа, подчиняющегося иным правилам взыскания (глава 27 ХК). Однако данную коллизию можно истолковать в том смысле, что если одной из сторон хозяйственного обязательства выступает орган государственной власти или местного самоуправления, штрафные санкции неизбежно поступают в доход бюджета. Поэтому для квалификации мер ответственности как штрафных санкций (глава 26 ХК) необходимо установить, что определенные санкции взыскиваются в пользу соответствующего органа за нарушение должником двустороннего хозяйственного обязательства, а не общих правил осуществления хозяйственной деятельности. Требование относительно уплаты штрафных санкций за хозяйственное правонарушение может заявить участник хозяйственных отношений, права или законные интересы которого нарушены, а в случаях, предусмотренных законом, — уполномоченный орган, наделенный хозяйственной компетенцией. Новеллой ХК Украины является регулирование оперативно-хозяйственных санкций. Согласно ст. 235 ХК Украины за нарушение хозяйственных обязательств к субъектам хозяйствования и другим участникам хозяйственных отношений могут применяться оперативно-хозяйственные санкции — меры оперативного воздействия на правонарушителя с целью прекращения или предупреждение повторения нарушений обязательства, которые применяются самими сторонами обязательства в одностороннем порядке. Следует отметить, что оперативно-хозяйственные санкции являются исключением из общего правила о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства, закрепленного в ч. 7 ст. 193 ХК Украины. Следует ли включать оперативные санкции в систему мер юридической ответственности? По мнению части правоведов — В.П. Грибанова, Н.С. Малеина, Н.А. Абрамова, С.Н. Братуся и др. — данные санкции не обладают признаком государственного принуждения, обязательного для юридической ответственности, т. к. применяются самими субъектами хозяйствования. Однако более предпочтительна в современных условиях точка зрения О.Н. Садикова, Г.В. Пронской, B.C. Щербины и других, которые оперативно-хозяйственные санкции признают мерой хозяйственно-правовой ответственности. И вот почему. Оперативные санкции наделены государственным принуждением в том смысле, что они позволяют потерпевшему субъекту в одностороннем порядке, предусмотренном договором, с молчаливого согласия государства применять меры неблагоприятного характера к правонарушителю, не прибегая к судебным и иным государственно-властным процедурам. Это своего рода «делегированное» принуждение, право на применение которого охраняется государством. Таким образом, по сравнению с иными юридическими санкциями меняется субъект взыскания, но не природа самой санкции. Поэтому данные санкции не только по характеру (неблагоприятность последствий), но и по сущности следует относить к мерам юридической ответственности. Такая точка зрения приобрела еще большую убедительность в условиях, когда ХК Украины в разделе V и ст. 217 прямо закрепил оперативно-хозяйственные санкции среди мер хозяйственно-правовой ответственности. Оперативно-хозяйственные санкции имеют собственные пределы. К субъекту, нарушившему хозяйственное обязательство, могут быть применены лишь те оперативно-хозяйственные санкции, которые предусмотрены договором. Согласно ст. 237 ХК Украины в случае несогласия с применением оперативно-хозяйственной санкции заинтересованная сторона может обратиться в суд с заявлением об отмене таких санкций и возмещении убытков. Оперативно-хозяйственные санкции могут применяться одновременно с возмещением убытков и взысканием штрафных санкций. В хозяйственных договорах стороны могут предусмотреть применение различных видов оперативно-хозяйственных санкций. Некоторые из них называет ст. 236 ХК Украины, а именно: а) односторонний отказ от выполнения своего обязательства управомоченной стороной, с освобождением ее от ответственности за это — в случае нарушения обязательства другой б) отказ от оплаты по обязательству, которое выполнено ненадлежащим образом или досрочно выполнено должником без согласия другой стороны; в) отсрочка отгрузки продукции или выполнения работ вследствие просрочки выставления аккредитива плательщиком, прекращения выдачи банковских кредитов и т.п.; г) отказ управомоченной стороны обязательства от принятия дальнейшего выполнения обязательства, нарушенного другой стороной, или возврат в одностороннем порядке выполненного кредитором по обязательству (списание со счета должника в безакцептном порядке средств, уплаченных за некачественную продукцию, и т.п.); д) установление в одностороннем порядке на будущее дополни тельных гарантий надлежащего выполнения обязательств стороной, нарушившей обязательство: изменение порядка оплаты продукции (работ, услуг), перевод плательщика на предварительную оплату продукции (работ, услуг) или на оплату после проверки их качества и т.п.; е) отказ от установления на будущее хозяйственных отношений со стороной, нарушающей обязательства: например, отказ от продления договора аренды. Перечень оперативно-хозяйственных санкций, установленный ХК Украины, не является исчерпывающим. Стороны могут предусмотреть в договоре также другие оперативно-хозяйственные санкции. В частности, такой санкцией может выступить невыгодное для правонарушителя изменение другой стороной своего обязательства. Например, в кредитном договоре может быть предусмотрено право кредитора уменьшить очередную сумму кредита (транша), если должник несвоевременно отчитается об использовании предыдущего транша и т.п. Следует учитывать также, что основанием для применения оперативно-хозяйственных санкций является факт хозяйственного правонарушения. Оперативно-хозяйственные санкции применяются стороной, потерпевшей от правонарушения, во внесудебном порядке и без предварительного предъявления претензии нарушителю обязательства. Порядок применения сторонами конкретных оперативно-хозяйственных санкций определяется договором. В случае несогласия с применением оперативно-хозяйственной санкции заинтересованная сторона может обратиться в суд с заявлением об отмене такой санкции и возмещения убытков, причиненных ее применением. Оперативно-хозяйственные санкции могут применяться одновременно (дополнительно) с возмещением убытков и взысканием штрафных санкций. Следует заметить, что закон допускает возможность применения оперативно-хозяйственных санкций лишь в том случае, когда на управомоченной стороне лежит определенная обязанность, которую она может отказаться выполнить, изменить либо потребовать дополнительных гарантий от должника при нарушении им своей части обязательства. Поэтому, когда обязательство управомоченной стороной уже выполнено, она вправе применить только иные способы защиты. Не являются оперативными санкциями меры по охране своего имущества, отказ от заключения договора, в отношении которого отсутствуют предварительные договоренности, проверка платежеспособности контрагента и иные меры, которые связаны с обязательством управомоченной стороны. Оперативно-хозяйственные санкции следует рассматривать в качестве разновидности самозащиты прав, провозглашенной ст. 19 ГК Украины. Самозащита включает в себя оперативно-хозяйственные санкции и иные меры самозащиты.
Состав мер самозащиты шире состава оперативно-хозяйственных санкций также в том смысле, что они могут предусматриваться не только в договоре, но и в актах хозяйственного и гражданского законодательства, а также выбираться лицом самостоятельно в пределах, не противоречащих требованиям актов законодательства и нравственных устоев общества. Закон нередко прямо предусматривает возможность применения способов самозащиты. Например, согласно ч. 2 ст. 220 ХК Украины, если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он имеет право отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков. Покупатель по договору поставки вправе осуществить оплату товара ненадлежащего качества по более низкой цене либо отказаться от его принятия и оплаты (ч. 7 ст. 268 ХК Украины). Согласно ст. 310 ХК Украины получатель имеет право отказаться от принятия груза, если вследствие изменения качества при его перевозке утрачена возможность использования его по первоначальному назначению. Закон «Об имущественной ответственности за нарушение условий подряда (контракта) о выполнении работ на строительстве объектов» от 06.04.2000 г. предусматривает право подрядчика прекратить выполнение работ, осуществляемых за счет государственных средств, в случае просрочки платежа заказчиком, и т.п. Поэтому те способы самозащиты, которые предусмотрены в законодательстве, но не находят отражения в договоре, не могут признаваться оперативно-хозяйственными санкциями в смысле ХК Украины. Но это не значит, что такие меры самозащиты не могут применяться. Такие меры применяются в силу закона, подпадают под общие положения о самозащите прав (ст. 19 ГК Украины) и их установление в договоре не обязательно. Стороны в договоре могут предусмотреть право на удержание вещи в обеспечение исполнения обязательств другой стороной. В частности, такое право может быть предусмотрено для экспедитора или агента в качестве права удержать груз или документы до оплаты соответствующего вознаграждения заказчиком. В ряде случаев Закона прямо указывает на возможность применения удержания (ст.ст. 594-597,856,874,916,1019 ГК Украины и т.п.). Дискуссионным является вопрос о том, можно ли меры по удержанию вещи рассматривать в качестве мер самозащиты (в том числе оперативно-хозяйственных санкций). Ряд исследователей находят различия в данных институтах, говоря о том, что «самозащита прав осуществляется вне суда, а право удержания вещи реализуется в судебном порядке путем продажи вещи на публичных торгах»; праву удержания не свойственно адекватность и соизмеримость правонарушению1. В то же время нельзя не заметить и сходство данных институтов. Удержание вещи управомоченной стороной до выполнения обязательства должником либо до реализации вещи в судебном порядке, означает лишение благ для правонарушителя, аналогичное иным мерам самозащиты. Административно-хозяйственные санкции также являются новеллой ХК Украины. Де-факто эти санкции существовали и до принятия кодекса, однако они не были сведены в единый инструмент государственного воздействия на экономку, не были установлены основные виды, единый порядок и условия их применения. Административно-хозяйственные санкции — это меры организационно-правового или имущественного характера, применяемые уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления к субъектам хозяйствования за нарушение установленных законами правил осуществления хозяйственной деятельности, направленные на прекращение правонарушения субъекта хозяйствования и ликвидацию его последствий (ст. 238 ХК Украины). Административно-хозяйственные санкции могут быть установлены исключительно законами. В главах 27 и 28 ХК Украины предусматриваются основные виды административно-хозяйственных санкций: — изъятие прибыли (дохода); — административно-хозяйственный штраф; — взыскание сборов (обязательных платежей); — приостановление операций по счетам субъектов хозяйствования; — применение антидемпинговых мер; — прекращение экспортно-импортных операций; — применение индивидуального режима лицензирования; — приостановление действия лицензии (патента) на осуществление субъектом хозяйствования определенных видов хозяйственной деятельности; — аннулирование лицензии (патента) на осуществление субъектом хозяйствование отдельных видов хозяйственной деятельности; — ограничение или приостановление деятельности субъекта хозяйствования; — отмена государственной регистрации и ликвидация субъекта хозяйствования; — изъятие товаров с неправомерно использованным обозначением и копий изделий другого субъекта хозяйствования; — опровержение неправдивых, неточных или неполных сведений за счет нарушителя и др. Однако этот перечень не является исчерпывающим. В других законах выделяются специальные административно-хозяйственные санкции. Например, Закон «О защите экономической конкуренции» в ст. 48 называет такие санкции, как принудительный раздел субъекта хозяйствования, занимающего монопольное (доминирующее) положение на рынке, блокирование ценных бумаг, отмена разрешения на согласованные действия, опубликование за счет правонарушителя официальной информации Антимонопольного комитета о совершенном нарушении законодательства и др. К сожалению, объем настоящей курса не позволяет подробно остановиться на характеристике административно-хозяйственных санкций. Укажем лишь на соответствующие понятия и общие начала их применения. Безвозмездное изъятие прибыли (дохода) как административно-хозяйственная санкция представляет собой изъятие (конфискацию) в доход бюджета средств, полученных субъектом хозяйствования вследствие нарушения установленных законодательством правил осуществления хозяйственной деятельности, а также сумм скрытой (заниженной) прибыли (дохода) или суммы налога, неуплаченного за сокрытый объект налогообложения. Административно-хозяйственный штраф — это денежная сумма, которая платится субъектом хозяйствования в соответствующий бюджет в случае нарушения им установленных правил осуществления хозяйственной деятельности. Перечень нарушений, за которые с субъекта хозяйствования взыскивается штраф, размер и порядок его взыскания определяются законами, которые регулируют налоги и другие отношения, в которых допущены правонарушения. Административно-хозяйственный штраф может применяться в определенных законом случаях одновременно с другими административно-хозяйственными санкциями. В частности, при применении санкции в виде безвозмездного изъятия прибыли (дохода) с субъекта хозяйствования взыскивается также штраф в двукратном размере изъятой суммы, а в случае повторного нарушения на протяжении года после применения этой санкции — в трехкратном размере изъятой суммы, если только законом не установлен меньший размер штрафа. Взыскание сборов (обязательных платежей) как административно-хозяйственная санкция применяется в случае нарушения субъектом хозяйствования установленных правил учета или отчетности относительно уплаты сборов (обязательных платежей), их неуплаты или неполной уплаты. Кроме того, с субъекта хозяйствования в определенных законом случаях может быть взыскан штраф в размере до пятидесяти процентов причитающейся к уплате суммы сбора (обязательного платежа). Приостановление операций по счетам субъектов хозяйствования применяется в случае отказа органов управления или должностных лиц субъекта хозяйствования в проведении документальной проверки либо в допуске работников налоговых органов для обследования помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, непредставлении налоговым и другим органам либо их должностным лицам установленной законом отчетности, расчетов, деклараций либо других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (обязательных платежей). Прекращение экспортно-импортных операций и применение индивидуального режима лицензирования предусматриваются в законодательстве о ВЭД как специальные санкции, применяемые за нарушение правил осуществления внешнеэкономической деятельности, правил добросовестной конкуренции, при размещении валютных ценностей с нарушением установленного законодательством порядка на счетах и вкладах за пределами Украины и при других действиях, причиняющих ущерб экономике Украины. Применение антидемпинговых, компенсационных или специальных мер осуществляется при получении субъектом ВЭД незаконного преимущества на рынке Украины (осуществление демпингового импорта, субсидированного импорта, а также других действий, которые определяются законом как недобросовестная конкуренция), что нанесло ущерб экономике Украины или повлекло угрозу возникновения такого вреда участникам отношений. Применение данных санкций регулируют законы Украины «О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта», «О защите национального товаропроизводителя от субсидированного импорта», «О защите от недобросовестной конкуренции». Ограничение и приостановление деятельности субъекта хозяйствования применяется Кабинетом Министров Украины, Советом министров Автономной Республики Крым, а также другими уполномоченными органами в порядке, установленном законом, при осуществлении нарушителем какой-либо хозяйственной деятельности, которая угрожает жизни и здоровью людей или представляет повышенную опасность для окружающей среды. К предприятиям торговли, общественного питания и сферы услуг, которые неоднократно допустили реализацию недоброкачественных товаров или систематически нарушают установленные законодательством правила торговли и оказания услуг или условия хранения и транспортировки товаров, кроме предусмотренных в ХК Украины санкций, могут применяться также специально предусмотренные законом «О защите прав потребителей» административно-хозяйственные санкции, включая изъятие недоброкачественных товаров. Государственный комитет по защите прав потребителей имеет право принимать обязательные решения о прекращении субъектом хозяйствования производства продукции (выполнения работ, услуг), отгрузки и реализации товаров, не отвечающих требованиям нормативных актов. Отмена государственной регистрации (регистрация прекращения) и ликвидация субъекта хозяйствования как административно-хозяйственная санкция применяется исключительно по решению суда. ХК Украины предусматривает три таких основания: — осуществление субъектом хозяйствования деятельности, противоречащей закону; — осуществление субъектом хозяйствования деятельности, противоречащей учредительным документам; — при признании субъекта хозяйствования банкротом, кроме случаев указанных в законе (например, за исключением случаев, когда после проведения ликвидационных процедур у Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и граждан-предпринимателей» от 15.05.2003 г. предусмотрел дополнительные к вышеуказанным основания прекращения [деятельности] субъекта хозяйствования по решению суда, а именно: — признание недействительной записи о проведении государственной регистрации из-за нарушений закона; — несоответствие минимального размера уставного фонда юридического лица требованиям закона; — непредставление в течение года в налоговые органы налоговых деклараций, документов отчетности; — наличие в Едином государственном реестре записи об отсутствии юридического лица по указанному им местонахождению. Ряд исследователей выделяют в качестве особой санкции признание лица банкротом'. Действительно, решение суда о признании субъекта предпринимательства банкротом, даже если оно впоследствии не привело к ликвидации данного субъекта, несет неблагоприятные последствия для правонарушителя и обеспечивается государственным принуждением. В то же время такая санкция применяется по инициативе любых кредиторов, поэтому ее нельзя рассматривать в качестве административно-хозяйственной санкции. Ст. 249 ХК Украины устанавливает, что субъект хозяйствования имеет право обжаловать в суд решение любого органа государственной власти или органа местного самоуправления о применении к нему административно-хозяйственных санкций, потребовать признания недействительным акта, несоответствующего законодательству либо нарушающего его права и законные интересы, а также потребовать возмещения причиненных убытков. Важной гарантией прав субъектов хозяйствования является революционная норма ст. 250 ХК Украины о сроках применения административно-хозяйственных санкций. Административно-хозяйственные санкции могут быть применены к субъекту хозяйствования в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня нарушения этим субъектом установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом. Ранее названные сроки — т.е. сроки давности применения административно-хозяйственных санкций — в законодательстве отсутствовали. Более того, Конституционный Суд Украины в решении от 30 мая 2001 г. разъяснил, что сроки, установленные КУоАП Украины для привлечения к административной ответственности физических лиц, не применяются в случае привлечения юридических лиц к ответственности за нарушение налогового и финансового законодательства. Поэтому до принятия ХК Украины субъекты хозяйствования были лишены важнейшей гарантии их прав — давности привлечения к публично-правовой ответственности. Завершая анализ административно-хозяйственных санкций, следует отметить большой научно-практический потенциал исследования данного правового института, поскольку построение эффективной системы указанных санкций призвано обеспечить надлежащий правовой хозяйственный порядок в Украине. Вопросы для самоконтроля 1. Назовите отличительные признаки хозяйственно-правовой ответственности?
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |