КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ответственности
Место в системе иных видов юридической Понятие хозяйственно-правовой ответственности и ее Категория ответственности выступает не только индикатором действенности норм права, но и указывает на самостоятельность отрасли права. До принятия ХК Украины понятие хозяйственно-правовой ответственности оставалось более чем дискуссионным, даже в науке хозяйственного права оно было признано лишь в середине 80-х годов XX века. Так, в первом отечественном учебном пособии по хозяйственному праву осторожно употреблялся термин — ответственность за результаты хозяйственной деятельности'. Затем ученые говорили о «санкциях в хозяйственном законодательстве»2, об «ответственности в хозяйственных отношениях»3. Наконец, в учебнике 1985 года под редакцией профессора И.Г. Побирченко появилось понятие хозяйственно-правовой ответственности, разработанное профессором В.К. Ма-мутовым4. Современные учебники по хозяйственному праву единодушны в признании самостоятельности хозяйственно-правовой ответственности по отношению к другим видам ответственности. Хозяйственно-правовая ответственность — это претерпевание (несение) субъектами хозяйствования неблагоприятных экономических и (или) правовых последствий в результате применения к ним предусмотренных законодательством санкций за хозяйственные правонарушения. Отдельные ученые отрицают самостоятельность хозяйственно-правовой ответственности. Как правило, их доводы основываются на неприемлемой в современных условиях позиции об отрицании самостоятельности хозяйственного права как отрасли права (см. гл. 1 настоящей книги). Кроме того, в качестве аргумента приводятся положения п. 22 ч. 1 ст. 92 Конституции Украины, где упоминаются лишь гражданско-правовая, административная, уголовная и дисциплинарная ответственность. С таким толкованием Конституции согласиться нельзя. Ст. 92 Основного закона предусматривает виды отношений, которые могут регулироваться исключительно законами Украины. Данная норма не дает исчерпывающей перечень видов ответственности. На это обстоятельство, в частности, прямо указывает решение Конституционного Суда Украины от 30.05.2001 г. по делу об ответственности юридических лиц. Принятие ХК Украины, который в разделе V предусмотрел понятие хозяйственно-правовой ответственности, окончательно подтвердило верность подходов к выделению такого вида юридической ответственности. Ведь нельзя не считаться с прямыми указаниями закона. Выделение хозяйственно-правовой ответственности в качестве самостоятельного вида ответственности было продиктовано, прежде всего, практической необходимостью. Сама жизнь подсказала, что в современной экономике необходимы новые, комплексные и «нестандартные» меры воздействия на правонарушителей, которые не присущи традиционным видам ответственности. Взять, например, санкцию в виде применения индивидуального режима лицензирования. Данная санкция появилась как реакция государства в начале 90-х годов XX в. на правонарушения субъектов внешнеэкономической деятельности, допускавших незаконный вывоз капитала, нарушение таможенных процедур и др. Гражданско-правовые меры воздействия оказались здесь бессильными, уголовные и административные — излишне жесткими, не позволяли предупредить дальнейшие правонарушения и одновременно сохранить возможность для последующих экспортно-импортных операций. В результате появилась новая санкция организационно-хозяйственного характера, пополнившая арсенал хозяйственно-правовой ответственности. Хозяйственно-правовая ответственность находит в законодательстве своеобразное регулирование. Так, в гл. 24 ХК Украины приводится ее самостоятельное понятие, перечень санкций, принципы, основания, пределы и порядок реализации хозяйственно-правовой ответственности. Несомненно, хозяйственно-правовая ответственность соединяет в единый «кулак» частноправовые и публично-правовые меры воздействия на правонарушителя. Однако это соединение не повторяет существующие гражданско-правовые и административно-правовые институты. Даже беглое сравнение частноправовых санкций хозяйственно-правовой ответственности и санкций гражданско-правовой ответственности обнаруживает их серьезные различия. Возмещение убытков в сфере хозяйствования (гл. 25 ХК Украины) подвергнуто более подробной регламентации, чем в ГК Украины (гл. 51 ГК); согласно ч. 5 ст. 225 ХК Украины стороны вправе по взаимному согласию заблаговременно определить согласованный размер убытков, ГК Украины такую возможность не предусматривает. ХК Украины исходит из презумпции зачетной неустойки, предусматривая штрафную неустойку лишь для денежных обязательств (ст.ст. 229, 232 ХК), а ГК Украины говорит о штрафной неустойки для всех видов обязательств (ст. 624 ГК). ХК Украины предусматривает возможность применения пени в любых обязательствах (ст.ст. 230, 231 ХК), а ГК Украины — только в денежных обязательствах (ч. 3 ст. 549 ГК) и т.д. По сравнению с КУоАП Украины в ХК Украины предусмотрен особый субъект административно-хозяйственных санкций — субъект хозяйствования, который охватывает не только граждан-предпринимателей, но и юридические лица. ХК Украины предусматривает такие административно-хозяйственные санкции, как приостановление операций по счетам, применение антидемпинговых мер, прекращение экспортно-импортных операций и другие санкции, не предусмотренные в КУоАП. ХК Украины предусматривает иные сроки применения административно-хозяйственных санкций (6 месяцев) по сравнению со сроком привлечения к административной ответственности по КУоАП (2 месяца). Наконец, в этих кодексах используются различные процедуры и органы, применяющие соответствующие санкции. В хозяйственно-правовой ответственности используются отдельные институты ГК Украины и других законов, однако, в рамках и пределах, не противоречащих ХК Украины. Это позволяет строить такую систему мер ответственности в сфере хозяйствования, которая не только отражает специфику, сложность и объемность хозяйственной деятельности, но и позволяет согласовать в едином акте частные и публичные меры государственного воздействия, что особенно ценно. Важно установить соотношение хозяйственно-правовой ответственности с санкциями, мерами защиты и охраны прав и интересов. В ч. 1 ст. 216 ХК Украины предусмотрено, что участники хозяйственных отношений несут хозяйственно-правовую ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования путем применения в отношении правонарушителей хозяйственных санкций по основаниям и в порядке, предусмотренных ХК Украины, другими законами и договором. Как видно, в отличие от вышеуказанного научного определения хозяйственно-правовой ответственности, ХК Украины ограничивается указанием на пути реализации этой ответственности, связывая их с хозяйственными санкциями. Вопрос о соотношении санкций и ответственности издавна является предметом дискуссий правоведов. Общеизвестно, что санкция представляет собой структурную часть правовой нормы (наряду с гипотезой и диспозицией). Санкциями называют и сами отрицательные последствия, предусмотренные в этой части нормы. Однако не всякая санкция правовой нормы указывает на неблагоприятные последствия для правонарушителя. Санкция нормы права может указывать и на другие последствия, предусмотренные на случай ее нарушения1. Например, такими последствиями могут быть признание права, раздел имущества собственников и т.п. Иными словами, санкция — предупредительная информация об ответственности. Для возникновения ответственности, кроме наличия санкции в законодательстве или договоре, необходим еще комплекс процессуальных действий, способных повлечь неблагоприятные последствия для правонарушителя. Поэтому, например, указание на штраф в договоре — санкция, а фактическое взыскание его при правонарушении — ответственность. Согласно ст. 217 ХК Украины в сфере хозяйствования применяются такие виды хозяйственных санкций, как возмещение убытков, штрафные санкции, оперативно-хозяйственные и административно-хозяйственные санкции. Первые три применяются по инициативе участников хозяйственных отношений, а административно-хозяйственные санкции — по инициативе уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления. Порядок реализации санкций определяется законом или договором и может быть различным — судебным, административным или собственными действиями субъекта хозяйствования (например, банк может списать пеню со счета клиента при просрочке выполнения кредитного договора, если в договоре предусмотрено такое право). Санкция как мера хозяйственно-правовой ответственности именуется в теории еще и формой хозяйственно-правовой ответственности2. При характеристике понятия хозяйственно-правовой ответственности необходимо указать на его соотношение с понятиями защиты и охраны прав субъектов хозяйственных отношений. Меры принуждения, применяемые к правонарушителю, не всегда влекут для него неблагоприятные последствия в юридическом смысле, то есть не всегда могут быть признаны мерами ответственности. В частности, обязанность правонарушителя исполнить обязательство в натуре не может рассматриваться как претерпевание негативных последствий, так как такая мера направлена на исполнение той обязанности, которую ранее принял на себя правонарушитель. Однако принуждение должника к исполнению обязательства в натуре обеспечивает права и законные интересы кредитора. Поэтому в законодательстве и теории выделяется более широкое понятие — меры защиты прав и законных интересов, которые включают в себя и меры ответственности. Так, в ст. 20 ХК Украины выделяются основные способы защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования и потребителей: 1) признание наличия или отсутствия прав; 2) признание полностью или частично недействительными актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, актов других субъектов, которые противоречат 3) признание недействительными хозяйственных сделок по основаниям, предусмотренным законом; 4) восстановление положения, которое существовало до нарушения прав и законных интересов субъектов хозяйствования; 5) прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; 6) присуждение к выполнению обязанности в натуре; 7) возмещение убытков;
8) применение штрафных санкций; 9) применение оперативно-хозяйственных санкций;
10) применение административно-хозяйственных санкций; 11) установление, изменение и прекращение хозяйственных правоотношений (например, путем досрочного расторжения договора аренды согласно ст.ст. 188, 291 ХК Украины и 782- 12) иные способы, предусмотренные законом. Из указанных способов защиты только четыре: возмещение убытков, применение штрафных, оперативно-хозяйственных и административно-хозяйственных санкций, — могут быть названы мерами хозяйственно-правовой ответственности (хозяйственно-правовыми санкциями). Перечень способов защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования и потребителей не является исчерпывающим. Дополнительные способы защиты могут предусматриваться ГК Украины и иными законами и актами хозяйственного законодательства. Например, на основании ст. 32 Конституции Украины, ст. 1167ГК Украины, ст. 49 Закона «Об информации» возможна защита прав субъектов хозяйствования, нарушенных распространением недостоверной информации, путем возмещения морального (неимущественного) вреда. Закон Украины «О защите экономической конкуренции» предусматривает такие дополнительные способы защиты, как получение разрешения на согласованные действия (ст. 10), блокирование ценных бумаг, признание субъекта хозяйствования монополистом, опубликование правонарушителем решения Антимонопольного комитета о выявленных нарушениях антимонопольно-конкурентного законодательства (ст. 48) и др. Ст. 16 ГК Украины допускает признание незаконным бездействия органа управления, нарушающего имущественные права юридических лиц. Ст.ст. 219,220,221,226 ГК содержат указание на такой способ защиты, как признание сделки действительной. На основании ст. 4 Закона «О защите иностранных инвестиций» возможен иск об устранении препятствий в перечислении за границу прибыли, полученной иностранным инвестором и т.п. В теории юридической ответственности наряду с мерами защиты, выделяются также меры охраны прав и интересов субъектов правоотношений. При охране прав и интересов осуществляется статическая (пассивная) функция правового регулирования. Охрана прав и интересов субъектов осуществляется, по сути, с помощью всей совокупности правовых норм, обеспечивающих нормальное и беспрепятственное развитие отношений.1 Фраза «охраняется законом» может быть распространена на любые правоотношения и закрепляется в законодательстве, когда необходимо подчеркнуть общую направленность правового регулирования2. В то же время защита прав и интересов предполагает активную деятельность, направленную на применение правовых норм. Защита имеет несколько аспектов. В материально-правовом смысле — это правовой институт, входящий в состав соответствующей отрасли права и состоящий из совокупности норм, регулирующих определенный вид деятельности (общественных отношений)3. В процессуально-правовом смысле — это деятельность, посредством которой достигается необходимый экономико-правовой эффект: восстановление возможности участнику отношения действовать в рамках его правосубъектности, владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом, вступать в отношения и реализовывать вытекающие из них права и т.п. Следует согласиться с О.П. Загнитко, что в процессуальном понимании защита прав и интересов — более узкое понятие, чем понятие охраны прав и интересов субъектов хозяйствования, и представляет собой совокупность способов (мер), которые применяются в случае нарушения этих прав и интересов1. Основные признаки хозяйственно-правовой ответственности выражаются в том, что: 1) такая ответственность является реакцией государства или уполномоченного им лица на противоправное поведение субъекта хозяйствования, которое может выражаться в нарушении 2) предусматривается юридически — в законе или договоре; 3) применяется преимущественно к субъектам хозяйствования, хотя не исключается возможность ее применения и к иным участникам отношений в сфере хозяйствования в случае и порядке, предусмотренных ХК Украины. Например, ответственность граждан, не являющихся предпринимателями, может рассматриваться как хозяйственно-правовая лишь в том случае, если они выступают учредителями субъектов хозяйствования в порядке, установленном учредительными документами и законом (при несвоевременном внесении вкладов в уставный фонд хозяйственного общества согласно ч. 3 ст. 88 ХК, при реализации дополнительной ответственности учредителя согласно ч. 4 ст. 80 ХК и в других случаях); 4) заключается в уменьшении благ участника хозяйственных отношений, но направлена не на самого правонарушителя, а преимущественно на его имущественную базу (непосредствен 5) обеспечивается государственным принуждением, которое проявляется по-разному: явно или скрыто. В первом случае реализация мер ответственности возлагается на судебные или 6) применяется как с учетом вины правонарушителя (например, возмещение убытков, уплата штрафных санкций), так и без учета ее наличия (административно-хозяйственный штраф, оперативно-хозяйственные санкции, принудительный раздел монопольного образования и др.). Важную роль в организации хозяйственной деятельности играют принципы хозяйственно-правовой ответственности. Данные принципы могут пониматься в широком и узком смыслах. В первом случае речь идет об основополагающих началах, закрепленных в главе 24 ХК «Общие принципы ответственности участников хозяйственных отношений», и иных статьях ХК Украины. В узком смысле можно говорить о принципах, специально названых в ст. 216 ХК. В широком значении можно выделить следующие принципы хозяйственно-правовой ответственности: — защита прав и законных интересов граждан, организаций и государства и обеспечение правопорядка в сфере хозяйствования (ч. 2 ст. 216 ХК); — наделение потерпевшей стороны правом на возмещение убытков независимо от того, имеется ли оговорка об этом в договоре; — применение предусмотренной законом ответственности производителя (продавца) за недоброкачественность продукции независимо от того, имеется ли оговорка об этом в договоре; — недопустимость оговорки в хозяйственном договоре относительно исключения или ограничения (по сравнению с законом) ответственности производителя (продавца) продукции (ч. 3 — необходимость исполнения обязательств в натуре, даже после уплаты штрафных санкций и возмещения убытков (ч. 3 ст. 216,ч. 7 ст. 226 ХК); — презумпция вины лица, допустившего нарушение хозяйственного обязательства (ч. 2 ст. 218 ХК); — преимущество законодательных пределов хозяйственно- правовой ответственности перед договорными (ст. 219, ч. 1 ст. 231 ХК); — обязательность для правонарушителя процедуры досудебного порядка реализации хозяйственно-правовой ответственности (ст. 222 ХК); необходимость принятия своевременных мер по устранению последствий правонарушения (ч. 1 ст. 222, ст. 226 ХК) и др.
§2 Основания хозяйственно-правовой ответственности
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |