Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение, изменение и прекращение хозяйственных обязательств




§3

Следует учитывать, что объем диспозитивности сторон в хозяй­ственных обязательствах существенно меньше объема диспозитивно­сти сторон в общегражданских обязательствах. Причина тому: наличие организационного фактора в хозяйственных отношениях, скованность субъектов антимонопольными и более строгими налоговыми ограниче­ниями, распространенность унифицированных требований товарного оборота и т.п. Кроме того, вч.З ст. 6 ГК Украины указывается, что «стороны в договоре могут отступить от положений актов граждан­ского законодательства и урегулировать свои отношения по собствен­ному усмотрению». Данное правило ХК Украины не использует. Напро­тив, в ст. 6 ХК отмечается, что пределы свободы осуществления пред­принимательской деятельности определены законом'.

§2 Классификация хозяйственных обязательств

Вопрос о классификации обязательств, в том числе и хозяй­ственных, всегда являлся дискуссионным. Различные точки зре­ния по этому вопросу высказывались В.В. Лаптевым, А.Г. Быковым, М.И. Брагинским, М.М. Агарковым и другими учеными.

Так, И.А. Танчук предлагал разделять хозяйственные обязатель­ства на три группы:

1) хозяйственные обязательства области товарно-денежного об­
ращения — относительные правоотношения, регламентиро­
ванные нормами гражданского законодательства;

2) хозяйственно-управленческие обязательства — правовая
форма, в которую облекаются некоторые отношения, возни­
кающие в процессе хозяйственного руководства;

3) внутрихозяйственные обязательства — хозяйственные право­
отношения, связанные с движением имущества и возникаю­
щие между конкретными подразделениями предприятия в
процессе внутрипроизводственного кооперирования, органи­
зованного на хозрасчетных началах2.

Несмотря на то, что подобная классификация получила призна­ние в науке хозяйственного права еще в 1970 г., она почти в неиз­мененном виде нашла отражение в ХК Украины, что подчеркивает ее концептуальную верность. Так, ч. 2 ст. 173 ХК в качестве основных видов хозяйственных обязательств называются имуществен­но-хозяйственные и организационно-хозяйственные обязатель­ства. Перед тем как перейти к характеристике данных основных видов хозяйственных обязательств следует классифицировать хо­зяйственные обязательства по другим критериям.

Так, по основаниям возникновения их делят на договорные обя­зательства, возникающие из договоров, и внедоговорные обязатель­ства, возникающие из причинения вреда, неосновательного приоб­ретения имущества и из иных внедоговорных юридических фак­тов.

По соотношению прав и обязанностей хозяйственные обязатель­ства делятся на:

а) односторонние обязательства, предполагающие наличие у
одной из сторон только прав, а у другой (обязанной) сторо­
ны — только обязанностей. Например, обязательства из не­
основательного сбережения имущества;

б) взаимные обязательства, предполагающие наличие у контр-

агентов взаимных прав и обязанностей (например, договоры купли-продажи, поставки).

В зависимости от конкретизации предмета исполнения договора обязательства могут быть однообъектными и альтернативными:

В однообъектных обязательствах предмет договора является четко определенным и не подлежит замене. Например, по договору подряда на капитальное строительство генеральный подрядчик не может вместо капитального строения предоставить заказчику строй­материалы на ту же сумму.

В альтернативных обязательствах должник имеет право выбора из нескольких действий, предусмотренных законом или договором. Зачастую в договорах, заключаемых сельхозпроизводителями, им предоставляется выбор: произвести расчет в денежной форме либо

частью урожая.

По характеру взаимосвязи обязательств различают:

а) главные — самостоятельные обязательства, которые не зависят
от возникновения или прекращения иных обязательств;

б) акцессорные (дополнительные) — сопутствуют главным обяза­
тельствам чаще всего в виде обеспечительных мер (поручительство,
гарантия, неустойка, иные способы обеспечения исполнения обяза­
тельств), а поэтому автоматически прекращаются с прекращением
главных обязательств.

По совокупности прав и обязанностей субъектов обязательства можно выделить простые обязательства, в которых стороны связа­ны одним правом и одной обязанностью, и сложные, в которых субъекты наделены двумя или более правами и обязанностями.

По субъектному составу различают двусторонние и многосто­ронние обязательства. В двустороннем хозяйственном обязательстве участвуют два лица. Однако такой субъектный состав не всегда удо­влетворяет сложным и многогранным хозяйственным отношениям. Зачастую в одном обязательстве участвуют несколько кредиторов и должников. В этом случае говорят об обязательстве со множествен­ностью лиц (многостороннее обязательство). Подобная ситуация возможна, например, в соглашении о замене стороны в обязатель­стве.

В случае, когда несколько должников обязаны исполнить обяза-
льство перед одним кредитовом, множественность именуется пассивной (например, когда в договоре подрядаучаствуют один подрядчик и несколько предприятий-заказчиков). И наоборот, когда не­сколько кредиторов имеют право требования к одному должнику, обязательство квалифицируется как имеющее активную множествен­ность (например, при причинении предпринимателем вреда имуще­ству, принадлежащему нескольким предприятиям на праве общей собственности). В тех случаях, когда хозяйственные обязательства основаны на участии нескольких лиц как на стороне кредитора, так и на стороне должника, говорят об обязательствах со смешенной множественностью.

 

Наличие нескольких субъектов в обязательстве обусловливает необходимость разграничения обязательств между участвующими лицами, что влечет применение институтов долевой и солидарной ответственности. Как правило, обязательства с множественностью лиц являются долевыми обязательствами, при этом каждый из кредиторов вправе требовать исполнения, а каждый из должников обязан исполнить обязательство в соответствующей ему доле (ч. 1 ст. 196 ХК Украины), причем доли предполагаются равными, если иное не установлено законом или договором (ст. 540 ГК Украины). Однако из правила равенства долей возможны исключения. Это относится к солидарным обязательствам, в которых перед креди­тором выступают несколько должников. ХК Украины (ч. 2 ст. 196) в части регулирования солидарных хозяйственных обязательств содержит бланкетную отсылку на нормы ГК Украины. В част­ности, согласно ст.ст. 541-544 ГК Украины в этих случаях кре­дитор имеет право требовать исполнения обязательства в полном объеме либо в какой-то его части как от всех должников солидар­но, так и от каждого в отдельности. Не получив полного исполне­ния от одного из должников, кредитор имеет право требовать не­исполненной его части от остальных. Солидарные должники остаются обязанными перед кредитором до полного исполнения обязательства. Исполнение обязательства одним из должников освобождает остальных солидарных должников от исполнения обязательства кредитору. При этом должник, исполнивший обя­зательство, получает право регрессного требования к остальным должникам, за которых он осуществил исполнение, приобретая статус кредитора.

В ряде случаев при неудовлетворении требований кредитора основным должником их обязан исполнить субсидиарный должник. Субсидиарные (дополнительные) обязательства являются еще одной разновидностью обязательств со множественностью лиц. Речь идет о случаях, когда при неудовлетворении требований кредитора основным должником, их обязан исполнить субсидиарный (допол­нительный) должник.

Субсидиарное обязательство может существовать в рамках кате­гории ответственности. Например, в таком виде выступает ответ­ственность учредителя дочернего предприятия в случае наличия его вины в доведении предприятия до банкротства (п. 7 ст. 126 ХК Украины) и т.п. Однако в определенных случаях субсидиарное обязательство может существовать в форме исполнения обязатель­ства в натуре (например, по договору поручительства) вне примене­ния мер ответственности.

В зависимости от круга субъектов хозяйственные обязательства могут быть разделены на общехозяйственные и внутрихозяйствен­ные.

Общехозяйственные обязательства возникают между участни­ками хозяйственных отношений, не связанными внутрихозяйствен­ными связями.

ХК Украины прямо не выделяет понятие внутрихозяйственных обязательств. Однако в соответствии со ст. 3 ХК выделяются вну­трихозяйственные отношения — это отношения, которые склады­ваются между структурными подразделениями субъекта хозяйство­вания, и отношения субъекта хозяйствования с его структурными подразделениями. На этой основе возникают внутрихозяйственные обязательства. Внутрихозяйственные обязательства могут делить­ся на имущественно- или организационно-хозяйственные.

Между вышестоящим органом и филиалом могут возникать толь­ко организационно-хозяйственные обязательства, в силу властных полномочий органа управления. Однако между отдельными филиалами могут возникать и имущественно-хозяйственные обязательства. На­пример, в рамках деятельности крупной компании возникает необхо­димость заключения соглашений между ее филиалами с целью оценки и стимулирования внутрихозяйственной рентабельности таких под­разделений, стимулирования работников и адекватно достигнутым результатам улучшения условий их труда, оптимизации налогообло­жения всего юридического лица.

Наличие таких обязательств выделялось еще советскими уче­ными. Внутрихозяйственные обязательства характеризовались как акты оперативно-производственного планирования, включав­шие: «сквозные графики, графики пропорциональности и т.д. — в машиностроении; комплектующие графики движения полуфа­брикатов — в металлургии, химической промышленности и др.; графики «стандартной недели», регулирующие производство продукции по номенклатуре, — в легкой, пищевой промышленности ит.д.»1.

На основе подобных актов оперативно-производственного пла­нирования, доведенных до конкретных исполнителей, обычно и возникает внутрихозяйственное обязательство. Для его установле­ния зачастую не требуется других юридических фактов (например, соглашения сторон)2.

Имущественно-хозяйственные обязательства являются од­ним из основных видов хозяйственных обязательств. Они представ­ляют собой правоотношения, основанные на автономности субъек­тов хозяйствования в процессе достижения определенного эконо­мического результата. Данному виду обязательств обычно соответ­ствует активное поведение обязанной стороны. Пассивное поведение (удержание от совершения действий) по общему правилу не исчер­пывает юридического объекта обязательства, а выступает как ре­зультат либо как дополнение к активным действиям должника. Материальным объектом имущественно-хозяйственного обязатель­ства является соответствующая продукция, товары, работы, услуги и иное имущество.

Для разграничения материального и юридического объектов обяза­тельства приведем следующий пример. Между двумя предприятиями заключен договор поставки табуретов. Материальными объектами будут сами табуреты и деньгикак встречное возмещение. Юриди­ческим же объектом являются действия сторон по поставке и оплате товара, поскольку факт заключения договора может повлиять на дальнейшее поведение сторонони обязаны исполнить принятые на себя обязательства. В то же время заключение договора никак не вли­яет на сами табуреты.

Субъектами имущественно-хозяйственных обязательств явля­ются автономные участники хозяйственных отношений. Эта авто­номность проявляется в том смысле, что при реализации имуще­ственно-хозяйственных обязательств поведение сторон не сковано властным подчинением одной стороны другой. Именно поэтому в ч. 2 ст. 175 ХК Украины определено, что имущественно-хозяйствен­ные обязательства регулируются ГК Украины с учетом особенно­стей, предусмотренных ХК Украины (например, относительно ва­люты обязательства).

Аналогично, ст. 551 ГК Украины относит установление размера пени на усмотрение сторон договора, а ХК Украины ограничивает ответ­ственность субъектов хозяйствования за несвоевременное проведение денежных расчетов двойной учетной ставкой НБУ (ст. 343 ХК).

Содержание имущественно-хозяйственного обязательства со­ставляют субъективные юридические права и обязанности его участников. В обобщенном виде оно состоит из имеющегося у кредитора субъективного права требовать от должника определенного поведения. Содержание конкретного обязательства определяется сторонами в соответствии с законом, иным нормативно-правовым актом или актом управления хозяйственной деятельностью.

Действие (бездействие), являющееся объектом хозяйственного обязательства, должно быть совершено обязанной стороной в поль­зу кредитора. Исполнение хозяйственного обязательства третьим лицом, не являющимся стороной в обязательстве, допускается если это не противоречит закону, хозяйственному договору или характеру обязательства (ст. 194 ХК Украины). В особенности при условии, что такое третье лицо — непосредственный исполнитель (например, производитель продукции имеет право осуществить поставку, даже если он не назван прямо в договоре)'. В то же время, в соответствии со ст. 195 ХК, кредитор вправе передать третьему лицу право на получение имущества, причитающегося ему по обязательству. Данные положения во многом схожи с положени­ями ГК Украины.

Это наглядно показывает, насколько универсальным, смежным, а зачастую комплексным для отдельных отраслей является инсти­тут обязательства. Эта универсальность дает возможность при ре­гулировании хозяйственных отношений применять в части, не противоречащей ХК Украины, нормы ГК Украины об обязатель­ствах. Последние тем самым выступают нормами общего характера. Кроме того, нормы ГК Украины подлежат применению в сфере хозяйствования в том случае, когда некоторые частноправовые от­ношения в ХК Украины вообще не урегулированы.

Например, ХК Украины останавливается лишь на договоре подряда на капитальное строительство (гл. 33 ХК), не регулируя иные под­рядные отношения, где применяются положения гл. 61 ГК Украины.

Отдельные имущественно-хозяйственные обязательства субъек­тов хозяйствования в пользу других участников хозяйственных отношений (например, благотворительность), возникают и реали­зуются с соблюдением требований ХК Украины, ГК Украины, а также норм специального законодательства. Например, государ­ственные коммерческое предприятие не имеет права безвозмездно передавать принадлежащее ему имущество другим юридическим лицам либо гражданам. Поэтому для данных субъектов не могут возникать безвозмездные обязательства.

Имущественно-хозяйственные обязательства, возникающие из хозяйственных сделок носят, как правило, возмездную основу. В особенности это касается хозяйственных обязательств с участием субъектов предпринимательства, основной целью которых являет­ся получение прибыли.

Согласно ч. 4 ст. 175 ХК Украины обязательства имущественно­го характера, которые добровольно приняты на себя субъектами хозяйствования в пользу других участников хозяйственных отно­шений (благотворительность и т.п.), не являются основанием для требований по их обязательному выполнению. Отсутствие прину­дительного характера исполнения добровольных имущественных обязательств является важной гарантией свободы предпринима­тельской деятельности. Ведь в Украине нередкими стали дискри­минационные требования органов власти к предпринимателям о заключении договоров на участие в финансировании бюджетных проектов.

Организационно-хозяйственные обязательства относительно мало исследованы в юридической литературе, в отличие от имуще­ственно-хозяйственных обязательств. Это объясняется тем, что теория обязательств длительное время развивалась исключительно в рамках гражданского права.

Организационно-хозяйственные обязательства целесообразно раскрывать через понятие управленческо-хозяйственных (органи­зационно-хозяйственных) действий. Основываясь на положениях ХК Украины, выводах науки хозяйственного права и теории управ­ления (административного права), такие действия можно опреде­лить как подзаконную властную деятельность по организации хо­зяйственных связей и правового хозяйственного порядка, которая осуществляется органами государственной власти или местного самоуправления,.наделенными хозяйственной компетенцией, а также гражданами и юридическими лицами, которые являются учредителями (участниками) субъектов хозяйствования или осу­ществляют в их отношении управленческие функции, основанные на требованиях законодательства, индивидуальных актов управле­ния или учредительных документов.

Упомянутые органы, граждане и организации в ХК Украины объединены термином «субъекты управленческо-хозяйственных (организационно-хозяйственных) полномочий» и выступают одной из сторон в организационно-хозяйственных обязательствах. Другой стороной в таких обязательствах всегда выступает субъект хозяйствования. В качестве примера организационно-хозяйствен­ных обязательств можно привести соглашения о кооперации про­изводства; учредительные договоры между субъектами хозяйство­вания о создании хозяйственных обществ или объединений пред­приятий; вытекающие из договоров о совместной деятельности; по поводу предоставления информации по запросу антимонопольных органов и т.п.

Организационно-хозяйственные обязательства отличаются от имущественно-хозяйственных обязательств, прежде всего, тем, что в них имущественный аспект отодвинут на второй план. Присут­ствует он здесь «в той мере, в которой данные обязательства опо­средуют организацию процесса перемещения имущества в эконо­мике, оптимизируют данный процесс, предают ему целенаправлен­ного характера в соответствии с целью и задачами хозяйственной (экономической) деятельности»'.

Юридическими объектами организационно-хозяйственных обя­зательств являются определенные управленческо-хозяйственные действия, либо удержание от их совершения. Примером последнего могут быть обязательства не причинять вред окружающей среде, содержащееся в соглашении субъекта хозяйствования с Госкоми­тетом природных ресурсов Украины2.

Состав организационно-хозяйственных обязательств можно вы­вести исходя из ч. 2 ст. 176 ХК Украины. Такие обязательства воз­никают:

— между субъектом хозяйствования и собственником (учреди­
телем) или органом государственной власти (местного само­
управления), наделенным хозяйственной компетенцией от­
носительно этого субъекта;

— между субъектами хозяйствования — участниками хозяй­
ственного общества или хозяйственного общества и органами
управления таких объединений или обществ;

— между материнской компанией и дочерним предприятием;

— между участниками договора о совместной деятельности;

— в иных случаях, предусмотренных законом или учредитель­
ными документами субъектов хозяйствования, в которых
реализуются управленческо-хозяйственные (организацион­
ные) полномочия субъектов.

Организационно-хозяйственные обязательства нельзя суживать до уровня «учредительных» и тесно связанных с ними полномочий. Организационно-хозяйственные обязательства могут иметь место между органами управления (в широком смысле) и субъектом хо­зяйствования по поводу организации последним хозяйственной деятельности. Например, подача субъектом хозяйствования заяв­ления на получение лицензии порождает организационные обяза­тельства между данным субъектом и органом, полномочным осу­ществлять выдачу соответствующей лицензии.

Организационно-хозяйственные обязательства могут иметь как договорную природу (например, учредительный договор), так и внедоговорную природу (например, обязательства о декларировании валютных ценностей и др.).

Социально-хозяйственные обязательства субъектов хозяйство­вания называются в ст. 177 ХК Украины, которая выделяет две их группы. Одни из них носят обязательный характер, другие — добро­вольный. В первом случае речь идет об обязанности субъектов хо­зяйствования по решению местных советов за счет своих средств создавать специальные рабочие места для лиц с ограниченной тру­доспособностью, а также организовывать их профессиональную подготовку (ч. 1 ст. 177 ХК)1.

Субъекты частного сектора экономики традиционно противятся подобному воздействию со стороны государства, мотивируя это тем, что социальная защита населенияобязанность государства, а не отдельного предпринимателя. Однако принципы ст. 13 Конституции Украины о социальной ориентированности экономики Украины делают такое воздействие оправданным.

К числу добровольных социально-хозяйственных обязательств ч. 2 ст. 177 ХК относит обязательства о предоставлении хозяйствен­ной помощи в решении вопросов социального развития населенных пунктов, в строительстве и содержании социально-культурных объектов и объектов коммунального хозяйства и бытового обслу­живания, об оказании иной хозяйственной помощи с целью решения местных проблем.

Специфическим видом хозяйственных обязательств являются публичные обязательства субъектов хозяйствования. Это обяза­тельства о продаже товаров, оказании услуг или выполнении работ каждому, кто обратится к субъекту хозяйствования на законных основаниях, без права на отказ от оферты при наличии реальной возможности заключить договор (ст. 178 ХК Украины). Имея то­варную основу, данные обязательства являются одной из разновид­ностей имущественно-хозяйственных обязательств.

Категория публично-хозяйственного обязательства коррес­пондирует с понятием публичного договора в гражданском пра­ве (ст. 633 ГК Украины). Публичные обязательства возникают в тех сферах хозяйствования, где предложение товаров (работ, услуг) со стороны субъектов хозяйствования направлено к неопределен­ному кругу участников хозяйственных отношений. Примером мо­жет быть деятельность по энергоснабжению, газоснабжению, водо­снабжению, розничной торговли, оказанию банковских услуг, услуг транспорта и связи, биржевые услуги и т.п. Публичный характер такого обязательства закрепляется, как правило, соответствующим законом2, или отражается в учредительных документах субъекта хозяйствования. Конструкция публичного обязательства призва­на обеспечить бесперебойное функционирование экономики и защиту отдельных потребителей, которые в противном случае оказались бы лишенными тех благ, на которые рассчитывают все субъекты экономики.

В случае неосновательного уклонения от исполнения публично­го обязательства субъект хозяйствования обязан компенсировать другой стороне причиненные убытки в общем порядке (ч. 2 ст. 178 ХК). Он также не имеет права отдавать предпочтение одному по­требителю перед другим, кроме случаев, предусмотренных законо­дательством.

В данном случае речь идет о таких ситуациях, когда в соответствии с законом необходимо проведение тендера, аукциона, и т.п., где устро­итель обязан «отдать предпочтение» победителю.

Ст. 173 ХК Украины предусматривает, что хозяйственные обя­зательства возникают по основаниям, предусмотренным этим ко­дексом.

Основаниями возникновения хозяйственных обязательств являются юридические фактыдействия и события, с кото­рыми закон связывает наступление правовых последствий в сфере хозяйствования. В качестве главных оснований закон ука­зывает на законы (иные нормативно-правовые акты); акты управ­ления хозяйственной деятельностью; договоры и иные сделки, не запрещенные законом; причинение вреда; приобретение имущества без достаточных оснований; в результате создания объектов интел­лектуальной собственности (ст. 174 ХК Украины).

На практике для возникновения хозяйственных обязательств иногда требуется наличие юридического состава, т.е. совокупности двух или более юридических фактов. Учитывая динамику хозяй­ственных отношений, формулировать в законе закрытый перечень оснований было бы нелогично. Рассмотрим базовые основания, приведенные в ст. 174 ХК.

Закон или иной нормативно-правовой акт, регулирующий хозяйственную деятельность, может служить основанием для воз­никновения отдельных хозяйственных обязательств. В качестве примера можно привести, так называемые «адресные» законы, которые относятся к отдельным субъектам.

Например, Закон Украины «Об особенностях приватизации предпри­ятий Государственной акционерной компании «Укррудпром»» от 09.04.2004; Закон Украины «Об урегулировании задолженности по вкладам физических лицвкладчиков Коммерческого акционерного банка «Сла­вянский» от 17.02.2004 и т.п.

Однако, такие исключения крайне редки, подтверждают скорее обратное — по общему правилу закон не может порождать имуще­ственные обязательства, так как имеет нормативный характер в отличие от индивидуального характера хозяйственного обязатель­ства.

Следует отметить, что традиционно основаниями возникновения имущественных обязательств выделяются обстоятельства, называе­мые законом как юридические факты', в состав которых включаются договор и правонарушение (деликт)2. Но подходы ученых к вопросу о до­полнительных основаниях возникновения таких обязательств не совпа­дают. Так, профессор Д.И. Мейер, а впоследствии и Л.А. Лунц признавали закон в качестве одного из источников обязательств3. Г.Ф. Шершеневич категорически противился этому: «Закон составляет общее основание всех юридических отношений, а потому не может быть назван источни­ком обязательства в узком значении: сила договора базируется на законе, последствия правонарушения определяются законом»4.

Основаниями возникновения организационно-хозяйственных обязательств между контролирующими и дочерними предприяти­ями являются административные акты о создании государственных ассоциированных предприятий и холдинговых компаний и т.п..

Акты управления хозяйственной деятельностью являются широко распространенными основаниями возникновения хозяй­ственных обязательств, особенно организационного характера. К таким актам относятся индивидуальные властные акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, издан­ные в пределах их хозяйственной компетенции (госзаказ, решения по хозяйственным вопросам), а также акты граждан и юридических лиц, выступающих в качестве учредителей субъектов хозяйствова­ния или реализующих в их отношении организационно-хозяйствен­ные полномочия.

Хозяйственные сделки и договоры, не запрещенные законом, являются наиболее распространенными основаниями возникнове­ния хозяйственных обязательств. Данные сделки предусмотрены нормами хозяйственного, гражданского и иного законодательства Украины. Кроме того, хозяйственные обязательства могут возни­кать на основании сделок, прямо не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Причем, договор может служить основа­нием имущественно-хозяйственных (поставка, перевозка, коммер ческая концессия и т.п.), организационно-хозяйственных (напри­мер, учредительный договор) и социально-хозяйственных (напри­мер, договор на участие в социальном развитии района) обязательств. Однако основанием возникновения публично-хозяйственных обя­зательств договор быть не может, так они возникают до заключения договора на основании требований законодательства.

Обязательства из причинения вреда или неосновательного получения имущества относятся к хозяйственным только в том случае, когда оба их участника являются субъектами хозяйство­вания. Такие обязательства регулируются нормами ГК Украины с учетом особенностей, предусмотренных ХК Украины. В част­ности, ГК Украины предусматривает общие положения о механиз­ме возмещения вреда (глава 82 ГК), а ХК Украины предусматри­вает особенность исчисления убытков для сферы хозяйствования

(гл. 25 ХК).

События, с которыми закон связывает наступление право­вых последствий в сфере хозяйствования, сложнее выделять в качестве оснований возникновения хозяйственных обязательств, нежели законы, акты управления и хозяйственные сделки. Связа­но это с повсеместной формализацией хозяйственной деятельности. Тем не менее, события могут порождать хозяйственные обязатель­ства. Например, факт создания предприятия (учреждения, органи­зации) влечет возникновение его обязательств по созданию рабочих мест для инвалидов. Если работников от 1 до 15, предприятие обя­зано создать 1 рабочее место для инвалида, если работников пред­приятия боле 25 — норматив рабочих мест для инвалидов состав­ляет 4% от общего количества работников (ст. 10 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г.). Создание объектов интеллектуальной собственности является основанием для возникновения обязательств, связанных с использованием в хозяйственной деятельности прав интеллектуаль­ной собственности (изобретения и полезные модели, торговые марки и т.п.). Так, разработка проектно-сметной документации может слу­жить юридическим фактом, с которым стороны связывают возник­новение обязательств подряда на капитальное строительство.

Изменение и прекращение хозяйственных обязательств осу­ществляется по правилам главы 22 ХК Украины, а также гл.гл. 47, 48, 50-51 ГК Украины.

Изменение хозяйственного обязательства по общему правилу возможно лишь с согласия управомоченной стороны (кредитора) и обязанной стороны (должника). Лишь в некоторых случаях до­пускается одностороннее изменение обязательства. Например, не требуется согласия должника на уступку требования кредитора. Применение оперативно-хозяйственных санкций и некоторых других мер самозащиты также не требует согласия должника. Более того, применения мер самозащиты должно осуществляться строго в соответствии с требованиями законодательства (см. главу 7 настоящей книги). В противном случае лицо лишается права на одностороннее изменение хозяйственного обязательства.

Порядок изменения договорных хозяйственных обязательств регламентируется ст. 188 ХК Украины. В частности, предусмо­трен претензионный порядок изменения (расторжения) хозяй­ственных договоров, судебная форма защиты интересов стороны, имеющей законные основания на изменение хозяйственного обязательства.

Прекращение хозяйственных обязательств подвержено спе­циальному регулированию в ХК и ГК Украины. Основным способом такого прекращения является исполнение, произведенное надле­жащим образом. Принципами исполнения обязательств традици­онно считаются принципы надлежащего и реального исполнения обязательств.

Вопрос о соотношении реального и надлежащего исполнения обяза­тельства традиционно является спорным в науках хозяйственного и гражданского права. Наиболее правильной представляется позиция М. И. Брагинского, который в реальном исполнении находит сущность исполнения как совершения определенного действия, а в надлежащем исполненииего качественную характеристику1. К примеру, для того чтобы ответить на вопрос, было ли реально исполнено денежное обя­зательство, следует проверить факт получения платежа кредитором. Для выяснения надлежащего исполнения обязательства необходимо также установить своевременность платежа, осуществление его уста­новленным способом, в надлежащем месте и с соблюдением иных требо­ваний (например, относительно заполнения графы «Назначение плате­жа» в платежном документе на безналичное перечисление средств).

Хозяйственные обязательства прекращаются также: зачетом встречных однородных требований или страхового обязательства; новацией (т.е. заменой одного обязательства другим); в случае со­впадения кредитора и должника в одном лице; по соглашению сторон; в случае невозможности исполнения, а также в иных слу­чаях, предусмотренных ХК Украины или законодательством (ч. 1. ст. 202 ХК).

Кроме того, хозяйственные обязательства прекращаются в случае признания недействительным по решению суда того правового акта, который послужил основанием к его возникновению. К правоот­ношениям, связанным с прекращением (изменением) хозяйствен­ных обязательств применяются соответствующие положения ГК Украины с учетом особенностей, предусмотренных ХК Украины. Естественно, положения ГК Украины не могут применяться к из­менению (прекращению) организационно-хозяйственных обяза­тельств, основанных на неравенстве сторон. Здесь могут применять­ся иные акты законодательства либо акты управления.

Немаловажно, что в отличие от общегражданских обязательств (ч. 2 ст. 598 ГК Украины), договорные хозяйственные обязательства не могут прекращаться в одностороннем порядке при закреплении в договоре такого права кредитора. Единственным основанием одно­стороннего прекращения хозяйственных обязательств является установление закона (ч. 7 ст. 193 ХК Украины). Примером закон­ного права на одностороннее прекращение договорного хозяйствен­ного обязательства служит правило ст. 304 ХК Украины, предусма­тривающего право коммерческого агента на отказ от осуществления дальнейшего коммерческого посредничества по договору, заклю­ченному без определения срока его действия. Общее правило о не­допустимости одностороннего отказа от хозяйственного обязатель­ства обеспечивает интересы экономически слабых субъектов на нестабильность производственно-хозяйственных отношений. В то же время следует учитывать, что и ГК, и ХК Украины едины в воз­можности договорного установления права на односторонний отказ кредитора от обязательства, нарушенного должником (ст. 615 ГК Украины и ст. 236 ХК Украины). В этом случае такой отказ рас­сматривается в качестве оперативно-хозяйственных санкций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.