КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Право собственности как основной режим имущества в сфере хозяйствования 2 страница
Специфика ценной бумаги как объекта права собственности в хозяйственном обороте обусловлены тем, что сама по себе ценная бумага как документ никакой ценности (кроме стоимости бумаги) не представляет. Оценивается именно право, предоставляемое собственнику ценной бумаги. Такие права следуют за бумагой. Владелец ценной бумаги имеет некоторую совокупность прав в отношении определенных субъектов, например, владелец акций — участвовать в распределении прибыли акционерного общества и формировании его органов; владелец векселя — требовать уплаты определенной денежной суммы от векселедателя или авалиста; владелец закладной — передать определенную вещь или товар и т.п. Поэтому точнее, несмотря на некоторую тавтологию, звучал бы термин «право собственности на обязательство» Закон Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» определяет виды ценных бумаг. На практике предусмотренный законом перечень ценных бумаг считается исчерпывающим: а) акции; б) облигации, которые в свою очередь делятся: по территориальному признаку — на облигации внутриукраинских и зарубежных займов; и по субъектному признаку: облигации государственные, территориальных громад, предприятий и организаций; в) казначейские обязательства; г) сберегательные сертификаты; д) инвестиционные сертификаты; е) векселя; ё) приватизационные бумаги; ж) закладные; з) ипотечные ценные бумаги. В зависимости от степени определенности обладателя все ценные бумаги могут быть: а) именными, т.е. передаваться лишь путем полного индоссамента за специальным исключением, и б) на предъявителя, находящиеся в свободном обращении. По форме выпуска ценные бумаги могут быть документарными и бездокументарными. По содержанию ценные бумаги делятся на: а) паевые, б) долговые и в) приватизационные. Ценные бумаги, принадлежащие субъекту хозяйствования на праве собственности, по общему правилу должны учитываться им среди оборотных активов. Ценные бумаги в бездокументарной форме могут храниться только у лицензированных хранителей. Каждый из хранителей, в свою очередь, открывает собственные счета в депозитарии — субъекте хозяйствования, образованном не менее, чем 10 хранителями и ведущем исключительно депозитарную деятельность. Кроме того, право собственности на акции акционерных обществ учитывается в реестре акционеров субъектом хозяйствования — регистратором. Кандидатура регистратора и условия договора с ним утверждаются общим собранием акционеров. Отсутствие лица в реестре акционеров лишает его возможности пользоваться правами акционера. Закон устанавливает специальные правила для оборота ценных бумаг в Украине. Оборот ценных бумаг может осуществляться через фондовую биржу или же во внебиржевом обороте — с участием лицензированных субъектов хозяйствования — профессиональных участников рынка ценных бумаг. При этом расчеты в бездокументарных ценных бумагах могут производиться исключительно хранителем или депозитарием. Ценные бумаги, выпущенные в Украине, могут приобретаться иностранными субъектами хозяйствования, однако для перемещения таких бумаг через таможенную границу Украины необходимо получить специальное разрешение Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Украины. В состав оборотных фондов целостного имущественного комплекса субъекта хозяйствования могут входить также корпоративные права. Правовое регулирование режима таких прав приближено к режиму товара. Однако следует учитывать, что переход вещного правомочия на корпоративные права наступает в момент государственной регистрации изменений в учредительные документы субъекта хозяйствования, корпоративные права в котором приобретаются. Особым объектом хозяйственного оборота являются денежные средства, которые могут находиться у субъектов хозяйствования только на праве собственности. По общему правилу деньги таких субъектов хранятся в банках, за исключением кассы, размер которой ограничен законодательством и устанавливается банком, а фермерскими хозяйствами и частными предпринимателями — самостоятельно (см. подробнее главу 13 настоящей книги). Правовое регулирование использования субъектами хозяйствования природных ресурсов закреплено в главе 15 ХК Украины. Следует отметить особый порядок, связанный с тем, что эти ресурсы отнесены ст. 13 Конституции Украины к объектам права собственности Украинского народа. Природные ресурсы, используемые в хозяйственной деятельности, в зависимости от их формы, можно разделить на: а) воздушные, б) земельные, в) водные, г) горные (дополнительно выделяются нефть и газ), д) лесные, е) животные, ж) растительные. Последние три категории в особо ценных сочетаниях могут выступать как объекты природно-заповедного фонда. Каждой из категорий присущи особое правовое положение и специфическое участие в хозяйственной деятельности. По характеру воспроизводства природные ресурсы можно разделить на воспроизводимые (растительные, животные, лесные) и невоспроизводимые (горные, воздушные, водные). По характеру использования в хозяйственной деятельности природные ресурсы принято делить на потребляемые и не потребляемые. По отношению к природным ресурсам вместо традиционной триады правомочий собственника применяется правомочие управления1. Исключение составляют земельные ресурсы, которые могут находиться в собственности. В отношении потребляемых природных ресурсов часто используется термин «пользование». По содержанию пользование природными ресурсами подразделяется на общее и специальное. Общее пользование природными ресурсами является бесплатным и неограниченным, без закрепления природных ресурсов за отдельными субъектами пользования. Для осуществления специального пользования необходимо наличие разрешений (лицензий, билетов, ордеров и т.п.), выданных уполномоченными государством органами. Пользование специальными природными ресурсами осуществляется за плату, размер которой определяется нормативно-правовыми актами по каждому виду ресурсов. Из ст.ст. 152-153 ХК Украины следует, что субъект хозяйствования с целью использования природных ресурсов обязан применять новые технологии в производственной деятельности, хотя в законе не закреплена ответственность за нарушение этой обязанности. Природные ресурсы как объект собственности Украинского народа не являются объектом хозяйственных обязательств. В состав имущества субъекта хозяйствования может входить право пользования (управления) природными ресурсами, за исключением прямо установленных законом случаев. Так, субъект хозяйствования, как правило, не вправе передавать вытекающие из лицензии права на использование природных ресурсов другим лицам, но обязан лично осуществлять специальное пользование природными ресурсами. Закон может содержать и прямой запрет — «не могут быть объектами лизинга земельные участки, иные природные объекты» (ст. 292 ХК Украины). Добытые (освоенные) природные ресурсы являются товаром, выступающим сырьем и материалами для производства продукции субъектом хозяйствования. Вопросы правового режима сырья и материалов в основном урегулированы положениями законодательства о правах на движимое имущество. Специальные ограничения установлены для производства и оборота продукции из драгоценных металлов и камней, пищевой промышленности, сырья для атомных электростанций, «стратегических» материалов, используемых в высокотехнологичных и оборонных секторах промышленности (цветные и редкоземельные металлы, кварцевые кристаллы и т.п.), в медицине и фармации (наркотическое сырье и прекурсоры, высо-кочастнотные и низкочастотные передатчики, источники активного излучения и т.п.). Сравнительно новым вопросом для хозяйственного законодательства Украины является регулирование оборота отходов, под которыми следует понимать какие-либо вещества, материалы и предметы, которые образуются в процессе хозяйственной деятельности и не имеют дальнейшего использования по месту образования или обнаружения, а подлежат утилизации или удалению (Закон Украины «Об отходах» от 05.03.98 г.). По общему правилу, право собственности на отходы принадлежит субъектам хозяйствования, по местонахождению которых находятся отходы. Право промышленной собственности с каждым годом играет большую роль в хозяйственных отношениях. Право промышленной собственности (патентное право) является составной частью прав интеллектуальной собственности, используемых в сфере хозяйствования. К праву промышленной собственности относятся: права на изобретение, полезные модели, промышленные образцы, рационализаторские предложения, селекционные достижения в растениеводстве и животноводстве, топографии интегральных микросхем. В то же время в сфере хозяйствования используются и другие объекты интеллектуальной собственности: коммерческая тайна, средства индивидуализации участников хозяйственных отношений (право на коммерческое (фирменное) наименование, торговую марку, географическое обозначение), а также авторские и смежные права. В соответствии со ст. 154 ХК Украины к отношениям, связанным с использованием в хозяйственной деятельности прав интеллектуальной собственности, применяются положения ГК Украины с учетом особенностей, предусмотренных ХК Украины и иными законами. Следовательно, положения ХК Украины об интеллектуальной собственности являются специальными по отношению к нормам ГК Украины. Следует заметить, что объекты интеллектуальной собственности относятся к основным фондам субъектов хозяйствования, в частности, к такому их виду как нематериальные активы. По отношению к нематериальным объектам содержание права собственности выглядит несколько иначе, поскольку к материальным и нематериальным правоотношениям применяются различные нормы. Различия между такими объектами отражает следующая формула: «Если у А есть яблоко, и у Б есть яблоко, и они ими обменялись, то у каждого будет по одному яблоку, а если у А есть одна идея, и у Б есть одна идея, и они обменялись ими, то у каждого будет по две идеи». Основаниями возникновения права интеллектуальной собственности являются, как правило, создание соответствующего нематериального объекта или же договор (например, авторский договор, договор на создание и использование результатов научно-технической деятельности). В то же время, для объектов промышленной собственности и средств индивидуализации участников хозяйственных отношений регистрация является необходимым условием возникновения соответствующих прав. Существует определенная проблема оценки прав промышленной собственности как объекта учета в составе целостного имущественного комплекса. Поскольку речь идет о нематериальных объектах, сложно выработать единые объективные критерии и методики для подобной оценки. Вместе с тем, очевидно, что ныне действующий договорный порядок оценки таких прав допускает злоупотребления со стороны субъектов хозяйствования и их учредителей, а потому нуждается в законодательных ограничения. Таблица 4. Формы и сроки охраны объектов права интеллектуальной собственности
Говоря о прекращении права интеллектуальной собственности, следует разделять имущественные (исключительные права на использование, исключительные права на передачу и запрет использования объекта третьими лицами) и неимущественные (право автора на признание, право на некоммерческое использование, право на целостность и неизменность произведения и т.д.) права. Неимущественные права не могут быть прекращены иначе, чем в соответствии с законом, в то время как прекращение имущественных прав осуществляется по усмотрению собственника. §3 Особенности права хозяйственного ведения, оперативного управления и оперативного использования Право хозяйственного ведения является первым производным от права собственности режимом целостного имущественного комплекса субъекта хозяйствования. Только собственник имущества может передать его субъекту хозяйствования — юридическому лицу на праве хозяйственного ведения, получая взамен права учредителя. Как правило, право хозяйственного ведения, возникает у субъектов хозяйствования, ведущих коммерческую хозяйственную (предпринимательскую) деятельность (ст. 136 ХК Украины). Право хозяйственного ведения прямо не предусмотрено в ГК Украины, однако ч. 2 ст. 395 ГК Украины указывает, что «законом могут быть предусмотрены другие вещные права на чужое имущество». Исследователи отмечают, что только для права собственности и производных режимов имущества субъектов хозяйствования присуща функция оформления имущественной самостоятельности организации, «только они могут служить правовым механизмом обособления имущества организации как юридического лица»'. Обладая имуществом на праве хозяйственного ведения, субъект хозяйствования — юридическое лицо может владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в своем интересе и по своей воле в пределах, установленных законом и учредительными документами субъекта хозяйствования (ст.ст. 74, 75,136 ХК Украины, ст. 37 Закона Украины «О собственности»). В учредительных документах или в законе могут устанавливаться случаи осуществления правомочий по отношению к имуществу, требующие согласования с собственником (уполномоченным им лицом). Кроме того, собственник может осуществлять контроль за целевым использованием имущества без вмешательства в хозяйственную деятельность (ст. 136 ч. 2 ХК Украины). На практике это означает, как правило, контроль «постфактум» в виде отчета субъекта хозяйствования собственнику об осуществлении правомочий в отношении полученного имущества или, в более редких случаях, утверждение уже совершенных сделок и заключенных договоров, уже ставших обязательными для сторон. Субъект хозяйствования учитывает на своем балансе имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения, и самостоятельно вступает в отношения по поводу такого имущества с третьими лицами. При защите своих прав от нарушения третьими лицами обладатель права хозяйственного ведения приравнивается к собственнику имущества. В отношениях с собственником обладатель права хозяйственного ведения наделен особой правосубъектностью, которую можно охарактеризовать как промежуточную между статусом обладателя вещных прав и обладателем обязательственных прав. Правоотношения с собственником имущества закреплены в законодательстве как отношения между обладателем корпоративных прав — собственником и субъекта, «в отношении которого осуществляются корпоративные права» (глава 18 ХК Украины). Корпоративным правам собственника корреспондируют [корпоративные] обязанности субъекта хозяйствования, обладающего имуществом на праве хозяйственного ведения. Вместе с тем, закон не закрепляет обязанности субъектов корпоративных прав по отношению к субъектам, обладающим имуществом на праве хозяйственного ведения. Несмотря на это, не вызывает сомнения существование обязанностей собственника имущества и корреспондирующих прав субъекта, осуществляющего хозяйственное ведение в отношении имущества. Чем больше сфера деятельности субъекта хозяйствования затрагивает общественные (публичные) интересы, тем большим ограничениям законодатель подвергает режим хозяйственного ведения. Если частный или коллективный собственник может практически беспрепятственно передавать имущество созданным им юридическим лицам на праве хозяйственного ведения, то в отношении государственной и коммунальной форм собственности установлены ограничения, а то и запреты. Так, казенным предприятиям, коммунальным некоммерческим предприятиям, государственным и коммунальным учреждениям имущество может передаваться исключительно на праве оперативного управления. Следует учитывать, что право хозяйственного ведения по природе должно распространяться только на основные фонды. Ведь оборотные фонды, состоящие из заменимых вещей, не могут находиться у лица иначе, чем на праве собственности. Данное мнение находит поддержку в литературе'. В отличие от РФ2, в Украине право хозяйственного ведения не ограничивается государственным и коммунальным секторами экономики. Напротив, законодательство Украины позволяет сделать вывод, что любой собственник вправе закрепить имущество за созданным им субъектом хозяйствования на праве хозяйственного ведения (ХК Украины, статьи 136-137). К сожалению, нет прямого ответа в законодательстве на вопрос: каков правовой режим имущества субъекта хозяйствования, если его учредители не указали это в учредительных и правоустанавливающих документах. Существует точка зрения, что, как правило, субъект коммерческой деятельности (субъект предпринимательства) получает имущество на праве хозяйственного ведения, а субъект некоммерческой деятельности — на праве оперативного управления, если иное специально не предусмотрено законом или локальными документами. Такой вывод заслуживает внимания, в том числе и исходя из формулы действующего законодательства: имущество, «переданное ему [субъекту хозяйствования] участниками на праве собственности», находится в собственности такого субъекта (ст. 115 ГК Украины). Ограничения прав субъекта хозяйствования в отношении имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, должны закрепляться в законе. В частности: по использованию имущества в качестве обеспечения собственных обязательств и обязательств других лиц, по передаче в аренду, внесению в капитал связанных субъектов хозяйствования. Вместе с тем, правомерность ограничения права хозяйственного ведения в локальных документах в пределах, выходящих за рамки закона, вызывает сомнения, поскольку основы осуществления права собственности должны устанавливаться законом согласно ст. 92 Конституции, что подтверждает общее правило ч. 3 ст. 134 ХК Украины. Кстати, согласно ХК Украины, имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения, не может быть передано обладателем такого права в оплату корпоративных прав (акций) других субъектов хозяйствования. Оплата может быть произведена исключительно за счет имущества, находящегося в собственности учредителя (участника) (ч. 1 ст. 56, ст. 135). Право хозяйственного ведения возникает на основании решения собственника имущества и оформляется актом приема-передачи, что, в свою очередь, позволяет субъекту хозяйствования — получателю имущества принять его на баланс. Право полного хозяйственного ведения прекращается: а)' на основании решения собственника (уполномоченного органа) в соответствии с законом и локальными актами субъекта хозяйствования — путем передачи имущества, что оформляется соответствующим актом приема-передачи; б) после передачи имущества третьим лицам в собственность — на основании договора, решения суда либо в силу закона; в) после прекращения существования объекта прав, что должно подтверждаться соответствующим документом. Право оперативного управления по содержанию близко к праву хозяйственного ведения. Оперативное управление может быть охарактеризовано как вещное право юридического лица — субъекта хозяйствования по поводу владения, пользования и распоряжения целостным имущественным комплексом в соответствии cl) законом, 2) целью деятельности субъекта хозяйствования, 3) назначениемимуществаи,наконец,4) заданиями Собственника имущества (уполномоченного им органа). Как видно из определения, правомочия обладателя права оперативного управления имеют дополнительные ограничения по сравнению с Правом хозяйственного ведения. Как правило, режим оперативного управления устанавливается По отношению к имуществу субъекта хозяйствования, занятого некоммерческой хозяйственной (неприбыльной) деятельностью (ст. 137 ХК Украины). Ведь такие субъекты финансируются, зачастую, за счет внешних источников, а не собственной деятельности. Оперативное управление применяется, в частности, для казенных предприятий, предприятий потребкооперации, предприятий общественных и религиозных организаций. Режим оперативного управления целесообразно устанавливать также для целостного имущественного комплекса холдинговых организаций, учебных заведений, других форм хозяйствования в сфере предоставления услуг. Режим оперативного управления устанавливается собственником или уполномоченным им органом. Таким уполномоченным органом, среди прочих, может считаться субъект хозяйствования, наделенный имуществом на праве хозяйственного ведения, если собственник прямо не запретил подобного распоряжения имуществом. Следует учитывать, что целевое назначение имущества может вытекать как из объективных характеристик имущества, так и из предварительных указаний собственника. Собственник имеет право контролировать использование имущества и при необходимости вмешиваться для устранения негативных последствий такого использования. ХК Украины не предусматривает запрет на вмешатель ство собственника в оперативную хозяйственную деятельность юридического лица, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления. Более того, он вправе изымать у субъекта хозяйствования излишнее имущество, а также не используемое имущество и имущество, используемое им не по назначению (ч. 2 ст. 137 ХК Украины). В отличие от права хозяйственного ведения, закон не предусматривает прямо защиты прав оперативного управления от собственника имущества (ч. 3 ст. 136 и ч. 3 ст. 137 ХК Украины). Собственник может изменить компетенцию субъекта права оперативного управления, что лишает последнего независимости от собственника. Однако широкая компетенция собственника в режиме права оперативного управления предполагает расширение его ответственности: собственник несет субсидиарную ответственность по долгам субъекта хозяйствования, обладающего имуществом на праве оперативного управления (ст. 39 ч. 3 Закона Украины «О собственности», ст. 77 ч. 7 ХК Украины (казенные предприятия). Объекты права оперативного управления, а также основания и порядок возникновения, изменения и прекращения права оперативного управления являются идентичными соответствующим элементам института права хозяйственного ведения. Право оперативного использования является новеллой ХК Украины, предусматривающей введение нового правового режима целостного имущественного комплекса субъекта хозяйствования в порядке ст.ст. 55 и 138 ХК Украины. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что такой режим не возник на пустом месте. Крупные субъекты хозяйствования и ранее предоставляли широкие полномочия своим обособленным подразделениям, структурным единицам. Примерами могут служить производственные объединения, комбинаты, тресты и концерны, где входившие в них предприятия не обладали статусом юридического лица до принятия Закона Украины «О предприятиях в Украине» от 27.03.91 г. Практически неизменной с середины прошлого века осталась практика хозяйственной деятельности в Украине кредитных и финансовых учреждений, которые осуществляют основную деятельность — операции с денежными средствами не столько по месту центрального органа управления, сколько через филиалы и отделения; то же самое касается предприятий железнодорожного транспорта, почтовой связи, фиксированной телефонной связи, радиосвязи (в т.ч. мобильной связи) и т.п. Крупные субъекты хозяйствования, обладающие географически диверсифицированным производством, часто вынуждены наделять производственные единицы дополнительной хозяйственной компетенцией. Законодательство ЕС и международные налоговые соглашения также выделяют структурную единицу (обособленное подразделение) в качестве самостоятельного субъекта хозяйственных отношений. Некоторые аспекты практики ведения хозяйственной деятельности обособленными подразделениями субъектов хозяйствования — юридических лиц уже нашли свое отражение в действующем законодательстве(Ct.ct. 9, 35, 41 Закона Украины: «О хозяйственных обществах» от Деятельность обособленного подразделения, как правило, является составной частью производственного процесса всего субъекта хозяйствования: (например, цех, контора, шахта, склад и т.п.) в составе производственного предприятия. Бывают и исключения, когда обособленное подразделение осуществляет самостоятельное направление хозяйственной деятельности, не связанное с деятельностью других подразделений субъекта хозяйствования: например, в состав автотранспортного предприятия, оказывающего услуги по перевозке, входит автозаправочный комплекс или гостиница. Зачастую различие в наборе функций обособленного подразделения и головного органа, обладающего статусом юридического лица, представляется формальным: например, филиал банка самостоятельно ведет деятельность, имеет свой бюджет, баланс, счета, собственные финансовые показатели, уплачивает ряд налогов, участвует в распределении прибыли и т.д. Таким образом, несмотря на зависимость от субъекта хозяйствования, целостный имущественный комплекс обособленного подразделения должен обладать определенной автономией, способностью обеспечивать осуществление части функций субъекта хозяйствования. Правовой режим оперативного использования заключается в использовании имущества обособленного подразделения в пределах, определенных субъектом хозяйствования, передающим имущество. Очевидно, субъект хозяйствования, передающий имущество, не может передать больше полномочий, чем имеет сам. Право собственности, право хозяйственного ведения и право оперативного управления однозначно исключены из правового режима имущества обособленного подразделения (ХК Украины, ст. 55 ч. 5), однако фактический режим может ненамного от них отличаться. Современный порядок наделения и учета имущества обособленных подразделений, защиты их имущественных прав требует более подробного закрепления в законодательстве. В настоящее время порядок передачи имущества, объем правомочий и обязанностей обособленного подразделения, его внутрихозяйственная ответственность и иные аспекты правового режима оперативного пользования определяются локальными актами субъекта хозяйствования, в состав которого входит обособленное подразделение. §4 Основные способы защиты вещных прав субъектов хозяйствования В отличие от хозяйственных обязательств вещные права на целостный имущественный комплекс являются жизненно важными для каждого субъекта хозяйствования и охраняются наиболее тщательным способом. Поэтому защита вещных прав субъектов хозяйствования осуществляется, как правило, в судебном порядке. Основными способами защиты вещных прав являются виндикаци-онный и негаторный иски, взыскание убытков, причиненных нарушением вещных прав, признание вещных прав.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |