КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Порядок реализации хозяйственно-правовой ответственности 1 страница
§3 Административные акты не могут устанавливать административно-хозяйственные санкции согласно я. 2 ст. 238 ХК Украины. Однако закон не запрещает устанавливать иные санкции в подзаконных актах или индивидуальных актах управления, обязательных для сторон. Например, в уставе хозяйственного объединения может быть предусмотрен вид и размер санкций, взыскиваемый одним участником объединения в пользу другого при нарушении хозяйственных обязательств. В литературе различаются юридические и фактические основания хозяйственно-правовой ответственности'. Юридические основания — это тот правовой документ, который характеризует определенное поведение субъекта хозяйствования как противоправное и предусматривает за нее форму и размер ответственности. Такими основаниями в хозяйственном праве являются акт законодательства, договор, а также административный акт (например, устав предприятия, положение о филиале, решение Кабинета Министров о создании ПФГ и т.п.). В широком смысле юридические основания охватывают всю совокупность правового материала, существующего в сфере хозяйствования. Ведь нормы законов или условия договоров, которые не обеспечены мерами ответственности за их нарушение, являются «мертвыми», лишаются своей силы. В узком смысле юридические основания затрагивают лишь хозяйственные санкции, наступающие за совершение определенного правонарушения. Характеристике таких санкций посвящены нередко отдельные акты законодательства. Например, Закон Украины «Об имущественной ответственности за нарушение условий подряда (контракта) о выполнении работ на строительстве объектов» от 06.04.2000 г., «Об ответственности субъектов яредпринимательскои деятельности за несвоевременное внесение платы за потребленные коммунальные услуги и содержание придомовых территорий» от 20.05.1999 г., «Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушения в сфере градостроительства» от 14.10.1994 г. В хозяйственных договорах санкции предусматриваются, как правило, в специальном разделе «Ответственность сторон». Фактические основания следует различать по субъекту и объекту. В первом случае речь идет о соответствии правосубъектности двух лиц — правонарушителя и потерпевшего — тем критериям, которые выдвигаются законом в отношении правонарушителя и управомоченной стороны. Например, не могут быть применены санкции к гражданину-предпринимателю согласно Закону «Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушения в сфере градостроительства» от 14.10.94 г. Во втором случае имеются ввиду фактические действия, которые характеризуются законом, договором или административным актом как противоправные. Речь идет о хозяйственном правонарушении. Состав хозяйственного правонарушения следует рассматривать как совокупность элементов, при наличии которых то или иное поведение в сфере хозяйствования считается правонарушением. Необходимо заметить, что в теории и практике хозяйственного права, так же как в гражданском праве, традиционно не выделяются такие элементы состава, как объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона правонарушения, которые свойственны административным проступкам и уголовно-наказуемым деяниям. И дело здесь не только в традициях. В хозяйственном и гражданском праве нет ярко выраженного законодательного деления санкций в зависимости от области посягательства; общественная опасность деяния может лишь теоретически называться в качестве критерия ответственности; применяется принцип презумпции вины правонарушителя, а в ряде случаев — особенно часто в хозяйственном праве — вина вообще не учитывается при применении мер ответственности. Состав хозяйственного правонарушения зависит от формы хозяйственно-правовой ответственности и состоит из четырех элементов: 1) факт противоправного хозяйственного поведения, то есть нарушение нормы закона, условия договора, обязательного для участника хозяйственных отношений планового задания и 2) наличие убытков или иных негативных последствий для потерпевшего (например, невозможность доступа предпринимателем на рынок, подрыв репутации предприятия и т.п.); 3)причинная связь между противоправным поведением нарушителя и причиненным потерпевшему убытками; 4)вина правонарушителя, о которой в хозяйственном праве свидетельствуют два элемента: во-первых, наличие у субъекта хозяйственных отношений реальной возможности действовать правомерно и предупредить наступление негативных последствий (убытков) и, во-вторых, непринятие им всех необходимых мер для недопущения противоправного поведения и предупреждения наступления убытков. Полный состав хозяйственного правонарушения необходим для применения хозяйственных санкций в форме возмещения убытков, опровержения ложных сведений, а также для некоторых административно-хозяйственных санкций, требующих наличия негативных последствий для квалификации правонарушения (например, для применения штрафа за дискриминацию субъектов хозяйствования необходимо доказать невозможность осуществления предпринимателем хозяйственной деятельности), и прямо оговоренных в договоре в качестве условия ответственности. Полный состав хозяйственного правонарушения применяется как исключение. В большинстве случаев для применения хозяйственно-правовой ответственности необходим усеченный состав хозяйственного правонарушения. То есть один лишь факт противоправного поведения презумируется в качестве достаточного элемента применения большинства хозяйственно-правовых санкций. Такое положение не случайно — сложность и многоаспектность хозяйственной деятельности, приобретение прав и обязанностей субъектами хозяйствования преимущественно опосредованно — через свои органы, отсутствие зачастую реальной возможности установить последствия правонарушения и вину правонарушителя, делают неоправданным применение полного состава хозяйственного правонарушения ко всем противоправным действиям. Подобное применение затруднило бы, а в большинстве случаев даже сделало бы невозможным привлечение правонарушителя к ответственности. Например, если необходимым элементом правонарушения в сфере градостроительства сделать наступление вредных последствий, то факты нарушения строительных норм и правил повсеместно оказались бы безнаказанными, так как негативные последствия таких нарушений в основном проявляются не сразу, а через определенное время. Важнейшим элементом состава большинства хозяйственных правонарушений выступает вина правонарушителя. При определении понятия вины следует учитывать правило ч. 3 ст. 614 ГК Украины согласно которому лицо считается невиновным, если докажет, что приняло все зависящие от него меры по надлежащему выполнению обязательства. Аналогичная характеристика виновного поведения может быть дана на основании ч. 2 ст. 218 ХК Украины, хотя и другими словами: «субъект хозяйствования за нарушение хозяйственного обязательства несет хозяйственно-правовую ответственность, если не докажет, что надлежащее выполнение обязательства оказалось невозможным вследствие действия непреодолимой силы». Следует различать презумпцию вины правонарушителя и отсутствие учета вины при применении хозяйственно-правовых санкций. Презумпция вины хозяйственного правонарушителя характерна для большинства договорных хозяйственных обязательств. В то же время лицо вправе доказать отсутствие своей вины в совершении противоправного деяния и освободиться от ответственности. В случае отсутствии учета вины хозяйственного правонарушителя последний не может освободиться от ответственности, доказав отсутствие своей вины. В частности, вина правонарушителя по общему правилу не учитывается при применении административно-хозяйственных санкций, при которых сам факт нарушения правил осуществления хозяйственной деятельности влечет применения мер ответственности. Так, при применении административно-хозяйственного штрафа согласно ст. 16 Декрета КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.93 г. закон связывает применение мер ответственности с одним лишь фактом осуществления расчетов в иностранной валюте без получения соответствующей лицензии НБУ. При этом не может быть принято во внимание, по какой причине правонарушитель не получил такую лицензию. Лишь в случаях, прямо указанных в законе, отсутствие вины правонарушителя является основанием для неприменения к нему административно-хозяйственных санкций. Так, согласно п. 16.5.1 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. за нарушение сроков зачисления налоговых платежей в бюджеты (целевые фонды) по вине банка такой банк уплачивает пеню за каждый день просрочки в размерах, установленных для соответствующего налога, сбора (обязательного платежа). В данном случае вина банка является не только основанием для применения к нему административно-хозяйственных санкций, но и основанием освобождения от таких санкций непосредственного плательщика налогов. При применении хозяйственных санкций в виде взыскания убытков или штрафных санкций отсутствие учета вины допускается как исключение, указанное в законе или договоре. Например, при применении ответственности за нарушение денежных обязательств правонарушитель лишается возможности доказывать отсутствие своей вины. Ведь исполнение денежного обязательства всегда объективно возможно, благодаря заменимости денег как их юридическому свойству. Согласно ст. 229 ХК Украины участник хозяйственных отношений при нарушении им денежных обязательств не освобождается от ответственности ввиду невозможности выполнения. При применении оперативно-хозяйственных санкций вина вообще не подлежит учету согласно ч. 3 ст. 235 ХК Украины. Основанием применения таких санкций является один лишь факт правонарушения (ч. 1 ст. 237 ХК). Порядок реализации хозяйственно-правовой ответственности — совокупность мероприятий и обстоятельств, которые необходимо осуществить и выяснить для применения к правонарушителю хозяйственных санкций. В частности, при реализации мер ответственности, кроме выяснения оснований и состава хозяйственного правонарушения, суд должен учитывать сроки реализации хозяйственно-правовой ответственности, пределы хозяйственно-правовой ответственности, возможность уменьшения размера ответственности, возможность освобождение от ответственности, соблюдение правонарушителем досудебного порядка реализации хозяйственно-правовой ответственности. Сроки реализации хозяйственно-правовой ответственности (срок давности) находят отражение в ст.ст. 223, 250, 322 ХК Украины и ст.ст. 257, 258 ГК Украины, ст. 42 Закона «О защите экономической конкуренции». Для применения хозяйственных санкций в горизонтальных хозяйственных отношениях в виде возмещения убытков и штрафных санкций ХК Украины отсылает к применению общих и сокращенных сроков исковой давности, предусмотренных ст.ст. 257,258 ГК Украины. В то же время нельзя согласиться с мнением авторов1, допускающих возможность применения в сфере хозяйствования более длительных сроков исковой давности, предусмотренных ч.ч. 3 и 4 ст. 258 ГК Украины (пятилетний срок исковой давности по требованиям о признании сделки недействительной под воздействием обмана и насилия, и десятилетний — по требованиям о применении последствий ничтожной сделки). Ст. 223 ХК Украины не двусмысленно указывает на возможность применения лишь общих и сокращенных сроков исковой давности. Поэтому в сфере хозяйствования исковые требования о признании сделки недействительной под воздействием обмана (насилия) и о применении последствий ничтожной сделки подпадают под общий срок исковой давности, установленный ст. 257 ГК Украины в три года. Исключения могут быть предусмотрены самим ХК Украины. Например, исковая давность для требований заказчика по договору подряда на капитальное строительство определяется ст. 322 ХК: от одного года до тридцати лет. Специальная исковая давность, установленная в ст. 258 ГК Украины, делится на сокращенную и более длительную. Сокращенная исковая давность в один год, применимая в хозяйственных отношениях, устанавливается для требований: 1) о взыскании неустойки (штрафа, пени); 2) об опровержении недостоверной информации, помещенной в 3) о переводе на совладельца прав и обязанностей покупателя 4) в связи с недостатками проданного товара; 5) в связи с перевозкой груза, почты. Для административно-хозяйственных санкций ст. 250 ХК Украины предусматривает особые сроки применения. Административно-хозяйственные санкции могут быть применены к субъекту хозяйствования в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня нарушения этим субъектом установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом. Так, Законом Украины «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 г. установлен пятилетний срок давности применения административно-хозяйственных санкций за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции, а за действия, препятствующие Антимонопольному комитету в осуществлении его функций — трехлетний срок. ХК Украины предусматривает пределы хозяйственно-правовой ответственности и порядок уменьшения размера и освобождения от ответственности. В частности, в ст. 219 установлено, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение хозяйственных обязательств либо нарушение правил осуществления хозяйственной деятельности правонарушитель отвечает принадлежащим ему на праве собственности или закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено ХК Украины и другими законами. Так, согласно ч. 7 ст. 77 ХК казенные предприятия несут ответственность по своим долгам лишь в пределах принадлежащих им денежных средств. При недостаточности указанных средств государство в лице органа, в сферу управления которого входит предприятие, несет полную субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия. Аналогичное правило предусмотрено ст. 39 Закона Ук ины «О собственности» для ответственности учреждений (организаций), состоящих на государственном бюджете. Учредители субъекта хозяйствования не отвечают по обязательствам этого субъекта, кроме случаев, предусмотренных законом или учредительными документами о создании данного субъекта. В частности, дополнительная ответственность участников общества с дополнительной ответственностью, полного и коммандитного общества, членов производственного кооператива установлена ст.ст. 80^108 ХК Украины. Аналогичная ответственность возникает у учредителя дочернего предприятия в случае наличия его вины в банкротстве предприятия (п. 7 ст. 126 ХК Украины). Ограничение, уменьшение размера либо освобождение от ответственности хозяйственного правонарушителя допускается как исключение, которое предусмотрено в законе или договоре. Понятия ограничения и уменьшения ответственности (освобождения от ответственности) не тождественны. Ограничение ответственности представляет собой закрепленные в законе или договоре такие рамки размера ответственности для определенного обязательства, которые не зависят от обстоятельств правонарушения. Например, перевозчик отвечает за гибель груза в пределах его стоимости, а упущенная выгода потерпевшего не учитывается (ст. 314 ХК). Аналогичным образом ограничено взыскание упущенной выгоды по договорам на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (ст. 900 ГК).Хотя первый из указанных случаев ограниченной ответственности остро критикуется в литературе, со вторым большинство правоведов согласны — творческий поиск научной деятельности всегда сопряжен с рисками и полная ответственность здесь сдерживала бы научные разработки. В то же время негативным является то, что новый ГК Украины в отличие от ранее действовавших правил допустил ответственность исполнителя НИОКР в размере, превышающем цену работ, то есть в размере реальных убытков (в случае если иное не указано в договоре). Эта новелла противоречит усилиям Украины развивать инновационную экономику. Более правильно, на наш взгляд, было бы ограничить ответственность фактической стоимостью научных работ. Однако не допускается соглашение между сторонами обязательства об ограничении их ответственности, если этот размер определен законом (ч. 5 ст. 225 ХК Украины). Например, за невыполнение обязательства по своевременному приему сельскохозяйственной продукции непосредственно у производителя контрактант уплачивает производителю штраф в размере пяти процентов стоимости непринятой продукции, а также возмещает причиненные убытки, а по скоропортящейся продукции — полную ее стоимость (ч. 2 ст. 274 ХК). В данном случае стороны договора не вправе смягчить негативные последствия санкций по сравнению с указанными в законе. В условиях экономической слабости сельского хозяйства это служит государственной гарантией прав сельхозпроизводителей. В отличие от данных положений ХК Украины для общегражданских отношений ГК Украины предусматривает в аналогичной ситуации ничтожность лишь той сделки, которая отменяет или ограничивает ответственность за умышленное нарушение обязательства (ч. 3 ст. 614 ГК). Уменьшение размера ответственности (освобождение от ответственности) правонарушителя возможно в случае нарушения любого обязательства, но при наличии определенных, указанных в законе обстоятельств. Согласно ч. 3 ст. 219 ХК Украины если правонарушению способствовали неправомерные действия (бездействие) другой стороны обязательства, суд имеет право уменьшить размер ответственности или освободить ответчика от ответственности. Правила ст. 226 ХК Украины допускают право на уменьшение размера убытков. В частности, сторона, которая нарушила свое обязательство или определенно знает, что нарушит его при наступлении срока выполнения, должна незамедлительно сообщить об этом другой стороне. В таком случае она наделяется правом ссылаться на непринятие другой стороной мер по предотвращению убытков и требовать соответствующего уменьшения их размера. Положения ст. 233 ХК Украины уточняют порядок уменьшения размера штрафных санкций. Во-первых, суд имеет право уменьшить размер штрафных санкций в случае, если они чрезмерно высоки по сравнению с убытками кредитора. При этом должно быть принято во внимание: степень выполнения обязательства должником; имущественное состояние сторон, принимающих участие в обязательстве; не только имущественные, но и другие интересы сторон, заслуживающие внимания. Во-вторых, суд может с учетом интересов должника (без учета интересов второй стороны) уменьшить размер причитающихся к уплате штрафных санкций, если нарушение обязательства не причинило убытки другим участникам хозяйственных отношений. Стороны обязательства могут предусмотреть определенные обстоятельства, которые ввиду чрезвычайного характера этих обстоятельств являются основанием для освобождения их от хозяйственной ответственности (форс-мажорные обстоятельства), а также порядок удостоверения факта возникновения таких обстоятельств (например, путем предоставления заключения торгово-промышленной палаты). Основанием освобождения должника от ответственности является просрочка кредитора, когда последний не выполнил действия, до совершения которых должник не мог выполнить свое обязательство, согласно ст.ст. 220 и 221 ХК Украины. Например, предъявление векселя к платежу необходимо для совершения платежа по векселю. Следует учитывать, что применение хозяйственных санкций не освобождает правонарушителя от исполнения обязательства в натуре, кроме случаев, когда иное предусмотрено законом или договором, или управомоченная сторона отказалась от принятия исполнения (ч. 3 ст. 193 ХК Украины). ХК Украины предусматривает требования к досудебному порядку реализации хозяйственно-правовой ответственности (ст. 222 ХК). В отличие от существовавшего ранее порядка, действующий досудебный порядок урегулирование спора — право, а не обязанность потерпевшей стороны. Напротив, для правонарушителя — это обязанность. То есть предъявленная претензия должна быть рассмотрена получателем в месячный срок со дня получения. В противном случае суд при разрешении хозяйственного спора взыскивает в доход государства с виновного лица штраф в размере, установленном ст. 9 ХПК Украины (2% от суммы претензии, но не меньше 5 и не больше 100 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан), а также имеет право возложить на ответчика, допустившего просрочку в ответе на претензию или оставившего ее без ответа, уплаченную истцом государственную пошлину независимо от результатов рассмотрения претензии (ч. 4 ст. 49 ХПК Украины). §4 Хозяйственно-правовые санкции Хозяйственная санкция в форме возмещения убытков являются важнейшей мерой хозяйственно-правовой ответственности. Трудно не согласиться с профессором В. С. Щербиной, что возмещение (компенсация) убытков, которое применяется традиционно «по праву справедливости», является наиболее юридически универсальным и действенным способом правовой защиты потерпевшей стороны в хозяйственных правоотношениях1. Сущность данной санкции отражена в ст. 224 ХК Украины, которая гласит, что участник хозяйственных отношений, нарушивший хозяйственное обязательство или установленные требования по осуществлению хозяйственной деятельности, должен возместить причиненные этим убытки субъекту, права или законные интересы которого нарушены. Под убытками при этом понимаются расходы, произведенные у право моченной стороной, утрата или повреждение ее имущества, а также не полученные ею доходы, которые управомоченная сторона получила бы при надлежащем выполнении обязательства или соблюдении правил осуществления хозяйственной деятельности другой стороной. Научно-правовая отечественная и зарубежная литература, посвященная вопросам взыскания убытков, почти необозрима. Соответствующие исследования проводились представителями науки хозяйственного, гражданского, административного, финансового и иных отраслей права. Как правило, взыскание убытков не являются имущественной санкцией заведомо определенного размера (хотя стороны и могут его заранее согласовать согласно ч. 5 ст. 225 ХК Украины). Именно с этим связывается универсальность ее применения в горизонтальных и в вертикальных отношениях, в договорных и во внедоговорных обязательствах. Будучи закрепленной в законе, такая санкция не нуждается в договорном установлении. Между тем это сложная в применении форма хозяйственно-правовой ответственности: сложно доказать факт причинения убытков и их размеры (убытки могут возникнуть через значительный промежуток времени, отсутствует совершенная методика расчета размера убытков); необходимо доказать наличие всех четырех элементов состава правонарушения — противоправное поведение лица, причинившего убытки, наличие убытков, их состав и размер, причинную связь между противоправным поведением и причиненными убытками, вину нарушителя (если иное не предусмотрено законом или договором)1. Следует учитывать, что понятие «убытки», употребляемое в юриспруденции, несколько отличается от аналогичного понятия, которым оперирует экономическая наука и реальная хозяйственная практика. На это обращал внимание, в частности, В. И. Кофман, отмечая, что убытки как экономическая категория не обязательно возникают в результате правонарушения2, в то время как в качестве категории юридической убытки представляют собой вызываемые неправомерным поведением отрицательные последствия в имущественной сфере потерпевшего3. Иными словами, сумма убытков в договорном праве отражает отрицательную разницу не в стоимости имущества (финансовый результат деятельности) на конец и начало определенного периода (что имеет место в экономике), а между стоимостью имущества, которое принадлежит стороне, потерпевшей от нарушения контрагентом условий договора, в реальной действительности, и предполагаемой стоимостью имущества, которая могла бы иметь место, если бы должник надлежащим образом исполнил свои договорные обязательства. ХК Украины дает более развернутую характеристику состава и размера убытков, чем это делает ГК Украины. В частности, ст. 225 ХК предусматривает, что в состав убытков, которые подлежат возмещению лицом, допустившим хозяйственное правонарушение, включаются: — стоимость утраченного, поврежденного или уничтоженного имущества, определенная в соответствии с требованиями законодательства; — дополнительные расходы (штрафные санкции, уплаченные другим субъектам, стоимость дополнительных работ, дополнительно израсходованных материалов и т.п.), понесенные — неполученная прибыль (утраченная выгода), на которую сторона, понесшая убытки, имела право рассчитывать при над лежащем выполнении обязательства другой стороной; — материальная компенсация морального вреда в случаях, предусмотренных законом. ХК Украины исходит из общего правила о полном возмещении убытков. Исключения из этого общего правила должны быть предусмотрены законом или договором. ХК Украины допускает утверждение Кабинетом Министров Украины методики определения размера возмещение убытков в сфере хозяйствования. До ее утверждения может применяться Временная методика определения размера вреда (убытков), причиненного нарушениями хозяйственных договоров, одобренная Госкомиссией по экономической реформе Совета Министров СССР 21.12.90 г. Состав убытков, которые подлежат возмещению во внутрихозяйственных отношениях, определяется соответствующими субъектами хозяйствования — хозяйственными организациями с учетом специфики их деятельности. В ст. 226 ХК Украины определяются условия и порядок возмещения убытков в сфере хозяйствования. В частности, не подлежат возмещению убытки, причиненные правомерным отказом обязанной стороны от дальнейшего выполнения обязательства. При невыполнении обязательства о передаче индивидуально определенной вещи (вещей, определенных родовыми признаками) управомоченная сторона имеет право требовать отобрания этой вещи (вещей) у обязанной стороны или требовать возмещения убытков. При невыполнении обязательства выполнить определенную работу (оказать услугу) управомоченная сторона имеет право выполнить эту работу самостоятельно или поручить ее выполнение (оказание услуги) третьим лицам, если другое не предусмотрено. законом или обязательством, и требовать возмещения убытков, причиненных невыполнением обязательства. В случае причинения убытков одновременно несколькими участниками хозяйственных отношений каждый из них обязан возместить убытки субъекту, которому причинены убытки, в солидарном порядке в соответствии с требованиями ГК Украины или иного закона. Участник хозяйственных отношений, возместивший убытки, имеет право взыскать убытки с третьих лиц в порядке регресса. Государственные (коммунальные) предприятия при наличии оснований не только вправе, но и обязаны принять меры по взысканию в порядке регресса убытков с других субъектов хозяйствования или взыскать убытки с виновных работников предприятия в соответствии с требованиями законодательства о труде. Особые правила предусмотрены в ст. 229 ХК Украины для возмещения убытков при нарушении денежных обязательств. В частности, участник хозяйственных отношений при нарушении им денежного обязательства не освобождается от ответственности ввиду невозможности выполнения и обязан возместить потерпевшему убытки, а также уплатить штрафные санкции. Для неденежных обязательств, как будет показано ниже, закон предусматривает общее правило о том, что штрафные санкции уменьшают размер убытков. Штрафные санкции являются наиболее распространенной формой хозяйственно-правовой ответственности. Штрафными санкциями в ст. 230 ХК Украины признаются хозяйственные санкции в виде денежной суммы (неустойка, штраф, пеня), которую участник хозяйственных отношений обязан уплатить в случае нарушения им правил осуществления хозяйственной деятельности, невыполнении или ненадлежащем выполнении хозяйственного обязательства. ХК Украины не дает определения неустойки, пени и штрафа, что требует применения ст. 549 ГК Украины. Однако в ст. 231 ХК приводятся общие принципы исчисления штрафных санкций и допускается использование пени для неденежных обязательств. В результате можно констатировать, что в хозяйственных отношениях допускается применение пени за просрочку выполнения любых обязательств, а в гражданских — ограничивается денежными обязательствами. Понятие штрафных санкций (ст.ст. 230—234 ХК) нельзя путать с понятием административно-хозяйственного штрафа (ст. 241 ХК). Административно-хозяйственный штраф применяется уполномоченными органами государственной власти или местного самоуправления, а штрафные санкции — по инициативе иных участников отношений в сфере хозяйствования. Административно-хозяйственный штраф взыскивается в доход государственного или местных бюджетов, а штрафные санкции — в доход частных бюджетов участников хозяйственных отношений. Кроме того, административно-хозяйственный штраф применяется исключительно за нарушение правил осуществления хозяйственной деятельности, установленных в законах Украины. В то же время штрафные санкции могут применяться также за нарушение договорных хозяйственных обязательств и локальных хозяйственных актов.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |